Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления физического здоровья дошкольников.
консультация

Мясникова Наталья Сергеевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.23 КБ
Файл konsultatsiya_2.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие физических качеств дошкольников в ходе режимных моментов»

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. По - этому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.

В ФГОС прописано: «Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Одну из этих важных задач мы сейчас и рассмотрим: развитие физических качеств у дошкольников в ходе режимных моментов.

Одним из важных компонентов двигательного режима является утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна (при соблюдении режима, во второй половине дня на прогулке и в помещении. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.

Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность.

Она обеспечивает развитие психофизических качеств, таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.

Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных группах дошкольного возраста.

Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики. Например:

-комплекс музыкально-ритмических упражнений;

-утренняя гимнастика игрового характера;

- утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки;

-комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа (диск "Здоровье", детский эспандер, детские гантели, гимнастический ролик и т. п.);

Обычно комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.

Непосредственно организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год.

Основные движения

Основные движения благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей: укрепляют и развивают мышцы, связки, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и кожи. Одним из этих видов является ходьба.

Ходьба

Во время ходьбы и бега в работе принимает участие большое количество крупных групп мышц. Работа мышц при этом динамична и совершается без особого напряжения, что создает благоприятные условия для улучшения дыхания, кровообращения, обмена веществ. Ходьба способствует развитию и укреплению главным образом мышц нижних конечностей. Мышцы туловища и рук принимают при ходьбе меньше участия. Спокойная ходьба служит средством успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения после большой нагрузки (например, подвижной игры, бега).

Упражнения в ходьбе различными способами (на носках, на пятках и др.) очень важны, так как способствуют развитию и укреплению мускулатуры стопы, предупреждая плоскостопие у детей.

Бег

Бег - интенсивное движение. Он оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм ребенка, является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания быстроты, выносливости.

Прыжки

Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм занимающегося. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости.

Ползание

Ползание разносторонне развивает и укрепляет мускулатуру как крупных (плечевого пояса, спины, живота, так и более мелких мышечных групп (кисти рук, предплечья, стопы). При упражнениях в переползании напряжение чередуется с отдыхом, что способствует более длительному функционированию мышц. Как известно, такие упражнения оказывают благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. А момент разгрузки позвоночника в горизонтальном положении чрезвычайно благоприятен для формирования правильной осанки. Во время переползания развиваются координационные способности.

Метание и ловля

Упражнения в ловле и метании воспитывают ловкость, глазомер, способствуют укреплению мышц ног, туловища и особенно рук, плечевого пояса. Они содействуют также совершенствованию координации движений. Для детей дошкольного возраста, у которых координация движений и глазомер развиты еще недостаточно, метание и ловля представляют довольно сложные физические упражнения. Они требуют от ребенка большого напряжения внимания, так как при метании необходимо придать предмету определенное направление, траекторию и скорость пролета.

Равновесие

Оно важно для любой детской деятельности. Равновесие является важнейшей функцией организма, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность. Сохранение равновесия зависит от сложного взаимодействия, главным образом, вестибулярного, кожно-мышечного и зрительного анализатора, регулируемых центральной нервной системой. Развитию равновесия способствуют физические упражнения и игры. Поддерживать равновесие помогают балансирование, добавочные, выравнивающие движения рук, ног, туловища, головы. Равновесие совершенствуется в спортивных упражнениях и во время игр. Все задания, связанные с тренировкой равновесия, требуют от ребенка большого внимания, собранности. Они способствуют развитию тонкой координации движений, решительности, уверенности в своих силах.

Еще один компонент двигательного режима. Один из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другое, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки проводятся в середине занятия в течение 1-3 минуты в виде игровых действий. Очень нравятся детям подражательные упражнения, сопровождающиеся стихами и по возможности связанные с темой и содержанием занятия. Но главное, чтобы движения были простыми, доступными и интересными ребенку, достаточно интенсивными, влияющими на многие группы мышц, но не чрезмерными.

