«Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры».
материал для подготовки к егэ (гиа) по физкультуре (подготовительная группа)

Бармина Екатерина Владимировна

Каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым, когда выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет радость. Но в связи с ухудшением экологического состояния природной среды, загруженностью человека на работе, развитием промышленности, человек уже  не может ощущать себя здоровым. В связи с этим ухудшается состояние здоровья человека, увеличивается рост заболеваний. Но каждый из нас должен и может поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни. Это достигается соблюдением определенного режима труда и отдыха, рациональным питанием, отказом от вредных привычек, но прежде всего- регулярной физической активностью и соблюдением здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie1.barmina_e.docx49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

ГАПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

«Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры».

Контрольная работа по ОГСЭ.05 Физическая культура

Бармина Екатерина Владимировна

Курс: 1

Группа: 11-в

Форма обучения: заочная

Преподаватель: Большакова С.А

Ирбит

2020

Оглавление

Введение………………………………………………………………………............

3

Глава 1. Социальные основы физической культуры…………………….................

5

1.1.Основные понятия………………………………………………………………...

5

1.2.Семья и здоровье………………………………………………………………….

5

1.3.Здоровый образ жизни……………………………………………………............

7

Глава 2.Биологические основы физической культуры…………………………….

12

2.1.Гипердинамия……………………………………………………………………..

12

2.2. Дыхательная система…………………………………………………………….

13

2.3. Сердечнососудистая система……………………………………………............

14

Глава 3. Психологические основы физической культуры…………………............

16

3.1. Предстартовая лихорадка ……………………………………………………….

16

3.2. Стресс………………………………………………………………………...…...

16

Глава 4.Физиологические основы физической культуры………………….............

18

4.1.Предмет физиологии……………………………………………………………...

18

4.2.Связь общей физиологии с физиологией физических упражнений и спорта……………………………………………………………………………….....

20

Заключение……………………………………………………………………............

22

Список литературы…………………………………………………………………...

25

Введение

Каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым, когда выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет радость. Но в связи с ухудшением экологического состояния природной среды, загруженностью человека на работе, развитием промышленности, человек уже  не может ощущать себя здоровым. В связи с этим ухудшается состояние здоровья человека, увеличивается рост заболеваний. Но каждый из нас должен и может поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни. Это достигается соблюдением определенного режима труда и отдыха, рациональным питанием, отказом от вредных привычек, но прежде всего- регулярной физической активностью и соблюдением здорового образа жизни.

 "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»- древнее изречение Гиппократа, в наш век проникло во все сферы деятельности научно-технического прогресса, становится в высшей степени актуальным.

 Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей.

В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путем "от болезни к здоровью" превращаясь все более в чисто лечебную, госпитальную.

Биологическая программа развития человека определяет строение и физиологические особенности человеческого организма. Она формировалась в процессе длительной эволюции. Материальным носителем биологической программы являются хромосомы, которые передаются человеку от его родителей.

Социальная программа развития - это формирование личности человека под влиянием окружающих его условий и людей. Социальную сущность человека составляют такие качества, как мораль, совесть, долг, образование, культура и др. Социальная программа подготовлена общественно-историческим развитием человеческого общества и не передается по наследству. Каждый человек в течение жизни осваивает ее постоянно, находясь в обществе людей. В процессе этого формируется и внутренняя позиция человека, его отношение к воздействию внешних условий.

Внешние природные и социальные условия, с которыми человеческий организм находится в постоянном взаимодействии, могут оказывать на него как полезные, так и вредные воздействия.

Однако без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов, систем и всего организма, особенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности невозможно правильно организовать процесс совершенствования человека. 

Объект исследования: процесс развития «Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры.

Целью данной работы является изучение социально-биологических и психофизиологических основ физической культуры.

Задачи исследования:
– рассмотреть социальные основы физической культуры;
– определить биологические основы физической культуры;
– рассмотреть психологическую подготовку;
– изучить физиологические основы физической культуры.

Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы.

Глава 1.Социальные основы физической культуры

1.1.Основные понятия.

Естественно - научные, социально-биологические основы физической культуры - это комплекс медико-биологических, гуманитарных и социальных знаний, в первую очередь по анатомии, физиологии, морфологии, биологии, гигиене, педагогике, психологии, культурологии, социологии, медицине, на достижениях которых базируется теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки.

