Игры для детей 4 лет
картотека по физкультуре (средняя группа)

Климова Галина Владимировна

Игры большой, средней и малой подвижности. Игры с подлезанием и прыжками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_goda-igry_1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей 4 лет

Игры большой подвижности

Игры с бегом

Птички и птенчики

Описание игры. Дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек; каждая группа имеет свой домик-гнездо. Дети изображают птенчиков, сидящих в гнездышках. У каждой группы птенчиков есть птичка-мама. По слову воспитателя «полетели» птенчики вылетают из гнезда. Они летают около дома, помахивая руками, как крыльями. Птички-матери также вылетают из гнезд, они улетают подальше,  за кормом. По слову воспитателя «домой» птички-матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок, и птичка-мать кормит их воображаемыми червячками.

Затем игра повторяется. Игра проводится 3-4 раза.

Правила игры

  1. Все птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «полетели».
  2. Птенчики возвращаются домой по зову птички-матери.
  3. Птички-матери возвращаются домой по слову воспитателя «домой».

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель устраивает «гнезда» для птичек, делая кружки при помощи веревки, концы которой связаны, или чертит кружки на земле.
  2. До начала игры следует рассказать детям о том, как птички-матери кормят своих птенчиков.
  3. Воспитатель сам выбирает птичек-матерей.

При помощи этой игры воспитатель развивает

умение выполнять движения по сигналу, запоминать свое место.

 Дети упражняются в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.

Найди свой цвет

Описание игры. Дети получают флажки трех-четырех цветов: одни красного, другие – синего, третьи – желтого и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, площадки. В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флаг (красный, синий, желтый).

По сигналу воспитателя «идите гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку. По слову воспитателя «найди свой цвет» дети собираются возле флага соответствующего цвета.

Воспитатель отмечает, какая группка скорей собралась. Затем игра повторяется. Общая продолжительность игры 4-5 минут.

Правила игры

  1. Выходить из «домиков» можно по сигналу воспитателя «идите гулять».
  2. бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета можно только после слов «Найди свой цвет».

Указания к проведению игры

  1. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время прогулки остановиться, закрыть глаза, и тем временем переставляет флаги, стоящие в углах комнаты.
  2. Ходьбу, бег воспитатель может сопровождать игрой на бубне.

При помощи этой игры воспитатель  развивает у детей

внимание, умение различать цвета и действовать по сигналу.

 Дети упражняются в беге и ходьбе.

  1. Цветные автомобили

Описание игры. Вдоль стены комнаты или по краю площадки сидят на стульях дети. Они – «автомобили».

Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим детям в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке в любом направлении; на ходу они гудят, подражая автомобилю.

Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и по сигналу «автомобили возвращаются» направляются шагом каждый в свой «гараж» - (к своему стулу). Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

Продолжительность игры 4-6 минут.

Правила игры

  1. Выезжать из гаража можно только по сигналу воспитателя, т.е. при поднятии воспитателем флажка соответствующего цвета.
  2. Возвращаться в гараж можно только по сигналу воспитателя «автомобили возвращаются».
  3. Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

Указания к проведению игры

  1. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились».
  2. Количество цветов увеличивается постепенно. Вначале даются флажки двух, затем трех и четырех основных (спектральных) цветов.
  3. Вначале воспитатель показывает флажок того или иного цвета, потом может заменить цветовой сигнал слуховым (например, «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).
  4. В трех случаях, когда дети наблюдали движение тракторов, можно автомобили заменить тракторами.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

 внимание, умение различать цвета

и действовать по зрительному сигналу.

 Дети упражняются в беге, ходьбе.

Трамвай

Описание игры. Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой – левой).

 Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага – желтый, красный и зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут – «трамвай двигается».

Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага; если поднят зеленый флаг, движение трамвая продолжается, если появляется желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться.

Продолжительность игры 5-6 минут.

