Статья "Использование балансиров для развития чувства равновесия у дошкольников"
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Способы использования балансиров и упражнения с их применением для развития равновесия у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 33 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

             

Статья

Тема: «Использование балансиров для развития чувства равновесия у дошкольников»

       

Выполнила:                                                                                                                                                                                                                                          

Инструктор по физической культуре

                                                                                               ГБДОУ детский сад № 33

   Удодова Елена Анатольевна

Санкт-Петербург

2023

Содержание

Введение………………………………………………………………………… ..3

Обоснование использования балансиров на занятиях……………………….. 4

Практическая часть работы……………………………………………………... 4

Выводы……………………………………………………………………………. 5

Список литературы………………………………………………………………. 6

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                                     В. А. Сухомлинский

Дети – наше будущее, это не просто известное высказывание, это смысл жизни. Все мы – и родители, и педагоги мечтаем, чтобы дети были умными, здоровыми, красивыми, талантливыми, образованными и счастливыми. Каждое из этих качеств важно, но самое главное – здоровье. Будет ребенок здоров, будет потребность, желание и возможность обучаться и развиваться.  

В дошкольном возрасте закладываются основы физического развития, здоровья, формируется потребность в здоровом образе жизни, в систематических занятиях физической культурой.

Для того, чтобы ребенок полноценно  рос и развивался необходим рациональный двигательный режим, ведь движение – одна из основных физиологических потребностей детского организма. Ограничение двигательной активности ребенка негативно сказывается на двигательных функциях и физическом здоровье ребенка.

Двигательная деятельность детей связана:

  1. С развитием основных физических качеств (ловкость, выносливость, сила, гибкость и быстрота).
  2. С  «постепенным овладением жизненно-важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и равновесием, которые имеют прикладное значение» [1] .

Актуальность.

В своей работе с детьми большое внимание я уделяю развитию чувства равновесия.

Во-первых, чувство равновесия является одной из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать и прыгать. А как говорит      А.А. Потапчук  в дошкольном возрасте «первостепенное значение имеет воспитание ловкости и связанных с ней способностей: точности, согласованности отдельных движений, ориентировки в пространстве, чувства равновесия» [2] .

Во-вторых, я провожу занятия с детьми, посещающими группы компенсирующей направленности. А основными особенностями у детей с общим недоразвитием речи  (ОНР) является низкий уровень развития ловкости и быстроты. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию этих физических качеств, так как по развитию силы, гибкости и выносливости у детей с ОНР отставаний не выявлено [3].

В-третьих, равновесие является основой для овладения двигательными умениями, если у ребенка хорошо развито чувство равновесия, то ему легче освоить основные виды движений.

Необходимо помнить, что особенностью детей дошкольного возраста является высокое расположение общего центра тяжести, поэтому детям приходится прилагать больше усилий для сохранения равновесия, чем взрослым.

Для развития равновесия у детей применяют физические упражнения динамического и статического характера и различное спортивное оборудование и инвентарь. В своей практике я использую дерматиновые балансиры. Преимущества этих балансиров в том, что они безопасны для работы с маленькими детьми, так как имеют небольшую высоту, мягкие, имеют достаточно большую площадь. Дети с большим удовольствием выполняют на балансирах различные задания, для них это яркие, легкие и необычные игрушки.

         Балансиры можно использовать как в совместной деятельности детей и взрослых (утренняя зарядка, физкультминутки, подвижные игры, эстафеты, досуги и праздники, непрерывная образовательная деятельность), так и в самостоятельной деятельности детей.

Основная цель использования балансиров - развитие у дошкольников крупной и мелкой моторики; умения контролировать свои движения и управлять ими, овладение основными движениями, формирование потребности в двигательной активности и в здоровом образе жизни, что соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования [5].

Способы применения балансиров:

-  для развития чувства равновесия,

- для обучения основным видам движений,

- в подвижных играх.

Рассмотрим использование балансиров для развития чувства равновесия у дошкольников.

На первоначальном этапе детям, независимо от  возраста дается словесная инструкция: во время ходьбы ногу надо ставить на желтую фигурку в центре балансира. Обязательно необходимо показать, как правильно идти по балансиру, и что будет, если ногу ставить не по центру.

