Перспективное планирование подвижных игр по программе «Детство» в старшей группе
материал по физкультуре (старшая группа)

Марухина Елена Сергеевна

Перспективное планирование подвижных игр по программе «Детство» в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОДВИЖНЫХ ИГР

ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

СЕНТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Кот и мышка»

Для игры понадобится маска кота и мягкая игрушка – мышка. «Кот» ловит только того, у кого в руках мышка. Мышку дети перебрасывают друг другу.

Усложнение правил: можно ввести две или три мягкие игрушки – мышки.

Игра малой подвижности «Стоп!»

С одной стороны площадки за линией дети стоят в шеренге на расстоянии 10 – 15 шагов от линии. Чертят круг диаметром 2 – 3 м или кладут обруч. Из детей выбирают одного водящего, который становится в круг спиной к играющим. Водящий закрывает глаза и говорит: «Быстро иди, не отставай!»  В это время играющие большими шагами быстро идут вперёд по направлению к водящему. Затем водящий произносит: «Стоп!»  На этом слове все замирают на месте, водящий быстро оборачивается, смотрит. Если ребёнок не успел остановиться и встать рано, водящий снова ведёт его к линии, и он при повторении игры начинает двигаться с самого начала от линии. Водящий снова закрывает глаза и говорит те же слова, дети двигаются дальше, к водящему в круг. Так продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих не дойдёт до водящего и не скажет раньше, чем он, слово: «Стоп!»  Этот играющий меняется с водящим местами.

2 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Сети».

Дети делятся на 2 команды. Одна команда встаёт по кругу, в руках все игроки держат обручи. Дети другой команды – «рыбки» - снуют туда – сюда через обручи. Выбирается водящий – «щука».  Далее возможны варианты:

  1. «Щука» гоняется за «рыбками».
  2. Дети с обручами медленно двигаются, по сигналу бегут по кругу. Из него невозможно выбраться, если кто – то в него попал.
  3. Дети с обручами стоят неподвижно и только по сигналу начинают двигаться. Ведётся подсчёт «улова».

Игра малой подвижности «Улитка».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий. Он отпускает руку и ведёт детей за собой внутрь круга по спирали на первые две строчки текста, которые дети произносят хором. Затем водящий останавливается и делает пальцами «рожки» на своей голове. Далее последний из играющих («хвостик улитки») поворачивается в противоположную сторону, вытягивает руки вперёд и выводит детей из спирали в большой круг на вторые две строчки, которые дети также произносят хором. Затем водящий меняется.

Улитка, улитка, выстави рога,

Дам тебе хлеба, дам пирога,

Улитка, улитка, убери рога,

Не дам тебе хлеба, не дам пирога.

3 НЕДЕЛЯ

Игра  -  эстафета «Накинь обручи».

Две команды становятся в колонны по одному. На площадке раскладываются 3 – 4 обруча. По сигналу необходимо добежать до первого обруча, взять его , накинуть на себя, выпрыгнуть из него так пройти все четыре обруча, затем добежать до поворотной стойки и вернуться обратно, передать эстафету. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Подвижная игра «Медведь».

Бросая жребий, выбирают «медведя», остальные – «сборщики ягод». «Медведь» становится на четвереньки, его накрывают покрывалом. «Сборщики ягод» ходят по кругу вокруг «медведя», делая вид, что собирают в посуду ягоды, при этом поют:

Медведюшка – батюшка,

Медведюшка – батюшка,

Твою чернику собираем,

Твою бруснику собираем,

Хорошие ягоды себе берём,

Плохие ягоды выбрасываем.

После этих слов «медведь» сбрасывает с себя покрывало и догоняет играющих.

Правила: тот, кто был пойман внутри круга, становится «медведем». Если поймать никого не удалось, то «медведь» остаётся прежним.

Игра малой подвижности «Круговорот».

Играющие идут парами ровным, умеренным шагом. По сигналу педагога последняя пара разбивается: один идёт слева, второй – справа колонны. Они обгоняют всех и встают впереди колонны.

Правила: обгоняющим можно идти быстро, но бежать нельзя.

Усложнение: выполнять то же задание, но при ходьбе в колонне двое последних обходят колонну, пришедший первым встаёт во главе колонны.

4 НЕДЕЛЯ

Игра  -  эстафета «Перешагни через скакалку».

Команды выстраиваются у стартовой линии в колонны по одному, в шаге друг от друга. Перед командами на расстоянии 10 м ставят по конусу. Головным игрокам даётся по скакалке. По сигналу первые номера бегут до конуса, обегают его и, вернувшись к своим колоннам, передают один конец скалки вторым номерам. Оба игрока держатся за концы скакалки и проводят её под ногами играющих до конца колонны. Все перешагивают. Первый игрок остаётся в конце колонны, а другой бежит к конусу, огибает его и проносит скакалку под ногами играющих с третьим номером и т. д. Игра завершается, когда все участники пробегут со скакалкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут скакалку, он поднимает её вверх. Побеждает та команда, игроки которой раньше выполнили задание, не допустив ошибок.

Подвижная игра «Салки в два круга».

Дети образуют два круга – внутренний и внешний, двигаются боковым галопом в противоположных направлениях. По сигналу взрослого останавливаются, и все играющие внутреннего круга стараются осалить играющих, стоящих во внешнем круге, раньше, чем они успеют присесть. Игра повторяется. Каждый круг движется боковым галопом в другую сторону.

