Физическое развитие дошкольников с учётом этнокультурных и национальных особенностей
консультация по физкультуре

Консультация для педагогов.

Веками образование и воспитание детей были основаны на народных традициях. На сегодняшний день в физическом воспитании детей становится очевидным большая роль национальной культуры. Национальные ценности вобрали в себя мудрость поколений многогранность культуры и оригинальность традиций. Они представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале привлекательных личностных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Физическое развитие дошкольников с учётом этнокультурных и национальных особенностей»

Старший воспитатель МАОУ «ОЦ № 2 г. Челябинска»

Веками образование и воспитание детей были основаны на народных традициях. На сегодняшний день в физическом воспитании детей становится очевидным большая роль национальной культуры. Национальные ценности вобрали в себя мудрость поколений многогранность культуры и оригинальность традиций. Они представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале привлекательных личностных качеств.

В народных традициях отчётливо выступают ведущие факторы: природа, слово, труд, обычаи, искусство.

У каждого народа были свои национальные средства физического воспитания.

В физическом развитии включаются физические качества: ловкость, быстрота, гибкость, глазомер, равновесие, сила, выносливость, физические упражнения, спорт.

Физические упражнения – это движения, двигательные действия,  (подвижные игры с элементами соревнования), процесс неоднократного повторения движения.

Спорт – специальная деятельность направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявленных в процессе соревнований.

На Урале проживают более 30 народов. Основными (наиболее многочислен-ными) являются русские, казаки, башкиры, татары.

Татары наиболее эффективными и результативными средствами физического развития детей считали физические упражнения (бег, прыжки в высоту и длину), скачки, национальную борьбу – корэш.

Высоко ценилась возможность участие детей в праздниках: религиозных куран-байрам, ураза-байрам и светских сабантуй (праздник плуга).

Совместное участие в трудовых и соревновательных действиях на праздниках возводило их в ранг мужчины (с 7 лет, а в скачках с 8-12 лет) и включало в сознании позиции здорового образа жизни (труд, отдых на свежем воздухе).

Сабантуй был школой трудовой и военной подготовки, школой физического воспитания: верховая езда, стрельба, бег, прыжки, плавание – были способы выработать ценные физические качества.

У башкир на систему физического воспитания для полноценного развития ребёнка повлиял их образ жизни.

В легендах говорится, что Башкорт – это имя военачальника объединившего башкирские племена, именно тогда башкиры стали осваивать обширные территории. Полукочевое скотоводство и разработки серебряной руды, а значит ювелирное дело, требовали определённых физических качеств. Суровые условия полукочевого быта требовали серьёзной закалки, поэтому состязания в выносливости стали органической потребностью. С 4-5 лет мальчика отец учил ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать.

Одним из главных праздников являлся Сабантуй, на котором мужчины соревновались в скачках, беге, борьбе. Женщины и девочки исполняли воспроизводящие танцы, где имитировали движения птиц, зверей. Игры отразили особенности быта и требования существования и выживания этноса.

На Урале в давние времена казаки были пришлыми, но именно они внесли в культуры окружающих их народов множество военных игр и тестов для определения направления развития определённых необходимых  воину качеств.

Прежде всего, это духовные установки: казак не боится, не плачет, должен уметь. С рождения за мальчиком наблюдали для выявления врождённых необходимых качеств (в люльку не давали игрушку, а сначала подвешивали, чтобы ребёнок прежде чем хватать, осмотрел, изучил степень опасности ). По тому,  как вёл себя младенец определяли какие физические качества врождённые, а какие нужно развивать. Развивали интуицию, учили управлять страхом, через игру. Существует казачья система выживания -  Спас, где основным критерием является нравственность. За воспитание мальчика с 7 лет отвечал крёстный отец, так как считалось, что родной может пожалеть, дать поблажку и никогда воспитание казака не доверялось женщине. Девочек наоборот воспитывали женщины: учили вести хозяйство, быть хорошей женой и помощницей на своём примере, так как жизнь казака была неоднородной. Сегодня казак дома  и правит им твёрдой рукой, сам решал проблемы семьи, а завтра – ушёл в набег, а женщина уже сама длительное время должна была вести хозяйство (управляться и с женской и с мужской работой ), а мальчики до 12 лет, которых не брали с собой казаки, должен быть верным надёжным помощником.

Исходя из необходимости, у каждого народа складывались свои игровые и двигательные пристрастия для игр детей. У русских, проживающих на Урале, основным занятием были земледелие и охота. От мужчины – охотника требовались наблюдательность, выдержка, меткость, что и отразилось в играх и соревнованиях у детей.

Чаще всего дети стремятся проявить свои мужские качества в борьбе, в стихийных соревнованиях на меткость, на скорость бега.

Девочки часто выделяются в играх с замысловатыми движениями, хороводных играх.

Так удивительно отразилась история народа, способность к выживанию, физическому развитию в играх наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности физического развития дошкольников

Брашура с рекомендацией для родителей...

Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"

В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей»

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей» Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в...

Презенация Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей

Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на лично...

Консультация для родителей на тему: "Особенности физического развития дошкольников".

Консультация для родителей на тему: "Особенности физического развития дошкольников"...