 Для детей младшего дошкольного возраста использую балансир для развития статического равновесия:

  1. Сохранение равновесия, стоя двумя ногами на балансире, руки в стороны. По мере освоения задания можно усложнять разным  исходным положением рук: на пояс, к плечам,  вниз. Дальше можно вводить движения руками: хлопки, «вертушка», выполнение движений, например, 1- руки на пояс, 2- руки к плечам,       3- руки в стороны, 4- исходное положение.
  2. Сохранение равновесия, стоя одной ногой на балансире, руки в стороны. Это задание выполняется поочередно на обе ноги, с очень маленьким по времени удержанием позы «цапля». Предварительно дети должны освоить выполнение этого задания на полу, то есть без повышения и уменьшения поверхности, на которой они стоят.

Для детей младшего дошкольного возраста использую балансир для развития динамического  равновесия:

  1. Встают на балансир, спускаются с него, через несколько шагов снова встают на балансир (выкладываю их по прямой линии или составляю из них круг).
  2. Дети  проходят по дорожке, выложенной из балансиров. Усложнять задание можно разным исходным положением рук, начинать с самого простого: руки в стороны, потом руки на пояс. На начальном этапе дети выполняют задание приставным шагом, по мере усвоения идут попеременно. Обязательно страховать детей, подбадривать неуверенных  в себе.

Для детей старшего дошкольного возраста использую балансир для развития статического равновесия:

  1. Сохраняем равновесие, стоя на одной ноге в положении «цапля», с разным исходным положением рук, с выполнением руками различных движений: «вертушка», хлопки, «вертушка» с хлопками, «догонялки». Сохраняем равновесие, стоя на одной ноге и выполняя движения свободной ногой (движения в голеностопном суставе: сгибание и разгибание, круговые движения в обе стороны). Предварительно дети должны научиться выполнять эти движения, стоя на полу.
  2. Сохраняем равновесие, стоя на двух ногах и выполняя броски и ловлю мяча.
  3. Сохраняем равновесие, стоя на двух балансирах, стопы расположены на одной линии, руки в стороны (менять положение ног).

Для детей старшего дошкольного возраста использую балансир для развития динамического равновесия:

  1. Попеременно перешагивая через балансир
  2. Перепрыгивая через балансир с одной ноги на другую.
  3. По дорожке, выложенной из балансиров с разным исходным положением рук, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад. По дорожке из балансиров приставным шагом (вправо и влево).
  4. По дорожке из балансиров скрестным шагом, руки в стороны (вправо и влево). По дорожке из балансиров на низких четвереньках (кисти и колени ставить на центр балансира, то есть на желтую фигурку).
  5. Ходьба по дорожке из балансиров в быстром темпе.
  6. Ползание на низких и высоких четвереньках по дорожке, выложенной из баланси

Выводы:

Применение многофункциональных балансиров на занятиях по физической культуре формирует и развивает у детей следующие способности:

- сенсомоторные (простую зрительно-моторную координацию, умение перемещаться в пространстве на основе выбора объекта для движения по заданному признаку: цвет, фигура);

- произвольность и сознательность выполняемых действий;

- точное управление движениями в пространстве;

- внимание;

- словесную регуляцию движений (выполнение действий по словесной инструкции и умение рассказать о них).

В процессе занятий с балансирами у дошкольников формируются следующие умения:

- координация движений во время ходьбы, бега и прыжков;

- ориентировка в пространстве;

- зрительно-моторная координация [4].

Таким образом, применяя балансиры в занятиях по физической культуре, мы развиваем чувство равновесия у детей, способствуем усвоению основных видов движений, развиваем ловкость, прыгучесть, координацию движений, укрепляем здоровье детей, улучшаем эмоциональный фон, разнообразим занятия, повышаем интерес детей к занятиям.

Список литературы

1.Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

2.Потапчук А. А., Матвеев С. В., Дидур М. Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте.- СПб: «Речь», 2007.

3.Кириллова Ю.А. Примерная программа физического воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет.- СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС.2013.

4.Баряева Л. Б., Носкова Е. А. Коврик «Топ-топ».- СПб: издательство РГПУ                      им. А.И. Герцена, 2009.

5. ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...

Практический материал по теме "Развитие чувства цвета старших дошкольников"

игры - сказки и упражнения для развития чувства цвета дошкольников...

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий

Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....

"Развитие чувства ритма у дошкольников"

Теоретическая часть и практическая часть. Игры....

Развитие чувства равновесия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Актуальность:1.  Чувство равновесия – одна из составляющих частей ловкости, оно позволяет ребенку свободно передвигаться, ходить, бегать и прыгать.2.  Равновесие является основой для овладен...

Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной группы. Развитие чувства времени у дошкольников.

Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.Обучение умению выполня...