Иногда составляют двигательный комплекс, который состоит из 2-3 упражнений для рук и плечевого пояса типа потягивания - для выпрямления и расслабления позвоночника, расширения грудной клетки; для туловища - наклоны, повороты; для ног - приседания, подскоки и бег на месте.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Подвижные игры предназначены для совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Подвижные игры подразделяются на подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) и игры с элементами спортивной игры (футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, городки); по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности). Проводятся ежедневно и во всех возрастных группах

Одно из важнейших достоинств подвижных игр состоит в том, что они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, бросание, метание, лазание, упражнения с предметами – и поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания физических качеств:

Ловкость: это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Для развития ловкости с детьми играют в такие игры, как «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Перейди через ручеек» и др. Задачами этих игр является не только развитие ловкости, но и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием. В игре «У медведя во бору» развивается речь, а в игре «Перейди через ручеек» также развивается равновесие.

Быстрота: способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.

Для развития быстроты играют в игры: «Ловишки с мячом», «Ловишки с платочками» и др. а также в игры соревновательного характера и игры эстафеты (с детьми среднего и старшего возраста). В этих играх также развивается выносливость.

Выносливость: способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные упражнения на свежем воздухе: ходьбу, бег, катание на велосипеде и др.

Сила: степень напряжения мышц при их сокращении.

Для развития силы играть с детьми нужно в такие игры, как: «Кто дальше бросит мешочек», «Попади мешочком в круг» и др. Эти игры также развивают у детей умение действовать по сигналу и выдержку.

Гибкость: способность человека выполнять упражнение с большой амплитудой.

Для развития гибкости есть такие игры: «Туннель», «Передача мяча», «Бездомный заяц», «Охотник и утки» и др. Совершенствование гибкости происходит во всех играх, связанных с частой сменой направления движений.

Значение гимнастики после дневного сна.

Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н. э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Гимнастические упражнения в России служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическими упражнениями ввел Петр I в армии в конце 17 века.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. И она так же обеспечивает развитие психофизических качеств, о которых мы уже говорили выше (таких, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление.)

Так же гимнастика после дневного сна позволяет поднять активность у детей, улучшает эмоциональный настрой, помогает провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе, осуществляются пробежки по массажным дорожкам (дорожки здоровья) ежедневно.

Степаненкова Эмма Яковлевна, описывая методику физического воспитания, выделила четыре вида гимнастики после дневного сна:

1. Разминка в постели и самомассаж;

2. Гимнастика игрового характера;

3. Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;

4. Пробежки по массажным дорожкам.

Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на развие физических качеств детей: происходит общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.

Музыкально-ритмическая деятельность тесно связана с физической культурой, из которой выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т. д.) и без них, способствуют ловкости, координации, выносливости. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д., необходимые для хороводов, танцев. Перестроения хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов

Используя рассмотренные нами режимные моменты в развитии физических качеств дошкольников, мы формируем не только способность быстро бегать, дальше метать, красиво и грациозно танцевать, мы приучаем детей к здоровому образу жизни и стимулируем совершенствовать различные виды деятельности, включающие движения. Без развития физических качеств ребенок, да и вообще человек, не смог бы выполнять даже элементарные упражнения.

Утренняя гимнастика для старшей группы

Зверобика

Живет на свете очень много

Мартышек, кошек, птиц и змей

Но человек он друг природы

И должен знать повадки всех зверей (руки вперед, вверх, в стороны, вниз)

Весь день стоит в болоте цапля

И ловит клювом лягушат

Совсем не трудно, так стоять

Для тренированных ребят (руки в стороны, одну ногу согнуть в колене, стоять на одной ноге)

Уселась кошка на окошко

И стала хвостиком крутить

А мы движение такое

Все можем сразу повторить (опуститься на колени и ладони, вращать «тазом» вправо- влево, как «хвостиком»)

