статья
статья по физкультуре

применение координационной (скоростной) лестницы доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesenka_posobie.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Применение

координационной (скоростной) лестницы в ДОУ

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует - пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо.

Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.

По мнению многих ученых переедание и гиподинамия приводят к ускоренным изменениям в организме дошкольника, в первую очередь увеличению веса и роста. При этом внутренние органы отстают в своем развитии. Как следствие возникают разного рода отклонения и заболевания.

В соответствии с ФГОС основными задачами физической культуры в дошкольном учреждении является укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, обучение детей жизненно необходимым двигательным навыкам. Физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости, равновесия, с правильным выполнением основных движений: ходьба, бег, прыжки, повороты в разные стороны, не нанося ущерба растущему организму.

На физкультурных занятиях в нашем детском саду стала использоваться координационно (скоростная) лестница. Это позволило разнообразить занятия по физкультуре в зале и на улице.

Актуальность:

Координационная лестница - тренажёр, позволяющий развивать скоростные навыки при выполнении движений на коротких дистанциях, для развития маневренности, силы, выносливости, координации движений. Скоростная лестница - инвентарь легкий в хранении и транспортировке. Удобство и оперативность в подготовке к занятиям и сборка в конце, с этими задачами могут справиться даже дошкольники. Ее можно использовать на занятиях в зале и на уличной площадке.

Применение ее в детском саду имеет большие возможности: от изучения различных видов движений до использования в играх и эстафетах, как основного или вспомогательного инвентаря.

Цель и задачи работы по обучению детей упражнениям с использованием координационной (скоростной) лестницы

Цель: Развитие координационных способностей и ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Оздоровительные:

  • Способствовать укреплению связочно-суставного аппарата, развитию всех групп мышц.
  • Содействовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов.
  • Развитие двигательных качеств (быстроты, силы, координационных способностей-ловкости).

Образовательные:

  • Познакомить детей с координационной лестницей, как способ активного отдыха.
  • Научить детей выполнять упражнения, играть в подвижные игры с использованием координационной лестницы.
  • Формировать основные, жизненно важные, двигательные умения и навыки с использованием координационной лестницы.
  • Развивать у детей чувство ритма.

Воспитательные:

  • Содействовать умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
  • Воспитывать интерес и потребность к систематическим занятиям физической культурой с использованием координационной лестницы.

К концу года дети могут:

  • Выполнять основные виды движений
  • Играть в подвижные игры с использованием координационной лестницы (все группы)
  • Выполнять серию упражнений с использованием карточек, использовать их в самостоятельной деятельности (старший возраст)

Характеристика координационной (скоростной) лестницы

Координационные (скоростные)лестницы тренируют, как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, которые образуют каркас опорно-двигательного аппарата. Мышцы каркасные труднее всего тренировать, т. к. это глубокие мышцы, и ограниченное количество видов упражнений способно их задействовать. Лестница сконструирована таким образом, чтобы улучшить владение телом и увеличить скорость ног. Существует несколько вариантов лестниц. В детском саду используется плоская координационная (скоростная) лестница. Лестница состоит из строп 4, 6, 8, и т. д. гибких пластиковых поперечных перекладин, которые абсолютно плоские по отношению к земле. Для детей дошкольного возраста размер ячейки равен 37x37 для выполнения упражнений. Для ползания, подлезания, метания размер ячейки равен 40x40 и более. Количество ячеек в лестнице не более 10. Также существуют разновидности лестниц сдвоенных, облегчённых, с соединительными крепежами для наращивания длины или составления крест-накрест.

Особенности организации занятий и выполнение упражнений с использованием координационной (скоростной)лестницы.

Применение координационной (скоростной)лестницы в ДОУ:

  • утренняя гимнастика
  • занятия по физической культуре
  • самостоятельная деятельность детей в группе на прогулке
  • физкультминутки, развлечения

Прежде чем приступить к выполнению упражнений на координационной (скоростной) лестнице следует провести небольшой инструктаж:

  • правильная постановка ног, выполнение упражнений в спортивной обуви помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов.
  • не наступать на планки лестницы.
  • начинать медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений. Правильная техника важнее, чем скорость.
  • начинать выполнять упражнение, когда первые три клетки будут свободны. При выполнении упражнения дистанция 1-З клетки (зависит от упражнения). Начинать выполнять упражнение с прыжками через клетки после выполнения впереди стоящего ребенка двух прыжков.
  • обязательно разминаться перед выполнением упражнений.
  • лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обоих концов лестниц и по обе стороны от них.
  • избегать утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног.

Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала нужно выполнять упражнение технически правильно, а потом можно увеличивать темп или усложнить при выполнении этого упражнения, добавляя упражнения для рук, со спортивным инвентарем.

Работа руками:

При выполнении упражнений на координационной (скоростной) лестнице, работа руками так же важна, как и работа ногами. Невозможно бежать, двигая ногами с одной скоростью, а руками - с другой. Скорость должна быть одинаковой, соответственно, руки нужно тренировать одновременно с ногами и желательно с необходимой амплитудой. В более сложных упражнениях, где движения направлены в разные стороны, но ноги работают поочередно как при беге, более активная работа руками помогает «поймать» ритм и делает выполнение упражнения проще. В отдельных упражнениях руки являются балансиром, позволяющим выполнять упражнения более резко и активно. С висящими руками или с зажатыми в кулаки на уровне груди никакого балансира не будет. Практически все изменения направления движения связаны с понижением центра тяжести. Следует стараться делать эти упражнения не на, прямых ногах, а на согнутых, спину всегда держать прямо, выполнять упражнение с поднятой головой, смотреть не вниз, а перед собой. Выполнение упражнений, на этапе совершенствования можно выполнять под музыку. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, задает ритм и темп движениям.

На занятиях по физической культуре координационную (скоростную) лестницу можно применять начиная с младшей группы для формирования основных двигательных умений и навыков. В подготовительной к школе группе добавляются упражнения на развитие координации. Занятия могут проводиться поточно, по группам. В подготовительной к школе группе при выполнении основных видов движения поточно, упражнения на координацию движения выполняются первыми. Дети, которые хорошо справляются с заданием встают первыми, кто плохо последними. Это нужно для того, чтобы не было затора при выполнении упражнения и помочь ребенку правильно выполнить его. При выполнении упражнений в подгруппах можно применить дифференцированный подход. Дети в группах могут подбираться по уровню здоровья или по уровню физической подготовленности. На занятиях по физической культуре и самостоятельной деятельности в группе или на прогулке можно использовать фото упражнения или карты-схемы, которые выступают в качестве наглядных опорных сигналов для детей.

Методические рекомендации по использованию координационной (скоростной)лестницы в ДОУ

На первом занятии с использованием координационной (скоростной) лестницы следует провести инструктаж. Перед каждым последующим занятием по физической культуре детям нужно напоминать:

  • какая должна быть дистанция при выполнении упражнения.
  • наступать на пластины лестницы нельзя.
  • при выполнении упражнений спину держать прямо.

На занятиях по физической культуре «скоростную (координационную) лестницу» можно применять в водной, основной и заключительной части занятия. Основным принципом планирования занятий с использованием координационной (скоростной) лестницы является постепенное усложнение упражнений. Младшая, средняя и старшая группы выполняют основные виды движений с применением координационной (скоростной) лестницы по возрасту. Если ребёнок на свой возраст выполняет упражнение правильно, можно его усложнить. Если он и в этом случае выполняет упражнение хорошо, можно дать ему упражнение из следующей возрастной категории и.т.д. Подготовительной к школе группе можно добавить упражнения на развитие координации движения.

Применение координационной (скоростной) лестницы служит прекрасным дополнением к занятиям по физической культуре и использовании её в самостоятельной деятельности в группах. С помощью лестницы развиваются такие качества как сила, быстрота, координация движения, развитие глазомера при метании в цель. Успех от занятий по физической культуре будет только в том случае, если они будут разнообразными.

Варианты применения координационной (скоростной)лестницы

в ДОУ.

Старшая группа

Конспект занятия

Задачи:

1. Учить согласовывать свои движения с движениями других детей в ходьбе «Змейкой».

2. Развивать подвижность голеностопных суставов при выполнении беговых упражнений.

3. Развивать координацию движений и равновесие при выполнении прыжков на двух ногах боком, ползания на низких четвереньках, ходьбе по гимнастической скамейке, перешагивая предметы.

Содержание

Дозировка

Методические указания

1. Вводная часть.

1. Построение в шеренгу

2. Ходьба на носках, на пятках,

Перекатом с пятки на носок (подготовительное упражнение для беговых упражнений)

3. Бег, выполняя беговые упражнения

4. Перестроение для выполнения ОРУ:

5. ОРУ для развития координации К № 1 (с веревочкой)

2. Основная часть.

