Игры для детей 3 лет
картотека по физкультуре (младшая группа)

Климова Галина Владимировна

Игры  большой, средней и малой подвижности, игры с прыжками, игры с подлезанием, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_goda-igry.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей 3 лет

Игры большой подвижности

Игры с бегом

Бегите ко мне

Описание игры. Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. Воспитатель отходит к противоположной стене комнаты или в дальний угол площадки и говорит: «Бегите ко мне». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки.

Когда дети соберутся возле воспитателя, он переходит или перебегает на другую сторону площадки и говорит снова: «Бегите ко мне». Так повторяется 3-4 раза. Если игра проводилась с небольшой группой, воспитатель предлагает этим детям отдохнуть и проводит игру с другой группой.

В том случае, когда в игре участвовали одновременно все дети, воспитатель возобновляет игру со всеми.

На слова воспитателя «Бегите домой», дети садятся на стулья и отдыхают. Продолжительность игры 4-6 минут.

Правила игры

1. Бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите ко мне».

2. Дети бегут к стульям и садятся только после слов воспитателя «бегите домой».        

Указания к проведению игры

1.  Игру можно проводить не со всеми детьми, а с небольшими группами: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем они меняются ролями.

2. Вначале дети могут занимать любой стул, а постепенно приучаются находить свои места.                          

При помощи этой игры воспитатель развивает

у детей умение выполнять движения по сигналу,

двигаться в коллективе, не толкаясь.

Дети упражняются в беге по прямому направлению.

Догоните меня

Описание игры. Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догоните меня», - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня» и бежит в противоположную сторону, а дети снова ее догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.

Общая продолжительность игры 4-5 минут.

Правило игры. Бежать за воспитателем можно только после сигнала «Догоните меня».

Указание к проведению игры. Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться в коллективе, не толкаясь.

Дети упражняются в беге по прямому направлению.


Найди свой домик

(Солнышко и дождик)

Описание игры. Дети сидят на стульях или скамейках, поставленных вдоль стены комнаты или по сторонам площадки, это их «дом». Педагог смотрит в окно и говорит: «Какая хорошая погода! Идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, - говорит педагог, - бегите домой!». Дети бегут к стульям и занимают свои места.

Педагог приговаривает: «Кап, кап, кап» и стучит пальцами о какой-нибудь предмет, изображая, как дождь бьет по крыше.

Постепенно дождь утихает, и педагог снова говорит детям: «Идите гулять! Дождь перестал».

Так повторяется 3-4 раза. После этого дети возвращаются в домики, а педагог осматривает их одежду и расспрашивает, не намочили ли они одежду, обувь. Затем игра возобновляется.

Игру следует повторить 4-5 раз.

Правила игры

  1. Дети уходят из дома по сигналу: «идите гулять!».
  2. Дети бегут домой по сигналу педагога: «Дождь пошел!».

Указания к проведению игры

  1. Игру можно постепенно усложнять: дети вначале занимают любой стул, а затем только свой.
  2. Вместо домика можно устроить переносный навес (из материи, большого платка …), растягивать который помогает педагогу ребенок из старшей группы. Дети прячутся от дождя под навес.
  3. Сначала дети собираются под навесом в определенном месте, а потом навес устраивается в разных местах площадки.
  4. Во время прогулки дети могут собирать грибы, ягоды.
  5. Иногда ходьбу можно заменить пляской.

При помощи этой игры педагог развивает

 у детей умение выполнять движения по сигналу

 (по слову педагога) и находить свое место на площадке.

Дети упражняются в ходьбе и беге.

Мыши и кот

Описание игры. Дети – «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.

В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет педагог.

Кошка засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места на стульях. Педагог делает вид, что хочет поймать кого-либо. После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место и засыпает.

Игра повторяется 4-5 раз.

Правила игры

  1. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кошка заснет.
  2. Возвращаться в норки мыши могут лишь после ТОО, как кошка проснется и замяукает.

Указания к проведению игры

  1. Педагог следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.
  2. Педагог может использовать в игре кошку-игрушку или такую, которая надевается на руку.

При помощи этой игры педагог развивает у детей

умение выполнять движения по сигналу.

Дети упражняются в беге по разным направлениям.

Воробышки и автомобиль

Описание игры. Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или на скамейках «воробышки». На другом конце обозначается место для «автомобиля» - (гараж). Автомобиль изображает воспитатель.

«Воробышки вылетают из гнезда», - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях (в пределах очерченной площадки), подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробышки пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место – гнездо). Автомобиль возвращается в гараж.

Игра повторяется 3-4 раза. Общая продолжительность игры 5-6 минут.

Правила игры

  1. Нельзя убегать за границы площадки.
  2. Вылетать из гнезда можно только по сигналу воспитателя.
  3. Возвращаться в гнезда можно лишь при появлении автомобиля.

