ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «Шахматная страна»
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Блезинг Татьяна Васильевна

Программа по обучению игре в шахматы рассчитана для дошкольников 5-7 лет. Срок реализации - 2года.

Предлагаемая программа имеет физкультурно-спортивную ‏направленность. Программа имеет "Базовый уровень", который предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний по шахматам.

Методическое ‏ сопровождение включает ‏ в себя ‏ интересный шахматный ‏ материал и ‏ направлен на ‏ активизацию познавательной ‏ и творческой ‏ деятельности учащихся, способности ‏ действовать в ‏ уме, учет индивидуальных ‏ и коллективных ‏ творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obucheniyu_igre_v_shahmaty_blezing_tv_dou_189.docx117.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Кузбасса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 189

«Детский сад комбинированного вида»

ПРИНЯТА:
на заседании Педагогического совета

Протокол № __ от  __________2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

заведующая МБДОУ № 189

«Детский сад комбинированного вида»

 __________________ /Козлова И.А./

Приказ № ___ от _____________2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

«Шахматная страна»

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Составитель: Блезинг Татьяна Васильевна

воспитатель

г. Кемерово, 2021 г.

Содержание

       Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

       1.1. Пояснительная записка………………………………………….…… 3

       1.2. Цель и задачи программы……………………………………….……13

       1.3. Содержание программы………………………………………………16

       1.4. Ожидаемые результаты…………………………………………….…23

        Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

        2.1. Календарный учебный график………………………………………..25

        2.2. Условия реализации программы……………………………………...28

        2.3. Формы аттестации………………………………………………….….30

        2.4. Оценочные материалы………………………………………………...30

        2.5. Методические материалы……………………………………………. 33

        2.6. Список литературы…………………………………………………....41

       Приложение

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

 «Шахматы - это ‏ не просто ‏ спорт.

  Они делают ‏ человека мудрее ‏ и

 дальновиднее, помогают ‏ объективно

оценивать сложившуюся ‏ ситуацию,

просчитывать поступки ‏ на

 несколько «ходов» вперёд».

В. В. Путин  ‏ 

Предлагаемая программа ‏ имеет физкультурно-спортивную ‏ㅤ направленность, что отражено ‏ в содержании ‏ программы.

Согласно принципу проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ данная программа имеет «Базовый уровень» подготовки детей. «Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний по шахматам, гарантировано обеспечивают трансляцию общей и целостной картины содержания Программы.

Программа составлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Письмо Министерства   образования   и   науки   РФ   от   18.11.2015   №   09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Устав МБДОУ№189.

Шахматы живут ‏ и развиваются ‏ около двух ‏ тысячелетий. Их долголетию ‏ можно только ‏ позавидовать. Чем же ‏ они привлекательны? Прежде ‏ всего, тем, что шахматы ‏ представляют человеку ‏ возможность творческого ‏ соревнования. Сегодня шахматы-это ‏ и спорт, и ‏ искусство, и наука. Это ‏ активный культурный ‏ отдых и ‏ целый мир ‏ переживаний и ‏ ощущений. Каждый находит ‏ в них ‏ что-то своё. Красивые ‏ партии, комбинации, окончания, задачи восхищают ‏ нас порой ‏ не меньше, чем ‏ хорошее музыкальное ‏ произведение или ‏ талантливая игра ‏ актёра. 

 Детский сад ‏ – первая ступень ‏ общей системы ‏ образования, главной целью ‏ которой является ‏ всестороннее развитие ‏ учащегося. Большое значение ‏ для развития ‏ дошкольника имеет ‏ организация системы ‏ дополнительного образования ‏ в ДОУ, которое ‏ способно обеспечить ‏ переход от ‏ интересов учащегося ‏ к развитию ‏ их способностей. Развитие ‏ творческой активности ‏ каждого учащегося ‏ представляется главной ‏ задачей современного ‏ дополнительного образования ‏ в ДОУ ‏ и качества ‏ образования в ‏ целом. Одним из ‏ условий управления ‏ качеством образования, согласно ‏ требованиям ФГОС, является ‏ оптимизация педагогического ‏ процесса, которая осуществляется ‏ в результате ‏ работы по ‏ следующим направлениям: обновление ‏ содержания образования, организация ‏ образовательного пространства. Дополнительное ‏ образование детей ‏ дошкольного возраста ‏ является актуальным ‏ направлением развития ‏ дошкольного  учреждения.

Актуальность данной ‏ программы вызвана ‏ потребностями современных ‏ детей и ‏ их родителей, а ‏ так же ‏ ориентирована на ‏ социальный заказ ‏ общества. Программа базируется ‏ на современных ‏ требованиях модернизации ‏ системы образования ‏ и обусловлена ‏ необходимостью формирования ‏ и развития ‏ с дошкольного ‏ возраста таких ‏ важных качеств ‏ учащегося, как память, логическое ‏ мышление, внимание и ‏ воображение, усидчивость; в процессе ‏ обучения шахматной ‏ игре вырабатываются ‏ важные практические ‏ навыки - умение ‏ предпринимать волевое ‏ усилие и ‏ доводить начатое ‏ дело до ‏ конца.

Обучение игре в шахматы содействует не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. Шахматы являются ‏ идеальной ‏ моделью для ‏ успешного развития ‏ способности действовать ‏ в уме. Обычно ‏ все эти способности ‏ формируются с ‏ 5-6 - летнего возраста, поэтому ‏ самый подходящий ‏ возраст для ‏ начала изучения ‏ шахмат - это ‏ старшая и ‏ подготовительная группы ‏ детского сада.

Именно ‏ поэтому была ‏ разработана дополнительная ‏ общеобразовательная общеразвивающая программа ‏ «Шахматная страна», в ‏ основу которой ‏ легли методические ‏ рекомендации Сухинина ‏ И. Г., Весела И., Веселы ‏ И., Москалёва В. А., а ‏ также основные ‏ положения и ‏ принципы примерной ‏ основной общеобразовательной ‏ программы дошкольного ‏ образования «От ‏ рождения до ‏ школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, на ‏ основе которой ‏ составлена основная ‏ образовательная программа ‏ МБДОУ № 189. Данная программа модифицированная.

Педагогическая целесообразность  ‏ данной программы ‏ заключается в ‏ успешном развитии ‏ у учащихся ‏ навыков практической ‏ и аналитической ‏ деятельности в ‏ процессе изучения ‏ основ игры ‏ в шахматы; в ‏ овладении компьютерными ‏ технологиями в ‏ процессе игры ‏ в шахматы; в ‏ формировании и ‏ развитии логического ‏ мышления у ‏ учащихся; в развитии ‏ наглядно-образного мышления, воспитании ‏ усидчивости, целеустремленности; в развитии ‏ личностных качеств ‏ (стрессоустойчивость, внимательность, умение концентрировать ‏ внимание). Так же ‏ значение программы ‏ состоит в ‏ том, что она ‏ направлена на ‏ организацию содержательного ‏ досуга учащихся, удовлетворение ‏ их потребностей ‏ в активных ‏ формах познавательной ‏ деятельности. Обучение по ‏ данной программе ‏ обладает и ‏ мощным воспитательным ‏ потенциалом. Учащиеся, участвуют в ‏ играх учатся ‏ взаимному уважению, преодолевают ‏ психологические и ‏ коммуникативные сложности.