Правила: ловить и приседать после сигнала. После подсчёта пойманные игроки встают во внутренний круг.

Игра малой подвижности «Пройди бесшумно».

Нескольким детям завязывают глаза. Они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук, руки детей соединены и приподняты (образуют «ворота»). Остальные играющие стараются по одному проходить через ворота бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе стоящие в воротах опускают руки, чтобы задержать проходящего. Побеждает тот, кто сумел благополучно пройти через ворота.

Правили игры: не стоять без движения, проходить в ворота. Если стоящие в воротах поймают играющего, они сразу же опускают руки вниз.

ОКТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Игра  -  эстафета «Перенеси арбузы».

Дети делятся на 2 команды. Для этой эстафеты понадобятся 6 больших резиновых мячей (по 3 для каждой команды). По сигналу первые берут три «арбуза», бегут с ними до поворотной стойки и возвращаются назад. Игра завершается, когда все участники команд пробегут с мячами и когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первыми и ему принесут мячи. Побеждает та команда, игроки которой раньше выполнили задание (тот, кто уронил «арбузы», собирает их и продолжает движение к линии старта).

Подвижная игра «Собери мячи».

В центре помещения располагается корзина с мячами. Около корзины стоят дети. По сигналу взрослый выбрасывает мячи из корзины, а дети их собирают. Игра продолжается 1 мин. По сигналу «Стой!» игра прекращается. Если в корзине осталось 7 – 8 мячей, то выиграли дети.

Игра малой подвижности «Пустое место».

Дети становятся в круг. Водящий – вне круга. Он обходит круг, дотрагивается до плеча одного их играющих и говорит: «Беги!», вызывая его бежать наперегонки. Затем они бегут в разные стороны, стараясь быстрее занять пустое место в кругу, которое образовалось от присутствия того игрока, которого выбрал водящий. Оставшийся без места игрок водит, игра начинается сначала.

Примечание: можно двигаться любым способом по выбору водящего (например, «Беги, черепашка!»)

2 НЕДЕЛЯ

Игра  -  эстафета «Пингвины с мячом».

Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в 10 шагах ставят конусы. Первые номера в командах получают по большому резиновому мячу. Зажав его между коленями и передвигаясь прыжками, они устремляются к конусу, огибают его и возвращаются. Мячи передаются вторым игрокам, потом третьим и т. п.

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Дети становятся в круг. Выбирается водящий, у него в руках маленькая резиновая игрушка – лиса. У детей руки спрятаны за спину, глаза закрыты. Водящий идёт за кругом, кладёт кому – нибудь в руки игрушку и встаёт вместе с детьми в круг. Дети открывают глаза и спрашивают три раза (сначала тихо, а потом громче): «Хитрая лиса, где ты?»  Ребёнок, у которого в руке игрушка, выходит в центр круга, поднимает игрушку вверх и говорить: «Я здесь!»  Дети разбегаются, а «лиса» их ловит, дотрагиваясь игрушкой. Те, кого «лиса» коснулась, садятся на скамейку. После того как «лиса» поймает 2 – 3 детей, педагог произносит: «Раз, два, три – в круг скорей беги!», и игра начинается вновь.

Игра малой подвижности «Угадай по голосу».

Последний ребёнок, который был «лисой», встаёт в середину круга, ему закрывают глаза колпаком. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: «Мы по кругу идём, мы лисичку зовём». Останавливаются, взрослый показывает рукой на какого – нибудь ребёнка, и тот спрашивает: «Хитрая лиса, где ты?»  Водящий с закрытыми глазами должен подойти к позвавшему его ребёнку и сказать: «Вот ты где!» и назвать имя ребёнка.

3 НЕДЕЛЯ

Игра  -  эстафета «Мосты».

Дети делятся на 2 команды и выстраиваются в колонну по одному у линии старта. Эта эстафета выполняется в быстром темпе цепочкой друг за другом. По сигналу первые игроки делают шаг вперёд и встают на четвереньки (опора на стопы и кисти рук) так, чтобы второй игрок мог проползти (на коленях и локтях), затем второй игрок встаёт рядом с первым и так далее, пока все дети не построят «мост». Как только последний игрок прополз под первым, первый встаёт на колени и проползает под всеми, встаёт, обегает конус, возвращается на линию старта. Это же проделывают все дети. Эстафета завершается, когда все дети построятся за линией старта в колонну по одному.

Подвижная игра «Удочка».

Играющие становятся в большой круг, в центре – взрослый с верёвкой, на конце которой прикреплён мешочек с песком. Взрослый вращает верёвку так, чтобы мешочек касался пола, дети подпрыгивают на 2 ногах, стараясь не задеть мешочек. Описав мешочком 2 – 3 круга, взрослый делает паузу, во время которой подсчитывает количество детей, задевших ногами мешочек – «попавших на удочку», - и даёт необходимые указания по выполнению прыжков.

Игра малой подвижности «Змея».

Дети стоят в кругу. Взрослый произносит слова: «Я – змея без хвоста». Подходит к кому – нибудь из детей и спрашивает: «Саша, хочешь быть моим хвостом?»  Если ребёнок отвечает утвердительно, то взрослый приглашает проползти на четвереньках между его ног и встать сзади него, широко расставив ноги. Взрослый держит ребёнка за руки. И так далее с каждым ребёнком. Дети ползут на четвереньках между ног взрослого и ног детей, встают, кладут руки на плечи предыдущего ребёнка. Затем взрослый с длинным «хвостом» идёт по помещению – «змея ползёт».

