Мастер-класс на тему: «Китайские, индийские методики – Мудры, Сянгун, восточная гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Перфилова Елена Владимировна

Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физ­культурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма сред­ствами физической культуры особое внимание следует уделить физкуль­турно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. В дет­ском саду используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы: спортивные праздники и развлечения; физкультминутки; закаливание; физкультурные занятия; дыхательная гимнастика; утренняя гимнастика; ритмическая гимнастика и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Окружной мастер-класс67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖНОЙ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ

МАСТЕР – КЛАСС

«Эффективные нетрадиционные формы оздоровительной работы в ДОУ»,

 развитие образовательных областей  «Физическая культура», «Здоровье"

Выступление на тему:

«Китайские, индийские методики – Мудры, Сянгун, восточная гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».

Подготовила и провела:

инструктор по

физической культуре

МДОУ № 20 д/с «Ягодка»

 Иванова Е.В.

г. Жигулевск

2011г.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. В детском саду используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы: спортивные праздники и развлечения; физкультминутки; закаливание; физкультурные занятия; дыхательная гимнастика; утренняя гимнастика; ритмическая гимнастика и другие.

Предлагаю вашему вниманию одну из таких форм физкультурно-оздоровительной работы с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий – Мудры, Сянгун: индийских, китайских оздоровительных методик для детей, а также Восточную гимнастику.

Мудры

(упражнения для пальцев рук)

Такие упражнения делали йоги в Древней Индии.

Мудра «жизни» — полезна при утомляемости, придает бодрость и способствует выносливости.

Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединяем вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены.

Мудра «черепаха» — сохраняет энергию, повышает тонус.

Пальцы правой руки переплетаем с пальцами левой. Большие пальцы обеих рук соединяем.

Мудра «поднимающая» — помогает избавиться от простудных заболеваний, болезней горла, кашля, насморка, повышает иммунитет.

Обе ладони соединяем вместе, пальцы скрещиваем между собой, большой палец отставлен и окружен указательным и большим пальцем другой руки.

Сянгун

Направление древнейшей китайской оздоровительной системы цигун. Способствует физической и психологической релаксации. Во время упражнения предложить детям вызывать в своем воображении картинки — мыслеобразы. Детям следует объяснить, что представляемые ими картинки должны быть яркими. Такая работа развивает фантазию и образное мышление.

«Пружинки» — стоя, руки согнуты в локтях перед собой, ладони направлены друг к другу, перпендикулярно к телу. Плавно развести кисти рук в стороны, а затем свести так, чтобы между ладонями оставалось около 5 см. Мыслеобраз — между ладонями находится светящаяся пружинка. Ощущения — тепло, покалывания в ладонях.

«Дракончик» — стоя, руки согнуты в локтях перед собой, ладони соединены, пальцы перпендикулярны к туловищу. Начать плавное, непрерывное движение рук вправо-влево. Туловище неподвижно. Мыслеобраз — представить, что на полянке сидит маленький дракончик, весело помахивает своим хвостиком.

«Горка» — стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой, ладони направлены вниз, пальцы перпендикулярны к туловищу. Начать разводить в стороны и сводить вместе кисти рук. Мыслеобраз — представить разглаживание руками горки из теплого песка.

«Ветерок» — стоя, ладони перед собой и направлены друг к другу, пальцы перпендикулярны к туловищу. Площадь между ладонями равна примерно 10 см. Начать одновременное широкое плавное движение рук вправо и влево, не сближая ладоней, туловище неподвижно. Мыслеобраз — представить, как под дуновением теплого ветерка колышутся листья деревьев.

«Золотой шар» — стоя, руки согнуты в ладонях перед собой, ладони округлены и направлены друг к другу (держат шар). Начать движение рук слева направо, как бы рисуя круг. Мыслеобраз — представить, что в руках находится золотой шар, из которого исходит солнечная энергия.