Правила игры

  1. Бежать можно только тогда, когда поднят зеленый флаг.
  2. При появлении желтого и красного флага колонна останавливается.

Указания к проведению игры

  1. В игру можно включать не всех детей, а часть группы. В этом случае детей можно поставить не парами, а в колонну по одному.
  2. Сюжет игры можно развернуть и усложнить: устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия трамвая; когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят. При посадке дети приподнимают шнур. Те дети, которые вышли из трамвая, садятся на стулья, стоящие у стены.
  3. До проведения игры детей следует познакомить с тремя цветами: желтым, красным и зеленым.
  4. Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно трамвай заменить другим видом транспорта.

При помощи этой игры воспитатель развивает

умение различать цвета (красный, зеленый, желтый)

и действовать по зрительному сигналу.

Во время игры дети упражняются в беге и ходьбе в колонне.

Дети знакомятся с правилами уличного движения.

Игры с подлезанием

Мыши в кладовой

Описание игры. Дети – «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 50-40 см. Это «кладовая».

Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.

Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты.

Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки, (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

Повторить игру можно 4-5 раз.

Правила игры

  1. Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет.
  2. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

Указания к проведению игры

  1. В тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает веревку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает ее и бежит догонять мышей.
  2. Воспитатель должен следить, чтобы дети, подлезая под веревку, не задевали ее.

С помощью этой игры воспитатель развивает у детей

умение выполнять движения по сигналу.

Дети упражняются в подлезании, в беге.

Кролики

Описание игры. На одной стороне площадки очерчиваются кружки – «клетки кроликов». Перед ними ставятся стульчики, к которым вертикально привязываются обручи, а если нет обручей, протягивается шнур.

На противоположной стороне ставится стул – «дом сторожа», на котором сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – «луг».

Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группка становится в очерченный кружок.

«Кролики сидят в клетках», - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках.

 Воспитатель, выполняющий роль сторожа, поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики, пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Бегите в клетки». Кролики бегут домой и каждый возвращается в свою клетку, пролезая снова в обруч.

Кролики отдыхают до тех пор, пока «сторож» не выпустит их из клетки.

Игру можно повторить 4-6 раз.

Правила игры

  1. Кролики не выбегают из своих клеток до тех пор, пока воспитатель (сторож) «не откроет клеток» и не выпустит их.
  2. Кролики возвращаются в свои клетки после сигнала воспитателя: «Скорей в клетки!».

Указания к проведению игры

  1. Для проведения игры нужны стульчики и обручи из расчета: два стульчика и один обруч на 3-4 детей.
  2. Приготовить все надо до начала игры, чтобы не задерживать ее проведение.
  3. Детям следует дать побегать, попрыгать на двух ногах, но следить, чтобы они не переутомились.
  4. В каждую «клетку» можно поставить скамеечку или стульчики по числу «кроликов», находящихся в клетке.

При помощи этой игру воспитатель развивает

умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке.

Дети упражняются в подлезании, в беге, прыжках на двух ногах.

Игры с прыжками

Поймай комара

Описание игры. Дети становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в центре круга и держит в руках прут (длиной 1-1,5 метра) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 метра) картонным «комаром».

Воспитатель обводит прутом (кружит комара) немного выше головы играющих.

Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал!».

Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

Игра продолжается 4-5 минут.

Правила игры

  1. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
  2. Ловить комара нужно не сходя с места.

Указания к проведению игры

  1. Подпрыгивание на двух ногах можно предварительно (2-3 раза) провести без ловли комара, предложив детям показать, как они умеют высоко подпрыгивать.
  2. Перед каждым повторением игры воспитатель должен проверить, чтобы дети отступили на 1-2 шага из круга, так как они его немного сужают при подпрыгивании.
  3. Вращая прут с комаром, воспитатель должен то опускать, то поднимать его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Вариант

Если группа детей небольшая, воспитатель может бежать впереди, держа в руках прут с картонным комаром, а дети будут его догонять.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

 умение согласовывать движения со зрительным сигналом;

дети упражняются в прыжках – подпрыгивание на месте.