Змея ползет лесной тропою

Как лента по земле скользит

А нам движение такое

Совсем не трудно повторить (дети скользят руками по полу продвигаясь вперед до положения лежа на животе, покачивание вправо влево на бок, ноги приподнять над полом)

Умеют все ребятки с носочков встать на пятки

Вдохнуть и потянуться

Присесть и разогнуться (дети из положения лежа на животе, группируются в положение сидя на пятках, затем встают в полный рост и поднимаются на носки, руки вверх, опускаются на пятки, приседают, выпрямляются)

Зайцы скачут скок-скок-скок

На зеленый на лужок

Прыг-скок прыг – скок

На зеленый, на лужок (прыжки на двух ногах, с поворотом на четыре стороны)

Упражнение на дыхание: вдох носом, выдох – со звуком «ш».

Физминутки

Вышел зайчик

Вышел зайчик погулять

Начал ветер утихать (ходьба на месте)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зеленый.

И несется меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (прыжки на месте)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (ходьба на месте)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (садятся дети на места)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (вращение головы)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы конечно сможем. (повороты вправо и влево)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем –

Нужно ноги укреплять,

Раз – два – три – четыре - пять. (приседание)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись. (потягивания вверх и в стороны).

От разминки раскраснелись

И на место снова сели. (дети садятся)

Дождь

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам! (шагают на месте)

Гром! Гром, как из пушек

Нынче праздник для лягушек (прыжки на месте)

Град! Град! Сыплет град,

Все под крышами сидят, (хлопки в ладоши)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин. (шагают на месте)

В. И. Коваленко «Азбука физминуток для дошкольников»

Гимнастика после дневного сна старшая группа

По порядку все ребятки

Просыпайтесь на зарядку

Дети: (вдох); (выдох) Тру-ру-ру-у-у

(вдох);(выдох) Тру-ру-ру-у-у

(вдох); (выдох) Подудим в свою трубу (дети трубят в дудочку из сложенных кулачков)

Можно, можно потянуться

И немножечко прогнуться

Ноги пряменько держать

Руки кверху поднимать (потягивание и расслабление лежа в кровати)

Ноги будем поднимать

И опускать, поднимать

И опускать (ноги на счет 1-2 поднять вверх и опустить на 3-4 вниз)

Вот свернулся ёж в клубок

Потому что он продрог

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся (лежа на спине подтянуть колени к груди, сгруппироваться на 1-2, на 3-4 лечь ровно на спину)

Карусели, карусели

Мы с тобой в машину сели

И поехали (упражнение «велосипед»)

«Бабочка» (сесть по-турецки в кровати, положить руки на колени, коленями помахать, как крыльями «бабочки»)

«Светофор» (стоять у кровати)

Красный - ясно путь опасный

Желтый - тоже подожди

А зеленый впереди - проходи (поочередно рывки руками вверх-вниз, говоря слова.)

«Дорожка здоровья»

Гимнастика после дневного сна для подготовительной группы

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Маслена головушка

Шелкова бородушка

Самый первый встаешь

Голосисто поешь

Разбуди моих ребят

Очень крепко дети спят

Ку-ка-ре-ку

Хорошо нам отдыхать

Но пора уже вставать

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть свои глаза (потягивание и расслабление)

Вот понравится лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам

Потянули – перестали

И несколько не устали! (растягивание губ и расслабление)

Все ребята сели в ряд

Молоточками стучат

Тук – тук – тук

Молоточков слышен стук (сед на кровати скрестив ноги)

Мы на скрипочке играем

Тили – тили – тили – тили

Скачут зайки на лужайке

Тили – тили – тили – тили (растирание ребром ладони другую руку)

(стоя у кровати)

Мы веселые матрешки

Ладушки, ладушки (фонарики и хлопки)

На ногах у нас сапожки

Ладушки, ладушки (выпрямить и согнуть ногу, хлопки)

В сарафанах наших пестрых

Ладушки, ладушки (повороты туловища, хлопки)

Мы похожи словно сестры

Ладушки, ладушки (наклон головы вправо, влево)

Хорошо нам отдыхать

Но пора уже вставать!