Новизна и ‏ отличительные особенности ‏ программы заключаются в ‏ творческом переосмыслении ‏ существующих систем ‏ и методик ‏ преподавания предмета. Методическое ‏ сопровождение включает ‏ в себя ‏ интересный шахматный ‏ материал и ‏ направлен на ‏ активизацию познавательной ‏ и творческой ‏ деятельности учащихся, способности ‏ действовать в ‏ уме, учет индивидуальных ‏ и коллективных ‏ творческих способностей. Также ‏ новизна данной ‏ программы заключается ‏ в расширении ‏ образовательного развивающего ‏ пространства и ‏ подключении обучающихся ‏ к участию ‏ в соревнованиях ‏ различного уровня.

Адресат Программы.

Программа ‏ составлена на ‏ возраст детей ‏ 5-7 лет, её реализация ‏ предполагает 2 года. 5-7 лет - это период жизни ребенка, который принято называть старший дошкольный возраст. В это время ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. К 5-7 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении. Шахматы – это, прежде всего, игра. При помощи игрового метода учащиеся приобретают способность к абстрактно-логическому мышлению, к умению выбирать, анализировать, проводить игровой план.

Наполняемость учебной группы 10 человек. Вид детской группы: постоянная. Группы формируются ‏ на условиях ‏ свободного набора. Форма обучения: очная.

Объем Программы.

Рекомендуемое количество занятий на освоение Программы воспитанником: максимальная образовательная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:

  • на первом году обучения 36 часов по 25 минут для детей 5-6 лет;
  • на втором году обучения 36 часов по 30 минут для детей 6-7 лет.

Планируемые результаты структурированы по ключевым задачам, заявленным в программе и соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы.

У обучаемых будет:

•        сформировано представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

•        умение владеть основными шахматными терминами;

•        представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

•        умение различать и называть шахматные фигуры; правильно расставлять их на шахматной доске в исходное положение; расставлять необходимые позиции, в том числе и для самостоятельного обучения;

•        сформировано представление об элементарных правилах игры; умение играть малым числом фигур; правильно применять правила игры;

•        сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы и способность действовать в уме;

•        умение планировать ловушки, и увлекательные комбинации в игре; отвлекать защищающие фигуры; совершать атаки на пешечное прикрытие короля; нападать и защищаться в дебюте;

•         развиваться мышление, воображение, память, воля, абстрактно логическое мышление, интеллект; умение строить простые логические рассуждения, вырабатывать способность к небольшому анализу своих действий;

•        знакомство с элементами  матовых позиций; умение ставить маты на последней горизонтали и выставлять защиту на последней горизонтали;  

•        возможность участвовать в мероприятиях ДОУ, района по шахматам (конкурсы, олимпиады, соревнвания, турниры);

•        планировать занятия  шахматами в  режиме дня, организовывать отдых и досуг.

Отличительной ‏ особенностью программы ‏ является:

  • Поэтапное освоение ‏ учащимися предлагаемого ‏ курса, что даёт ‏ возможность учащимся ‏ с разным ‏ уровнем развития ‏ освоить те ‏ этапы сложности, которые ‏ соответствуют их ‏ способностям;
  • Методика индивидуального ‏ подхода к ‏ каждому учащемуся ‏ при помощи ‏ подбора заданий ‏ разного уровня ‏ сложности.

Индивидуальный подход ‏ базируется на ‏ личностно-ориентированном подходе ‏ к учащемуся, при ‏ помощи создания ‏ педагогом «ситуации ‏ успеха» для каждого ‏ учащегося, таким образом ‏ данная методика ‏ повышает эффективность ‏ и результативность ‏ образовательного процесса. Подбор ‏ заданий осуществляется ‏ на основе ‏ метода наблюдения ‏ педагогом за ‏ практической деятельностью ‏ учащегося на ‏ занятии.

Срок реализации.

Программа ‏ реализуется в ‏ ходе дополнительной ‏ образовательной деятельности ‏ и предусматривает ‏ 2 учебных года: 72 часа (1 академический час ‏ в неделю) на весь период обучения. Календарный годовой график предполагает реализацию программы в течение 36 недель, не охватывая летний период. Максимальная ‏ недельная образовательная ‏ нагрузка не ‏ превышает допустимого ‏ объема, установленного СанПиН ‏ 2.4.4.3172-14 и составляет  ‏25 минут для ‏ учащихся 5-6 лет (старшая дошкольная группа), 30 минут для ‏ учащихся 6-7лет (подготовительная к школе группа), предусматривает физкультминутки ‏ и подвижные ‏ игры. Занятия проводятся ‏ очно 1 раз в ‏ неделю.

Формы организации образовательного процесса и познавательной деятельности при обучении старших дошкольников игре в шахматы:

  1. Решение задач. Для закрепления пройденного материала каждый обучающийся получает позиции для решения. После отведенного времени педагог проверяет решение с последующим показом его на демонстрационной доске и разбором ошибок.
  2. Разыгрывание позиций. Для закрепления пройденного материала каждый обучающийся получает позиции для решения, которые потом разыгрываются с педагогом. Затем на демонстрационной доске происходит разбор ошибок.
  3. Учебно-тренировочный турнир. В ходе проведения учебно-тренировочного турнира педагог отмечает отдельные поучительные моменты для дальнейшего обсуждения с обучающимися.
  4. Разбор партий. Партии, сыгранные учащимися, анализируются в присутствии всей группы или индивидуально. Внимание учащихся акцентируется на типовых позициях.
  5. Конкурс задач по тактике. Система проведения конкурса: педагог расставляет задачу на демонстрационной доске, обучающиеся записывают решение или говорят его устно. За правильное решение начисляются очки. Конкурс в игровой форме развивает тактическое зрение.
  6. Соревновательный турнир. Это серия шахматных игр, в которых воспитанники соревнуются, чтобы определить победителя — игрока или команду.

Формы ‏ и режим ‏ занятий обусловлены нормативно ‏ – правовой базой ‏ дошкольного образовательного ‏ учреждения и ориентированы на ‏ обучение учащихся. Формы организации деятельности старших дошкольников на занятиипо шахматам следующие:

  • групповая (работы в группах);
  • по подгруппам (малыми группами, в парах);
  • индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);
  • фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
  • индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

Основной формой обучения является учебное занятие.

Перечень ‏ форм физкультминуток, которые применяются ‏ в работе ‏ с учащими:

  • арт-брейки ‏ (короткие перерывы ‏ с элементами ‏ творчества);
  • плей-брейки (перерыв ‏ в середине ‏ занятия с ‏ заданием игровой ‏ увлекательной форме)  
  • спорт-брейки ‏ (небольшой перерыв ‏ в игровой ‏ форме с ‏ элементами спорта);
  • видео-брейки ‏ (просмотр небольшого ‏ видео на ‏ шахматную тематику).

Структура занятия включает ‏ в себя ‏ изучение теории ‏ шахмат через ‏ использование дидактических ‏ сказок и ‏ игровых ситуаций.

Для ‏ закрепления знаний учащихся ‏ используются дидактические ‏ задания и ‏ упражнения для ‏ игровой практики.

Для ‏ проверки усвоения ‏ знаний, умений и ‏ навыков в конце ‏ каждого раздела ‏ программы предусмотрены ‏ задания и ‏ упражнения для ‏ закрепления знаний и тактических умений, а ‏ также контрольные ‏ занятия по ‏ итогам обучения.

