Использование приемов ТРИЗ-технологии для физкультурно-оздоровительного направления в работе с детьми
материал по физкультуре

Микрюкова Наталия Дмитриевна

Использование приемов ТРИЗ-технологии для физкультурно-оздоровительного направления в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mikryukova.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Использование приемов ТРИЗ-технологии для физкультурно-оздоровительного направления в работе с детьми»

Подготовила

Воспитатель IКК

Микрюкова Н.Д.


В общей системе образования и воспитания, физическое воспитание детей занимает особое место. Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка,  развития у него физических навыков и умений  является дошкольное детство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области  «Физическое развитие»  на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Развитие физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно - волевых черт личности. Поэтому задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Физическое воспитание дошкольников должно предусматривать систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений. Здесь педагогу не обойтись без применения ТРИЗ-технологии.

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей – это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации.

Эта технология хоть и не нова, но очень актуальна, так как полностью реализует задачу развития творческой личности. Она соответствует принципам развивающего обучения, идеям деятельностного подхода, а также основным положениям ФГОС ДО.

Посредством ТРИЗ дети не только воспринимают и запоминают информацию, но и сами активно участвуют в процессе познания и решают нестандартные задачи в различных областях деятельности.

ТРИЗ – это еще и методически универсальная технология. Благодаря ей можно решать задачи развития, обучения и воспитания по всем образовательным областям ФГОС ДО.

Применение ТРИЗ-технологии на занятиях физической культуры:

  • Развитие ассоциативности: обобщения (Придумать загадки про спортивный инвентарь, про виды спорта)
  • Прием «Объединение» (Игра «Кто больше знает?», «Да – нетка», игра-упражнение «Новое название»)
  • Прием «Вхождение в образ» (Упражнения на подражание)
  • Приемы фантазирования (оживление – игра «Волшебная палочка»)
  • Прием «Творческая ошибка» (игра «Запрещенное движение»)

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, гимнастики после сна.

В системе физического воспитания в дошкольных образовательных организациях традиционно сложились два пути обучения детей:

  1. Механический – выполнение по подражанию;
  2. Осознанный – включение самостоятельности и осознанности при движениях.

Второе направление в работе с детьми дошкольного возраста наиболее продуктивен при выполнении физических упражнений, так как активизируется мыслительная деятельность ребенка, развивается самостоятельность при выполнении движений. На первом уровне это происходит интуитивно, неосознанно. Однако уже на втором – появляется осознание целей обучения, четкое видение последовательности действий и результатов.

Одним из основных средств развития сознательно-рациональных действий является усвоение детьми алгоритмов выполнения движений. Действия эти или этапы можно разделить на ряд более простых, следующих друг за другом. Каждый этап четко показывается ребенку и обозначается знаком.

Моделирование может быть использовано и в рамках реализации образовательной области «  культура». Изготавливаются карточки – модели, которые выглядят как различные графические элементы условных обозначений объектов и их действий. Такой подход позволяет увеличить не только двигательную активность детей, но и развивать у них самостоятельность при выполнении физических упражнений.

Работа по использованию моделей включает ряд этапов:

  1. Коллективное составление моделей. Инструктор по физической культуре и воспитатель совместно с детьми схематично изображают тот или иной вид движений. Из всех предложенных вариантов выбирается наиболее удачный. Схематический образ воспринимается и запоминается детьми быстрее и легче, чем его длительное объяснение.
  2. Работа с карточками – моделями в совместной деятельности под контролем педагогов. На этой ступени особое значение приобретает контроль за качеством выполнения движений самими детьми. Это не только критические замечания на действия товарищей, но и оценка и коррекция собственного выполнения движений.
  3. Самостоятельная работа детей. Составление комплексов утренней гимнастики в домашних условиях, работа с карточками – схемами на прогулке и в свободной деятельности детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря моделям ребенок не только осмысленно выполняет упражнения на протяжении всего занятия, развивает зрительную память, но и формирует в себе такое необходимое качество, как самостоятельность и осознанность в выполнении физических упражнений. Опорные сигналы позволяют увеличивать двигательную активность детей, заметно повышает интерес к занятиям и формирует произвольные процессы у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"

Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"....

Тема. ТРИЗ-технология как средство развития творческого воображения в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель.Развитие творческих способностей через использование приемов ТРИЗ – РТВв ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Использоватьсказки как инструмент развития у детей воображения, мы...

Конспект занятия по развитию речи « Игры раньше-позже» с использованием приемов ТРИЗ технологии

Конспект занятия по развитию речи «Игры раньше-позже» с использованием приемов ТРИЗ технологии Дидактическая играЦель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять поняти...

Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...

Методы и приемы ТРИЗ технологии в работе с детьми ОНР

Эффективные методы и приемы ТРИЗ в работе учителя-логопеда...

Сообщение из опыта работы "Использование приемов ТРИЗ-технологии в организации прогулок с детьми старшего дошкольного возраста"

Сообщение отражает практический опыт использования элементов ТРИЗ-технологии в организации прогулок старших дошкольников....