Обучение плаванию детей раннего возраста.
статья по физкультуре (младшая группа)

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание -  жизненно необходимый навык для человека. Известно, что плавание – один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонически развивает все группы мышц ребенка, формирует правильную осанку. Непрерывные движения ногами в быстром темпе с постоянным сопротивлением воды великолепно тренируют мышцы и связки голеностопного  сустава, а это  предупреждает деформацию стопы, помогает избавиться от такого тяжелого эффекта, как плоскостопие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_22_rabota.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение плаванию детей раннего возраста.

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание -  жизненно необходимый навык для человека. Известно, что плавание – один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонически развивает все группы мышц ребенка, формирует правильную осанку. Непрерывные движения ногами в быстром темпе с постоянным сопротивлением воды великолепно тренируют мышцы и связки голеностопного  сустава, а это  предупреждает деформацию стопы, помогает избавиться от такого тяжелого эффекта, как плоскостопие. У занятий плаванием в самом раннем возрасте, да и всю жизнь нет  практически  ни одного минуса.   Плавание в бассейне – это массаж всего тела одновременно, причем массаж эффективный и бережный. Вода не надавит слишком сильно или туда, где не надо. В воде ребенок получает очень деликатный и приятный массаж всего тела одновременно!                                                                                                                                На протяжении   более чем девяти лет я обучаю плавать дошколят в МАДОУ «Парус» г. Урень Нижегородской области.   Считаю, что в процессе начального обучения плаванию, особенно на первом его этапе, дети должны научиться уверенно держаться на воде и плавать. Это возможно при условии, если они овладеют основными навыками плавания и будут совершенствовать свои двигательные способности, а также выносливость, силу, ловкость, координацию движений.                                                                                       Условия, в которых работает педагог, у всех разные. К сожалению, выбора нет,  и приходится работать с тем, что имеем. Исходя из этого, я строю всю свою работу и подбираю материал таким образом, чтобы малышам было легче освоить необходимые навыки. Первоначально приучаю к навыкам гигиены, учу мыться и одеваться, складывать плавательные принадлежности в сумку. Параллельно с этим начинаю обучение физических упражнений на суше, в том числе тех, которые в дальнейшем пригодятся и в воде. Залог успешного обучения на занятиях по плаванию -  это,  прежде всего дисциплина и соблюдение техники безопасности, как на суше, так и в воде. С этого и начинаются первые занятия в каждой возрастной группе, и в дальнейшем идет постоянное напоминание в течение учебного года.

Каждому  воспитаннику  объясняю и требую соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

-    внимательно слушать задание и выполнять его;

-    входить в воду только по разрешению;

-    спускаться по лестнице спиной к воде;

-    не стоять без движений в воде;

-    не мешать друг другу, окунаться;

-    не наталкиваться друг на друга;

-    не кричать;

-    не звать нарочно на помощь;

-    не топить друг друга;

-    не бегать в помещении бассейна;

-    проситься выйти по необходимости;

-    выходить быстро по команде инструктора.

     

На занятиях постоянно присутствует медицинская сестра. Медицинский персонал определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий. Я, как инструктор по плаванию поддерживаю тесную связь с родителями.

.

       

Обязательно учитываю в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость и несформированность  детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.  

Длительность образовательной деятельности зависит от возраста детей и периода их обучения: младшая группа – 15 минут; средняя группа – 20 минут; старшая группа – 25минут и подготовительная группа - 30минут.

Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Стараюсь  научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку  к навыкам здорового образа жизни.

При обучении дошколят плаванию использую разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты. Игра является  основным средством для поднятия хорошего настроения и качественного выполнения двигательных упражнений в воде.

 Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь. К тому же игровой метод – обязательное методическое требование физического воспитания, потому что:  

- игра созвучна природе ребенка;

- она влияет на развитие памяти, мышления, воображения, всех познавательных   процессов;

 - облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

- помогает эмоционально окрасить занятие;

- позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений;

- движения, связанные с каким – либо образом или сюжетом, увлекают детей.

В нашем дошкольном учреждении дети начинают посещать бассейн с 3-х лет, ведь важно как можно раньше начать процесс обучения плаванию. Это понимают и специалисты, этого хотят и родители.   Поэтому для родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно использовать при этом, какие особенности маленьких детей нужно учитывать.                                                                                                                                        В первый год обучения плаванию – это помимо общеукрепляющих и оздоровительных целей, решаю  ряд конкретных задач:

  • привыкание к воде;
  • освоение воды;
  • овладение дыхательными и элементарными плавательными движениями;
  • обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами  воды, преодоление страха перед ней;
  • обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине;
  • обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде (выдохи в воду).

В  дальнейшем,  из года в год  идет усложнение материала, и, как правило, выпускник нашего детского сада, который регулярно посещал занятия, умеет хорошо держаться на воде и плавать.                                                                                                                        Результатом обучения плаванию в нашем МАДОУ «Парус» являются приобретенные нашими воспитанниками важные факторы:

Во-первых – научившись плавать, дети в дальнейшем способны будут этот навык развивать всю жизнь, лишь совершенствуя технику плавания.

Во-вторых - овладение навыком плавания выработали у детей огромный потенциал здоровьесбережения.

В – третьих – выработалась определенная уверенность в своих силах и способностях.     Для детей умение плавать вызвало неожиданное ощущение радости и удовольствия.

Считаю, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

 

  .                                                                                                                                                                    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной консультации  расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....

Обучение плаванию детей младшего возраста в домашних ваннах

Информация  для родителей  по обучению детей плаванию дошкольного возраста по программе  Ю.А.Семенова и Павленко Е.А...

Современные подходы к обучению плавания детей дошкольного возраста.

Преподаватели обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций  при нахождении в водной среде...

Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...

Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста

Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...