Указания к проведению игры

  1. Первое время автомобиль изображает воспитатель, а затем он выбирает вместо себя одного или нескольких детей.
  2. Детям, изображающим в игре автомобиль, можно дать рули.
  3. Воробышки могут помещаться в гнездышках (в кружочках), начерченных на земле или выложенных из шишек, камешков.
  4. Воробышки могут стоять на скамейках высотой 10-15 см и по сигналу воспитателя спрыгивать с них.
  5. Вместо скамеек можно использовать доски на подставках. Воспитатель следит, чтобы при спрыгивании дети сгибали колени и приземлялись на носки. Прежде чем вводить прыжки в игру, нужно дать детям возможность поупражняться, при этом воспитатель должен проследить, как прыгает каждый ребенок, и помочь детям овладеть правильным движением.
  6. В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол или землю.

При помощи этой игры воспитатель развивает

 у детей умение выполнять движения по сигналу.

Дети упражняются в беге по разным направлениям и в прыжках.


Бегите к флажку

Описание игры. Дети получают флажки двух цветов: одни – синего, другие – красного. Педагог становится на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой – красный флажок. Дети с флажками синего цвета свободно группируются возле педагога напротив синего флажка, дети с красными флажками – напротив красного. Затем педагог предлагает всем погулять, и дети начинают ходить и бегать по площадке. Педагог в это время переходит на другую сторону площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!». Педагог протягивает в стороны руки с флажками, дети бегут к ней и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, педагог предлагает поднять флажки вверх и помахать ими.

Правила игры

  1. Расходиться по площадке можно только по слову педагога «Идите гулять».
  2. Бежать к педагогу и становиться против флажка своего цвета можно только после слов: «Раз, два, три, скорей сюда беги!».

Указания к проведению игры

  1. Педагог может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от нее.
  2. Педагог включает в игру добавочный сигнал «Стой!». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Педагог тем временем бесшумно переходит на другое место площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!». Дети бегут к педагогу и становятся против флажка своего цвета.
  3. Вместо флажков можно повязать на руку ленточку соответствующего цвета или дать в руку платочек того же цвета. С платочками дети могут поплясать, а затем по сигналу собраться возле педагога.

При помощи этой игры педагог развивает

внимание, умение различать цвета

и действовать по зрительному сигналу.

 Дети упражняются в беге, ходьбе.

Поезд

Описание игры. Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне – «паровоз», остальные – «вагоны».

Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу».

«Поезд подъезжает к станции», - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.

Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.

Общая продолжительность игры 4-5 минут.

Правило игры. Поезд может двигаться только после гудка (т.е. по сигналу воспитателя).

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения поезда.
  2. Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

Вариант игры. После остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки.

Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. В другой раз можно предложить детям немного поплясать под мелодию, спетую воспитателем.

Указания к проведению игры

  1. В варианте игры бежать в вагоны, т.е. строиться в колонну, можно только по гудку паровоза.
  2. Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне – т.е. находить свой «вагон».

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение выполнять движения по звуковому сигналу,

закрепляет навык построения в колонну.

 Дети упражняются в ходьбе, беге друг за другом.

Игры с прыжками

Мой веселый звонкий мяч

Описание игры. Дети сидят на стульях, расставленных в разных местах комнаты (возле стен) или по границе площадки. Воспитатель находится в центре. Она берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря при этом:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать, «как мяч». Дети, наблюдая за мячом, прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и, повторяя стихотворение, делает движение рукой так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают в том же темпе. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню». Все дети убегают к стульям и садятся на них, а воспитатель делает вид, что догоняет «мячи». Когда дети немного отдохнут, игра повторяется.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правило игры. Убегать можно только после слова «догоню».

Указания к проведению игры

  1. Вначале воспитатель проводит игру с небольшой группой детей, а остальные сидят и смотрят. При повторении игры воспитатель вовлекает в нее еще нескольких детей, а затем и всю группу.
  2. Воспитатель может поставить рядом с собой нескольких детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, а затем ловить убегающих детей.
  3. Вначале воспитатель не ловит, а только делает вид, что догоняет детей.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение прыгать ритмично в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу.

 Дети упражняются в беге, в подпрыгивании на двух ногах.


По ровненькой дорожке

Описание игры. Дети сидят на стульях, на скамейках. Воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе, следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам …

В яму – бух!

При словах «по ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам», - прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «в яму – бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель дает им отдохнуть, потом повторяет стихотворение.

После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом –

Там мы живем.

По окончании дети бегут к стульям и занимают каждый свое место.

После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.

Повторить игру можно 2-3 раза.

Правила игры

  1. Движения должны соответствовать тексту стихотворения.
  2. Вставать с корточек можно только после слов воспитателя: «вылезли из ямы».
  3. Убегать домой разрешается только после слов: «Там мы живем».