4 НЕДЕЛЯ

Игра  -  эстафета «Переправа».

Две команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 7 – 8 метров от них ставится конус. По сигналу первые и вторые номера каждой команды, взявшись за руки, бегут до конуса. Первые номера остаются у конуса, а вторые возвращаются, берутся за руки с третьими игроками и опять бегут до конуса. Затем остаются вторые номера, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвёртыми и т. д. Побеждает команда, все игроки которой первыми окажутся на другой стороне за конусом.

Подвижная игра «Простые ловишки».

Дети произвольно располагаются по площадке. Ведущий – ловишка, назначенный взрослым или выбранный играющими, встаёт на середине площадки. Взрослый произносит: «Раз, два, три – лови!»  По этому сигналу все дети разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Игра завершается, когда ловишка поймает 3 – 4 играющих. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4 – 5 раз.

Указания: для того, чтобы все дети лучше ориентировались, ловишке можно выдавать какой – либо опознавательный знак – надеть шапочку или яркую майку. Если ловишка оказался неловким и долгое время не может никого поймать, взрослый останавливает игру и назначает другого водящего или помогает ловишке сам.

Игра малой подвижности «Рыбки».

Соревнуются одновременно 2 – 3 команды с равным числом играющих. Каждый игрок получает рыбку, к хвостику которой прикреплена нитка. Дети заправляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы рыбка свободно касалась пола, - «рыбки плавают». У каждой команды рыбки определённого цвета. По сигналу все идут по площадке, стараясь наступить нагой на рыбку соперника (придерживать рукой рыбку нельзя) и в то же время не давать поймать свою. Тот игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Через некоторое время взрослый подсчитывает выбывших из каждой команды . побеждает та команда, у которой останется больше пойманных рыбок.

Правило: потерявший рыбку выходит из игры.

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Игра  -  эстафета «Мяч через туннель».

Игроки делятся на 2 команды. Первый игрок с мячом бежит до конуса и возвращается обратно, встаёт в конец строя и прокатывает мяч между расставленными ногами игроков вперёд. Второй игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч, бежит с ним к конусу и возвращается обратно, встаёт к конец строя и прокатывает мяч третьему игроку и т. п. Побеждает та команда, которая быстрее завершит эстафету.

Подвижная игра «По местам!»

Дети строятся в 2 шеренги друг напротив друга – получаются 2 команды. Задание: запомнить свои места в шеренге. По сигналу «Разойдись!» дети бегают, прыгают по всему пространству. По команде «По местам!» дети должны занять свои места в шеренге. Побеждает та команда, члены которой быстрее займут свои места.

Игра малой подвижности «Парк аттракционов».

Дети стоят парами по всему пространству и выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели,

Держась за руки, кружиться.

Пересели на качели,

То вниз, то вверх летели.

Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает.

А теперь с тобой вдвоём

Мы на лодочке плывём.

Держась за руки, качаться вправо – влево, вперёд – назад.

Мы на берег выйдем с лодки

М поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки.

Прыжки на 2 ногах.

2 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Мяч капитану».

Играющие становятся в 2 – 3 колонны. На расстоянии 1,5 м от первых игроков в колоннах располагаются водящие, которые стоят лицом к играющим, в руках у них большие мячи. Для водящих и игроков колонны обозначается линия, за которую нельзя заступать. По сигналу взрослого водящие бросают мячи первым игрокам колонны, а те возвращают их обратно и перебегают в конец своей колонны. Когда первым в колонне окажется игрок, начавший выполнять задание, он поднимает руку вверх. Определяется команда – победитель.

Игра малой подвижности «Кто дольше не уронит?»

Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесия.

Правила: мешочек кладут по сигналу и стоят, не придерживая его рукой. Тот, кто уронил мешочек, выходит из игры. Вместо мешочка можно взять любой предмет.

3 НЕДЕЛЯ

Игра  -  эстафета «Скорый поезд».

В 6 – 7 м от каждой команды ставят конус. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счёту игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти во и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда паровоз (первый игрок) возвратится на место с полным составом, он должен подать «протяжный гудок». Выигрывает та команда, которая первая прибыла на станцию.

Подвижная игра «Мышеловка».

 Играющие делятся на 2 группы. Дети одной группы образуют круг – «мышеловку», остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево (на первые четыре строки), то вправо (на вторые четыре строки) со словами:

Ах, как мыши надоели!

Развелось их просто страсть.

Всё погрызи, всё поели,

Всюду лезут – вот напасть!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки –

Переловим всех сейчас!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки  вверх. «Мыши» вбегают и выбегают из «мышеловки». По сигналу воспитатели «Хлоп!» дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают – «мышеловка» захлопнута. «Мыши», не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они садятся на скамейку. Затем дети меняются местами.

Игра малой подвижности «Добрые слова».

Дети садятся на пол в круг. В центре сидит один из играющих. Взрослый говорит: «Сегодня мы будем говорить добрые слова о …(называет имя сидящего в круге). Он какой?»  Дети по порядку говорят о нём добрые слова.

4 НЕДЕЛЯ

Эстафета «Кто скорее добежит до флажка».

Дети делятся на 2 – 3 равные команды и становятся в колонны, в нескольких шагах одна от другой у черты, за которую они не должны выходить. На расстоянии 4 – 5 м от этой черты перед каждой колонной расставлены воротики. Ещё дальше впереди на линии положены флажки. По условному сигналу стоящие первыми в колоннах бегут к флажкам, поднимают их над головой и машут ими. Потом кладут флажки на пол и бегом возвращаются каждый в конец своей колонны. Выигрывает тот, кто прибежит первым.

Указания: игру можно провести иначе, дав задание детям не бежать, а ползти до воротиков на четвереньках или по – пластунски. Запрещается бросать флажки на пол, надо наклониться и положить их аккуратно палочкой в определённую сторону.

Эстафета «Пожарные на учении».

Дети становятся лицом к гимнастической стене в 2 – 3 колонны (по числу пролётов на гимнастический стенке). Первые в колоннах стоят за чертой. На каждом пролёте на одинаковой высоте на рейке подвешиваются колокольчики. По сигналу взрослого «Раз, два, три – беги!» дети, стоящие первыми в колоннах, бегут к гимнастический стенке, влезают на неё и звонят в колокольчик. Затем опии спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Взрослый отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Задание должны выполнить все дети. Выигрывает колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми.

Указания: взрослый следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек. Нарушившему правило выигрыш не засчитывается.

Игра малой подвижности «Дружные пары».

Дети распределяются парами, берутся за руки. По сигналу кружатся в одну сторону (5 сек). По другому сигналу останавливаются и после короткой передышки кружатся в другую сторону.

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Игра  -  эстафета «Передача мячей».

Играющие разбиваются на 2 команды и выстраиваются в шеренги на расстоянии вытянутых рук. У ног первого игрока в каждой шеренге стоит корзина с шестью маленькими мячами, у ног последнего – пустая корзина. По сигналу первый игрок передаёт мяч своим соседям, а те передают его дальше. Когда мяч дойдёт до последнего игрока, он должен опустить его в корзину – и так все шесть мячей. Побеждает та команда, которая раньше закончит передачу мячей. Мячи передают быстро, один за другим. Два мяча в руки брать нельзя.

Подвижная игра «Поймай мячи».

Дети распределяются по трое. Двое из них встают на расстоянии 2 – 3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий встаёт между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой.

Правила игры: водящий, коснувшийся мяча, меняется местом с тем, кто бросил мяч; водящий может догнать укатившийся мяч после неудачного броска.

Игра малой подвижности «Разверни круг».

Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: «Круг – кружочек, аленький цветочек, раз, два, три – развернись – ка, Оля, ты!»  Названный ребёнок опускает руку и начинает вести спиной вперёд всех ребят, чтобы соединиться рукой с тем ребёнком, с кем держался за руку в начале игры. Дети останавливаются, оглядываются через плечо, чтобы убедиться, ровный ли получился «развёрнутый» круг. После этого водящий должен снова привести детей в первоначальное положение. Выбирается новый водящий и игра продолжается.

2 НЕДЕЛЯ

Игра – эстафета «Баскетбол».

Дети строятся в 2 колонны перед линией старта. У каждого впереди стоящего игрока в руках баскетбольный мяч. По сигналу дети ведут мяч (любым способом) до конуса и обратно. Передают мяч следующему игроку. Встают позади колонны. Побеждает та команда, которая быстрее завершит.

Вариант игры: мяч можно вести «змейкой» между конусами.

Подвижная игра «Мороз – Красный Нос».

Играющие стоят по кругу. Выбирается водящий – Мороз – Красный Нос. Он встаёт в центре круга и поизносит: «Я – Мороз – Красный Нос. Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?»   Играющие хором ему отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз». После окончания фразы дети разбегаются, и водящий догоняет их, стараясь коснуться рукой – «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулся водящий, и до окончания игры стоят, не двигаясь.

Игра малой подвижности «Узнай по голосу».

Играющие стоят по кругу, водящий выходит в середину круга, закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты, … (имя ребёнка), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются. Взрослый показывает на кого – нибудь из играющих, то называет имя водящего. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадал, открывает глаза и меняется с ним местом. Если водящий ошибся, снова закрывает глаза, игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовёт позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.

3 НЕДЕЛЯ

Игра – эстафета «Накинь обруч и проползи под дугой».

Две команды становятся в колонны по одному. На площадке раскладывают два обруча на небольшом расстоянии друг от друга. По сигналу необходимо добежать до первого обруча, взять его, накинуть на себя, выпрыгнуть из него, затем, то же сделать со вторым, добежать до дуги, проползти, встать, добежать до поворотной стойки, вернуться обратно бегом, передать эстафету. Побеждает та команда, которая быстрее завершит эстафету.

Вариант игры: обручи раскладываются на полу у линии старта как «классы», необходимо пропрыгать все обручи (как в игре «Классы»), далее проползти под дугой, затем накинуть поочерёдно два расположенных рядом обруча, добежать до поворотной стойки и вернуться бегом к линии старта.

Подвижная игра «Снежная Королева».

Из числа играющих выбирается (можно считалкой) водящий – «Снежная Королева». Дети разбегаются по площадке, а «Снежная Королева» старается дотронуться до них. Тот, кого она коснулась рукой, превращается в «льдинку» и должен остановиться на месте («замёрзнуть»).

Игра малой подвижности «Тик - так».

Дети становятся в один круг, они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов». Ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором поизносят слова и выполняют движения.