Дети:

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!



Предварительный просмотр:

Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления физического здоровья дошкольников.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Дошкольное детство – период интенсивного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям.

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

Хочу процитировать высказывание знаменитого педагога В. А. Сухомлинского: «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка».

В условиях группы дневного пребывания вся деятельность воспитателя в той или иной мере направлена на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Перед воспитателем ставятся следующие задачи:

• Формировать знания о здоровье, дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья.

• Развивать мотивационные установки по профилактике болезней.

• Обеспечить достаточный двигательный режим.

• Учить детей на практике применять знания.

• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

• Создать здоровье сберегающую предметно-пространственную среду.

Таким образом, для решения этих задач необходимо проводить работу по нескольким направлениям.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях относятся:

• организация рационального режима дня;

Рациональный оздоровительный режим является основным средством укрепления и сохранения физического здоровья в дошкольных учреждениях.

«Гармоническому физическому и полноценному развитию ребенка способствует гибкий режим дня»- утверждает Маханева М. Д. в представленном ею пособии «Воспитание здорового ребенка». Причем понятие «гибкий режим дня», по ее мнению следует рассматривать в 3-х аспектах:

  • динамичный режим дня для детей;
  • гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала;
  • разная длительность пребывания детей в группе.

Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Автором приведен примерный режим дня в детском саду на осенне-зимний период при 12- часовом пребывании. Причем программные задачи решаются не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в играх, на прогулке и т. д. Маханева М. Д. в предложенном ею опыте работы считает, что такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.

• организация режима гигиенических условий жизнедеятельности детей;

• организация здорового сбалансированного питания. Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

• работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и

формированию здорового образа жизни;

• профилактические, оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями).

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.

Наиболее эффективными формами оздоровления и укрепления здоровья являются:

• утренняя гимнастика;

• эвритмическая гимнастика;

• физкультурные занятия;

• оздоровительные прогулки и походы (в парк, в лес и т. д);

• комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором)

• двигательная активность во время образовательного цикла (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксационные паузы, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы)

• использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, профилактика переутомления глаз, самомассаж биологически активных точек организма по системе профессора Уманской А. А, ароматерапия (вдыхание фитонцидов, находящихся в луке, чесноке, эфирных маслах хвойных растений, дыхательная гимнастика).

• подвижные игры;

• физкультурные досуги, спортивные праздники, игры-соревнования, спартакиады;

• Дни здоровья.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а так же организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, - утренняя гимнастика. Продолжительность утренней гимнастики 8-10мин.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению волевых усилий, вырабатывает полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Эвритмическая гимнастика - вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

  • формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
  • развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
  • коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
  • улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения)
  • расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
  • формирование творческого начала, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

Занятия эвритмической гимнастикой включают элементы аэробики, художественной и спортивной гимнастики, акробатики, а также ритмической импровизации. Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыки способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, что делает эвритмическую гимнастику поистине бесценным методом оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.

Занятие по физической культуре – это организованная двигательная деятельность детей, направленная педагогом на обучение разным видам движений, развитие физических качеств и обеспечение их благоприятным (оптимальным) уровнем двигательной активности. В процессе занятий по физической культуре дети познают окружающую действительность через различные движения, которые могут приносить им удовольствие, «мышечную радость», пробуждать интерес к физической культуре и стимулировать их творческую активность.

Во время оздоровительных походов и экскурсий дети учатся взаимодействовать с природой, обучаются правилам безопасного поведения в природе. У детей расширяется кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется физическое здоровье.

Физкультурные праздники, соревнования и эстафеты кроме выполнения задач физического воспитания улучшают эмоциональный фон: повышают настроение детей и доставляют им много радости и удовольствия.