1. Построение в шеренгу

2. Ходьба «Змейкой»

3. Бег с использованием координационной лестницы

4. ОВД:

- ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая предметы

- прыжки на двух ногах правым и левым боком

- ползание на низких четвереньках по ограниченной площади опоры

5. Игровое упр. «По местам» с использованием координационной лестницы

3. Заключительная часть.

1. Построение в шеренгу

2. МПИ «Зеркало»

10-12 мин

30 сек

1,5 мин.

2 мин.

1 мин

5-7 мин

10-12 мин

30 сек

1,5 мин

2 мин.

4-6 раз

2-3 раза

3- 5 мин.

   

Самостоятельно

Внимание осанке

Внимание постановке стопы

В 2 колонны в движении

Развитие координации

Поточно

Внимание на мягкое приземление

Внимание на согласование работы рук и ног

С усложнение для развития равновесия

Самостоятельно

Парами

Игровое упражнение «По местам»

Ход упражнения: Играющие стоят в своих домиках (координационная скоростная) лестница. Задание: запомнить свое место. На первый сигнал все разбегаются. На второй сигнал каждый ребенок должен найти своё место и встать. Педагог отмечает детей, которые быстро и правильно справилась с заданием. Игра повторяется 2-3 раз

Беговые упражнения

координационная (скоростная) лестница лежит на полу

1. «Обычный бег» И.п. - стоя, лицом к лестнице, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперёд. Бег: правой ногой в первую клетку лестницы, левой ногой во вторую клетку лестницы. Выполнять упражнение до конца лесенки.

2. «Лошадка» (быстрая). И.п.- стоя, лицом к лестнице, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперёд. Бег с высоким подниманием колен: правой ногой в первую клетку лестницы, левой ногой во вторую клетку лестницы. Выполнять упражнение до конца лесенки.

3. «Зебра» (быстрая). И.п.- стоя, правым боком к лесенке, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперёд. Бег с высоким подниманием колен: правой ногой в первую клетку лестницы, левой ногой в первую клетку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге). Выполнять упражнение до конца лесенки.

4. «Мышка» (быстрая). И.п. - стоя, лицом к лестнице, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперед. Бег: правой ногой в первую клетку лестницы, левой ногой в первую клетку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге). Выполнять упражнение до конца лесенки.

5. «Журавль» И.п.- стоя, лицом к лестнице, ноги на |ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперёд. Бег, выбрасывая прямые ноги вперёд: правой ногой в первую клетку лестницы, левой ногой во вторую клетку лестницы. Выполнять упражнение до конца лесенки.

6. «Аист». И.п.- стоя, лицом к лестнице, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперёд. Бег, сильно сгибая ноги назад: правой ногой в первую клетку лестницы, левой ногой во вторую клетку лестницы. Выполнять упражнение до конца лесенки.

Список используемой литературы:

  1. Физкультурные занятия в детском саду. Младшая группа. Пензулаева Л.И. -М , : Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. Пензулаева Л.И. - М, Мозаика-Синтез, 2015.
  3. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Пензулаева Л.И. М, Мозаика-Синтез, 2015.
  4. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. Пензулаева Л.И.-М, Мозаика-Синтез, 2014.
  5. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7лет.-М. Мозаика-Синтез,2011 Сборник подвижных игр ля занятий с детьми 2-7 лет. Э.Я. Степаненкова.-М,; Мозаика-Синтез, 2016.
  6. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.-М. Мозаика-Синтез,2016
  7. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогв дошкольных учреждений.-М. Мозаика-Синтез,2009
  8. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/Алан Пирсон, Дэвид Хокинс; пер. с английского Л.И. Заремской. - М.: АСТ: Астрель. 2011. - 320 с.,
  9. Развитие координационных способностей у дошкольников. Лях.В.И.-ООО Издательство «Спорт»,2016.
  10. Развивать координационные способности. Лях В.И., Панфилова Н.В.// Дошкольное воспитание.-1991.-№7.-с. 16-19.
  11. Координационные способности: диагностика и развитие.-Лях В.И.- М.:ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
  12. Развитие координации движения в детском саду и начальной школе. Патрикеев А.Ю.- 18ВК 978-5-4474-6146-1-Создано в интеллектуальной издательской системе Шдего, 2017.
  13. Руководство к использованию скоростной лестницей, 2013. – 15 с., иллюстрации.
  14. Интернет ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=3kMcgnlSQlM

https://www.youtube.com/watch?v=KV-ADJFDCIQ

https://www.youtube.com/watch?v=b1AuidJg7F8

https://www.youtube.com/watch?v=SDlDvn0tdUc

https://mdoy.pro/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...