Для родителей "Ориентировка в пространстве 6-7 лет"
консультация по физкультуре (старшая группа)

Киселева Олеся Александровна
Ориентировка в пространстве – это умение человека представлять себе пространственное отношение предметов (размер, форма, месторасположение, оценка расстояний, движение) относительно собственного тела и между самими предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_orientirovka_67l.docx91.71 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся ориентироваться в пространстве!

Ориентировка в пространстве – это умение человека представлять себе пространственное отношение предметов (размер, форма, месторасположение, оценка расстояний, движение) относительно собственного тела и между самими предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в движении.

Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении        соотношений        между        предметами        и        явлениями,        их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.

Содержание работы по ориентировке в пространстве для подготовительной к школе группы направлено на подготовку детей к освоению школьных знаний через решение следующих задач:

1) совершенствовать умение детей определять пространственное положение объектов относительно другого объекта, предмета; 2) учить ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради); 3) учить ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; моделировать пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы; 4) активизировать в речи слова, обозначающие пространственные отношения: ниже, от, до, над, по, верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо и т.д.

К моменту поступления в школу наряду с другими знаниями, умениями и навыками дети должны свободно ориентироваться в пространстве и владеть смысловым значением разнообразных пространственных терминов, употреблять их в своей речи.

Освоить необходимые навыки ориентировки в пространстве ребенку помогут следующие игры.

Игра «Подними руку».

Цель: тренировать внимание, умение дифференцировать правую и левую руки.

Содержание: взрослый называет слова: шапка, жук, еж, уши, снежинка, кукушка, шарик и другие. Задача ребенка быть внимательным и поднимать левую руку, когда услышит звук «ж», правую, когда услышат звук «ш».

Игра «Путаница».

Цель: совершенствовать умение определять правые и левые части тела. Содержание: предложите ребенку правой рукой закрыть левый глаз; левой

рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т. д.

Игра «Неугомонный мяч».

Цель: закреплять ориентировку ребёнка в правой и левой сторонах собственного тела, закреплять понимание предлогов.

Содержание: ребёнок выполняет движения, дрессирует мяч, по команде взрослого: «Возьми мяч в левую руку, коснись мячом правого плеча, подними мяч над головой, спрячь мяч за спину, постучи мячом по правой коленке, переложи в правую руку и т. д.»

Игровое упражнение «Добавь слово».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

Содержание: сначала с ребенком обсуждается, что и где находится в комнате или другом месте относительно его. Затем взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивают:

- Стол стоит... (Впереди меня.) - Полка висит... (Сзади меня.) - Слева от тебя... (Окно.)

- Справа от тебя... (Цветок.) Игра «Лицом друг к другу».

Цель: упражнять в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив        человека,        при        словесном        обозначении        активно        использовать соответствующие пространственные термины.

Содержание: стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у человека стоящего напротив, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

Упражнение «Покажи где?».

Цель: учить ориентироваться в пространственных направлениях от предмета. Оборудование: рубашка, блузка.

Содержание: ребенку предлагают определить правый и левый рукав у блузки, лежащей спинкой вверх и спинкой вниз. Также можно определить левый и правый карман, левую и правую штанину на брюках.

Игра «Что где стоит?».

Цель: установление пространственных отношений между предметами. Оборудование: разные игрушки (мишка, матрешка, пирамидка, неваляшка). Содержание: Взрослый предлагает ребенку расставить игрушки по

инструкции, например, справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка и т.д.. Затем предлагает рассказать, как стоят предметы относительно друг друга. Для начала можно использовать наводящие вопросы:

- Какая игрушка стоит справа от матрешки? - Что стоит перед неваляшкой?

- С какой стороны от мишки находится матрешка? И т.д. Игра «Найди».

Цель:учитьпоописаниюпространственногорасположения находитьпредмет. Оборудование: какой-либо предмет, игрушка, которые игроки ищут в ходе

игры.

