мастер-класс "Физическое воспитание в детском саду"
материал по физкультуре

Тактинова Эльвира Борисовна

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, внимания, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности и выработке характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_po_fizo.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Физическое  воспитание  в детском саду»

         Слайд 1. В системе физического воспитания в детских дошкольных учреждениях используются следующие основные организационные формы двигательной деятельности детей:

  • учебная работа – физкультурные занятия;
  • физкультурно–оздоровительная работа в режиме дня – утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка;
  • активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья;
  • самостоятельная двигательная деятельность детей;
  • работа с семьей

Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для разных возрастных групп. Это обусловлено особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности, зависит от распределения общего времени в режиме дня.

Слайд 2. Начиная со второй младшей группы, планируются по три занятия в неделю. Их продолжительность в младшей группе составляет не менее 15 минут, в средней группе – не менее 20 минут, в старшей группе – не менее 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. При наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний,  одно из трех физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Для регионов средней полосы в зимнее время года физкультурные занятия на участке так же, как и прогулку детей 5–7 лет, не проводят при температуре воздуха ниже –20°С и скорости ветра более 15 м/сек. В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий рекомендуется проводить на открытом воздухе.

   Слайд 3.   К физкультурно–оздоровительной работе относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка. Утренняя гимнастика способствует пробуждению организма ребенка, умеренно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждает возникновение плоскостопия.

Слайд 4.  Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Продолжительность утренней гимнастики в 1 младшей группе – 4–5 мин, во 2 младшей группе – 5–6 мин, в средней группе – 6–8 мин, в старшей группе – 8–10 мин, в подготовительной группе – 10–12 мин. Оптимальное место проведения утренней гимнастики в теплое время года – игровые площадки группы, в холодное – помещение группы. В оздоровительный комплекс утренней гимнастики, помимо общеразвивающих упражнений включают дыхательную гимнастику, специальные упражнения для укрепления мышц спины и стопы, оздоровительный бег разной интенсивности не менее  3 мин. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до 4 часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Важный компонент организованной двигательной активности – подвижные игры, проводимые во время прогулки в первую половину дня. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами и без: ловишки, салочки, день-ночь, береги предмет, где звенит и т.п  а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбола, баскетбола, городки, бадминтона, настольного тенниса, футбола, хоккея. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры.

Слайд 5. Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников, пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм) и дня здоровья.

Физкультурный досуг – один из видов активного отдыха – рекомендуется проводить 1–2 раза в месяц. Длительность физкультурного досуга 20–45 мин (в зависимости от возраста детей).. Во время физкультурного досуга дети участвуют в интересных, увлекательных играх, забавах, аттракционах, соревнуются в ловкости, быстроте, силе, выносливости, танцуют, отгадывают загадки, поют. К проведению досугов следует готовиться заранее: отобрать содержание, составить программу, продумать организацию.

Физкультурные праздники являются своеобразной формой показа достижений детей в различных видах движений, в проявлении таких качеств, как ловкость, быстрота, ориентировка в пространстве, инициативность, настойчивость, находчивость, смелость. Физкультурные праздники дошкольников могут проходить в виде соревнований между группами, с веселыми играми. Физкультурные праздники в детском саду целесообразно организовывать не менее 2 раз в течение года. Длительность праздника не должна превышать полутора часов. Содержание программы праздника зависит от сезона года, от условий, при подготовке к празднику назначается ведущий из взрослых (воспитатели, родители). Ведущий должен стремиться к тому, чтобы праздник проходил живо, интересно. Он поддерживает активность всех детей, эмоциональную атмосферу. Старшим дошкольникам доступны и интересны несложные командные соревнования. Важно приучать их сопереживать успехам и неудачам друг друга, поддерживать хорошие взаимоотношения с товарищами. Следует заранее продумать формы поощрения детей. Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды. Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы и коллективизма.

В теплое время года целесообразно организовывать пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). Прогулки по маршруту и экскурсии организуются 1 –2 раза в неделю в парк или лесопарковую зону. Продолжительность прогулок или экскурсий для детей старшего дошкольного возраста не превышает 30 – 40 мин в один конец. Длина пути для 6 – 7 – летних детей составляет не более 1,5 – 2,0 км в один конец, для детей 4 – 5 лет – не более 1,0 – 1,5 км. После каждых 10 – 15 минут пути устраиваются остановки для отдыха продолжительностью 5 минут. Экскурсии организуются с целью наблюдения за окружающей природой. На конечном пункте делается привал на 20 30 мин. Во время отдыха проводятся необходимые наблюдения за живой природой, беседы, дидактические игры, дети вместе с воспитателем собирают отдельные виды растений. При организации прогулок по маршруту или экскурсий воспитатель обеспечивается питьевой бутилированной водой для детей, одноразовыми стаканчиками и медицинской аптечкой.

В режим детской жизни, как форма физкультурно–оздоровительной работы, входит День здоровья. Его рекомендуется проводить не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все учебные занятия, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В теплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух, в холодное – пребывание дошкольников на открытом воздухе по возможности удлиняется. В  День здоровья организуются простейшие туристские походы, прогулки за пределы участка детского сада: на стадион, в парк, в лес, на луг, к реке  и т. п. Во время пеших походов наиболее целесообразно продвижение в одну сторону в течение 30 – 40 мин. Общая продолжительность похода не должна превышать 2 – 2,5 ч. На привале в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры и упражнения в природных условиях, загорание, купание, игры–забавы), либо осуществляется ознакомление детей со знаменательными местами, с событиями, со знаменитыми людьми родного города, села, поселка, с представителями разных профессий и т. п. В День здоровья  целесообразно организовывать несложные соревнования (например, «Самые ловкие, быстрые», «Мы ребята,  молодцы», «Веселая гимнастика», «Поиграем вместе с мамой».