Структура занятия по обучению игре в шахматы:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Вводный

Организационный момент и мотивация деятельности.

Возникновение интереса к деятельности.

Повторение пройденного материала.

Повторяют и закрепляют изученный материал, активизируют мыслительную деятельность.

Основной

Передача новой информации, изложение программного (учебного) материала.

Восприятие информации.

Игровые способы закрепления нового материала, практические упражнения и решение шахматных задач.

Отработка умений и навыков на основе новых знаний.

Заключительный

Подведение итогов занятия, рефлексия, индивидуальная оценка.

Осмысление полученной информации, возникновение чувства удовлетворения.

Определение новых задач.

Возникновение интереса к предстоящей деятельности.

Шахматы – игра интеллектуальная, требующая усидчивости, концентрации внимания и тщательного продумывания ходов. Играя в шахматы, ребёнок анализирует действия соперника и просчитывает ходы, которые могут привести к победе. Таким образом, развивается аналитическое мышление. Ребёнок учится задумываться над результатами какого-либо действия, прежде чем его совершить. Существует много разнообразных приемов, методов и технологий с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры.

Игровая технология. На занятиях используются самые разнообразные игры (дидактические, малоподвижные, соревновательные), специально разработанные для группового обучения. Альтернативный сеанс – это сеанс одновременной игры. Здесь сеансерами выступают как педагог, так и шахматисты-воспитанники.  Гандикап-турнир – шахматисты  дают фору по времени и по материалу друг другу. Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля. Блиц-турниры (рапиды) – игра в быстрые шахматы с использованием шахматных часов.

Технология разноуровневого обучения. Это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного (программного) материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. При такой технологии широко используются диаграммы для решения шахматных задач, рабочие тетради (Трофимова А. С., Касаткина ‏ В., Москалев В. А.)

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Такие технологие позволяют сделать образоватеьный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала. На занятиях используются шахматные обучающие и игровые компьютерные программы «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Шахматная тактика», «Шахматный задачник», «Шахматная стратегия», «Шахматные этюды». Также используются информационно-поисковая система «Chess Assistant», российский шахматный портал «Шахматная Планета» [www.chessplanet.ru].

  1. Цель и задачи Программы

Цель ‏ программы - обучение учащихся принципам ‏ шахматной игры, воспитание ‏ у них ‏ интереса и ‏ любви к ‏ этой игре  ‏ и подготовка ‏ воспитанников к ‏ дальнейшим ступеням всестороннего развития; создание условий ‏ для личностного ‏ и интеллектуального ‏ развития  учащихся, формирования ‏ общей культуры ‏ посредством обучения ‏ игре в ‏ шахматы.

Основные задачи ‏ программы:

Образовательные:

  • формировать устойчивый ‏ интерес учащихся ‏  к игре ‏ в шахматы;
  • способствовать ‏ освоению учащихся ‏ основных шахматных ‏ понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная ‏ фигура, ход фигуры, взятие, начальная ‏ позиция, шахматная нотация, взаимодействие ‏ между фигурами ‏ на шахматной ‏ доске, ценность шахматных ‏ фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное ‏ на партию, т. д. ;
  • познакомить ‏ с правилами ‏ поведения партеров ‏ во время  ‏ шахматной игры, учить  ‏ учащихся во время ‏ шахматной партии ‏ действовать в ‏ соответствие с ‏ эти правилами;
  • учить ‏  взаимодействию между ‏ фигурами в ‏ процессе выполнения ‏ игровых заданий, а ‏ так же ‏ умению применять ‏ полученные знания ‏ о шахматных  ‏ фигурах в ‏ процессе игры;
  • обеспечить ‏ успешное овладение ‏ учащимися основополагающих ‏ принципов ведения  ‏ шахматной партии;
  • содействовать ‏ активному использованию ‏ полученных знаний ‏ в процессе ‏ игровой практики ‏ за шахматной ‏ доской;
  • учить ориентироваться ‏ на плоскости, обогащать ‏ детскую фантазию.

Развивающие:

  • развивать ‏ умение сравнивать, выявлять ‏ и устанавливать ‏ простейшие связи ‏ и отношения, самостоятельно ‏ решать и ‏ объяснять ход ‏ решения учебной ‏ задачи;
  • развивать все ‏ сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
  • способствовать ‏ активизации мыслительной ‏ деятельности учащихся;
  • приобщать ‏ учащегося к ‏ самостоятельному решению ‏ логических задач;
  • формировать ‏ мотивацию к ‏ познанию и ‏ творчеству;
  • создание условий ‏ для формирования ‏ и развития ‏ ключевых компетенций ‏ учащихся  (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

Воспитательные:

  • воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность ‏ в своих ‏ силах, самостоятельность в ‏ принятии решений;
  • поставленные ‏ цели и ‏ задачи реализуются ‏ при создании ‏ необходимых условий:
  • наличии ‏ кабинета и ‏ его оснащенности ‏ методической литературой, ТСО, наглядными ‏ пособиями, раздаточными материалами, играми.

Для ‏ достижения поставленных ‏ задач при ‏ организации образовательного ‏ процесса кружка ‏ учитывались следующие  ‏ принципы:

  • принцип развивающей ‏ деятельности: игра не ‏ ради игры, а ‏ с целью ‏ развития личности ‏ каждого участника ‏ и всего ‏ коллектива в ‏ целом;
  • принцип активной ‏ включенности каждого ‏ учащегося  в ‏ игровое действие, а ‏ не пассивное ‏ созерцание со ‏ стороны;
  • принцип доступности, последовательности ‏ и системности ‏ изложения программного ‏ материала;
  • принцип комплексной ‏ реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой ‏ организации работы ‏ с детьми ‏ в данной  ‏ программе является ‏ система дидактических ‏ принципов:

  • принцип наглядности;
  • принцип ‏ психологической комфортности ‏ – создание образовательной ‏ среды, обеспечивающей снятие ‏ всех стрессообразующих факторов ‏ учебного процесса;
  • принцип ‏ минимакса - обеспечивается ‏ возможность продвижения ‏ каждого ребенка ‏ своим темпом;
  • принцип ‏ целостного представления ‏ о мире ‏ - при введении ‏ нового знания ‏ раскрывается его ‏ взаимосвязь с ‏ предметами и ‏ явлениями окружающего ‏ мира;
  • принцип вариативности ‏ - у учащихся формируется ‏ умение осуществлять ‏ собственный выбор ‏ и им ‏ систематически предоставляется ‏ возможность выбора;
  • принцип ‏ творчества - процесс  ‏ обучения сориентирован на ‏ приобретение детьми ‏ собственного опыта ‏ творческой деятельности.

Изложенные ‏ выше принципы ‏ интегрируют современные ‏ научные взгляды ‏ об основах ‏ организации развивающего  ‏ обучения, и обеспечивают ‏ решение задач ‏ интеллектуального и ‏ личностного развития.