Содержание: взрослый загадывает какой-либо предмет, находящийся в помещении и говорит: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а твоя задача определить, что это за предмет». Затем он описывает пространственное расположение предмета, а ребенок называет его.

Игра «Да - нет».

Цель: формирование умения определять пространственное положение предмета        путем        наводящих        вопросов;        активизировать        в        речи        детей пространственные наречия, предлоги, слова, обозначающие пространственные направления.

Оборудование: любой предмет, игрушка, находящийся в помещении. Содержание: Водящий загадывает какой-либо предмет, находящийся в

комнате,        а        остальные        с        помощью        вопросов        должны        определить        его местонахождение и отгадать, что это за предмет. Например, «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т.д.

Игра «Что изменилось?».

Цель: упражнять в назывании местоположения предметов относительно друг друга.

Оборудование: несколько предметов (количество в зависимости от возраста). Содержание: На столе, полуопределенным образом лежат предметы. Ребенок

запоминает, как они расположены. Далее закрывает глаза, а в это время взрослый меняет местами пару предметов. Ребенок открывает глаза и рассказывает о том, где предметы стояли раньше и где сейчас.

Игра «Перестановки».

Цель: освоение пространственных предлогов. Оборудование: различные игрушки.

Содержание: на столе расположены различные предметы и игрушки. Ребенку предлагают поменять их местами по инструкции. Например: «Возьми куклу поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т. п.».

Игра «Назови соседей».

Цель: освоение пространственных предлогов.

Оборудование: лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Содержание: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него; - что нарисовано под ним;

- что находится вверху справа от заданного предмета и т.п. Игра «Роботы».

Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении по устному указанию.

Содержание: ребенку предлагают пройти какой-то путь, но не как все люди, а как робот: два шага вперёд, один шаг вправо, два шага назад, один шаг вправо.

Игра «Найди игрушки».

Цель: учить передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки.

Содержание: Заранее спрятать в комнате игрушку.

Вариант 1. Попросить ребенка (детей) найти ее, используя подсказки: «Иди вперед, поверни налево, сделай шаг назад, посмотри внизу, на подушке, в шкафу, выше, ниже» и т.д. После обнаружения игрушки, взрослый предлагает кому-то из детей рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

Игровое упражнение «Найди предмет» или «Найди флажок».

Цель: формировать умения детей двигаться в заданном направлении. Оборудование: какая-либо игрушка или предмет.

Содержание: Строится игра по типу выполнения ребенком индивидуальных поручений. Взрослый называет ряд ориентиров, в соответствии с которыми ребенок движется к цели, т. е. к месту, где спрятана игрушка. Вызванному ребенку предлагается, например, дойти до скамейки, повернуть направо, найти тропинку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку.

Игра «Спрячь игрушку».

Цель: совершенствовать умение передвигаться по ограниченной площади по заданному условию.

Оборудование: игрушка зайчик.

Содержание: взрослый предлагает ребенку самостоятельно спрятать на игровой площадке игрушку и придумать маршрут, как до нее добраться от условного места. Далее взрослый двигается по указанию ребенка и находит спрятанную игрушку.

Упражнение «Твой путь».

Цель: учить детей описывать маршрут, используя в речи пространственные направления и предлоги.

Содержание: ребенку предлагают рассказать, как он идет в сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.

Упражнение «Что где находится?».

Цель: учить детей определять местоположение предметов на листе бумаги. Оборудование: картинка с изображением рисунков в разных ее частях. Содержание:        ребенку предлагается        по        картинке        назвать        предметы,

изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. Игра «Что где лежит».

Цель: учить детей определять местоположение предметов относительно друг друга на поверхности стола.

Оборудование: разные предметы.

Содержание: Ребенок выполняет задания взрослого .

- Альбом для рисования положи перед собой посередине стола. - Простой карандаш положи справа от альбома.