        Не следует забывать, что, несмотря на высокую эффективность вышеперечисленных мероприятий, самостоятельная двигательная деятельность детей остается одним из важнейших элементов режима дня. Данный вид деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, но в большем объеме он реализуется во вторую половину дня.

Для обеспечения достаточной двигательной активности детей широко используются оборудование спортивных площадок, физкультурные пособия на участках, велосипеды, самокаты, роликовые коньки, мячи, скакалки, такие игры, как серсо, кегли, кольцеброс, городки. Один из основных видов деятельности детей дошкольного возраста на прогулке сюжетно–ролевая игра, а также игры в «лошадки», «прятки», «жмурки», «догонялки», всевозможные игры с мячом – «штандер», «поймай мяч», футбол, волейбол.

На активную двигательную деятельность в режиме дня выделяется не менее 3,5 – 4 ч в день. Однако воспитатель внимательно следит за состоянием детей, осуществляя индивидуальное руководство их деятельностью. Некоторым детям он предлагает отдохнуть, предупреждая чрезмерное их перегревание и усталость; малоподвижных, наоборот, побуждает к движению.

     Движения, которые дошкольники используют в самостоятельной деятельности, становятся значительно разнообразнее и сложнее: включаются бег с ловлей и увертыванием, метание, лазанье, прыжки.

       Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и увлечений. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Содержание занятий родителей с детьми во многом зависит от их общих интересов, желания заниматься теми или иными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в тех или иных состязаниях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми, исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Советы по дозировке упражнений педагог дает с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников, подчеркивает, что необходимо учитывать самочувствие ребенка. Родителям не следует стремиться к нагрузкам, значительно превышающим его возможности, важно, чтобы тренированность ребенка возрастала постепенно.

Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям, во взаимосвязанной работе дошкольного учреждения и семьи. Занятия физкультурой дома представляют собой форму индивидуальной работы родителей с детьми. Она осуществляется на основании советов,  методических рекомендаций и памяток.

Гармоничное развитие ребенка невозможно без обеспечения адекватной двигательной активности. Упражнения скелетных мышц обеспечивают поддержание высокого уровня обменных процессов, что повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, инфекции, позитивно влияет на регуляцию физико–химических процессов в тканях. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, внимания, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности и выработке характера.

Практическая часть.

Воспитатель: Приступаем к практической части нашего мероприятия

 Воспитатель:  Коллеги, предлагаю всем вместе сделать йога-разминку в кругу. Потом педагоги строятся в шеренгу. Производится  расчет на первый-второй. Первые номера остаются на месте, вторые номера делают шаг вперед. Команды занимают свои места, выбирают капитанов.

Первый гейм «Вопрос-ответ»

Воспитатель: Вам необходимо по очереди за 30 секунд ответить на 5  вопросов. Сколько правильных ответов даст команда, столько очков она заработает в этом гейме.

Сл. 6. Вопросы для первой команды:

  1. Перечислите основные части утренней гимнастики (вводная, основная, заключительная)
  2. Распорядок жизнедеятельности ребенка на протяжении суток? (режим дня)
  3. Продолжительность утренней гимнастики в старшем возрасте? (8-10 мин)
  4. Перерыв в занятиях для отдыха? (физкультминутка)
  5. Целесообразная периодичность организации Дня здоровья в детском саду? (1 раза в квартал)

Сл.7. Вопросы для второй команды

  1. Классифицируйте подвижные игры по основным видам движений (игры с ходьбой, бегом, ползанием, лазанием, метанием, прыжками)
  2. Продолжительность утренней гимнастики во 2-й младшей группе? (5-6 мин.)
  3. При  какой t воздуха прогулка не проводится? (ниже  -20*С, скорости ветра более 15 м/сек.)
  4.  Целесообразная периодичность организации  физкультурных праздников в детском саду? (2 раза  в год)
  5.  Цель обливания холодной водой? (закаливание)

Второй  гейм «Из какой  игры эти строки, нужно продолжить»

  • Слайд 8. «Готовятся к полету наши самолеты,  мотор заводите и быстро летите» («Самолеты»)
  • Слайд 9.«Вышли мышки как-то раз посмотреть…» («Кот и мыши»)
  • Слайд 10. «День наступает – все оживает. Ночь наступает – все замирает» Совушка»)
  • Слайд 11. «Ты .. серенький, ты … беленький» («Барашек»)
  • Слайд 12. « Что ты тут делаешь?  спрашивает овца с ягнятами

Вас жду! отвечает волк.  А зачем нас ждешь? Чтобы сьесть.» (Калм.игра «Волк и ягнята»)

            Третий   гейм «Давайте поиграем»

        Слайд 13.     Игра « Пять шагов»
Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.
Участвуют поочерёдно несколько игроков. Нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить слова  из нашего мастер-класса.  (имена женские или мужские, животные, птицы, растения   т.д.) 

Игра «Мяч соседу»
Цель: закреплять быструю передачу мяча по кругу.
Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется.
Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать

Спасибо, коллеги,  за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...