Каждый ‏ из перечисленных ‏ принципов направлен ‏ на достижение ‏ результата обучения, овладение  ‏ учащимися основами ‏ шахматной игры. Программа основана ‏ на игровом ‏ методе с ‏ учетом возрастных и ‏ индивидуальных особенностей ‏ учащихся. В ‏ течение непосредственно  ‏ образовательной деятельности используются ‏ различные виды ‏ игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

1.3. Содержание программы

Содержание программы  ‏ㅤ   «Шахматная страна» реализуется через ‏ систему дидактических ‏ игр и ‏ заданий, в основе ‏ которых лежит ‏ сочетание современных ‏ требований ФГОС ‏ (мотивация в ‏ достижении успеха, вариативность ‏ и разнообразие) и ‏ личностно-ориентированном подходе ‏ к учащемуся.  

Программа ‏ по обучению ‏ игре в ‏ шахматы максимально ‏ проста и ‏ доступна учащимся. Важное ‏ значение при ‏ обучении имеет ‏ специально организованная ‏ игровая деятельность ‏ на занятиях, использование ‏ приема обыгрывания ‏ заданий, создание игровых ‏ ситуаций, использование шахматных ‏ дидактических игр ‏ и пособий. Стержневым ‏ моментом занятий ‏ становится деятельность ‏ самих учащихся, когда ‏ они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают ‏ выводы, выясняют закономерности. При ‏ этом предусматривается ‏ широкое использование ‏ занимательного материала, включение ‏ в занятия ‏ игровых ситуаций, чтение ‏ дидактических сказок ‏ и т.д.

Перспективный план работы для детей 5-6 лет  (Первый год обучения)

  1. Шахматная доска

Ведение. Организационное занятие.

Теория. Знакомство с учащимися, кабинетом шахмат. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и правила ПБ. Знакомство с историей возникновения шахмат. Знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры». Расположение доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре. Понятие «Шахматная диаграмма».

Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Составь доску», «Нарисуй диаграмму». Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М.: Педагогика, 1991. – с. 132)

2.  Шахматные фигуры

Теория. Знакомство с названиями шахматный фигур. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Шахматный теремок». Белые фигуры. Черные фигуры. Пешка, ферзь, ладья, слон, ферзь, конь, король.

Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

2.1. Ладья.

 Теория. Закрепить знания о начальном положении ладей на шахматной доске, о линиях, по которым ходит ладья, о правиле взятия фигуры ладьей, упражнять в ходах и взятиях ладьи в ходе дидактических игр

Практика. Упражнения и дидактические игры: «Собери ягодки», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности», «Уничтожение». Работа в рабочей тетради.

2.2.Слон.

Теория. Познакомить с новой фигурой –слоном, объяснить как он ходит и как бьет. Дать представление о некоторых аспектах истории шахмат. Ввести понятия: «белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр. Научить ориентироваться на шахматной доске, изучить и записать ходы слона.

Практика. Дидактические игры и упражнения: «Один в поле воин», «Да-нет», «Чудесная шкатулка», «Сними часовых». Работа в рабочих тетрадях.

2.3. Ферзь

Теория. Познакомить с шахматной фигурой - ферзь, его ценностью, особенностями и способами действия.

Практика. Дидактические игры и упражнения: «Могучая фигура», «Дороги Ферзя», «Уничтожение», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Взятие». Работа в рабочих тетрадях.

2.4. Пешка

Теория. Познакомить с шахматной фигурой пешка, с правилами перемещения пешки, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Просмотр презентации.

Практика. Дидактические игры и упражнения: «Уничтожение», «Перехитри часовых», «Что общего», «Шахматное лото». Работа в рабочих тетрадях.

2.5. Конь

Теория. Познакомить с шахматной фигурой конь, с правилами перемещения коня, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Просмотр мультфильма «Фиксики» беседа с учащимися по данной теме.

Практика. Дидактические игры и упражнения: «Уничтожение», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Взятие». Работа в рабочих тетрадях.

2.6. Король

Теория. Познакомить с главной шахматной фигурой –король. Закрепить знания о взаимодействии короля с другими шахматными фигурами.

Практика. Дидактические игры и упражнения: «Сделай ход», «Кто быстрее», «Уничтожение», «Вопрос-ответ».  Работа в рабочих тетрадях.

3. Начальная расстановка фигур

Теория. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Сундучок», «Да или нет?», «Мяч», «Волшебный мешочек», «Чьи следы».  Работа в рабочих тетрадях.

4. Ходы и взятие фигур

Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (П = 1, К=3, С = 3, Л = 5, Ф = 9, Король бесценная фигура).

Практика. Дидактические игры и игровые задания. «Уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Работа в рабочих тетрадях.

5. Шах и Мат.

Теория. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Мат одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.

Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Мат в один ход». Работа в рабочих тетрадях.

5.1. Рокировка.

Теория. Знакомство с понятием «Рокировка». Цель рокировки. Правила и виды рокировки.

Практика. Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет. Работа в рабочих тетрадях.

6. Игра всеми фигурами из начального положения

Теория. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии. Ввод понятия «Сеансёр».

Практика. Дидактические игры и игровые задания: «Два хода». Блиц-турниры (рапид). Сеанс одновременной игры

7. Итог. Практика Мониторинг.

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет (Второй год обучения)

1. История шахмат

Введение. Организационное занятие.

Теория. Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы. Вызвать интерес к игре шахматы, уточнить знания о правилах поведения на занятиях, правила ТБ и ПБ. Рождение шахмат. Выдающиеся шахматисты нашего времени – презентация. Этика шахматной борьбы. Обобщение и повторение основного материала первого года обучения: познакомить детей с вариантами возникновения шахмат и углубить знания об основных этапах их развития.

2. Шахматная нотация.

Теория. Познакомиться с понятием «шахматная нотация»; закрепить умение определять «адрес» каждого поля. Повторить понятия - «диаграмма», «центр», «угловые поля». повторить ходы и взятия фигур, а также определение их ценности.

Практика. Дидактические игры и упражнения: «Какой буквы не хватает?», «Шахматное лото», «Почта», «Найди адрес». Работа в рабочих тетрадях.

3. Сложные ходы фигур.

 Теория: Формирование представления о важности первых ходов, этикете шахматной игры, совершенствование умения доказывать правильность своего решения, развитие интеллектуальных способностей.

Практика. Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию, решение шахматных задач. Дидактическая игра «Узнай и назови».

4. Шах. Мат. Пат.

Теория. повторить, что такое «шах» и «мат». Ввести понятие «ничья». Объяснить, какие существуют разновидности ничьей. Объяснить механизм вечного шаха, объяснить отличие «пат» от «мата».

Практика. Дидактические игры и упражнения: «Шах или не шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Пропавшая фигура». Чтение сказки «Мат и пат». Работа в рабочих тетрадях.

5. Мат одинокому королю.

Теория. Изучить технический прием в эндшпиле мат ферзём и королем одинокого короля. Систематизация и закрепление знаний учащихся о технике матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. Пополнить знания детей о чемпионах Кузбасса, России и мира по шахматам.

Практика. Блиц-опрос по теме. Решение шахматных задач: «Мат в один ход», «Линейный мат», «Мат в 2 хода».  Работа в рабочих тетрадях.

6. Защита и нападение на фигуры.

Теория. Материал раздела дает возможность рассмотреть варианты защиты и нападения на фигуры; ввести понятия «двойной удар» и «связка». Повторить метод матования королем и ферзем. Объяснить, что такое двойной удар, разобрать, как наносят двойной удар различные фигуры и пешки. Ввести понятие «шах с выигрышем фигуры». Ввести понятия «связка», «полная и неполная связка», «давление на связку».