Тик – так, тик – так,

Мы всегда шагаем так:

Ходьба на месте.

Шаг влево, шаг вправо. Тик – так!

Шаг влево, шаг вправо.

Стрелка, стрелка, покружи,

Час который – покажи!

Водящий вытягивает руки вперёд, поворачивается на месте вокруг себя. После слова «покажи» останавливаются.

Тот ребёнок, на которого указывает «стрелка» (рука водящего), произносит: «Тик – так». Водящий должен угадать имя ребёнка.

4 НЕДЕЛЯ

Игра – эстафета «Перешагни через скакалку».

Команды выстраиваются у стартовой линии в колонны по одному в шаге друг от друга. Перед командами на расстоянии 10 м ставят по конусу. Головным игрокам выдаётся по скакалке. По сигналу первые номера бегут до конуса, обегают его и, вернувшись к своим колоннам, передают один конец скакалки вторым номерам. Оба игрока держатся за концы скакалки и проводят её под ногами играющих до конца колонны. Все перешагивают. Первый игрок остаётся в конце колонны, а другой бежит к конусу, огибает его и проносит скакалку под ногами играющих с третьим номером и т. д. Игра завершается, когда все участники пробегут со скакалкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым ему принесут скакалку, он поднимает её вверх. Побеждает та команда, игроки которой раньше выполнили задание, не допустив ошибок.

Подвижная игра «Ловишки - ёлочки».

Дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит в середине. По сигналу «Раз, два, три – лови!» все разбегаются по площадке, уворачиваются от ловишки. Ребята стараются выручить друг друга, т. к. ловишке нельзя запятнать тех детей, которые встанут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать «ёлочки».

Игра малой подвижности «Ладошки».

Двое играющих встают друг напротив друга. Они одновременно хлопают в ладоши, а потом попеременно соединяют их перед собой (правую – в левой, левую – с правой). Далее ладони соединяют следующим образом: правую одного играющего – с правой другого играющего, левую ладонь одного играющего – с левой ладонью другого играющего. Наконец хлопок – и снова ладони вместе. Сначала эти движения проделывают медленно, а потом всё быстрее и быстрее, до тех пор пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается заново.

        ЯНВАРЬ

          3 НЕДЕЛЯ

Игра  -  эстафета «Мосты».

 Дети делятся на 2 команды и выстраиваются в колонну по одному у линии старта. Эта эстафета выполняется в быстром темпе цепочкой друг за другом. По сигналу первые игроки делают шаг вперёд и встают на четвереньки (опора на стопы и кисти рук) так, чтобы второй игрок мог проползти (на коленях и локтях), затем второй игрок встаёт рядом с первым и так далее, пока все дети не построят «мост». Как только последний игрок прополз под первым, первый встаёт на колени и проползает под всеми, встаёт, обегает конус, возвращается на линию старта. Это же проделывают все дети. Эстафета завершается, когда все дети построятся за линией старта в колонну по одному.

Подвижная игра «Северный и южный ветры».

Выбирают двух водящих. Первому игроку повязывают синюю ленту – это «северный ветер», другому – красную – это «южный ветер». Остальные дети бегают по площадке. «Северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей (дотронуться до них рукой). «Замороженные» дети принимают какую – либо позу. «Южный» ветер «размораживает» их, дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен». Через 2 – 3 мин назначают новых видящих, и игра продолжается.

   4 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Белые медведи».

В круг – «льдину» - становятся двое водящих, они – «белые медведи». Остальные ребята – «медвежата» - разбегаются по площадке. «Медведи», держась за руки, стараются настигнуть «медвежонка» и схватить его свободными руками. Пойманного отводят на «льдину». Ловля продолжается, пока не будут пойманы 2 – 3 «медвежонка». После смены «медведей» игра повторяется. Победители те, кого ни разу не поймали.

Игра малой подвижности «Запретное движение».

Играющие располагаются по кругу. Взрослый тоже становится с ними и предлагает выполнить за ним все движения, за исключением запрещённого, заранее им установленного («руки на пояс» или «присесть» и т. п.). Взрослый делает различные движения, играющие повторяют их. Неожиданно взрослый делает запрещённое движение. Кто из играющих ошибётся и выполнить его, тот выходит за круг, а первый возвращается на своё место. Победителями считаются те игроки, которые ни разу не были за кругом. Игра проводится 3 – 4 минуты.

Правила: все играющие должны повторять движения за руководителем. Игрок, не повторяющий движения, делает шаг назад, за круг. Упражнения следует делать в быстром темпе.

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Два и три».

Дети бегают врассыпную. На сигнал взрослого «Два!» образуют пары с любым находящимся рядом ребёнком, берут за руки и бегут к заранее обусловленному месту, где строятся пара за парой в том порядке, в котором подбегают. Если взрослый произнесёт: «Три!», то дети образуют тройки и затем уже бегут к месту построения.

Вариант игры: дети должны построиться перед взрослым (лицом к нему), в каком бы месте площадки он не находился. Чтобы игра была сложнее и интереснее, взрослый, прежде чем дать сигнал на построение, говорит: «Стоп!»  Дети останавливаются и закрывают глаза. Взрослый переходит на другое место и даёт сигнал («Два!» или «Три!»), дети открывают глаза, образуют пары или тройки и бегут строиться.

Игра – эстафета «Передал – садись».

