Реализация гендерного подхода у старших дошкольников через подвижные игры.
статья по физкультуре (старшая группа)

Ирина Викторовна Рощупкина

 

         В дошкольном возрасте происходит становление самопознания ребёнка.

Один из важнейших компонентов этого – это осознание себя как представителя определённого пола. Согласно исследованиям, современная модель общества ведет к разрушению традиционного мужского и женского поведения (феминизацию мужчин и омужествление женщин), что оказывает существенное влияние на формирование гендерной идентичности уже в дошкольном возрасте. В связи с этим гендерное воспитание ребёнка в период дошкольного детства является актуальной проблемой в педагогической науке и практике. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом                           гендерных особенностей могут оказать подвижные народные русские игры, которые являются неотъемлемой частью национального богатства и способствует гендерному воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация гендерного подхода у старших дошкольников

 через народные подвижные игры.

 

         В дошкольном возрасте происходит становление самопознания ребёнка.

Один из важнейших компонентов этого – это осознание себя как представителя определённого пола. Согласно исследованиям, современная модель общества ведет к разрушению традиционного мужского и женского поведения (феминизацию мужчин и омужествление женщин), что оказывает существенное влияние на формирование гендерной идентичности уже в дошкольном возрасте. В связи с этим гендерное воспитание ребёнка в период дошкольного детства является актуальной проблемой в педагогической науке и практике. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом                           гендерных особенностей могут оказать подвижные народные русские игры, которые являются неотъемлемой частью национального богатства и способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы  быта,  обычаи, труд мужчин и женщин. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства, взаимоотношения между членами семьи.  Так же подвижные игры помогают развитию нравственно-волевые качеств и качества личности, характерные для мальчиков и девочек.  По своему содержанию все подвижные игры доступны и девочкам и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола. Дошкольники быстро запоминают правила игры и учатся вести себя в соответствии с гендерной принадлежностью. Русские народные подвижные игры для мальчиков - «Салки», «Перетяжки», «Перестрелка», «Бой петухов», «Дедушка Мазай», «Рыбаки», «Лапта»,  «Садовник»,  «Охотники и соколы» помогают приобщить детей к истокам русской народной культуры,  развивать   у мальчиков такие необходимые мужские качества, как  ловкость, смелость, выносливость, быстрота, мужественность, упорство, меткость, волю к победе. Подвижные игры для девочек: «Надень и попляши», «Кострома», «Заря - зарница», «В хороводе были мы»,  «Аленький платочек», «Золотое колечко», «Ленок», «Яблонька», «Вы поедете на бал?», «Метелица», Девочка и медведь»  развивают основные физические качества, выразительность и пластику движений; воспитывают чувство симпатии к противоположному полу, женственность, хозяйственность, милосердие. Игра «Аленький платочек» развивает у девочек плавность и  движений, умение действовать в соответствии с текстом игры; воспитывает чувство симпатии к противоположному полу; повышение самооценки ребенка. Дети идут по кругу, в центре круга -  девочка (ведущий) с платочком в руке.

Я с платочком хожу

Всем платочек покажу.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши, хором проговаривают слова:

Твой платочек аленький,

Твой платочек маленький.

Девочка идет по кругу и незаметно роняет платочек.

Кто платочек найдет,

Тот со мной гулять пойдет.

Тот, кто поднимет платочек, выходит плясать. Игра повторяется. В игре для мальчиков «Лузы» на земле рисуется черта, у которой каждый участник игры выкапывает себе небольшую ямку – лузу. Водящий, стоя у края черты, отбрасывает ногой мяч. В это время все говорят:

Ваня  бегает, играет.

Камешки в лузу кидает.

Камешки в лузу кидает,

Ребят в игру не принимает.

Мы его зовём-зовём,

На работу поведём.

На работу поведём,

Косу в рученьки даём.

Ну-ка, Ванечка, коси,

Вдоль по пожинке ходи,

 Нас ребят весели!

Участник, около которого остановился мяч, сильно бьёт по нему ногой, стараясь отбросить, как можно дальше. Все бегут за мячом. Кто первый его поднимет, тот кладёт себе в лузу один камешек. Набравший,  больше всех камешков,  считается победителем. В этой игре у мальчиков развивается мужественность, быстрота реакции, ловкость. Народные игры – симпатии

«Сахаринка», «Яшка», «Аленушка и Иванушка», «По-загородом гуляет», «Золотые ворота», «Шёл козёл по лесу»  приобщают  детей к истокам русской народной культуры, воспитывают культуру общения между мальчиками и девочками, способствуют проявлению чувства симпатии к противоположному полу, повышению самооценки ребёнка, развитию инициативы.

Игра «Сахаринка»

С помощью считалки выбирают водящего:

По селу идет Иван,

Потерял он свой кофтан.

А кафтан на улице,

Его склевали курицы,

Курицы – наседки,

Добрые соседки.

Дон-дон-дон,

Начинай играть свой кон!

Водящий (девочка) идет противоходом внутри круга и помахивает платочком над головой. Дети образуют круг, берутся за руки, идут по кругу и поговаривают слова игры:

Сахаринка, сахаринка на полу.

Я возьму и сахаринку подниму.

Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела!

С окончанием слов дети останавливаются. Водящий выбирает мальчика (если водящий  - мальчик, то выбирает девочку). Подходит к мальчику берет за руку и ведет в центр круга, передает платочек и встает в хоровод. В центре остается мальчик и игра продолжается.

Таким образом, русские народные подвижные игры, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а так же являются одним из средств гендерного воспитания дошкольников.

Библиографический список

1.Дедулевич М. Н. Играй - не зевай: подвижные игры с дошкольниками: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2007. - 64 с.

2.Коротков И. М. Подвижные игры во дворе. – М.: Наука, 1987. - 45 с.

3.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.

4.Лешер А. Маленькие игры для многих. - Минск, Народная Асвета,. 1983 – 63 с.

5.Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. - М: Наука, 1984. – 63с.

6.Фатеева Л.П. 300 Подвижных игр для среднего дошкольного возраста. М: Наука 1998. – 54 с.

7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который   дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ

Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...

Реализация гендерного подхода через подвижные игры

Картотека подвижных игр, способствующие гендерному воспитанию детей....

Содержательно-организационные условия реализации гендерного подхода в развитии личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

В презентации определены содержательные  условия реализации гендерного подхода в воспитании личностных качеств старших дошкольников...

Опыт работы "Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".

В данном опыте работы рассматриваются теоретические вопросы гендерной педагогики....

Реализация гендерного подхода через подвижные игры

Этот материал будет полезен воспиателям ДОУ...