Следующей формой укрепления и оздоровления физического здоровья следует выделить – закаливание.

С целью повышения устойчивости организма к быстро меняющейся внешней среде система физического воспитания ребенка предусматривает научно обоснованный режим закаливания, формирование двигательных навыков, которые выражаются в разнообразных формах организации двигательной деятельности: утренней гимнастики, занятиях, подвижных играх и спортивных упражнениях. Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями: активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов.

Специально проведенные исследования выявили, что люди, использующие в своей повседневной жизни элементы закаливания или оздоровительно-закаливающие процедуры в различных вариантах, значительно легче переносят смену климатических условий, изменение погоды, более устойчивы к холоду и к жаре, а если и заболевают, то болезнь их протекает в легкой форме и продолжительность ее невелика. Для того чтобы у детей подобные качества сформировались, закаливание нужно начинать с самого раннего возраста.

С этой целью проводится гимнастика после сна.

Первая часть гимнастики — упражнения в постели. Вторая часть — корригирующие упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Дети ходят по ребристым дорожкам, дорожке с пуговицами и т. д. Третья часть — «босохождение», где дети под музыку выполняют веселые телодвижения. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению.

Систематичность закаливания способствует оздоровлению детского организма, поднимает его настроение, повышает жизненный тонус и «витамин положительных эмоций».

Оздоровительная ходьба и бег на прогулке, применяемые при допустимой температуре, благотворно влияют на организм, повышают тонус нервной системы, увеличивают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Привычка бегать и ходить помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.

Для того чтобы повысить уровень физического развития, сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста можно использовать здоровьесберегающие технологии. К ним относятся:

• комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки,

• профилактика переутомления глаз,

• самомассаж биологически активных точек организма по системе профессора Уманской А. А,

• ароматерапия (вдыхание фитонцидов, находящихся в луке, чесноке, эфирных маслах хвойных растений,

• дыхательная гимнастика.

Все мы знаем, что дыхание – основа жизни. Для того, чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать и укреплять их. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения. В настоящее время дыхательная гимнастика получила особенное распространение в нашей стране. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний.

Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» — процесс дыхания ароматов. Для профилактики респираторных заболеваний можно использовать эфирные масла душицы, мяты перечной, шалфея, чайного дерева, эвкалипта. Также можно использовать самые доступные средства - лук и чеснок.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни можно применить «Гимнастику маленьких волшебников». Данная игра включает в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем. Дети здесь не просто «работают» — они играют, лепят, разглаживают свое тело. Делая массаж ушей, живота, шеи, головы и рук ребенок воздействует на весь организм в целом. Все это вызывает позитивное целостное отношение к собственному телу.

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Таким образом, использование оздоровительных и закаливающих мероприятий в процессе воспитания детей будет способствовать укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по укреплению психологического здоровья дошкольников

Опыт работы педагога - психолога по профилактике и укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста. в условиях ДОУ.  Представлена презентация и приложение в формк плана корр...

ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Большой стаж работы с детьми раннего возраста позволил нам разработать многостороннюю систему работы с детьми, родителями, медицинским персоналом ДОУ....

Семинар по охрана и укрепление физического здоровья дошкольников

Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя...

Статья «Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя»

laquo;Охрана и укрепление физического здоровья дошкольников из опыта работы воспитателя» Цель: Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности воспитателя....

Презентация на тему: "Формы работы по укреплению физического здоровья детей младшего дошкольного возраста"

В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест: сохранение и укрепление прихического и физического здоровья детей, формирование начальных представлений о здоровом обр...

Родительское собрание на тему "Использование закаливающих мероприятий как средства укрепления физического здоровья детей"

Целью нашей встречи на родительском собрании было узнать, что такое здоровый образ жизни и как он влияет на развитие наших детей.Каждый родитель хочет, чтобы дети росли здоровыми и мы у них поинтересо...