Играющие  разбиваются на 2 команды, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 3 – 4 шагов становятся капитаны. Они получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на землю (приседает). Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. п. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Если во время игры кто – либо из игроков уронит мяч, он должен его поднять и бросить капитану, встав предварительно на своё место.

Игра малой подвижности «Мяч - соседу».

Играющие становятся в круг лицом к центру на расстоянии оного шага друг от друга. У двух игроков, стоящих один напротив другого на противоположных сторонах круга, - по волейбольному мячу. По сигналу взрослого играющие передают мячи друг другу по кругу так, чтобы один мяч не догнал другой. Если игрок уронил мяч, он должен его поднять и, вернувшись на своё место, передать мяч дальше. Мяч надо передавать каждому рядом стоящему игроку, не пропуская ни одного.

Усложнение правил игры. Увеличить количество мячей и их размер.

2 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Меткий стрелок».

Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. водящий становится в центре круга. У его ног стоит корзина с мячами. Водящий выполняет упражнения с мячом (отбивает рукой об пол, подбрасывает вверх и др., играющие выполняют эти движения без мяча. После слов водящего «Раз, два, три – беги!» дети начинают бегать по залу. Водящий, не сходя с места, бросает в них мячи один за другим. Затем по сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг скорей беги!» дети  снова образуют круг. Взрослый объявляет количество детей, в которых попал мячом водящий. Выбирается новый водящий, и игра возобновляется.

Игра малой подвижности «Оттолкни мяч».

Играющие садятся по кругу, скрестив ноги (лицом к середине), и начинают перекатывать по полу друг другу большой мяч, стараясь оттолкнуть его от себя руками. Не сумевший оттолкнуть (мяч коснулся какой – нибудь части его тела) поворачивается спиной к середине круга. Игра завершается, когда половина играющих будет сидеть спиной к середине круга.

3 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».

Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут ленту и закладывают сзади за пояс. Ловишка встаёт в центр круга. По сигналу взрослого «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого – нибудь ленту. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Игра малой подвижности «Часовой».

Один из детей – часовой – садится на пол в круг. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят по кругу за чертой. Взрослый показывает рукой на одного их играющих. Тот начинает осторожно приближаться к часовому. Услышав шаги или шорох, часовой должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется местом с идущим. Если укажет верно, меняется местом с идущим. Если нет – движение продолжается. Побеждает тот, кто сумеет войти в круг.

Правила: приближаться к водящему небольшими шагами, остальные играющие не должны шуметь.

4 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Освободители».

Участник со связанными ногами и руками («пленник») сидит в центре площадки. Рядом с ним находится игрок с завязанными ногами («охранник»). Остальные участники игры («освободители») пытаются освободить «пленника», то есть пытаются развязать его. «Охранник» должен помешать. Задевая любого участника, он выводит его из игры, тот должен уйти за площадку. Игрок, которому удастся освободить «пленного» и не быть пойманным, сам становится «охранником» в следующий раз.

Игра малой подвижности «Путешествие в тумане».

На полу проводят прямую линию (длиной в 15 шагов или более). Все игроки внимательно рассматривают, как она идёт. Потом им завязывают глаза. Встав на одном конце линии, по сигналу играющие идут вперёд друг за другом. Когда ведущий скажет: «Стоп!», все останавливаются. Побеждает тот, кто меньше всего отдалился от линии.

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Охотники и утки».

Играющие разделяются на 2 команды – «охотники» и «утки». «Утки» становятся в середину большого круга. «Охотники» располагаются снаружи круга. «Охотники», бросая мяч большого диаметра, стараются им осалить «уток», те выбывают из игры. Когда большинство (одна треть) «уток» будет осалено, то команды меняются ролями. Все играющие распределяются на примерно равные по физическим возможностям группы.

Игра малой подвижности «Быстрый мячик».

Играющие, стоя по кругу, бросают и ловят мячи, проговаривая текст.

Разноцветный быстрый мячик

Дети бросают мяч вверх и ловят его.

Без запинки скачет, скачет.

Отбивают мяч.

Часто, часто, низко, низко,

От земли к руке так близко.

Бросают вверх и ловят мяч.

Скок, скок, скок и скок,

Не достанешь потолок.

Скок и скок, стук и стук,

Не уйдёшь от наших рук.

Отбивают мяч.

Правила: бросать, отбивать и ловить мяч ритмично, в соответствии с текстом стихотворения.

2 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Не давай мяч водящему».

Все играющие встают в круг на расстоянии вытянутых рук. один назначается водящим. Он идёт в середину круга. Ребята перебрасывают мяч в разных направлениях, чтобы водящий не мог коснуться его. Водящий бегает в середине круга, стремится дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на полу или у кого – нибудь из играющих. Если ему удастся коснуться мяча, то на его место идёт ребёнок, который последним бросил мяч или не уберёг его от водящего. Водящий становится на место «провинившегося».

Правила: мяч можно перебрасывать по воздуху (не выше поднятых вверх рук). Если мяч вылетит из круга, то играющие должны быстро поднять его и, вернувшись на свои места, продолжать игру.

Игра малой подвижности «Успей поймать».

Дети стоят по кругу, в центре которого находится взрослый. Он придерживает палку, поставленную на пол вертикально, накрыв её сверху ладонью. Взрослый называет имя одного из детей, быстро опускает палку и отходит. Ребёнок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть. Дети могут играть самостоятельно. В этом случае вводится дополнительное правило: если вызванный ребёнок сумел схватить палку, он занимает место водящего. Если сделать этого не удалось, то водящий остаётся тот же. Стоять можно лицом, боком или спиной к центру круга.