- Цветные карандаши положи слева от альбома. - Ластик положи вверху.

- Точилку - внизу. Вопросы:

Что лежит в центре стола?

Где лежит ластик? Карандаш? И т.д.

Отвечая, ребенок использует пространственные обозначения.

Игра «Геометрический диктант».

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги с помощью геометрических фигур.

Оборудование: чистый лист бумаги, набор плоских геометрических фигур.

Содержание: взрослый предлагает разложить геометрические фигуры на листе бумаги так, чтобы:

- красный квадрат находился в левом верхнем углу; - жёлтый овал – в центре листа;

- зеленый квадрат в правом верхнем углу,

- красный треугольник посередине стороны листа, справа от желтого овала, но снизу от зеленого квадрата;

- коричневый прямоугольник в правом нижнем углу; - оранжевый прямоугольник в левом нижнем углу;

- синий треугольник слева от желтого овала, но над оранжевым прямоугольником;

- посередине между квадратами синий круг; - зеленый круг между прямоугольниками.

Далее взрослый показывает детям узор, которыйдолженбыл уних получиться при правильном расположении фигур. Дети сравнивают свою работу с работой взрослого, и называют и исправляют свои ошибки.

Игра «Художник».

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование: магнитная доска, картинка - фон, предметные картинки. Содержание: взрослый говорит ребенку: «Представь, что ты - художник, а я -

твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте». Ребенок выполняет задание взрослого, после чего меняется с ним ролями.

Упражнение «У кого что получилось».

Цель: учить детей по инструкции (на слух) составлять рисунок на листе в клетку.

Оборудование: листы в клетку и карандаши по количеству детей, образец. Содержание: взрослый заранее задумывает какую-нибудь фигуру и рисует ее

на листке согласно клеточкам. На листах в клеточку, дети под диктовку педагога ведут линию (три клетки направо, одна вниз, 2 клетки влево и т.п.). Если ребенок выполнял все указания правильно, то у него получается та фигура, которую задумал взрослый.

Игровое упражнение «Нарисуй план комнаты».

Цель: учить определять местоположения предметов (мебели) в пространстве, и отображать на листе бумаги, заменяя мебель геометрическими фигурами.

Оборудование: альбомный лист, фломастер.

Содержание: взрослый предлагает рассмотреть комнату и расположение мебели в ней. Определить, какой геометрической фигурой можно заменить шкаф, стол, диван и т. д. Затем нарисовать план группы на альбомном листе, заменяя мебель подходящими геометрическими фигурами.

Вопросы:

1. Что стоит слева (справа) от стола?

2.Что стоит между спортивным уголком и кухней (любые другие предметы)? 3. Гладильная доска или пылесос (любые другие предметы) стоит ближе

(дальше) к комоду с посудой? и т. д.

Игра «Найди клад».

Цель: закрепить умение передвигаться по ограниченной площади по заданному условию, найти «клад».

Оборудование: карта-схема.

Содержание: взрослый говорит ребенку, что в комнате спрятан «клад» и показывает карту-схему, на которой крестиками обозначены начало и конец пути. Взрослый объясняет, как пользоваться такой картой-схемой, что обозначают стрелочки и как на карте обозначено место спрятанного клада.

Игровое упражнение «Где Маша?».

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Оборудование: план, игрушка, фломастер.

Содержание: ребенку предлагают найти в комнате заданную игрушку (или предмет), а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

Игра «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Оборудование: мяч.

Содержание:        Взрослый        называет        слово,        а        ребенок        отвечает        ему противоположным - вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»

Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное  детство  является  важным периодом в формировании основ экологич...

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....

«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление

Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....

Дидактическая игры на «Количество и счет», "Форму", "Величину", "Ориентировка в пространстве", "Временные пространства " для старших дошкольников.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направлена на уточнение, закрепление и  расширение имеющихся представлений; развитие умственных способностей. Дидактические игр...