Практика. Закрепить знания с помощью дидактических упражнений «Дай двойной шах», «Расставь на доске», «Найди и назови поле». Турниры: классический и рапид.

7. Основные правила игры в дебюте

Теория. Материал раздела дает возможность в доступной форме объяснить детям суть понятия «дебют». Ввести понятие «детский мат». Разобрать комбинацию на детский мат, изучить методы защиты от детского мата. Учить детей предвидеть события на доске на два и больше ходов. Ввести понятие «опасная диагональ», разобрать самую короткую партию, завершившуюся матом (в два хода). Продолжать учить детей предвидеть события на доске на два и больше ходов.

Практика. закрепить знания с помощью дидактических упражнений; задания на компьютере по программе «Динозавтры учат шахматы». Турниры.

8. Игра из начального положения

Практические занятия. Проверить весь спектр знаний, умений и навыков,, полученных за 2 года обучения, в процессе турнирных и тренировочных партий.  Определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения теоретических и практических заданий.

1.4 Ожидаемые результаты освоения Программы

Планируемый результат освоения Программы обучающихся первого года обучения.

Дети должны знать:

  • правила ‏ игры в ‏ шахматы, шахматную доску;
  • фигуры; ходы ‏ фигур; методы борьбы ‏ фигурами, цель игры;
  • как ‏ правильно предлагать ‏ ничью;
  • шахматные разряды ‏ и звания, как ‏ заканчивается шахматная ‏ партия;
  • сравнительная ценность ‏ фигур, сравнительную силу ‏ фигур;
  • что такое ‏ материальное преимущество.

Дети должны уметь:

  • расставлять правильно фигуры на шахматной доске, правильно ими выполнять ходы;
  • нападать и защищаться, выполнять размен фигур;
  • оценивать позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • решать элементарные задачи на мат королю двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

Планируемый результат освоения Программы обучающихся второго года обучения.

Дети должны знать:

  • шахматную позицию, шахматную нотацию и запись партии;
  • шахматные часы, контроль, цейтнот;
  • что такое шах, мат, ничья, пат, вечный шах;
  • «силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угрозы, форсированный вариант;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
  • принципы игры в дебюте;
  • как разыграть дебют;
  • основные цели дебюта;
  • открытые и полуоткрытые дебюты;
  • как играть в миттельшпиле;
  • основные тактические приемы.

Дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • объявлять шах;
  • ставить простой мат;
  • играть в дебюте, выполнять правильную рокировку;
  • правильно предлагать ничью и заканчивать партию;
  • находить несложные тактические удары;
  •  проводить элементарные комбинации;
  • разыгрывать и играть в открытых и полуоткрытых дебютах;
  • записывать шахматную партию.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график на 2021-2023 учебные года

Базовый уровень (72 часа)

Календарный учебный график для детей 5-6 лет (первый год обучения)

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Шахматная доска.

Введение. Организационное занятие

2

1

1

Предварительный и текущий.

2

Шахматные фигуры

2

1

1

Текущий и тематический.

2.1

Ладья

3

1

2

Текущий и тематический.

2.2

Слон

3

1

2

Текущий и тематический.

2.3

Ферзь

3

1

2

Текущий и тематический.

2.4

Пешка

1

1

1

Текущий и тематический.

2.5

Конь

3

1

2

Текущий и тематический.

2.6

Король

3

1

2

Текущий, тематический и итоговый.

3

«Начальная расстановка фигур»

2

1

1

Текущий и тематический.

4

«Ходы и взятие фигур»

3

1

2

Текущий и тематический.

5

Шах и Мат

4

2

2

Текущий и тематический.

5.1.

Рокировка

2

1

1

Текущий, тематический.

6

«Игра со всеми фигурами из начального положения»

3

-

3

Тематический, итоговый.

7

Мониторинг

1

-

1

Итоговый.

Первый  год обучения

36

14

22

Календарный учебный график для детей 6-7 лет (второй год обучения)

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

История шахмат. Введение. Организационное занятие.

1

1

-

Предварительный и текущий.

2

Шахматная нотация.

3

1

2

Текущий, тематический.

3

«Сложные ходы фигур»

10

5

5

Текущий, тематический и итоговый.

4

Шах. Мат. Пат

7

3

4

Текущий, тематический.

5

Защита и нападение на фигуры.

6

3

3

Текущий, тематический.

6

Основные правила игры в дебюте.

5

2

3

Текущий, тематический и итоговый.

7

Турнир

1

-

1

Итоговый.

8

Игра из начального положения.

3

-

3

Текущий, тематический и итоговый.

Второй год обучения

36

15

21

Виды контроля:

  • Предварительный ‏ контроль - проверка ‏ имеющихся знаний ‏ воспитанников. Проводится в ‏ начале учебногогода ‏ в виде ‏ фронтального, индивидуального и ‏ группового опроса, выполнение упражнений, решение ‏ комбинаций и ‏ этюдов.
  • Текущий контроль ‏ проводится на ‏ каждом занятии ‏ в виде ‏ проверки домашнего ‏ задания, выполнения упражнений.
  • Тематический ‏ контроль проводится ‏ по мере ‏ освоения каждой ‏ учебной темы. Включает ‏ фронтальный устный ‏ опрос, а также ‏ различные виды ‏ деятельности при ‏ индивидуальном и ‏ групповом опросе.
  • Итоговый ‏ контроль - заключительная ‏ проверка знаний, умений,навыков ‏ в конце ‏ учебного года. Участие ‏ в турнире, соревнованиях.

        2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Реализация содержания ‏ программы предусматривает ‏ наличие демонстрационной ‏ доски, методического набора ‏ к ней, демонстрационных ‏ шахматных фигур ‏ на магнитах, настольных ‏ шахматных досок ‏ с набором ‏ шахматных фигур ‏ по количеству ‏ воспитанников. Из ‏ технических средств ‏ обучения и ‏ воспитания имеются ‏ мультимедийный проектор, ноутбук, колонки. Для ‏ успешной реализации ‏ содержания программы, рассчитанной ‏ на два ‏ года обучения, имеются ‏ оборудование и ‏ атрибуты, представленные в ‏ таблице 1.

Таблица 1

Для воспитанников ‏ первого года ‏ обучения

  • демонстрационная настенная ‏ магнитная шахматная ‏ доска с ‏ комплектом шахматных ‏ фигур;
  •  настольные шахматы ‏ и шахматные ‏ деревянные доски;
  • шахматные часы;
  • дидактические ‏ игры для ‏ обучения игре ‏ в шахматы;
  • наглядные ‏ пособия (альбомы, портреты ‏ выдающихся шахматистов, тренировочные ‏ диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  •  обучающие программы ‏ по шахматам;
  • атрибуты для ‏ игр (волшебный ‏ мешочек, картонное поле, короны ‏ шахматных фигур; конверт).
  • технические ‏ средства обучения: автоматизированное ‏ рабочее место ‏ педагога (ноутбук), телевизор;
  •  шахматные ‏ тетради, простые карандаши;
  • родительский уголок «Шахматы».

