Мастер - класс "Использование народных игр, в качестве средств воспитания дошкольников в ДОУ"
план-конспект занятия по физкультуре (средняя группа)

Григорьева Евгения Васильевна

Мастер - класс для преподавателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс507.21 КБ

Предварительный просмотр:

Специализированное структурное  образовательное подразделение

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Аленушка» АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Мастер-класс

«Использование народных игр, в качестве средств воспитания дошкольников в ДОУ»

подготовила и провела:

инструктор по физической культуре

1 квалификационной категории (бассейн)

Григорьева Евгения Васильевна

Мытищи 2022-2023


Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения народных подвижных игр, как средства повышения эффективности физического воспитания детей  дошкольного возраста.

 

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми народными подвижными играми.

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

 

Мастер-класс

«Использование народных игр, в качестве средств воспитания дошкольников в ДОУ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен  использованию народных игр, в качестве средств воспитания дошкольников в ДОУ.

 - Скажите громко и хором, друзья,

- Деток вы любите? (Нет или да)

- Пришли вы учиться, иль сил совсем нет? (Да)

- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

- Я вас понимаю…. Как быть господа?

- Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

- Дайте мне тогда ответ, помочь откажетесь мне? (Нет)

- Последний вопрос, ответьте, друзья активными будете? (Нет или да)

 

Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек, баб Ёжек, Гусей-лебедей! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Тема моего мастер-класса «Использованию народных игр, в качестве средств воспитания дошкольников в ДОУ»

И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.  Давным – давно  на горе Олимп жили - были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали думать: каким должен быть человек?  Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека! Пусть он его поищет».  

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен инструктор по физической культуре и воспитатель!  Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший наш труд. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

     Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере здоровья.

       Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

 

Из истории

   Народные подвижные игры имеют многотысячилетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

   Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх - забавах,  связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки.

В народных играх сохранились особенные черты  характера народа. Знакомя детей с народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о  народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

      Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.  

В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка. Велико значение подвижных игр в воспитании таких физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Народные подвижные игры включают  в себя  образовательные задачи:

-совершенствование техники выполнения движений,

-формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях,

-целенаправленное развитие физических качеств,

- побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств,

-развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности,

-поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.  

     В настоящее время недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок, физкульпаузах, динамических минутах, а также на занятиях физической культурой.

     

Русские народные подвижные игры  условно, их можно поделить на четыре раздела:

1.     Игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью.   Игры, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех.

2.     Игры, отражающие отношение человека к природе. Народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

3. Игры, отражающие «быт русского народа». Это народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

4.     Игры сверстников прошлых столетий. С большим интересом современные дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий.

Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

 

 1. Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью "Гуси" ,  " Растеряхи", " Родничок, "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты)

2. Русские народные  подвижные игры, отражающие отношение человека к природе (  "Аисты и лягушки", " Пчелы.", " Жаворонок.", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки", "Лягушата", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.)

3. Русские народные  подвижные игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. "Огородник", " Капуста.", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись, рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.)

4. Русские народные  подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка" Горелки", " Чурилки.", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.)

 

Методика обучения народным подвижным играм.

Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко т.к. они настолько изменены, что теряют народные традиции (отсутствие зачинов, закличек…)

Особенности организации народных подвижных игр.

- Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.  При проведении игры должны учитываться  количество детей и условия проведения.

-   При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили.

-  Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты.

- В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя.

- Правила игры педагог должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.

- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.

-  Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.

-  В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка.

-  Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности.

-  Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.

 

Характерная особенность народных подвижных игр -  это движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры. Чтобы народные игры всегда были интересны детям, нужно:

- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать к игре,

- использовать яркие заставки к игре (зазывалки , загадки, потешки , игрушки),

- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка,

-  быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом,

- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи,

- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Благодаря знакомству с русскими народными подвижными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное  и физическое здоровье наших детей.

ВЫВОД: Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников. 

Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже устали слушать меня предлагаю поиграть.

Русская народная игра «Капуста» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развивать двигательную активность детей.

Ход игры. Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится на корточки рядом с «капустой» и говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети одновременно стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты» - выиграл и становится «Хозяином».

Башкирская народная игра «Липкие пеньки» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развивать ловкость, и быстроту движения.

Ход игры. Дети делятся на 2 равные группы. Первая группа изображают липкие пеньки. Остальные дети бегают по площадке, стараясь не подходить к ним близко. Пеньки должны коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись, отходят в сторону, как усложнение становятся  «пеньками».  «Пеньки» не должны вставать с места.

Русские народные подвижные игры «Дедушка-Рожок».

Цель: упражнять детей в беге, воспитывать выдержку, выносливость, развивать внимание, ловкость, быстроту.

     

   Ход игры.  Играющие делятся на две группы и занимают места на противоположных сторонах площадки.

Дедушка-Рожок по середине, между двумя домами находится в "домике" и из него же спрашивает: «Кто боится меня?»  

Дети отвечают: «Никто».

Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! »

и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.

Наше мероприятие подошло к концу. Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса.  

Предлагаю вам заключительную игру,  в которой нужно просто добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень …………… (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы………(узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………(играть).

Большое спасибо за внимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"

Одной из главных задач педагогики является приобщение детей к русским народным традициям и традициям своего народа....

Презентация мастер класс "Народные подвижные игры - как средство развития физических качеств дошкольника"

Мастер класс для педагогов. Представление опыта работы на методическом объединении Соль - Илецкого городского округа...

Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"

Народные  подвижные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми....

Мастер – класс с родителями на тему «Патриотическое воспитание дошкольников средствами народных игр, детского фольклора»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, ...

Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников

Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников. История театра, современный кукольный театр....