Выступление на педагогическом совете на тему: Плавание для детей с ЗПР, ЗРР.
материал по физкультуре

Педсовет на тему : "Помощь детям посредством плавания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_detey_s_zrr_i_zpr.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 12

 "Жемчужина"

Выступление на Педагогическом совете.

Тема: «Плавание для детей с ЗРР, ЗПР»

                                        Инструктор по плаванию

                                               Арсентьева Ю.А.        

Г.о  Подольск 2019

Задержка психического и речевого развития (ЗПРР) у детей – это отставание нормальных темпов психоэмоционального развития ребенка, которое выражается в нарушении функции речи и поведенческих навыков, ослаблении памяти и неспособности к концентрации внимания, эмоциональной лабильности/ригидности, в некоторых случаях наблюдается нарушение двигательных функций. Причиной этого заболевания служат, в первую очередь, нарушения работы центральной нервной системы, речевых и двигательных отделов головного мозга.

Занятия ЛФК в воде  для детей предполагают как упражнения с частичным погружением в воду отдельных частей тела, так и с полным погружением. Комплексы занятий разрабатываются специально для детей разных возрастов, исходя из их особенностей.

Главная задача плавания – максимальное расслабление всех групп мышц. Особенностью  метода является то, что вода снижает нагрузку на организм и облегчает выполнение упражнений. Такие занятия идеально подходят тем, кому тяжело выполнять классические упражнения по причине мышечной слабости, сильных болей и т. д.

 Основная задача стимулирования двигательной активности в воде – восстановление нормального физического состояния путем активных и пассивных движений. Пребывание в воде ускоряет метаболизм, повышает терморегуляцию, улучшает кровообращение, развивает дыхательную систему, снижает болевые ощущения, и несет профилактическую

 функцию. 

Плавание, особенно стилем брасс на спине или кролем на груди – это своеобразный массаж мышц конечностей и живота, который помогает ребенку удерживать туловище в воде, правильно координировать руки и ноги, учиться дыханию под водой и отдельным элементам плавания, тренировать двигательные навыки путем их дальнейшего переноса из воды на «сушу».

Занятия плаванием проводятся индивидуально  под руководством специалиста, демонстрирующего упражнения и следящего за состоянием ребенка. Занятия могут проводиться с использованием специального оборудования (пояса, доски, манжеты, водные коврики и др.).

Метод гидрореабилитации полезны практически при любом заболевании. Он особенно незаменим и активно используется нашими специалистами в процессе реабилитации детей с ЗРР.

 Оптимальным видом физического воспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гипер активных детей и детей, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у ребенка с ЗПР .

Многолетний опыт работы и наблюдения показали высокую эффективность физического воспитания и плавания для реабилитации детей с ЗРР. Помимо основных функций закаливания и овладения навыком передвижения в воде, занятия в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств. Индивидуальный подход к ребёнку, рациональное и систематическое использование комплекса физических упражнений, включающего подвижные игры на воде, модифицированные упражнения, задания на развитие памяти, внимания, воображения, позитивно влияют на психическую сферу детей с ЗПР, и обеспечивают положительную динамику реабилитации воспитанников.

Плавание в бассейне - это отличная возможность направить бурный поток энергии и эмоций гиперактивного ребенка в нужное русло гармоничного физического развития и, как следствие, своевременного психологического развития. 

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА АКВАТЕРАПИИ

ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары обеспечивают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует производству речи.

Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки способствует тренировке вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы, основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода способна создавать нагрузку на грудную клетку, поддерживать шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и способствует более понятной артикуляции. Логопедические упражнения, выполняемые в воде, способствуют развитию громкого и четкого голоса, тренируют ребенка произносить более длинные фразы.

Устранение психологических препятствий. Серьезным препятствием для достижения успеха является естественная психологическая защита ребенка. Около половины детей, проходящих логопедическое лечение, оказывают значительное сопротивление терапевту. Многие упражнения, которые ребенок не позволяет выполнить на суше, становится возможно выполнить благодаря тому, что в теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается. В воде ребенок лучше отрабатывает осознание, силу и подвижность речевых мышц.

Лучшая фокусировка и концентрация внимания. Теплая вода в бассейне имеет тенденцию уменьшать тактильную защищенность ребенка. Это помогает детям переключить внимание на такие вещи, как вокальная и словесная имитация и речевое производство. Окружающая среда также очень мотивирует и усиливает развитие языковых и познавательных навыков.

Возможности для развлечения и социализации в воде: Акватерапия и бассейн воспринимаются детьми как пространство игры, а не лечения. Вода комфортна, приятна, обеспечивает естественную среду для пения песен, проведения игр. Это дает прекрасную возможность развивать социальные навыки в обстановке комфорта и веселья.

Для детей с ЗПР рекомендовались упражнения в воде с добавлением заданий математического характера, запоминанием слов, терминов и словосочетаний, пальцевой гимнастики - доставание мелких предметов со дна бассейна, сборка или разборка деталей конструктора в воде и т.п.

Кроме того, были рекомендованы психотехнические игры в воде и упражнения для развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление и др.), а также упражнения, способствующие развитию физических качеств.

Применение специализированных упражнений в водной среде позитивно влияет на развитие интеллектуальных процессов детей с ЗПР: улучшается наглядно-образное мышление, способность оперировать различными образами и представлениями, повышается уровень мыслительных процессов, обобщения и отвлечения, выделения существенных признаков, установления логических связей и отношений между понятиями, а также скорость переключения внимания. Таким образом, применение средств плавания в системе реабилитации детей с ЗПР обеспечивает положительный эффект, заключающийся в более качественном освоении техники плавания, улучшении уровня физической подготовленности и физического развития, нормализации психической сферы. В результате двухлетних занятий  дети с ЗПР по своему физическому и психическому развитию приблизились к здоровым детям.

Заключение. Результаты исследования показали, что, несмотря на многочисленные рекомендации по использованию плавания в оздоровительных и лечебных целях, традиционная методика обучения плаванию не подходит для применения в работе с детьми с ЗРР, прежде всего из-за отсутствия дифференцированного, с учетом дефекта, подбора средств.

Проведенный  подбор соответствующих средств плавания применительно к детям, имеющим задержку психического развития, позволил достичь большей эффективности в освоении ими техники плавания, а также позитивно повлиять на физическую и психическую сферы занимающихся. Приближение изученных показателей таких детей к средним значениям, характерным для здоровых детей, может свидетельствовать в пользу перспективности использования средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей с ЗРР.

Список литературы

1.     Протченко Т.А. Семёнов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. М. «Айрис пресс»-2013.

     2. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. – Москва,

«Просвещение», 1987.

3.     Булгакова Н.Ж. Плавание.- М.:ФиС, 2015.

4.     Погребной А.И. КГУФК, «Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектом в развитии»,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

В этой статье мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1-3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни "

Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников  является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореа...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, э...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основы безопасности детей дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом совете №3 Тема: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания...