Упражнения для массажа и самомассажа
материал по физкультуре

 Бочкарёва Надежда Викторовна

Упражнения для массажа и самомассажа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_massazha_i_samassazha.docx752.04 КБ

Предварительный просмотр:

         Упражнения   для  массажа и  самомассажа.

Массаж пальцев карандашами

   Проведите беседу с детьми:

В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур,

штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь скоро ты

пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними. Веселый Карандаш желает тебе успехов!

«Утюжок» Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу. Вправо-влево – как хочу!

«Добывание огня» Положи карандаш на одну ладошку и накрой его другой.
Прокатывай его между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй это сделать сразу с двумя карандашами.

«Пианино» Сильно прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиками пальцев.

«Скольжение» Держи пальцами длинный карандаш так, как ты обычно его
держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигай  по карандашу вверх вниз.
«По карандашу скольжу – съехать вниз скорей спешу»

«Волчок»

Вращай карандаш двумя пальцами сначала одной руки, потом другой. Попробуй сделать тоже большим и средним пальцами.
«По столу круги катаю. Карандаш не выпускаю»

«Горка»Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш одной рукой. Пусть он скатится вниз по твоей руке, как с горки.

  «Подъёмный кран» Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его,
  подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими  пальчиками.
«Карандашик поднимаю. Крепко пальцем прижимаю»

«Вертолёт» Возьми тонкий карандашик тремя пальцами. Покрути его.
Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта!
«Отправляется в полет. Наш красавец вертолёт!»

«Эстафета»-передача карандаша поочерёдно каждому пальчику. Сожми карандаш указательным пальцем правой  руки, подержи и передай
указательному пальцу левой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш другим пальцам.

«Прятки» - сжимание карандаша в ладошках. Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке правой руки, спрячь. А теперь спрячь в левой  руке: « Карандашик  посжимай (ю) и ладошку поменяй (ю)»

«Ладошка» Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша:
«Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко»

https://pandia.ru/text/82/348/images/img4_117.jpg

Массаж и самомассаж рук

  Простейший беспредметный массаж — это сгибание - разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

  Массаж с предметами и приспособлениями

Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами. И лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, максимальным).

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячи при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.

https://pandia.ru/text/82/348/images/img5_44.png

Массаж грецкими орехами.

С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.

1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.

3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

6. Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

7. Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

https://pandia.ru/text/82/348/images/img6_43.png

Комплексы по самомассажу и массажу

Растирание ладони

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем няне (маме) помогать.

Растирание пальцев

Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз)

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём» -

«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!»

«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.  Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.

«Вот все пальцы на виду!

Бух! – теперь их не найду»

Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

«Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу»

https://pandia.ru/text/82/348/images/img7_81.jpg

Массаж спины «Дятел»
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом,

(дети похлопывают ладонями по спине впереди стоящего)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Долбит дятел крепкий сук,

(поколачивают пальцами)
  Клювом, клювом он стучит,
  дятел ствол уже долбит

  (постукивают кулачками)
  Дятел в дуб всё тук да тук...
  Дуб скрипит: «что там за стук?

  (постукивают рёбрами ладоней)

  Дятел клювом постучал, постучал и замолчал,
  Потому что он устал,

  (поглаживают ладонями)

https://pandia.ru/text/82/348/images/img8_82.jpg

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше -

Встать друг за другом «паровозиком» и похлопывать друг  другу по спине.

Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше -

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите -

Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите –

  Бом! Бом! Бом!

  Почитайте, поиграйте -

  Поколачивание кулачками.

  Бом! Бом! Бом!

  А уйду – тогда гуляйте. …

  Бом! Бом! Бом!

  Дождик бегает по крыше -

  Поглаживание ладошками.

  Бом! Бом! Бом!

  По весёлой звонкой крыше –

  Бом! Бом! Бом!

Массаж спины https://pandia.ru/text/82/348/images/img9_27.png

«Паровоз»

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Похлопывание по спине

Стоять на месте не хочу! ладонями.

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу! Поворот на 180,

Стоять на мете не хочу! поколачивание кулачками.

Колёсами стучу, стучу, Поворот на 180,

Колёсами стучу, стучу, постукивание пальцами.

Колёсами стучу, стучу, Поворот на 180,

Садись скорее, прокачу! поглаживание ладонями.

Чу, чу, чу! Лёгкое поглаживание пальцами.

Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки рядышком  сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять

  Не забудь: массаж для ушек с другом сделать.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять.

Не забудь: массаж для щёчек с другом сделать

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке.  Делать  1раз.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять.

Не забудь: массаж такой с другом сделать.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги по лбу.

Чтобы думали получше

озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

И не забудь: массаж такой с другом сделать.

Указательными  пальцами рисуем круги вокруг глаз.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять

  И не забудь: массаж такой с другом сделать.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 5-6раз.

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять

И не забудь: массаж для носа с другом сделать.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 5 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Так закончили массаж озорные мишки.