Восточная гимнастика

Используйте эти упражнения в общеразвивающей части занятия или во время физкультурных пауз.

Для гимнастики не требуется специально организованного места, ее можно проводить в любом помещении, в любой легкой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют, сидя на полу по- турецки или сидя на стуле, а можно и стоя около парты. На физкультурном занятии им рекомендуется быть в свободной физкультурной форме, босиком.

Комплекс гимнастики состоит из пятнадцати постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки. Сложность состоит в координации и согласовании движений разных частей тела. Качество выполнения упражнений оценивается по соблюдению правильной осанки, широте амплитуды движений, по активности и точности выполнения упражнений в заданном темпе. Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, начиная с трехлетнего возраста, но в укороченном варианте. Разучивают его поэтапно, без музыкального сопровождения, в медленном темпе, по 2-3 упражнения, прибавляя новые на следующем занятии. В освоенном виде упражнения хорошо проводить уже под фонограмму.

Возможный вариант «восточной гимнастики» для старших дошкольников.

Все упражнения выполняются сидя по-турецки, поэтому исходное положение (ИП) указываем исключительно для рук.

«Кувшинчик»

Исходное положение: ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх.

Описание упражнений:

1 -2 - поочередно развести руки ладонями вверх, начиная с правой;

3-4 - исходное положение;

5-6 - повторить разведение рук, но ладонями вниз;

7-8 - исходное положение.

Дозировка: 5-6 раз.

Методические указания: дети сидят на полу на расстоянии вытянутых рук. Размещение свободное.

«Листочки»

Исходное положение: руки вверху.

Описание упражнений:

1-8 - одновременные круговые вращения двумя руками и кистями вправо (полный круг);

9-16 - повторить то же влево.

Дозировка: 3-4 раза.

Методические указания: мышцы рук напряжены, а кисти расслаблены, следить за правильной осанкой. Образ - ветерок колышет листочки (руки).

«Шарфик»

Исходное положение: руки вытянуты вперед.

Описание упражнений:

1-4 - медленно поднимать (попеременно или одновременно) руки вверх с волнообразными движениями кистями;

5-8 - то же с перемещением рук вниз.

Дозировка: 30-40 секунд.

Методические указания: кисти рук максимально расслаблены.

«Цветочки-лепесточки»

Исходное положение: руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперед, левая - сжата в кулак.

Описание упражнений:

1 -2 - поочередно и медленно сжимать кисти в кулаки и разжимать,

1-2-3-4 - то же упражнение выполняется вдвое быстрее.

Дозировка: 30 секунд.

Методические указания: четкая смена темпа в двух частях упражнения.

 «Китайский веер»

Исходное положение: руки согнуты в локтях на уровне лица, ладони обращены вперед, пальцы сжаты в кулаки.

Описание упражнений:

1-4 - поочередные круговые веерообразные движения пальцами, начиная от мизинца;

5-8 - повторить в обратном направлении.

Дозировка: 5-6 раз.

Методические указания: выполнять с полной амплитудой движений пальцами. Образно раскрываем китайский веер (пальцы), закрываем.

«Змея»

Исходное положение: ладони обеих рук сложены вместе пальцами вперед.

Описание упражнений:

1 -4 - змеевидные движения двумя руками вперед;

5-8 - вверх;

9-12 - вправо;

13-16 - влево.

Дозировка: 2 цикла.

Методические указания: кисти не разъединять, держать симметрично.

«Птичка и птенчики»

Исходное положение: руки согнуты в локтях ладонями вперед, пальцы широко расставлены.

Описание упражнений:

1 - 4 - пальцы от указательного до мизинца (птенчики) поочередно касаются большого (птички);

5-8 - повторить в обратном направлении.

Дозировка: 4 раза.

Методические указания: сначала в медленном темпе разучить упражнение без музыкального сопровождения. Образ птичка (большой палец) кормит птенчиков.