Для воспитанников ‏ второго года ‏ обучения

  • демонстрационная настенная ‏ магнитная шахматная ‏ доска с ‏ комплектом шахматных ‏ фигур;
  •  настольные шахматы ‏ и шахматные ‏ деревянные доски;
  • идактические ‏ игры и ‏ «ходилки» для обучения ‏ игре в ‏ шахматы, кубик с  ‏ шахматными фигурами ‏ и др.;
  • наглядные ‏ пособия (альбомы, портреты ‏ выдающихся шахматистов, тренировочные ‏ диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  •  обучающие презентации ‏ по шахматам, простые ‏ карандаши;
  • атрибуты для ‏ игр (волшебный ‏ мешочек, картонное поле, короны ‏ шахматных фигур; конверт);
  • технические ‏ средства обучения: автоматизированное ‏ рабочее место ‏ педагога (ноутбук), телевизор;
  • родительский уголок «Шахматы».

Информационное обеспечение.

Интернет-ресурсы:

1. [Электронный ресурс] http://www.shahmatik.ru/ 

2. [Электронный ‏ ресурс] http://webchess.ru/ebook/ 

3. [Электронный ‏ ресурс] https://chess-samara.ru/

Обучающие шахматные компьютерные программы:

1. «Динозавры учат шахматам»

2. «Аладдин: Волшебные шахматы»

3. «Шахматы в сказках»

Кадровое обеспечение.

Для успешной реализации Программы проводить обучение игре в шахматы могут: педагог дополнительного образования; инструктор по физической культуре; воспитатель или иной специалист ДОУ, имеющий педагогическое образование со специализацией «Дошкольное образование» и курсы повышения квалификации по теме «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС».

2.3. Формы аттестации

Формы аттестации образовательных результатов при обучении игре в шахматы:

  • организация шахматных турниров разных видов (с часами: буллит, блиц, рапид и без часов) на базе ДОУ;
  • участие в турнирах районного и городского уровня с привлечением родителей (законных представителей) на базе городских шахматных клубов и домов творчества;
  • творческий отчет педагога (презентация) в конце учебного года.

Виды аттестации учебных результатов Программы:

  • журнал посещаемости,
  • наблюдение педагога,
  • решение практических задач и этюдов,
  • результативность участия в турнирах (рейтинг обучаемого по протоколам турниров)

2.4. Оценочные материалы

Применяются следующие педагогические формы диагностики для определения результатов освоения Программы:

- индивидуальная;

- групповая.

Основная первичная педагогическая диагностика проводится в начале учебного года. С ее помощью выявляются фактические знания, умения и практические навыки детей игры в шахматы, также определяются тенденции развития знаний и умений воспитанников на перспективу.

Основная итоговая педагогическая диагностика проводится в конце учебного года.  С её помощью проходит оценивание результатов освоения Программы воспитанниками, определение перспективы дальнейшего обучения детей игре в шахматы с учетом новых задач.

Промежуточная педагогическая диагностика может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно с теми, у кого проявляются существенные трудности в обучении игре в шахматы. Такая диагностика нужна для выявления динамики обучения детей игре в шахматы, оценки правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им Программы.

Оперативная педагогическая диагностика проводится в течение учебного года для оценки качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми.

Педагогическая диагностика проводится с помощью разработанной диагностической карты. (Приложение 1).

Критерии ‏ㅤ оценки учебных ‏ㅤ результатов программы:

Высокий уровень освоения Программы.

Воспитанник демонстрирует ‏ высокую заинтересованность ‏ в учебной ‏ и творческой ‏ деятельности, которая является ‏ содержанием Программы; показывает ‏ широкие возможности ‏ практического применения ‏ в собственной ‏ творческой деятельности ‏ приобретенных знаний ‏ умений и ‏ навыков. Ребенок ‏ имеет представление ‏ о  шахматах. Умеет пользоваться ‏ линейкой и ‏ тетрадью в ‏ клеточку. Умеет быстро ‏ и правильно ‏ находить поля, вертикали ‏ и диагонали, показывая ‏ и называя ‏ их вслух. Знает,  различает ‏ и называет ‏ шахматные фигуры. Знает ‏ ходы шахматных ‏ фигур и ‏ их отличия. Понимает ‏ важность первых ‏ ходов. Имеет понятие ‏ о приёмах ‏ взятия фигур. Умеет ‏ самостоятельно выполнять ‏ задания, кратко и ‏ точно выражать ‏ мысли, выполнять задания ‏ в более ‏ быстром темпе. У ‏ ребёнка развита ‏ познавательная активность, логическое ‏ мышление, воображение. Обладает навыками ‏ счёта предметов, умение ‏ соотносить количество ‏ и число. Развито ‏ зрительное восприятие, внимание, мелкая ‏ моторика рук. Умеет ‏ планировать свои ‏ действия, обдумывать их, рассуждать, искать ‏ правильный ответ. Развита ‏ ловкость и ‏ смекалка, ориентировка в ‏ пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет ‏ понятие  «рокировка», «шах» и ‏ «мат». Умеет записывать ‏  шахматные партии. Узнаёт ‏ и различает ‏ геометрические фигуры ‏ в различных ‏ положениях, уметь конструировать ‏ их из ‏ палочек и ‏ различных частей, уметь ‏ использовать эти ‏ фигуры для ‏ конструирования орнаментов ‏ и сюжетов.  

Средний уровень освоения Программы.

Воспитанник ‏ демонстрирует достаточную ‏ заинтересованность в ‏ учебной и ‏ творческой деятельности, которая ‏ является содержанием ‏ Программы; может применять ‏ на практике, ‏ в собственной ‏ творческой деятельности,  ‏ приобретенные знания, ‏ умения и ‏ навыки. Ребенок ‏ затрудняется в ‏ использовании линейки ‏ и тетради ‏ в клеточку, в ‏ умении   быстро ‏ и правильно ‏ находить поля, вертикали ‏ и диагонали, показывать ‏ и называть ‏ их вслух. Путает ‏ название шахматных ‏ фигур, ходы шахматных ‏ фигур и ‏ их отличия. Путает ‏ понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается ‏ в названии ‏ геометрических фигур, в ‏ сравнении величин ‏ на основе ‏ измерения. Не всегда ‏ узнаёт и ‏ различает геометрические ‏ фигуры в ‏ различных положениях.

 Низкий уровень освоения Программы.

 Воспитанник‏ демонстрирует слабую ‏заинтересованность в ‏учебной и ‏ㅤ творческой деятельности, которая является содержанием Программы; не стремится самостоятельно применять на практике ‏и в своей деятельности приобретенные знания, умения и навыки. Ребенок ‏ не умеет ‏ быстро и ‏ правильно находить ‏ поля, вертикали и ‏ диагонали, показывать и ‏ называть их ‏ вслух. Не знает,  не ‏ различает и ‏ не называет ‏ шахматные фигуры. Не ‏ знает ходов ‏ шахматных фигур ‏ и их ‏ отличия. Не имеет ‏ представления о понятиях  «рокировка», «шах» и ‏ «мат». Не умеет ‏ записывать  шахматные ‏ партии.

2.5. Методические материалы

Обучение шахматному искусству относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов:

Целостный метод – практически любое практическое упражнение (композиция), трудность которого соответствует уровню подготовки воспитанников, может быть освоено целостно. Вместе с тем, следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие определённого опыта, полученного ранее.

Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных приёмов, а также для коррекции учебного навыка, для исправления некоторых ошибок или работы над выразительностью рисунка.

Метод слова (метод устного изложения) – рассказ, описание, объяснение, беседа.

Наглядный метод (метод иллюстрации и демонстрации) — схемы, презентации, представления, понятия.

Практический метод – упражнения, приучение, самостоятельно выполняемые обучающимися действия.

Метод закрепления изучаемого материала (метод повторности движений) – повторение пройденного материала до 3-х и более раз).

Метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование.

Метод игры — использование игровых сюжетов в структуре занятий.

Метод самостоятельной работы обучающихся по осмысливанию и усвоение нового материала;

Метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;

Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования, программированный контроль.

Методические разработки, дидактический и лекционный материал:

Раздаточный материал (диаграммы) для проведения конкурсов задач по тактике;

Раздаточный материал (диаграммы) для решения задач;

Тесты для проверки теоретических знаний по изучаемым темам;

Практикум. Позиции для решения с глубиной расчета 1 ход;

Практикум. Позиции на разыгрывании.

Дидактические шахматные ‏ㅤ сказки

1. Сухин ‏ И. Котята-хвастунишки // Сухин ‏ И. Книга-выручалочка по ‏ внеклассному чтению. – М.: Новая ‏ школа, 1994. – Вып. 3.

2. Сухин И. Лена, Оля ‏ и Баба ‏ Яга // Сухин ‏ И. Книга-выручалочка по ‏ внеклассному чтению. – М.: Новая ‏ школа, 1995. – Вып. 5.

3. Сухин И. От ‏ сказки – к ‏ шахматам. Сухин И. Удивительные ‏ превращения деревянного ‏ кругляка // Сухин ‏ И. Книга-выручалочка по ‏ внеклассному чтению. – М.: Издательство ‏ фирмы ACT, 1993.

Дидактические игры, упражнения и задания

Все дидактические ‏ игры, упражнения и ‏ задания  ‏моделируют в ‏ доступном для ‏ детей 5–7 лет ‏ виде те ‏ или иные ‏ реальные ситуации, с ‏ которыми сталкиваются ‏ шахматисты в ‏ игре на ‏ шахматной доске. При ‏ этом все ‏ игры и ‏ задания являются ‏ занимательными и ‏ развивающими, эффективно способствуют ‏ тренингу образного ‏ и логического ‏ мышления.

«Атака ‏ неприятельской фигуры»

Белая ‏ фигура должна ‏ за один ‏ ход напасть ‏ на черную ‏ фигуру, но так, чтобы ‏ не оказаться ‏ под боем.

«Большая и ‏ маленькая»

 На столе ‏ шесть разных ‏ фигур. Дети называют ‏ самую высокую ‏ фигуру и ‏ ставят ее ‏ в сторону. Задача: поставить ‏ все фигуры ‏ по высоте.

«Вертикаль»

 Двое ‏ играющих по ‏ очереди заполняют ‏ одну из ‏ вертикальных линий ‏ шахматной доски ‏ кубиками (фишками, пешками ‏ и т. п.).

«Взятие»

Из нескольких ‏ возможных взятий ‏ надо выбрать ‏ лучшее – побить ‏ незащищенную фигуру.

«Волшебный мешочек»

 В ‏ непрозрачном мешочке ‏ по очереди ‏ прячутся все ‏ шахматные фигуры, каждый ‏ из учеников ‏ на ощупь ‏ пытается определить, какая ‏ фигура спрятана.

«Выиграй ‏ фигуру»

Белые должны ‏ сделать такой ‏ ход, чтобы при ‏ любом ответе ‏ черных они ‏ проиграли одну ‏ из своих ‏ фигур.

«Горизонталь»

Двое ‏ играющих по ‏ очереди заполняют ‏ одну из ‏ горизонтальных линий ‏ шахматной доски ‏ кубиками (фишками, пешками ‏ и т. п.).

«Да ‏ и нет»

 Педагог ‏ берет две ‏ шахматные фигурки ‏ и спрашивает ‏ детей, стоят ли ‏ эти фигуры ‏ рядом в ‏ начальном положении.

«Дай ‏ шах»

 Требуется объявить ‏ шах неприятельскому ‏ королю.

«Два хода»

Для ‏ того чтобы ‏ ученик научился ‏ создавать и ‏ реализовывать угрозы, он ‏ играет с ‏ педагогом следующим ‏ образом: на каждый ‏ ход учителя ‏ ученик отвечает ‏ двумя своими ‏ ходами.

Двойной ‏ удар»

Белой фигурой ‏ надо напасть ‏ одновременно на ‏ две черные ‏ фигуры.

«Диагональ»

Двое ‏ играющих по ‏ очереди заполняют ‏ одну из ‏ диагональных линий ‏ шахматной доски ‏ кубиками (фишками, пешками ‏ и т. п.).

«Захват контрольного ‏ поля»

Игра фигурой ‏ против фигуры ‏ ведется не ‏ с целью ‏ уничтожения, а с ‏ целью установить ‏ свою фигуру ‏ на определенное ‏ поле. При этом ‏ запрещается ставить ‏ фигуры на ‏ клетки, находящиеся под ‏ ударом фигуры ‏ противника.

«Защита»

 Здесь ‏ нужно одной ‏ белой фигурой ‏ защитить другую, стоящую ‏ под боем.

«Защита контрольного ‏ поля". Эта игра ‏ подобна предыдущей, но ‏ при точной ‏ игре обеих ‏ сторон не ‏ имеет победителя.

«Защита от ‏ шаха»

 Белый король ‏ должен защититься ‏ от шаха.

«Какой буквы не хватает?»

Карточки с буквами латинского алфавита    располагаются на столе в ряд так, как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.

«Кратчайший путь»

За ‏ минимальное число ‏ ходов белая ‏ фигура должна ‏ достичь определенной ‏ клетки шахматной ‏ доски.

«Кто быстрее»

Задача королей взять все «заколдованные» фигуры.

«Кто сильнее?»

Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Лабиринт»

 Белая ‏ фигура должна ‏ достичь определенной ‏ клетки шахматной ‏ доски, не становясь ‏ на "заминированные" поля ‏ и не ‏ перепрыгивая их.

«Мат в один ход»

Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Мат или не мат»

Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Мяч»

Педагог ‏ произносит какую-нибудь ‏ фразу о ‏ начальном положении, к ‏ примеру: "Ладья стоит ‏ в углу", и ‏ бросает мяч ‏ кому-то из ‏ учеников. Если утверждение ‏ верно, то мяч ‏ следует поймать.

«Найди адрес»

Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.

«Нарисуй диаграмму»

Рисование на диаграмме линий по горизонтали, вертикали и диагонали.

«Обе армии равны»

Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Объяви шах»

Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Ограничение подвижности»

 Это ‏ разновидность "игры ‏ на уничтожение", но ‏ с "заминированными" полями. Выигрывает ‏ тот, кто побьет ‏ все фигуры ‏ противника.

«Один ‏ в поле ‏ воин»

Белая фигура ‏ должна побить ‏ все черные ‏ фигуры, расположенные на ‏ шахматной доске, уничтожая ‏ каждым ходом ‏ по фигуре ‏ (черные фигуры ‏ считаются заколдованными, недвижимыми) .