Стихотворения для массажа пальчиков:

Перебираем каждый пальчик у ребенка, сначала на одной руке, потом на другой.

Начинаем с большого пальца, разминаем его между своими пальцами, массируем и говорим:

«Этот пальчик – дедушка»,

Переходим к указательному, делаем тоже самое и говорим:

«Этот пальчик – бабушка»

И дальше по порядку:

«Этот пальчик – мама, этот пальчик – папа,

А этот (массируем мизинец) пальчик – называем ребёнка»

Проделываем так со второй рукой.

«Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел, (массируем большой палец)
Этот пальчик гриб нашел, (массируем указательный палец)
Этот пальчик чистить стал, (массируем средний палец)

Этот пальчик жарить стал, (массируем безымянный пальчик)

Ну а этот взял и съел! (массируем мизинец)

«Этот пальчик Удалец»

Этот пальчик большой-  (массируем большой палец)

Удалец молодой.

Этот пальчик указательный,  (массируем указательный палец)

Любознательный, внимательный.

Этот пальчик средний –  (массируем средний палец)

Не злой и не вредный.

Этот пальчик безымянный –  (массируем безымянный пальчик

Звать его так очень странно. 

А этот – мизинец –  (массируем мизинец)

Большой ленивец. 

Растите, мои пальчики,  (погладим ладошки обеих рук)

Растите скорей!

Рисовать, играть всем вместе

Будет веселей!

Массаж «Вышли детки погулять» 

Погладим ладошки обеих рук, затем перебираем  каждый пальчик  сначала на одной руке, потом на другой. Начинаем с большого пальца, разминаем его между своими пальцами, массируем и говорим:

Вышли детки погулять, 

Стали детки всех считать: 

Раз – телёнок,

Два –козлёнок,

Три задиристый – утёнок,

А четыре – пёс Барбос,

Пять – пушистый кот Матрос

Игровые массажи

1. Поглаживание.

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками выпрямленных 2-5ти пальцев – это «лучи солнца».

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама лишь одно бывает.

Предварительно необходимо попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговое поглаживание ладони подушечками 2 или 3 пальцев.

Сорока – сорока, где была? Далеко.

Дрова рубила, печку топила, воду носила.

Кашку варила, деток кормила.

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками 2 -5 пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

2. Растирание.

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег.

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе. На первые 2 строчки дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки.

Второй вариант

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой,

Называется Большой.

Пальчик второй –

Указчик старательный,

Не зря называют его

Указательный.

Третий твой пальчик

Как раз посредине,

Поэтому Средний

Дано ему имя.

Палец четвертый зовут

Безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший – любимчик.

По счету он пятый,

Зовется Мизинчик.

3. Разминание.

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси – гуси! Га – га – га! Есть хотите? Да – да – да,

Так летите же домой. Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

4. Вибрация.

Пунктирование 2 -5 пальцами (игра на пианино).

Кто там прыгает по крыше? Кап – кап – кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап – кап – кап.

Я усну теперь едва ли. Кап – кап – кап.

Может, кошек подковали? Кап – кап – кап.

Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

5. Поглаживание.

Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Во дворе у Толика маленькие кролики.

По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,

И едят морковку кролики из рук.

Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.

Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Проговаривание деятельности дает огромный эффект. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

В дошкольном возрасте, для детей с речевыми недостатками, используются разнообразные комплексы массажа и самомассажа.

6. Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила,

И жужжит, как пчела,

И визжит, и поет,

Соням спать не дает.

7. Циркулярное растирание кистей рук (“намыливание” рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это –

Руки мой перед едой

И после туалета.

8. Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

Кто на розовой заре.

На росистом серебре

Барабанит, барабанит

По сосновой по коре?

Дятел петь захотел,

Дятел носом песню спел.

Примечание. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности : чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.

Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.

Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.

Тук-тук-тук,

Молоток – мой лучший друг.

Примечание. Мягкость и эластичность поколачивания достигаются хорошим расслаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.

Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка». На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат«Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.

Дети любят всех зверей(большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей, (большой палец)

Любят горного козла, (указательный палец)

Обезьянку и осла, (средний палец)

Дикобраза и ежа, (безымянный палец)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

«Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?

- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук

Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

«Китайские шары»

Ребенку дается по паре каучуковых мячиков. Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2 строчки – смена рук.

Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

Соединение одноименных пальцев

На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноименных пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».

На базар ходили мы, много груш там и хурмы.

Есть лимоны, апельсины. Дыни, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз – это самый лучший груз.

Самомассаж с прищепками

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

«Пальцеходы»

Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательные и средние пальцы ребенка «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги.

Пальцы, как, пчелы, летают по сотам.

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, не утомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

Такие задания превращаются в занимательную игру«пальчики-музыканты»«пальчики-фокусники»«пальчики-путешественники» и т. п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радует детей.

Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцевиспользуя для этого «сухой бассейн».

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или под музыку.

Горох

Опустить кисти рук в «бассейн»«помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн»«помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Колобок

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

Зарядка

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Массаж зубной щёткой

Массаж пальцев начинается с большого и до мизинца. Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики — удальчики.