Воробышки и кот

Описание игры. Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на полу. Это «воробышки на крыше» или в «гнездышках».

Поодаль сидит кошка, роль которой исполняет воспитатель.

«Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и. расправив крылья, т.е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате.

«Кошка» тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит: «Мяу, мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом».

Правила игры

  1. Воробышки спрыгивают с возвышений или выпрыгивают из обручей по сигналу воспитателя «воробышки полетели».
  2. Воробышки возвращаются на места, когда кошка произносит: «Мяу, мяу».

Указания к проведению игры

  1. Прежде чем начать игру можно предложить детям поупражняться в прыжках – спрыгнуть несколько раз с возвышений и снова влезть на них. Следить, чтобы, приземляясь, дети сгибали колени и опускались на носки.
  2. Надо следить, чтобы во время бега врассыпную дети не наталкивались друг на друга.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе,

не задевая друг друга, а также действовать по сигналу.

В этой игре дети упражняются

в прыжках в глубину, с места в длину и в быстром беге.

Игры средней подвижности

Принеси мяч

Описание игры. Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. На расстоянии 3-4 шагов (от сидящих) проводится черта, за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим. Рядом с ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами по количеству стоящих детей.

«Раз, два, три – беги!», - говорит воспитатель и выбрасывает вперед все мячи из ящичка.

Дети бегут за мячами; каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с ним к воспитателю и кладет его в ящичек.

Затем дети садятся на свои места, а за чертой становится другая группа.

Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.

Повторить игру можно два раза.

Правила игры

  1. Бежать за мячом можно только после слов «беги».
  2. Поднимать и класть в ящик нужно только один мячик.

Указание к проведению игры 

Когда дети возвращаются с мячами, воспитатель должен протягивать им навстречу ящик, чтобы дети не сталкивались.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя),

а также наблюдательность

и сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять).

Дети упражняются в беге по определенному направлению.

Игры малой подвижности

Что спрятано?

Описание игры. Дети сидят в комнате на стульях, на полу по круг или по одной линии. Воспитатель кладет в центре круга 3-5 предметов и предлагает их запомнить.

Затем играющие встают и поворачиваются спиной к центру или к стене и закрывают глаза.

Воспитатель прячет одну-две вещи, лежащие в центре круга, и говорит: «Посмотрите!». Дети открывают глаза, снова поворачиваются лицом к центру и вспоминают, каких вещей нет.

Воспитатель подходит к некоторым детям, и каждый из них на ухо говорит ему, что спрятано. Когда большинство играющих даст правильный ответ, воспитатель громко называет спрятанную вещь.

После этого игра возобновляется.

Продолжительность игры 3-4 минуты.

Правила игры

  1. Когда воспитатель прячет вещь, играющие поворачиваются спиной и закрывают глаза.
  2. По сигналу «посмотрите» играющие открывают глаза и снова повертываются лицом к центру.

Указания к проведению игры

  1. В игре воспитатель подбирает однотипные предметы. Например, игрушки изображающие животных (лошадку, корову, собачку).
  2. Число предметов, положенных в центр, зависит от возраста играющих; примерно их должно быть 3-5.
  3. Проводя эту игру с детьми, можно закрепить у них знание основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого). Для этого нужно взять кубики или флажки разных цветов.
  4. Может быть такой вариант: воспитатель вызывает только одного играющего, тот поворачивается и по сигналу «посмотри» говорит, какая вещь спрятана.
  5. После трех повторений игры дети разбегаются по площадке и по сигналу воспитателя «садитесь на места» снова занимают свои места в кругу, и игра возобновляется.

При помощи этой игры воспитатель

развивает у детей зрительную память, внимание.

Где позвонили?

Описание игры. Дети сидят по круг или вдоль стены комнаты. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими (повернувшись к ним спиной).