Организм человека - это единая сложная высокоорганизованная биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с изменяющимися условиями окружающей среды и обладающая способностью саморегуляции и саморазвития, а именно, способностью к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации и совершенствованию механизмов управления биологическими процессами.

Функциональные системы организма - это группы органов, обеспечивающие протекающие в них согласованные процессы жизнедеятельности. К ним относятся нервная, кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная (железы внутренней секреции), сенсорная (органы чувств), половая и иммунная система. Они осуществляют свои функции в теснейшем взаимодействии.

Нервная система - одна из важнейших систем, которая обеспечивает координацию всех протекающих в организме человека процессов и взаимосвязь организма и внешней среды.

1.2.Семья и здоровье

Здоровье семьи – это, несомненно, здоровье всех членов семьи. Но начало здоровым переменам в семейном образе жизни, конечно же, принадлежит женщине. Кому, как ни нам, хранительницам домашнего очага, в первую очередь необходимо заботиться о здоровье своей семьи и о своем тоже.

Здоровье семьи зависит от множества факторов. Какой образ жизни ведет семья, такое и здоровье этой семьи.

Необходимо воспитывать полезные привычки и избавляться от вредных, приучая своих детей с ранних лет вести здоровый образ жизни. В свою очередь, наши дети приучат своих детей заботиться о своем здоровье. Результат здорового образа жизни скажется на всех членах семьи. И внешность станет лучше, и стройность придет незамедлительно, дети будут меньше болеть, будут активными.

Правильное питание как основа здоровья семьи. В основе здоровья, несомненно, лежит здоровое рациональное питание. В семье здоровье начинается именно с того, что мы едим. Какие вещества поступают в наш организм и кровью разносятся ко всем органам, так и работать будет каждая система нашего организма.

-Старайтесь, чтобы хотя бы дома (на работе, в школе мы не можем употреблять на все 100% правильную пищу) готовить полезную еду, которая обеспечит всех членов вашей семьи энергией, полезными веществами, витаминами.

-Старайтесь питаться не менее 4-х раз в день, не перекусывайте на ходу.

-Обходите стороной фастфуды и любую быструю еду.

-Включайте в рацион каши, кисломолочные продукты, овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, сухофрукты, мясо и рыбу.

-Ограничьте употребление кондитерских изделий. Не переедайте, но и не голодайте.

-В периоды эпидемий и холодную сырую погоду большее внимание уделяйте профилактике и включайте в рацион лимоны, чеснок, клюкву, шиповник. Вы сохраните здоровье семьи, простудные заболевания обойдут вас стороной.

Психоэмоциональное состояние в семье – это один из главных критериев здоровья. Дети, которые выросли и воспитаны в любви намного здоровее тех, кому не хватило семейного тепла, внимания, понимания. Родители часто кричат на своих детей, требуют от них того, что они еще не могут или не понимают. Бывает так, что часто болеющий ребенок, попадая в другую атмосферу, отличную от той, которая царит в его семье, быстро идет на поправку.

Стрессы сильно ослабевают иммунитет, приводят к желудочно-кишечным и сердечно - сосудистым заболеваниям. Без стрессов не обойтись, но надо свести их к минимуму, а детей стараться и вовсе от них оградить.

Вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем, не говоря уже о наркотиках, несут непоправимый ущерб здоровью. Дети часто перенимают от родителей не только хорошие поступки, но и плохие. В семье, где все члены ведут здоровый образ жизни, вероятнее всего здоровье детей будет в полном порядке.

Необходимо распределять правильно свое время: и поработать в меру и отдохнуть для восполнения сил. Здоровье семьи во многом зависит от нас с вами. Давайте не будем разрушать его своими руками.

                                           1.3.Здоровый образ жизни. 
Активный образ жизни. Движение – жизнь, известная всем фраза. И это не просто слова, это действительно так. Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям и нехватке кислорода в органах. Поэтому с малых лет приучайте своих детей к элементарной зарядке, приучайте их с детства к труду. Пусть они помогают по хозяйству. Старайтесь проводить выходные все вместе на природе: летом прогулки по паркам, умеренная работа на даче, зимой прогулки по лесу, катание на лыжах, просто больше ходите пешком.

Пусть ваши дети посещают, по возможности, спортивные кружки, занимаются плаваньем. Самое главное меньше лежите на диване перед телевизором или сидите перед компьютером. Это уж точно здоровью семьи не поможет.