        

3 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Совушка».

Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «Ночь!» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает «сова» и уводит тех, кто шевелится.

Правила: останавливаться в позе, предложенной взрослым: стоя на одном колене; на носках; образовав пару; поставив стопы на одну линию (пятку одной ноги к носку другой).

Игра малой подвижности «Воздух, вода, земля».

Игроки садятся в круг. Ведущий ходит перед ними и говорит: «Земля, воздух, вода», каждый раз меняя расположение слов. Остановившись около любого ребёнка, ведущий произносит слово, например «земля», ребёнок в ответ должен изобразить или назвать любое животное из земной среды обитания, при слове «вода» - из водной среды обитания, при слове «воздух» - из воздушной среды обитания.

        

4 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Ловишки с приседанием».

Выбирают ловишку. По сигналу «Раз, два, три – беги!» дети разбегаются по площадке, ловишка старается их поймать (коснуться рукой). Нельзя ловить того, кто успел присесть и дотронуться до земли. Когда будут пойманы три ребёнка, выбирают нового ловишку.

Игра малой подвижности «Колпак мой треугольный».

Играющие сидят по кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, поизносят по одному слову из фразы «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, 2 лёгких хлопка ладошкой по своей голове). В следующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем повторе дети изображают жестами уже всю фразу.

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Вышибалы».

Перед началом игры по жребию определяют двух вышибал. Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к вышибале, у которого мяч. Вышибала с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, такой игрок считается выбывшим из игры, он должен отойти за границы площадки. Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой вышибала, теперь его очередь бросать.

Правила: последние два игрока сами становятся вышибалами, и игра продолжается.

Игра малой подвижности «Кто ушёл?»

Дети стоят по кругу. Водящий становится в центр, ему предлагают запомнить играющих, затем он закрывает глаза. Взрослый дотрагивается до одного из детей, и тот выходит из зала. После этого водящему предлагают открыть глаза и отгадать, кто из детей ушёл. Если он угадывает, то сам выбирает другого водящего. Если нет, то снова выбирает взрослый.

2 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Космонавты».

По залу расставлены конусы («ракеты»), в которых по 4 – 5 кружков – это места для «космонавтов». Дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим –

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

С окончанием слов дети разбегаются по «ракетодрому» и стараются быстрее занять место в любой из «ракет». Мест в ракетах на 2 – 3 меньше, чем «космонавтов». Опоздавшие считаются проигравшими. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется.

Игра малой подвижности «Самолёт».

Раз, два – летит ракета,

Прыжки, подняв руки вверх.

Три, четыре – самолёт.

Прыжки, подняв руки в стороны.

Сам – сам – самолёт,

Тут и там самолёт.

Два хлопка, руки в стороны.

Самолёт летит

Близко – далеко.

Руки прижать к груди, затем вытянуть вперёд.

Самолёт летит

Присесть, руки в стороны.

Низко – высоко.

Встать, руки вверх.

Много неизведанного на пути,

прежде чем исследовать – погляди!

Статическое равновесие на одной ноге, другая нога – назад, одна рука в сторону, другая согнута, кисть на уровне глаз.

3 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Ключи».

Играющие становятся в кружки, начерченные в любом порядке на расстоянии 2 м друг от друга. Выбирается водящий. Он подходит к одному из играющих и спрашивает: «Где ключи?»  Тот отвечает: «Пойди к … (имя ребёнка) и постучи!»  В это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, он может крикнуть: «Нашёл ключи!»  Тот, кто остаётся без места, становится водящим.

Игра малой подвижности «Кричалки, шепталки, молчалки».

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта лодини: красного, жёлтого и синего цветов – это сигналы. Когда взрослый поднимает ладонь красного цвета – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; когда жёлтого цвета – «шепталку» - можно тихо передвигаться (ходить) и шептаться; ладонь синего цвета – «молчалка» - призывает детей замереть на месте или лечь на скамейку (пол) и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

4 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Скворечники».

Играющие чертят в разных  местах площадки круги или делают их из скакалок – это «скворечники». В каждом – пара «скворцов». Число играющих нечётное, один – без дома. Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу «Скворцы прилетели!» дети – «скворцы» бегут в «скворечники» и размещаются в них по двое. По сигналу «Скворцы летят!» снова бегают в разных направлениях по площадке.

Правила: занимать можно любой «скворечник»; опоздавший остаётся без домика.

Игра малой подвижности «Отгадай, у кого предмет».

Играющие выбирают водящего. Игроки становятся в круг, рядом друг с другом и держа руки за спиной. У одного игрока в руках верёвочка. Водящий находится в середине круга. По сигналу взрослого играющие начинают передавать друг другу верёвочку вправо и влево. Водящий должен отгадать, у кого верёвочка. Указывает на кого – либо, говоря: «Руки». Тот, на кого укажет, должен немедленно вытянуть руки вперёд. Если водящему удаётся угадать, у кого их игроков верёвочка, этот игрок и водящий меняются ролями. Играющим разрешается обманывать водящего (шевелить плечами, касаться спины водящего и верёвочкой и др.).

Правила: если водящий указывает на игрока и говорит: «Руки», тот сейчас же должен показать их. Если игрок уронит верёвочку, он идёт на место водящего.

