Консультация для воспитателей «Городки – старинная народная игра»
консультация по физкультуре (подготовительная группа)

Самошкина Нина Вадимовна

Консультация для воспитателей. Правила игры и краткое описание игры в "Городки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Городки-старинная народная игра18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Городки – старинная народная игра»

   Городки – старинная народная игра. Цель ее – выбить битой (палкой) городки из города (квадрата). Игра развивает точность движений, глазомер, укрепляет мышцы рук.  Обучение игре в городки начинается  в старшей группе.

   Как держать биту. Ребенок берет биту правой (левой) рукой за ее конец четырьмя пальцами снизу, а большим пальцем – сверху. Чтобы лучше управлять битой, пальцы слегка раздвигают.

   Стойка. Ребенок располагается левым боком к городку, ноги на ширине плеч: левая – впереди, правая – сзади (при броске правой рукой). Вес тела распределен на обе ноги. Биту держит в слегка согнутой в локте, опущенной вниз руке.

   Броски. Детей надо учить броскам биты. При бросании биты ребенок встает за линию и принимает правильную  стойку, как можно сильнее отводит руку назад, тяжесть тела переносит на правую ногу. Бросок выполняется энергичным движением руки при одновременном наклоне туловища вперед. В этот момент тяжесть тела переносится на левую ногу. Бросок биты сопровождается плавным движением руки, кисть и пальцы мягким толчком направляют биту в цель.

Методические рекомендации

   Вначале  следует ознакомить детей с инвентарем: битами и городками, предложить самим построить фигуры. С детьми дошкольного возраста броски следует начинать разучивать со специальных, более легких упражнений с битой. Необходимо вырабатывать у детей определенные умения обращаться с битой, ощущать ее свойства (вес, размеры, зависимость скорости полета от приложенной силы) и  выполнять движения рукой и всем телом в соответствии с ними. Для этого предлагается сначала использовать легкие пластмассовые биты, а затем – более тяжелые (деревянные). После того как ребенок научиться держать биту и выполнять разнообразные движения с ней, можно перейти к бросанию биты на дальность без прицеливания. Очень важно и научить бросать биту так, чтобы она летела в горизонтальной плоскости и вращалась вокруг своего центра тяжести. Затем  дети усваивают правила прицеливания и обучаются бросать биту на дальность  - вниз. Они постепенно учатся следить глазами за полетом биты, сравнивать силу броска с быстротой полета биты. После того как ребенок научится контролировать биту рукой достаточно уверенно, прицеливать и бросать ее по определенной траектории, можно перейти к игре в городки, придерживаясь правил игры.

Правила поведения детей

  1. Когда на площадке играют в городки, никто  из остальных детей не должен близко играть, бегать, выходить на нее.
  2. Во  избежание несчастных случаев необходимо позади городков не ближе 2м от них ставить забор или сетку высотой 1 – 1,5м.
  3. Дети бросают биты только по сигналу воспитателя. Необходимо формировать навыки правильного поведения детей, строго придерживаться дисциплины.

Упражнения

  1. Дети берут пластмассовые палки обеими руками и делают повороты руками вверх – вниз (управляют рулем).
  2. Держа палку вертикально в одной руке подбросить и поймать ее другой.
  3. Подбросить палку вверх и поймать ее одной рукой (правой, потом левой).
  4. Имитация различных движений деревянной битой.
  5. Удар битой по подвешенному на веревке мячу.
  6. Удар битой по подвешенному волану.
  7. Бросок биты правой рукой на дальность.
  8. Бросок биты левой рукой на дальность.
  9. Бросок биты правой (левой) рукой на дальность с вращательным движением.
  10.  Бросок биты в цель (один городок) с расстояния 2м.
  11.  Бросок биты правой (левой) рукой в два, три. Четыре и пять городков.
  12.  Бросок биты в цель с расстояния 3м.

Правила игры в городки

   Участники игры. Соревнования можно проводить между двумя, четырьмя и т.д. игроками или между двумя командами. В процессе игры при необходимости можно произвести замену игроков. Новый игрок выступает под номером выбывшего игрока.