Несомненно, проблема формирования культуры здоровья населения

актуальна, своевременно и достаточно сложна. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановленное "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения" показывает беспокойство государства за будущее страны. Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы, оказывающие на него влияние:

от человека, от образа жизни (50%)

от наследственных факторов (20%)

от экологии (20%)

от работы учреждений здравоохранения (10%)

Как видно из результатов научных исследований, основным фактором сохранения здоровья является образ жизни, а именно "здоровый образ жизни".

Здоровье человека зависит от трех основных взаимозависимых и гармонично действующих факторов:

Физическое здоровье - это  естественное состояние организма, 
обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. 
Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека 
(система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит  от состояния головного мозга, оно 
характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и 
памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Образ жизни позволяющий  сохранить до глубокой старости все  эти три вида: физическое, нравственное и психическое называется здоровым образом жизни. То есть получается здоровый образ жизни – активная деятельность людей, направленная на сохранение, улучшение здоровья и основанную на выполнении норм, правил и требований личной  общей гигиены. Поэтому здоровый образ жизни тесно связан с физической культурой и спортом.

Структура здорового образа жизни должна включать следующие  факторы:

*Оптимальный двигательный режим;

*Тренировку иммунитета и закаливание;

*Рациональное питание;

*Психофизиологическую регуляцию;

*Рациональный режим жизни (труда и отдыха);

*Профилактику вредных привычек;

*Самообразование в области культуры и здоровья

Оптимальный двигательный режим. От двигательного режима зависит уровень здоровья в целом, всех его составляющих (уровень и гармоничность физического развития, резервные возможности основных физиологических систем, уровень иммунной защиты организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, уровень морально волевых установок, интеллектуальное развитие). То есть получается он необходим каждому человеку. При недостаточной активности или малоподвижности состояние организма ухудшается, снижается физическая  умственная активность.

Тренировку иммунитета и закаливание. Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Рациональное  питание. Рациональное питание – постуление питательных веществ, которое удовлетворяет энергетические, пластические и другие потребности организма и обеспечивает необходимый уровень обмена веществ. Основными элементами питания являются сбалансированность и правильный режим питания.

Психофизиологическую регуляцию. Любые отклонения от нормальных и комфортных условий сопровождаются нарушением психофизического состояния и работоспособности человека и могут служит причиной нарушения здоровья. Эффективным способом для поддержания благополучя, преодоления чувства усталости, бесконечных дел, проблем и ситуаций может стать релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Рациональный  режим жизни (труда и отдыха). При соблюдении четкого режима жизни вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, то есть динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы.

Профилактику  вредных привычек. Здоровый образ жизни немыслим без решительного отказа от всего того, что наносит непоправимый ущерб организму, прежде всего это употребление алкоголя, курение, наркомания.

Самообразование в области  культуры и здоровья. Это,то чем должен заниматься каждый человек, чтоб сохранить свое здоровье. Ведь только от человека зависит его здоровье.

Таким образом, здоровый образ жизни и физическая культура должны стать неотъемлемой частью каждого человека, чтобы повысить свой потенциал, улучшить состояние своего здоровья, а также достигнуть больших успехов в жизни.

 

Глава 2. Биологические основы физической культуры. 
2.1. Гиподинамия

В биологии организм рассматривается как самостоятельно существующая единица мира, функционирование которой возможно лишь при постоянном взаимодействии с окружающей его внешней средой. Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20—25 годам.

Я знаю, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением

 интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме.

Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Прежде всего,

они начинают терять кальций. Это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных

сосудов, они склерозируются, то есть пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах.

Гиподинамия отрицательно влияет как на взрослых и детей. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у трети из них обнаружить патологию сердечно-сосудистой системы. Это указывает на необходимость принятия срочных мер, направленных на усиление двигательной активности растущего организма.

Сегодня, изучив предельные возможности систем дыхания и кровообращения

у человека, можно определить максимальное потребление кислорода (МПК).

По мнению Всемирной организации здравоохранения, МПК — один из наиболее информативных показателей функционального состояния кардио респираторной системы. А так как системы кровообращения и дыхания – ведущие в процессах аэробного энергообеспечения, то по их показателям судят также о физической работоспособности организма в целом.
                                      2.2.Дыхательная система
Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.

Дыхание — основа самой жизни и здоровья, важнейшая функция и потребность организма, дело, которое никогда не надоедает! Жизнь человека без дыхания невозможна — люди дышат для того, чтобы жить. В процессе дыхания воздух, попадая в легкие, вносит в кровь атмосферный кислород. Выдыхается же углекислый газ — один из конечных продуктов жизнедеятельности клеток.

