Главные вкладки

    Перечень упражнений с использованием методики А.И.Бурениной для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
    материал по логопедии на тему

    Захратуллаева Зуля Руслановна

    Данная программа определена использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей,  позволяющие насытить дополнительное образование детей положительными эмоциями, увеличить их двигательную активность, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. 

    Ритмика помогают творчески реализовать потребность в двигательной активности, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_a.i._bureninoy.docx21.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перечень упражнений с использованием методики А.И.Бурениной для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

    Данная программа определена использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей,  позволяющие насытить дополнительное образование детей положительными эмоциями, увеличить их двигательную активность, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. 

    Ритмика помогают творчески реализовать потребность в двигательной активности, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

    Программа дает возможность осуществлять развитие эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движениях ее характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности. Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.

    С 1998 года педагогам предоставляется право выбора образовательной программы. Существует несколько программ по танцевально-ритмической гимнастике.

    К одной из таких методик относится программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

    В основе работы технология А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и репертуарные сборники Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика». Нетрадиционные виды упражнений представлены: пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Игру-путешествие (сюжетное занятие) предлагается взять за основу построения занятия, так как она включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. 

    Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

     Цели и задачи рабочей программы

     Цель программы «Ритмическая мозаика» – развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Технология нацелена на общее, психическое, духовное и физическое развитие детей от четырех лет. 

    Исходя из целей данной программы, педагогом ставится следующие задачи:

    Развитие музыкальности. 

    - Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;

    - Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);

    - Развитие музыкальной памяти.


     Развитие двигательных качеств и умений:

    -Развитие ловкости, точности, координации движений;

    - Развитие гибкости и пластичности;

    - Формирование правильной осанки, красивой походки;

    - Воспитание выносливости, развитие силы;

    - Развитие умения ориентироваться в пространстве;

    - Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;


    Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

    Развитие творческого воображения и фантазии;

    Развитие способности к импровизации в движении.


    Развитие и тренировка психических процессов:

    Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

    Тренировка подвижности нервных процессов;

    Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.


    Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:

    Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

    Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

    Содержание программы дополнительного образования «Ритмическая мозаика». Сущность танцевально-ритмической гимнастики заключается в восприятии детьми музыки через движения, с целью укрепления здоровья, развития музыкально-эстетических чувств, двигательных качеств и умений, познавательного интереса, творческого воображения, психических процессов.

    Современные методики к организации занятий танцевально-ритмической гимнастикой с дошкольниками предполагают:

    - Включение в занятия по ритмике нетрадиционных средств физического воспитания;

    - Использование интенсивных методов обучения – выполнения большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка;

    - Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку;

    - Выбор оптимальной системы занятий;


    Содержание программы по ритмике определяют следующие разделы:

    игроритмика;

    танцевально-ритмическая гимнастика;

    пальчиковая гимнастика;

    строевые упражнения;

    игровой самомассаж;

    музыкально-подвижные игры;

    креативная гимнастика;

    элементы хореографии;

    образно-игровые движения (упражнения с превращениями);


    «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

     

    «Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов.

    Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения 

    «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.
    Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. 

    «Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов. 

    «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике 

    «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

    Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

    «Элементы хореографии». Они используются с целью развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и культуры движений. 

    «Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.

    Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:

    - знакомые детям животные и птицы;

    - интересные предметы;

    - растения и явления природы;

    - люди, профессии. 


    Так же программа дополнена следующими разделами: 

    «Музыкально-ритмические рисунки» (тренаж). Подобные упражнения включаются в начало занятий, т.к. их исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого настроения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать те или иные танцевальные движения. 

    «Парные и круговые пляски». Самый незаменимый материал для проведения развлечений, утренников, новогодних «елок» и т.п. Предлагаемый репертуар также отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста, универсальностью с точки зрения включения в любую праздничную программу. 

    «Сюжетные и характерные танцы». «Танцы-игры» Это готовый репертуар для детских праздников. Эти танцы отличаются доступностью, легкостью освоения детьми с разной подготовкой. Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении данного репертуара детьми, важно обратить внимание на выразительность мимики и движений. 


    Комплекс упражнений коррекционной ритмики в работе с детьми дошкольного возраста (на занятии, во время коррекционного часа)

    «Кузнечик» - внимание, интерес.

    Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

    Выразительные движения: шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.

    «Два клоуна» - удовольствие, радость.

    Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

    Выразительные движения: голова откинута, рот широко раскрыт, губы растянуты в улыбке, брови приподняты, глаза слегка прищурены.

    Данные технологии помогают мне вызывать у детей позитивный настрой, желание общаться, вместе переживать положительные эмоции.

    Очень важно, чтобы занятие проходило эмоционально, в игровой форме. Ребенок, с раннего детства погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет меньше подвержен стрессам и разочарованиям.

    Рекомендую использовать данные технологии музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений любого вида и типа, учителям, психологам, педагогам дополнительного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

    Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...

    Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

    Цель: снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой, коррекция агрессивности.Задачи:•      учить детей осознавать собственную значимость в...

    ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

    На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

    Дыхательные упражнения как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

    Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, также работающим в группах компенсирующей направленности....

    Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста по развитию внимания и произвольности (Арцишевская И.Л., Колесникова Е.В.)

    Данная игровая технология позволяет повысить уровень развития внимания и произвольности у детей дошкольного возраста...

    Мастер – класс «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста».

    Задачи:— Развитие мелкой моторики рук— Развитие мышления— Развитие внимания и памяти— Развитие сенсорных способностей (умения различать цвета; находить цвет по образцу и по  словесному обозначени...