   Судейство. Главным судьей соревнований является воспитатель, дети – помощниками. Перед началом соревнований судьи отмечают линии конов и полуконов,  строят фигуры. Судья имеет право прекратить игру. Во время игры никто, кроме игроков и судьи, не имеет право находиться на поле.

Порядок игры

  1. Перед началом игры участники командных соревнований собираются на конах и по сигналу судьи идут строем до квадратов города.  Затем команды выстраиваются лицом друг к другу и обмениваются приветствиями. Капитаны обеих команд подходят к судье, представляются ему и друг другу. Судья предоставляет право капитанам команд тянуть жребий и объявляет игрокам о том. Какая команда первой начинает игру. Первый удар производится в первый город.
  2. Каждый игрок делает по два броска в забое. Каждую биту игрок бросает  только по свистку судьи. Игроки бьют один за другим в порядке очереди.

После того как все игроки команды, бьющей в правый город, бросят по две биты каждый, начинает бить другая команда, ее цель – левый город.

  1. Все фигуры начинают выбивать с кона. Лишь после того, как будет выбит хотя бы один городок, игроки получают право выбивать остальные городки с полукона (с расстояния 2-3м). После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура.
  2. Городок считается выбитым только тогда, когда он полностью вышел за линию города.

Счет игры

  1. Партию выигрывает та команда, которая меньшим количеством бросков выбьет все фигуры данной партии.
  2. После окончания первой партии игры команды меняются городами и забоями.
  3. Побеждает команда , выигравшая две партии.

Оборудование и инвентарь

                  Полем для игры обычно служит участок прямоугольной формы    размером 15-16м.

                 Площадка может быть земляная, асфальтовая, ледяная. Ее поверхность должна быть ровной. Для задержания биты и во избежание несчастных случаев необходимо сделать позади городков не ближе 2м от них забор.

                Поле для игры можно разметить следующим образом: чертятся два квадрата – города –размером 1-1м. Передние линии должны находиться друг от друга на расстоянии 0,8-1м.

                На расстоянии 4м от лицевой линии каждого города, параллельно ей проводят линию (кон), от которой играющие начинают бросать биты. А на расстоянии 2-3м  от города – полукон, с которого дети получают право бить только после того, как хотя бы один городок фигуры будет выбит из кона (с  расстояния 4м).

                  Городок делается из дерева в форме цилиндра, имеющего размеры: диаметр 4-5см, длина 15-50см. Бита представляет собой палку произвольного веса длиной не более 50-70см. Она может быть изготовлена из дерева или пластмассы. Команда может выступать имея не менее двух бит. В игре можно использовать наиболее простые и  интересные фигуры.

Описание фигур

  1. «Забор» - все городки ставятся вдоль передней линии города на расстоянии5 см друг от друга.
  2. «Бочка» - все городки вместе (один в середине, остальные вокруг него).
  3. «Ворота» - две пары городков ставятся на расстоянии, равном длине городка; последний, пятый, кладется на них сверху.
  4. «Письмо» - один городок ставится в центре квадрата, остальные – по углам. 1- 4 фигуры строятся вдоль передней линии города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Не забывайте народные игры"

Народные игры в воспитательном и учебном процессе являются неисчерпаемым языковым источникам, образцом эстетичности, гармоничности. Они способствуют воспитанию  у детей умения творчески мыс...

«Старинные народные игры, как средство развития духовной и физической культуры личности»

Народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательно...

«Старинные народные игры, как средство развития духовной и физической культуры личности»

Народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательно...

Консультация для воспитателей "Не забывайте народные игры"

Давайте детям больше и большесозерцания общего человеческого,          мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через          родны...

Консультация для воспитателей на тему: «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества актуальная и вместе с тем трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, поч...

Методическая разработка: Сценарий осенней квест- игры: «Старинные народные игры».

Знакомство детей и родителей со старинными народными играми....

консультация для воспитателей "Городки - старинная народная игра"

Городки – старинная народная игра. Цель ее – выбить битой (палкой) городки из города (квадрата). Игра развивает точность движений, глазомер, укрепляет мышцы рук....