«Фонтанчик»

Исходное положение: руки с переплетенными пальцами находятся перед грудью ладонями вниз, локти вниз, слегка разведены.

Описание упражнений:

1 -4 - руки постепенно поднимаются вверх с попеременными движениями кистями вправо-влево, пальцы не размыкать.

5-8 - руки опускаются вниз.

Дозировка: 2-3 раза.

Методические указания: ладони обращены все время вниз. Полностью выпрямлять руки     в локтях в положении вверху и внизу.

«Волна»

Исходное положение: руки в положении упражнения «Фонтанчик».

Описание упражнений:

1 - 4 - круговые волнообразные движения соединенными кистями вправо;

5-8 - влево.

Дозировка: 2 цикла.

Методические указания:  выполнять с широкой амплитудой движений в плечевом поясе.

«Деревцо»

Исходное положение: руки в положении упражнения «Фонтанчик», но локти соединены.

Описание упражнений:

1 - 4 - круговые вращения соединенными кистями вверх;

5-8 - вниз.

Дозировка: 30 секунд.

Методические указания:  локти не разъединять.

«Парус и лодочка»

Исходное положение: пальцы переплетены перед грудью, ладони внутрь (к себе), локти в стороны.

Описание упражнений:

1 - легким поворотом туловища движение рук ладонями наружу вправо;

2 - исходное положение;

3 - то же влево;

4 - исходное положение;

5 - руки ладонями вперед;

6 - исходное положение;

7 - то же вверх;

8 - исходное положение.

Дозировка: 4 раза.

Методические указания: Действовать, плавно прогибая и сжимая пальцы. Образ - ветерок подул с левой стороны - парус надулся вправо.

«Натянутый лук»

Исходное положение: руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены.

Описание упражнений:

1-8 – пружинящие движения руками назад.;

Дозировка: 2 раза.

Методические указания: активно прогнуться в спине.

 «Солнышко вращается»

Исходное положение: руки вверху ладонями наружу, пальцы переплетены.

Описание упражнений:

1-4 - вращение руками и туловищем вправо;

5-8 - влево.

Дозировка: 2-3 раза.

Методические указания: выполнять с широкой амплитудой движения в пояснице.

«Стекло»

Исходное положение: руки согнуты в локтях перед лицом, ладони вперед.

Описание упражнений:

1 -2 - попеременные движения ладонями вверх, прикасаясь к воображаемому стеклу;

3-4 - то же вниз;

5-6 - вправо-влево;

7-8 - исходное положение.

Дозировка: 30-40 секунд.

Методические указания: обратить внимание детей на положение кистей в одной плоскости. Спина прямая.

«Принцесса Востока»

Исходное положение: руки согнуты в локтях на уровне шеи ладонями вниз, пальцы переплетены.

Описание упражнений:

1-2 - движения головой вперед-назад;

3-4 - вправо-влево;

5-8 - по кругу.

Дозировка: 30 секунд.

Методические указания: плечи неподвижны, спина прямая, «работают»

только мышцы шеи и головы.

Используемая литература:

  1. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Воронеж, 2007г.
  2. Журнал «Инструктор по физической культуре», № 1, 2010г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс « Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста».

АКТУАЛЬНОСТЬ.                 Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным...

Перечень упражнений с использованием методики А.И.Бурениной для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Данная программа определена использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей,  позволяющие насытить дополнительное обр...

Методическая разработка "Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста"

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физ...

Мастер-класс для воспитателей с фрагментом открытого просмотра на тему: «Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

В моем мастер-классе я познакомлю с элементами здоровьесберегающих технологий и помогу раскрыть их значение в работе по сохранению здоровья дошкольников....

Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....

Мастер-класс с родителями "Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс с родителями "Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста"...

Мастер класс для педагогов ДОУ «Использование координационной (скоростной) лестницы в свободной и регламентированной деятельности с детьми дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25254021","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25254024","attri...