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Волейбол с воздушными шарами».

Волейбольную сетку натягивают на высоте 1,5 м. Два воздушных шара, в которых можно налить по несколько капель воды, связывают вместе. По обеим сторонам от сетки располагаются команды – по 5 детей в каждой. Играющие отбивают шары, стараясь перегнать их на сторону противника и не давая упасть на своей стороне.

Правила: нужно стараться играть дружно, передавая шары тому, кому удобнее отбить их на другую сторону; по команде, на чьей стороне опустились шары, начисляется штрафное очко; шары не следует задерживать руками, а надо сразу забивать.

Игра малой подвижности «Волны».

В игре используется «парашют». Все дети встают вокруг «парашюта» и держат за его края. По сигналу водящего «Волны!» игроки поднимают и опускают «парашют» быстрыми и резкими движениями (имитация волн). По сигналу «Штиль!» игроки держат «парашют» в опущенных руках. Игра повторяется.

 

2 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Ловкая пара».

На полу рисуют 6 линий, параллельных одна другой, на расстоянии 1 м. Дети встают в 2 шеренги парами друг напротив друга между третьей и четвёртой линиями (считая справа). На сигнал «Начали!» каждая пара играющих по три раза подряд  перебрасывают друг другу мяч. Если при этом мяч не упал, один из партнёров переходит на следующую линию (делает шаг назад) и расстояние между ними увеличивается. Если кто – либо из пары уронил мяч, надо считать снова. После трёх бросков то один, то другой играющий отходит назад на одну линию до тех пор, пока оба не встанут у самых последних границ.

Правила: если мяч упал, счёт начинается снова; бросать мяч необходимо, не выходя за линию.

Игра малой подвижности «Ворота».

Дети идут по залу парами, не держась за руки. На сигнал взрослого «Ворота!» берутся за руки и поднимают их вверх. Последняя пара проходит под ними и становится впереди, ходьба продолжается.

Правила: ходить парами; действовать согласованно.

3 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Волны по кругу».

Обручи устанавливаются плотно друг к другу по кругу. Обручей столько, сколько игроков. Один из игроков (водящий) встаёт в центр круга. Остальные игроки садятся в обручи, а один из обручей остаётся свободным. Водящей должен успеть сесть в свободный обруч, пока другие перемещаются туда – сюда, мешая ему. Когда водящему удаётся занять место в обруче, новым водящим становится игрок, который не успел помешать ему. Водящий может отдавать участникам команды «Вправо!» (игроки должны переместиться против часовой стрелки на одно место) или «Хаос!» При команде «Хаос!» участники должны быстро поменяться местами, водящий старается сесть в любой свободный обруч.

Игра малой подвижности «Встреча».

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречает их на пути (возможно, кто – то из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на них внимания). Здороваться надо определённым образом:

  • один хлопок – здороваемся за руки;
  • два хлопка – здороваемся плечами;
  • три хлопка – здороваемся спинами.

Во время игры не разговаривать.

4 НЕДЕЛЯ

Подвижная игра «Не оставайся на земле».

Выбирается водящий, который бегает со всеми детьми. Как только педагог произнесёт: «Лови!», все убегают от водящего и стараются взобраться на возвышение – бревно, пенёк и др. Если водящему удаётся осалить кого – либо, тот считается пойманным и отходит в сторону. По окончании игры подсчитывается количество проигравших, выбирается другой водящий из тех, кто не был пойман.

Игра малой подвижности «Здравствуй, друг!»

Все участники становятся в общий круг и рассчитываются на первый – второй. Первые номера становятся в общий круг, спиной друг к другу. Вторые номера – во внешний, лицом к первым номерам (можно поставить по кругу мальчиков и девочек). Таким образом образуются пары. Дети общаются друг с другом с помощью слов и жестов:

- Здравствуй, друг!

(Рукопожатие).

Кто ты тут?

(Стучать друг другу по плечу).

Где ты был?

(Склоняются к уху друг друга).

- Я скучал!

(Стучат по обоим плечам).

Вот ты здесь!

(Раскрывают руки, разводят в стороны).

Как я рад!

(Раскрывают руки, похлопывая друг друга по спине).

Затем вторые номера смещаются вправо, и снова пары общаются. Игра продолжается до тех пор, пока участники не придут  в свои прежние пары. 

ЛИТЕРАТУРА

Анисимова М. С. Двигательная деятельность детей 5 – 7 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 256 с. – (Методический комплект программы «Детство»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежедневное планирование по программе "Детство" для старшей группы

В плане представлена воспитательно- образовательная работа в старшей группе, отражающая основное содержание программы "Детство"....

Перспективно - тематический план по рисованию (программа "Детство" вторая младшая группа)

Перспективно - тематический план по рисованию (программа "Детство" вторая младшая группа)...

Перспективное планирование подвижных игр для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (3-7 лет)

Перспективное планирование подвижных игр для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (3-7 лет)...

Ежедневное планирование по программе "Детство" в старшей группе (Май-2016 г)

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы....

Перспективное планирование подвижных игр по лексическим темам в старшей группе

СЕНТЯБРЬТема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла»Игры:«Шишки, желуди, орехи» - разрядка, концентрация внимания.«Дождик, дождик» - учить детей хо...

Перспективное планирование подвижных игр по программе «Детство» в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование подвижных игр по программе «Детство» в подготовительной к школе группе...