Чем совершеннее дыхание, тем больше физиологические и энергетические резервы организма и крепче здоровье, дольше жизнь без болезней и лучше ее качество.

Человек — это единое целое. Процесс дыхания неразрывно связан с кровообращением, обменом веществ и энергии, кислотно-щелочным балансом в организме, водно-солевым обменом. Установлена взаимосвязь дыхания с такими функциями, как сон, память, эмоциональный тонус, работоспособность и физиологические резервы организма, его приспособительные способности. Таким образом, дыхание – одна из важнейших функций регулирования жизнедеятельности человеческого организма.

2.3.Сердечнососудистая система.

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.

Кровеносная система отвечает за доставку и перенос необходимых веществ: газов, витаминов, минералов, метаболитов, гормонов, ферментов. Все переносимые кровью молекулы практически не трансформируются и не изменяются, лишь могут вступить в то или иное соединение с белковыми клетками, гемоглобином и переноситься уже видоизмененными.

Большой круг кровообращения берет свое начало в левом желудочке. Артериальная кровь проходит по артериям, артериолам и капиллярам. Обмен веществ осуществляется через капиллярные стенки сосудов: тканевая жидкость насыщается всеми жизненно важными веществами и кислородом, в свою очередь, все переработанные организмом вещества попадают в кровь.

Глава 3. Психологические основы физической культуры.
3.1. Предстартовая лихорадка.

Предстартовая лихорадка – это состояние эмоционального возбуждения, которое часто возникает задолго до выступления. Это избыточное волнение, при котором человек нервничает, суетится. Причем, степень волнения во многом зависит от важности выступления. Иногда даже одна мысль о предстоящем выступлении приводит к учащению пульса, появлению бессонницы, снижению аппетита. Человека все вокруг раздражает.

Причины возникновения предстартовой лихорадки.

Во-первых, они могут быть связаны с психологическими особенностями  человека.  Есть люди, изначально тревожные. При встрече с новой неожиданностью они испытывают чувство тревоги, опасения и даже страха. И в ситуации трудной и опасной это проявляется наиболее ярко.

Во-вторых, такая повышенная тревожность может формироваться у человека в течение его жизни под воздействием разных неблагоприятных факторов и травмирующих психику обстоятельств.

В-третьих, лихорадочное состояние возникает нередко и тогда, когда впереди значимое мероприятие, а человек не чувствует себя к нему достаточно хорошо подготовленным. Не готовится к выступлению, надеется  на «авось» и в результате сам себя лишает спокойствия и уверенности. Предстартовая лихорадка мешает человеку максимально мобилизоваться. И справиться с таким состоянием не просто, но можно.
                                                   3.2.Стресс.

Стрессы сильно ослабевают иммунитет, приводят к желудочно-кишечным и сердечно - сосудистым заболеваниям. Без стрессов не обойтись, но надо свести их к минимуму.

Мало кто знает, что одной из наиболее эффективных методик борьбы со стрессом является регулярная физическая нагрузка (бег, длительные пешие прогулки, плавание, тренажёрный зал, аэробика и т.д.). Даже в перерывах между тренировками ваша нервная система будет функционировать значительно лучше. Также специалисты отмечают, что занятия спортом серьёзно повышают самооценку человека, что само по себе является ещё одним важным способом уничтожения стресса. Сразу необходимо отметить, что для снятия внутренних переживаний нет какой-то чёткой математической таблицы физических нагрузок. То есть кому-то хватает пол часика побегать перед сном в хвойном лесу, кому-то надо погонять мяч с друзьями, а кому-то хорошенько «отлупить» боксёрскую грушу. Последнее, кстати, является одним из лучших способов борьбы со стрессом. В любом случае, давно доказано учёными, что постоянная физическая активность, если можно так выразиться, вырабатывает в психике иммунитет к стрессовым состояниям.

Психическое напряжение может быть вызвано различными внешними факторами, наиболее распространёнными из которых являются неудачи в личной жизни, плохое физическое здоровье, проблемы на работе, ссоры с близкими людьми и т.д. Особенно подвержены стрессу обитатели крупных городов, чей сумасшедший ритм невольно способствует появлению эмоциональных переживаний. Регулярные стрессы, кроме всего прочего, также негативно влияют на иммунную систему, делая организм менее защищённым перед такими болезнями как рак, артрит и различные анемии.

