Консультация для воспитателей ДОУ "Фитбол в детском саду"
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хорошенькова Юлия Андреевна

Консультация для воспитателей ДОУ "Фитбол в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_fitbol.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №23»

155815, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Щорса, д. 5 Д

Телефон 2–01–77; 2–28-29

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

«Возможности использования фитбол-мяча

в процессе оздоровления детей».

 

Автор: Хорошенькова Юлия Андреевна

 воспитатель МБДОУ  «ЦРР – детский сад №23»

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

В последнее время отмечается тенденция к использованию нетрадиционных форм работы по оздоровлению детей дошкольного возраста.
В процессе физического воспитания дошкольников используются разнообразные формы работы. Одной из таких форм является гимнастика на фитбол-мячах.

Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Гимнастика на мяче (Fitball) наиболее полно охватывает все сферы и аспекты использования мячей для оздоровления занимающихся. При этом мяч может использоваться как - тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).

ЦЕЛЬ: повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы ДОУ посредством комплексного воздействия фитболов на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

 ЗАДАЧИ:

 Оздоровительные:

 1. Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно- двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и координационных способностей.

 2. Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий.

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.

4.Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников. 

Образовательные:

 1. Формировать познавательную сферу посредством выполнения двигательных действий, а также познание собственного тела и его многочисленных возможностей.

2. Развивать музыкально-pитмические и творческие способности детей, речь. 3. Стимулировать развитие психических познавательных процессов, эмоции 4. Приобщение детей к здоровому образу жизни и безопасному поведению.

 Воспитательные:

1. Воспитывать нравственно-волевые качества личности, отзывчивость, дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность.

2. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, саморегуляции поведения, двигательной рефлексии.

 3. Совершенствовать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки.

Фитбол-гимнастика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг.

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся.

- Дети 1 -2 лет 35 см или 65 см

- Дети 3-5 лет 45 см

- Дети 5-7 лет 55 см

- От 120 до 150см 55 см

- От 151 до 170 см 65 см

- От 171 до 190 см 75 см

Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим.

Работа на физкультурных занятиях по фитбол- гимнастике строится на основных принципах:

- Доступность - подбор мячей, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей.

- Постепенность - от простого к сложному.

- Повторяемость и систематичность занятий - один раз в неделю.

По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:

1. вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя.

2. основная часть – освоение общеразвивающих упражнений и упражнений направленных:

- для укрепления мышц плечевого пояса и рук;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины;

- для увеличения подвижности позвоночника и суставов;

- игры с фитболом ("пятнашки сидя", "гонки с выбыванием", "перекати поле").

3. заключительная часть – подвижная игра и релаксация, расслабление.

«Золотые правила» фитбол – гимнастики:

1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.

4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.

5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.

7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.

8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.

11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.

12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.

14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.

Подготовительный этап.

Цель: дать детям представление о форме и физических свойствах мяча.

Упражнения:

- прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров;

- поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы;

- передача мяча друг другу, броски мяча;

- игры с мячом типа «Догони мяч»«Попади в цель»«Докати мяч»Варианты: толкая ладонями, толкая развёрнутой ступнёй.

Эти упражнения можно проводить на общих физкультурных занятиях со всеми детьми, а так же в качестве индивидуальной работы, в спортивных развлечениях, самостоятельной двигательной деятельности детей.

Основной этап - научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап проводится отдельно с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Особое внимание обращается на правильную посадку на мяче.

I подэтап

Цель: научить правильной посадке на мяче.

При посадке на мяч угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90 градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу.

Для обучения детей правильной посадке на мяче используются наглядные методы, приём объяснения и показа, словесные инструкции, осуществляется помощь и страховка.

Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не должна превышать 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.

Занятия проводится с подгруппой 8-10 детей. Продолжительность занятий постепенно увеличивают от15-20 до 25-30 минут- в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Упражнения детьми выполняются в медленном и среднем темпе.

II подэтап

Цель: научить детей основным исходным положениям фитбол – гимнастики.

Положение стоя с мячом:

- мяч в опущенных руках;

- мяч перед грудью в согнутых руках;

- мяч перед грудью в вытянутых руках;

- мяч над головой в вытянутых руках;

- мяч за головой;

- мяч за головой в согнутых руках.

Положение приседа с мячом: - присед с опорой руками на мяч, колени в стороны; - присед с опорой руками на мяч, колени вместе;

Положение сидя на мяче:

- сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук;

- ноги на ширине плеч, с различными положениями рук.

Положение сидя на полу:

- руки в упоре сзади, мяч между ног;

- руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;

- сидя на полу, мяч перед собой на коленях;

- сидя на полу, мяч за спиной;

- сидя на полу, мяч поднят над головой;

- сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу.

Положение стоя на коленях:

- с опорой руками на мяч;

- с упором руками на мяч;

- положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;

- положение сед на пятки, мяч сбоку.

Лёжа на полу:

- лёжа на полу, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;

- лёжа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;

- лёжа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;

- лёжа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;

- лёжа на животе, мяч удерживается стопами;

- лёжа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами;

- лёжа на животе, мяч в вытянутых руках;

- лёжа на боку, ноги на мяче;

- лёжа на боку, мяч в вытянутых руках;

- лёжа на боку, мяч удерживается стопами.

Лёжа на мяче:

- на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;

- на передней поверхности бёдер в упоре руками в пол, ноги свободны;

- на груди с упором ладонями и стопами с пол;

- на спине в упоре на стопах, руки за головой;

- на боку в упоре на стопах, руки на мяче.

        

III подэтап

Цель: научить основным динамическим движениям с мячом, которые

соответствуют возможностям детей:

- ходьба с мячом в руках:

- бег с мячом в руках;

- прыжки на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;

- прыжки на месте с мячом между ног с различными движениями рук;

- прыжки с продвижением вперёд, мяч в руках.

IV подэтап.

Цель: научить детей образным движениям с фитболами, выполнять эти движения в комплексе.

На этом этапе дети разучивают различные образные, имитационные движения на мяче. Для этого детям предлагается картинка (например, бабочка, качели, кольцо и пр.) и словесная инструкция, описание этого упражнения. Имитации разучиваются на физкультурных занятиях, закрепляются в играх детей, прогулке. По мере разучивания детям предлагается серия картинок – дети выполняют комплекс подобных упражнений с мячами под музыку или без сопровождения.

Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Упражнения и занятия на фитболе должны приносить удовольствие Вашему ребенку. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.

Фитбол - гимнастика поможет Вашему ребенку правильно развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Прогулка в детском саду"

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей....

Консультация для воспитателей: "Театр в детском саду"

Использование элементов кукольного театра        в театрализованных развлечениях старших дошкольников....

Консультация для воспитателей. "Плавание в детском саду".

Рассказать  воспитателям  о  значении  плавания  в  детском  саду....

Консультация для воспитателей «Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения  детей дошкольного возраста». Плавание, как средство передвижения в воде человек использует с давних времён. Плавание не только поле...

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

Консультация для воспитателей: Дежурство в детском саду.

Основные принципы организации дежурства и оформления уголка дежурных...

Консультация для воспитателей "Праздники в детском саду"

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. К...