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель может удлинить или укоротить текст, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз.
  2. Вначале воспитатель сам идет впереди колонны, потом отходит в сторону и следит за тем, чтобы темп и ритм движения детей соответствовали темпу, в котором произносится стихотворение.
  3. Дети не должны долго находиться в положении на корточках.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение двигаться ритмично (согласовывать движения со словами),

находить свое место.

 Дети упражняются в ходьбе, в прыжках, в приседании, в беге.


Игры с подлезанием

Наседка и цыплята

Описание игры. Дети «изображают цыплят», а воспитатель «наседку». На одной стороне площадки огорожено веревкой место – «дом», где помещаются цыплята с наседкой, (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см.).

Сбоку, в стороне, помещается «большая птица».

Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.

Игру можно повторить 3-4 раза.

Правила игры

  1. По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку.
  2. По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой.

Указания к проведению игры

  1. Веревка должна быть натянута примерно на высоте 40-50 см от земли. При такой высоте дети могут подлезать на четвереньках. При большой высоте – 60-70 см, дети не опираются руками о пол, а, подлезая, только сгибают корпус.
  2. Когда цыплята возвращаются домой, воспитатель поднимает веревку повыше, чтобы дети не задели ее.
  3. Роль наседки можно поручить со временем и самим детям.
  4. Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезали под веревку и немного побегали по площадке.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение выполнять движения по сигналу (по слову).

Дети упражняются в беге по разным направлениям и в подлезании.

Игры средней подвижности

Пузырь

Описание игры. Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося эти стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.

Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется.

Игру можно повторить 3-4 раза.

Правило игры

Говорить хором «хлоп» и приседать на корточки можно только после слов воспитателя «пузырь лопнул».

Указания к проведению игры

  1. Слова «пузырь лопнул» воспитатель может заменить словами «воздух выходит». Тогда все играющие, не разрывая сцепленных рук, медленно сходятся к центру, произнося «тсс …».
  2. После слов «да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит «полетели пузыри». Дети разбегаются, куда кто хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели! …».

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение согласовывать движения со словами,

двигаться ритмично.

Дети упражняются в приседании и построении в круг,

 а в варианте игры – в беге по разным направлениям.

Игра способствует развитию речи.

Зайка

Описание игры. На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «бегите в круг» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети вместе с воспитателем произносят стихи и делают движения, иллюстрирующие текст:

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Дети стоят в кругу. Начиная со слов «вот так» и до конца, шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова «хлоп» и до конца хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

Со слова «скок» и до конца прыгают на двух ногах на месте.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг … и убежал.

Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим домам. Затем игра возобновляется с новым «зайцем».

Игру можно повторить 3-4 раза.

Правило игры. Дети могут убегать на свои места только после слов «и убежал», а собираются в круг после слов «бегите в круг».

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы дети четко произносили слова.
  2. Движения выполняют только тогда, когда произносятся две последние строчки каждого куплета.
  3. До начала игры воспитатель вместе с детьми готовит места для зайцев. Если игра проводится зимой, на площадке хорошо начертить кружочки краской на снегу, если она проводится в комнате, местами для зайцев могут стать стулья.
  4. В середину круга можно поставить несколько зайцев.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение согласовывать движения со словами.

Дети упражняются в беге,

в подпрыгивании на двух ногах,

в нахождении своего места.

Игра способствует развитию речи.

Игры малой подвижности

Угадай, кто кричит

Описание игры. Дети сидят полукругом на стульях, на ковре. Перед детьми, на расстоянии нескольких шагов, ставится ширма или протягивается веревка, на которую вешается занавеска. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму. Педагог договаривается с ребенком, находящимся за ширмой, какое животное или птицу он будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, блеяние овцы, кудахтанье курицы, лай собаки, крик петуха и другие звуки. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

Продолжительность игры 4-6 минут.

Правило игры. Отгадать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Указание к проведению игры. Если ребенок не знает, какому животному или птице подражать, – воспитатель ему помогает.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

наблюдательность, внимание, активность.

Найди флажок

Описание игры. Дети сидят на стульях в разных местах комнаты. По слову педагога дети встают и повертываются лицом к стене, а педагог тем временем прячет флажки (по числу детей). «Пора!», - говорит педагог, дети поворачиваются к педагогу лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Кода все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон комнаты, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «на места», дети садятся на стулья, и игра начинается снова. Игра повторяется 2-3 раза.

Правило игры. Поворачиваться лицом к педагогу только после слова «пора».

Указания к проведению игры. Воспитатель следит за тем, чтобы дети брали один флажок.  Хорошо проводить эту игру в лесу, на полянке, где можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

При помощи этой игры воспитатель развивает

наблюдательность, выдержку.

М.М. Конторович, Л.И. Михайлова, «Подвижные игры в детском саду», М. – 1957 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...