«Первый шах»

 Игра ‏ проводится всеми ‏ фигурами из ‏ начального положения. Выигрывает ‏ тот, кто объявит ‏ первый шах.

«Перехитри ‏ часовых»

 Белая фигура ‏ должна достичь ‏ определенной клетки ‏ шахматной доски, не ‏ становясь на ‏ "заминированные" поля и ‏ на поля, находящиеся ‏ под ударом ‏ черных фигур.

«Почта»

На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес – например улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как адресат найден, конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз – это могут быть силуэты букв шахматного алфавита, которые  раздаются детям и предлагается раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.

«Пять шахов»

 Каждой ‏ из пяти ‏ белых фигур ‏ нужно объявить ‏ шах черному ‏ королю.

«Рокировка»

Ученики ‏ должны определить, можно ‏ ли рокировать ‏ в тех ‏ или иных ‏ случаях.

«Сделай ход»

Задача королей перейти с одной стороны поля на другую.

«Секретная фигура»

 Все ‏ фигуры стоят ‏ на столе ‏ учителя в ‏ один ряд, дети ‏ по очереди ‏ называют все ‏ шахматные фигуры, кроме ‏ "секретной", которая выбирается ‏ заранее; вместо названия ‏ этой фигуры ‏ надо сказать: "Секрет".

«Сними ‏ часовых»

 Белая фигура ‏ должна побить ‏ все черные ‏ фигуры, избирается такой ‏ маршрут передвижения ‏ по шахматной ‏ доске, чтобы белая ‏ фигура ни ‏ разу не ‏ оказалась под ‏ ударом черных ‏ фигур.

«Собери ягодки»

Смысл упражнения в том, чтобы учащийся научился ходить конкретной фигурой.

«Составь доску».

Из белых и черных квадратов составить шахматную доску.

«Сундучок»

 Ученики ‏ по одной ‏ вынимают из ‏ сундучка шахматные ‏ фигуры и ‏ постепенно расставляют ‏ начальную позицию.

«Угадай»

Педагог загадывает про себя одну из фигур, дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Угадайка»

Педагог ‏ словесно описывает ‏ одну из ‏ шахматных фигур, дети ‏ должны догадаться, что ‏ это за ‏ фигура.

«Уничтожение» – важнейшая ‏ игра курса.

У ‏ ребенка формируется ‏ внутренний план ‏ действий, развивается аналитико-синтетическая ‏ функция мышления ‏ и др. Педагог ‏ играет с ‏ учениками ограниченным ‏ числом фигур ‏ (чаще всего ‏ фигура против ‏ фигуры). Выигрывает тот, кто ‏ побьет все ‏ фигуры противника.

«Что общего»

 Педагог ‏ берет две ‏ шахматные фигуры ‏ и спрашивает ‏ учеников, чем они ‏ похожи друг ‏ на друга. Чем ‏ отличаются? (Цветом, формой.)

«Чудесная шкатулка»

Дети отвечают на вопросы педагога по заданной теме.

«Чьи следы»

Педагог показывает карточки-схемы и дети угадывают какой фигуре они принадлежат.

«Шах или ‏ не шах»

Приводится ‏ ряд положений, в ‏ которых ученики ‏ должны определить: стоит ‏ ли король ‏ под шахом ‏ или нет.

«Шахматное лото»

Для каждого ребенка подготавливаются фишки с обозначением на них шахматной нотации в количестве от 5 до 64 (в зависимости от уровня подготовленности ребенка). Правила игры такие же как в обычно лото – фишку надо поставить на соответствующее ей место на шахматной доске.

2.6. Список литературы

Список используемой литературы

1. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или ‏ Там клетки ‏ черно – белые ‏ чудес и ‏ тайн полны: учебник ‏ для начальной ‏ школы, первый год ‏ обучения. В 2-х ‏ частях. Часть 1.- 4-е ‏ изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.

2. И.Г. Сухин. Шахматы, второй ‏ год, или Играем ‏ и выигрываем: учебник ‏ для начальной ‏ школы, первый год ‏ обучения. В 2-х ‏ частях. Часть 2.- 3-е ‏ изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.

3. И.Г. Сухин. Шахматы, первый ‏ год, или Там ‏ клетки черно ‏ – белые чудес ‏ и тайн ‏ полны: Рабочая тетрадь ‏ для начальной ‏ школы. В 2-х ‏ частях. Часть 2.- 6-е ‏ изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.

4. И. Весела. Шахматный ‏ букварь. – М.: Просвещение, 1983.

5. В. Гончаров. Некоторые актуальные ‏ вопросы обучения ‏ дошкольника шахматной ‏ игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

6. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

7. И.Г. Сухин. Волшебный ‏ шахматный мешочек. – Испания: Издательский ‏ центр Маркота. Международная ‏ шахматная Академия ‏ Г. Каспарова, 1992.

8. И.Г. Сухин. Удивительные приключения ‏ в Шахматной ‏ стране. – М.: Поматур, 2000.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

  1. Весела, И. Шахматный ‏ букварь  / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983г;
  2. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская ‏ литература, 1980.
  3. Карпов, А. Е. Учитесь ‏ шахматам / А. Е. Карпов. - М.: Эгмонт ‏ Россия Лтд, 2004;
  4. Касаткина ‏ В. «Шахматная тетрадь»/ Касаткина ‏ В.  – Архангельск: Дайв, 2009г
  5. Москалёв В. А. Шахматная ‏ тетрадь для ‏ дошкольников: рисуем ходы, осваиваем ‏ правила / Москалёв ‏ В. А. -  Ростов н/Д: Феникс, 2012г.
  6. Сухин, И. Г. Удивительные ‏ приключения в ‏ Шахматной стране ‏ / И. Г. Сухин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004г;
  7. Сухин, И. Г. Шахматы ‏ для самых ‏ маленьких / И. Г. Сухин. - М.: Астрель; АСТ, 2000г;
  8. А. Трофимова . Шахматная тетрадь-раскраска . Рисуем, учимся, играем. /  Трофимова А. С. - Феникс, 2015 г.

Приложение 1

ФИ ребёнка

Перечень знаний

Должен знать

Шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль, диагональ ‏ и другие.

Название ‏ шахматных фигур ‏ и их ‏ отличия.

Правила хода, взятие ‏ каждой фигуры.

Перечень умений

Должен ‏ уметь

Ориентировка ‏ на шахматной ‏ доске.

Играть каждой ‏ фигурой

Правильно располагать ‏ доску.

Правильно располагать ‏ фигуры.

Умение перемещать ‏ фигуры.

Решать простые ‏ шахматные задачи.

Диагностическая ‏ карта «Шахматная страна»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В БАССЕЙНЕ

В нашем дошкольном учреждении работает бассейн. Воспитанники вторых младших, средних, старших и подготовительных к школе групп посещают занятия в бассейне один раз в неделю. У нас созданы условия для ...

Мастер-класс для родителей по обучению игре в шахматы "Шахматная грамота"

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....

Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы для детей 5-7 лет «В мире шахмат»

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...

«Развивайка» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Путешествие в стране блоков и палочек»

quot;Развивайка"      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. " Путешествие в стране блоков и палочек"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для дошкольников»

1.1 Пояснительная записка      В современную эпоху развития и внедрения информационных технологий человеку важно ориентироваться в огромном объеме информации, уметь ее анализи...