Глава 4.Физиологические основы физической культуры.
4.1.Предмет физиологии.

Физиология (греч. physis - природа) - это наука, изучающая функции организма человека, его органов и систем, а также механизмы регуляции этих функций.

"Наша способность к самообмену по поводу работы собственного мозга почти безгранична главным образом потому, что часть, о которой мы можем сообщить, составляет лишь ничтожную долю того, что происходит у нас в голове". (Фрэнсис Крик)
Физическая культура – это часть общечеловеческой культуры, направленная на использование различного вида двигательной активности в целях поддержания и укрепления своего здоровья.

Спорт-это целенаправленное использование специализированных физических упражнений для достижения высоких результатов их выполнения в условиях соперничества с другими людьми. Приведенные определения принципиально разделяют понятия.

Действительно, конечной целью физической культуры является здоровье, а спорта – итоговый спортивный результат и победа над соперниками, но зачастую достигаемые не для, а вопреки здоровью.

Физическая культура предполагает использование широкого арсенала средств, направленного на достижение высокого уровня функционирования всех физиологических систем и организма в целом.

В спорте же результат достигается лишь за счет преимущественно специализированных нагрузок. Причем часто страдают те функциональные системы организма, которые непосредственного участия в достижении результата не принимают. В связи с этим программы детского спорта зачастую включают такие физические упражнения, которые позволяют устранить подобные неблагоприятные последствия. Например, при занятиях единоборствами (бокс, борьба и др.) – упражнения на выносливость, у игровиков – на силу и т.д. в настоящей главе речь пойдет лишь об использовании физических упражнений для поддержания и укрепления здоровья, то есть о физической культуре

Таким образом, целью физической культуры является здоровье, а спорта – итоговый спортивный результат и победа над соперниками, но зачастую достигаемые не для, а вопреки здоровью. Важно и то, что физическая культура предполагает использование широкого арсенала средств, направленного на достижение высокого уровня функционирования всех физиологических систем и организма в целом. В спорте же результат достигается преимущественно за счет специализированных нагрузок, причем часто при этом страдают те функциональные системы организма, которые непосредственного участия в достижении результата не принимают или – наоборот – испытывают чрезмерные нагрузки.

Физиология изучает процессы жизнедеятельности, протекающие в организме на всех его структурных уровнях: клеточном, тканевом, органном, системном, аппаратном и организменном. Она тесно связана с дисциплинами морфологического профиля: анатомией, цитологией, гистологией, эмбриологией, так как структура и функция взаимно обусловливают друг друга. Физиология широко использует данные биохимии и биофизики для изучения функциональных изменений, происходящих в организме, и механизма их регуляции. Физиология также опирается на общую биологию и эволюционное учение, как основы для понимания общих закономерностей.

4.2.Связь общей физиологии с физиологией физических упражнений и спорта.

Физиология физических упражнений и спорта является разделом общей физиологии человека, основывается на данных этой науки и использует ее методы. Все достижения физиологии человека в области исследования деятельности центральной нервной тренировки спортсменов высоких разрядов; уделяется также большое внимание изучению возрастных особенностей организма в связи с занятиями физическими упражнениями, в частности детей.

Актуальные проблемы:

 а) физиологическое обоснование программ физического воспитания и рациональных возрастных норм физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями и спортом в связи с задачами укрепления здоровья населения и поддержания нормальной работоспособности;

б) физиологические механизмы повышения средствами физического воспитания общей устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды;

 в) физиологическое обоснование режима спортивной тренировки при повышенных физических нагрузках;

 г) обоснование показаний и противопоказаний к использованию различных физических упражнений и режима спортивной тренировки.

Чтобы достичь  успехов в обучении спортсмена новым движениям, нужно учитывать следующие положения учения о построении движений:

1. Выработка двигательных навыков связана с активной деятельностью центральной нервной системы. В начале формирования навыка все движения осуществляются под контролем сознания. Поэтому на данном этапе очень важно целеустремленное и внимательное отношение спортсмена к своим движениям.
  2. Основное внимание  спортсмена должно быть обращено на решение двигательной задачи, а не на движения, решающие эту задачу. Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями.

3. Двигательный навык необходимо отрабатывать как целое, концентрируя внимание спортсмена на основной задаче сложной совокупности движений. 4. Подбирая подготовительные и  вспомогательные упражнения, необходимо определить ведущий уровень построения движений.