Массаж шестигранными карандашами

Грани карандаша легко «укладывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Массаж грецкими орехами

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать,

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Массаж «четками»

Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю.

Эспандер кистевой (мячик резиновый)

Сжимание – на ударные слоги:

— Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.

— Я друзей своих встречаю.

Им всем руку пожимаю.

Бельевые прищепки

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается) :

— Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе«Кыш!»

— Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,

А тебе печь топить, а тебе тесто месить,

А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.

Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение:

Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.

Решётка для раковины, подставка под горячее

(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками) :

«Кто живёт в моей квартире»

Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.

«Зоопарк» :

В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.

«Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог

стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и

мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

Кто идет?

Идет собака, кот идет,

И дождь идет, и град.

Еще часы идут вперед,

Хоть на столе стоят.

Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрешку,

Шишку, неваляшку,

Мишку, машинку,

Пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку,

Катушку, лягушку.

Крупа

Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.

В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:

Я помощницей расту. Своей маме помогу.

Я крупу переберу, рис от гречки отберу!

Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно) :

Я горошины возьму, выложу дорожку.

Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругуприжимая ее к столу:

Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать :

«Пальчикпальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.

Покрути и покатай и другому передай».

Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:

Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.

Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берё тся на ударный слог:

Зёрнышки все, что хозяйка давала,

Курочка клювом по штучке склевала.

Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно всё промесить попросили.

Но сколько не месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

«Волшебный колодец» : насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предметМожно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Шнурки

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка. Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).

Пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением

Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них

как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки) :

— Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

«Лыжники»«вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом?.

(Лыжи)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Кто по лесу быстро мчится,

Провалиться не боится?

(Лыжник.)

Поролон с нашитыми пуговицами

(Пуговицы нашиты в ряд) : указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;

(Нашитые пуговицы изображают клавиатуру) : дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.

Верёвка с узлами

(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами).

На каждый узел называть день недели (по порядку, месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана) :

Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:

Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.

Лезет, лезет альпинист-

В этом деле он артист.

По скале и по веревке

Он наверх залезет ловко!

Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.

Верёвочки

Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно :

Для своей сестрички я плету косички. Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

Бусы

Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.

Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.

Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.

Катать бусины между ладоней:

Покатаю я в руках бусинки – горошки.

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

Нанизывать бусины на леску:

Я сижу, но не скучаю,

Бусы маме собираю.

Нанизала бусы я —

Рада мамочка моя!

«Волшебные превращения веревочки» - из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.

«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Например слоги:

ша-шо-шу-ши-ше шко-шка-шку-шки-шке аш-ош-уш-иш-еш и др.

Чистоговорки:

ша-ша-ша — в доме у нас Маша;

шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;

шу-шу-шу — на руках ееношу;

ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.

«Мой веселый звонкий мяч-прыгун» - прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «спирали»«кругу», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке –

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

«Фокусник» - скомкать носовой платок пальцами в ладонь, начиная с угла, чтобы платок не было видно.

«Рисование» - рисовать «цветы» веревочками, камушками, ракушками, пробками от пластиковых бутылок.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой.

«Переложи игрушки»

Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует левой рукой.

«Шаловливый котенок».

Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

«По кочкам через болото».

На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5, пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.

«Вязание»

На обеих руках приготовить большие и указательные пальцы, остальные прижать к ладони. Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке : большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй пальчик — на весу. Затем указательный палец правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки«вязать». Повторить упражнения левой рукой.

«Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.

«Барабанщик».

Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый отстукивает пальцем по столу определенный ритм. Ребенок должен повторить этот ритмичный рисунок поочередно каждым пальцемКисть руки при этом неподвижна.

Составление фигурок из счетных палочек или спичек.

Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлениюследующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, лесенка, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост/качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик и т. д.

Воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками

Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;

Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз:

Эти шарики берем

Ими ручки разомнем.

Каждый шарик не простой -

Этот с солью, с рисом тот.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Нам пора и отдыхать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...

Картотека игровых упражнений с элементами Су-Джок акупунктуры для массажа и самомассажа рук и пальцев.

В картотеку вошли 15 игровых упражнений с элементами Су-Джок -акупунктуры в стихотврной форме с подробным описанием их проведения.Эта практическая разработка - логическое продолжение публикаций по тем...

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ МАССАЖ И САМОМАССАЖ РУК И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Представляю вашему вниманию как можно использовать пальчиковые игры в режимных оментах и на занятиях в первой ладшей группе....

Комплекс упражнений по массажу и самомассажу для дошкольников.

Комплекс упражнений по массажу и самомассажу для дошкольников....

Картотека упражнений по массажу и самомассажу в подготовительной группе (6-7 лет)

Картотека упражнений по массажу и само массажу  в подготовительной группе (6-7 лет)Это здоровьезаберегающая технология, направленная на повышение иммунитета, на формирование у...

Упражнения по массажу и самомассажу для дошкольников

Упражнения по массажу и самомассажу для дошкольников...