По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить.

        Ребенок, находящийся в центре круга, должен, не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук.

Если он укажет правильно, воспитатель говорит «пора», и отгадывающий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает звонок и показывает его.

Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз.

        Затем воспитатель назначает другого водящего.

        После того как игра проведена 3-4 раза, дети по сигналу воспитателя разбегаются в разные стороны по комнате (площадке). При словах воспитателя «на места» каждый занимает свое место, и игра продолжается.

        Продолжительность игры 3-5 минут.

        Правило игры

Отгадывающий (водящий) открывает глаза только после слова воспитателя «пора».

        Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы водящий во время игры не открывал глаза.
  2. Указывая направление звука, водящий может повернуться лицом к тому месту, откуда слышал звук.
  3. Дети должны звонить не слишком громко.

При помощи этой игры воспитатель

 развивает у детей слух, внимание и выдержку.

Возьми, что хочешь, и поиграй, с кем хочешь

Описание игры. Дети сидят на стульчиках по кругу или полукругом. Напротив детей на некотором расстоянии стоит стол, на котором разложены игрушки: флажок, платочек, вожжи, обруч, мяч, ветряк, музыкальные игрушки (бубен, музыкальная шкатулка-органчик).

        Воспитатель называет имя ребенка и говорит ему: «Возьми, что хочешь, и поиграй, с кем хочешь».

Ребенок подходит к столу, берет игрушку и выбирает товарища для игры. Он может взять обруч и катить товарищу или бросать мяч, катать мяч, или играть в лошадки; если один будет вертеть ручку органчика, другой может плясать и т.д.

        Через некоторое время воспитатель говорит: «Положите игрушку на место».

Игравшие кладут игрушку и садятся на места. Воспитатель называет имя другого ребенка, и игра продолжается.

        Продолжительность игры 4-6 минут.

        Правила игры

  1. Надо взять одну игрушку и выбрать товарища для игры.
  2. По слову воспитателя «положите игрушку» надо положить игрушку на прежнее место и сесть на стул.

Указание к проведению игры 

Воспитатель помогает советом, как использовать ту или иную игрушку, если ребенок затрудняется.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей:

активность, инициативу, чувство дружбы.

Кто бросит дальше мешочек

Описание игры. Дети сидят вдоль стен комнаты или по сторонам площадки, лужайки.

Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол или на траву веревкой или перед начерченной на земле линией.

Дети получают мешочки 3-4 разных цветов. По слову воспитателя «бросай» дети бросают мешочек вдаль.

Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше, и говорит: «Поднимите мешочки». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места.

Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки, и игра продолжается.

Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки.

 Игра повторяется 3-4 раза.

Правило игры

Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.

Указания к проведению игры

  1. Мешочки с песком даются той группке детей, которая бросает.
  2. Дети, бросившие мешочки, поднимают их и передают рядом сидящим товарищам.
  3. Бросать мешочки надо правой и левой рукой.
  4. Перед проведением игры воспитатель показывает, как надо встать и замахнуться, чтобы мешочек упал подальше.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

 умение действовать по сигналу.

Дети упражняются

в метании вдаль правой и левой рукой,

в беге, в распознавании цвета.

Попади мешочком в круг

Описание игры. Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны; круг может быть также начерчен на земле.

Диаметр круга 1,5-2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от этого круга. В руках у детей мешочки с песком.

По слову воспитателя «бросай», все дети бросают свои мешочки в круг.

«Поднимите мешочки», - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место.

Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, и игра продолжается.

При повторении игры дети бросают мешочек другой рукой.

Игра повторяется 4-6 раз.

Правило игры

Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «бросай», поднимать по сигналу «поднимите мешочки».

Указания к проведению игры

  1. Перед началом игры воспитатель показывает детям, как держать и бросать мешочек в круг.
  2. Вместо мешочков можно бросать шишки.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение действовать по сигналу.

Дети упражняются в метании правой и левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...