Заключение.

Познание себя самого является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности человека в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности.

Движения играют существенную роль в развитии и формировании человека. Организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температурных, барометрического давления, влажности воздуха, солнечной и космической радиации и т.д. если наблюдается двигательный режим развивающейся направленности.

Под влиянием физической тренировки происходит адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды, повышение резервных возможностей организма, физической работоспособности. Стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень умственной работоспособности давно стало аксиомой. Таким образом, двигательная активность имеет ярко выраженное положительное действие на организм.

Физические упражнения повышают экономичность обмена веществ, позволяют укрепить сердце и мускулатуру, способствуют профилактике заболеваний, повышают устойчивость организма к большому числу неблагоприятных факторов (промышленные яды, радиация и др.), повышают иммунитет, усиливают положительные эмоции и ощущения, улучшают сон, делают человека бодрым и жизнерадостным, увеличивают умственную, физическую и иную работоспособность.

Все эти эффекты способствуют заметному увеличению творческого долголетия и в целом продолжительности жизни. Экспериментальные данные подчеркивают стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень умственной работоспособности.

Можно сделать заключение, что двигательная функция - основная функция человеческого организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности. Условия современной жизни приводят к чрезмерно сильному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Выполнив эту работу, я узнала, что организм человека, единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. В значительной степени обеспечивает двигательную деятельность человека. К ней относятся: кровеносная система, система органов дыхания, опорно-двигательная и пищеварительная системы.

Каждый человек, чтобы сохранить своё здоровье, должен научиться ценить его и беречь. Для этого необходимо постоянно следовать правилам здорового образа жизни, приобретать и расширять свои индивидуальные возможности в сохранении и укреплении здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры личности, которая отражает меру отношения человека к себе. Культура подразумевает не только наличие определённой системы знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению, укреплению. Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

Экспериментальные данные и наблюдения показывают, что в процессе занятий спортивными упражнениями и особенно в процессе спортивной тренировки растут сила и подвижность нервных процессов и увеличивается их уравновешенность. Физические упражнения могут исправлять врожденные особенности нервной деятельности, изменять их в желаемом направлении и в этом заключается одна из важнейших сторон социального и биологического значения физического воспитания и спорта.

Список литературы

1.Барчуков И.С. Физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования./Под.общейред.Н.Н.Маликова,2013г.

2.Виленский М. Я. и др. Физическая культура студента: Учеб. для вузов / М. Я. Виленский,А. И. Зайцев, В. И. Ильинич и др. / Под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999. – 446 с. 5.Орешник Ю.А. К здоровью через физкультуру. М. «Медицина», 1989 г.
3.Давиденко Д. Н., Андухар К. и др. Физическая культура. Теоретический курс: Учебное пособие – СПб.: НИИ Химия СпбГУ, 1999. – 250 с.

4.Педагогика физической культуры. Учебник-М.:Academia,2014.-368с.

5.Пономарева, Ш.З. Хуббиева, С. О. Филимонова. – СПб.: РГУ им. А. И. Герцена, 2002. – 208 с.

6.Психологические особенности развития дошкольников- О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева.-2009г

7.  Сапин М.Р, Г.Л. Билич. Нормальная анатомия человека (комплект из 7 книг). – М.: Медицинское информационное агентство, 2010. – 584 с.

8.Физическая культура: Пособие для поступающих в ВУЗ / под ред. Г. Н.

9.Шаталова Г.С. Философия здоровья. М, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнерство ДОУ и семьи:формируем у детей основы физической культуры и здоровья"

-  Ориентирование семьи на воспитание здорового ребенка.- Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.- Содействие обмену опытом между родителями ...

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «Физическая культура» по теме: «Социальная роль физической культуры»

Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным...

Социально-биологические и психологические основы физической культуры

В данной презентации представлен наглядный и информационный материал по социально-биологическим и психологическим основам физической культуры....

«Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры».

laquo;Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры»....

Выступление на РМО Инструкторов по физической культуре ДОО на тему "Комплекс ГТО как основа физического развития"

Выступление на РМО Инструкторов по физической культуре ДОО Комплекс ГТО как основа физического развития...

«Социальное партнерство ДОУ и семьи: формируем у детей основы физической культуры и здоровья»

Формирование у детей основ физической культуры и здоровья — общая задача педагогов и родителей. Что поможет решить ее? Только сотрудничество. В современных условиях оно требует нового содержания...