Игры для детей 5 лет
картотека по физкультуре (старшая группа)

Климова Галина Владимировна

Подвижные игры большой, средней и малой подвижности: игры с бегом, игры с прыжками, игры с лазанием, игры с метанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_let-igry.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей 5 лет

Игры большой подвижности

  1. Игры с бегом

  1. Быстрей по местам

Описание игры. Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол.

По слову воспитателя «бегите» или по удару в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке (комнате). Воспитатель тем временем убирает один из предметов, лишая, таким образом, места одного из играющих. При ударе в бубен или после слов «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое свободное место. Оставшемуся без места, дети хором говорят:

Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.),

Быстро место занимай.

Когда игра проводится последний раз, воспитатель кладет на место кубик для того, чтобы все дети имели место.

Игра повторяется 5-6 раз.

Правила игры

  1. Место по кругу можно занимать только после слов воспитателя «по местам» или при ударе в бубен.
  2. Нельзя оставаться на своем месте или внутри круга после слова «бегите».

Указания к проведению игры

  1. В то время, когда дети бегают по площадке (комнате), воспитатель может играть на бубне в разном ритме: для бега, ходьбы, поскоков.
  2. Надо следить за тем, чтобы дети отбегали подальше от круга.
  3. В начале игры один или два раза воспитатель не прячет кубик, чтобы никто из детей не оставался без места. В дальнейшем можно убирать 2 и даже 3 кубика.
  4. Если игра происходит в зимних условиях на воздухе, втыкаются в снег флажки. Если снега мало, дети приносят его на лопатках или привозят на саночках и устраивают снежные бугорки.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

ориентировку в пространстве

и умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя).

Дети упражняются в быстром беге, в ходьбе, подпрыгивании.

Карусель

Описание игры. Дети образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кру-гом, кру-гом

Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, а под конец – бегут.

Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».

После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур, левой рукой и бегут в другую сторону.

Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:

Тише, тише, не спешите!

Карусель, остановите!

Раз, два, раз, два!

Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах: «Вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять свои места на карусели, т.е. становятся в круг, берут шнур. Игра возобновляется.

На успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.

Повторить игру можно 3-4 раза.

Правила игры

  1. Занимать места на карусели можно только по звонку.
  2. Не успевший занять место до третьего звонка не принимает участия в катании на карусели.
  3. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Указание к проведению игры. На шнур можно привязать бубенчики, цветные ленточки, чтобы карусель была нарядной.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

ритмичность движений и умение согласовывать их со словами.

Дети упражняются в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Птички и кошка

Описание игры. На земле чертится круг диаметром = 6-7 шагов или кладется шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – «кошка». Остальные дети – «птички» – находятся за кругом.

Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга. Тот, кого коснулась кошка в то время, как он находился в кругу, считается пойманным и идет на середину круга. Когда кошка поймает двух-трех птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные птички присоединяются ко всем играющим, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

Правила игры

  1. Кошка ловит птичек только в кругу.
  2. Кока может только касаться птичек, но не хватать их.

Указания к проведению игры

  1. Игру можно проводить в комнате и на площадке в любое время года.
  2. Воспитатель отмечает ловких птичек, которых не поймала кошка, хотя они смело «подлетали» к ней.
  3. Если кошка долго не может никого поймать, воспитатель дает в помощь ей еще одну кошку или выбирает новую.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей решительность.

Дети упражняются в беге с увертыванием.

Найди себе пару

Описание игры. Дети стоят вдоль стены комнаты. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате).

По другому сигналу (например, два удара в бубен или по слову «найди себе пару») дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару, и каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру.

Нужно, чтобы в игре принимало участие нечетное число детей, так как один из играющих должен остаться без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят:         Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др),

Быстро пару выбирай.

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке. Игра повторяется 5-6 раз. Общая продолжительность игры 7-8 минут.

Правила игры

  1. Играющие становятся в пары и разбегаются по площадке только по сигналу воспитателя.
  2. Каждый раз играющие должны менять пару.

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы во время бега дети держали свои флажки поднятыми вверх, чтобы на них не натолкнулись другие участники игры.
  2. Если играющих четное число, то в игру включается и воспитатель.
  3. Надо следить за тем, чтобы дети не бегали парами, а находили (по сигналу) флажок одинакового цвета.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение выполнять движения по сигналу (по слову), быстро строиться в пары. Дети упражняются в беге, в распознавании цветов.

Игра развивает инициативу, сообразительность.

Чья колонна скорее соберется?

Описание игры. Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих; им даются флажки трех-четырех цветов.

В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках или кладутся на стулья 3-4 флажка разных цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета.

Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен, и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, которые даются воспитателем.

По сигналу «на места» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.

После двух повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стой!». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем, воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!». Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага.

Отмечается, какая колонна построилась первой.

Общая продолжительность игры 4-6 минут.

Вариант

По сигналу «стоп» дети останавливаются и закрывают глаза, а ведущие тем временем меняются местами. По сигналу «на места» дети открывают глаза и занимают места за своим ведущим.

Правила игры

  1. Можно строиться в колонну только после сигнала воспитателя: «На места».
  2. Нельзя открывать глаза до сигнала воспитателя.

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит, чтобы дети отходили дальше от того места, где помещаются флаги.
  2. На летнем празднике можно каждой колонке дать веночки из цветов: одной колонке из белых цветов, другой из желтых и т.д., или дать в руки букетики цветов.

При помощи этой игры педагог развивает у детей умение

выполнять движения по сигналу (по слову),

воспитывает чувство коллективизма,

честность – не подсматривать, когда воспитатель меняет места флажков.

Дети упражняются в быстром беге и построении в колонну.

Самолеты

Описание игры. Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся «к полету». По сигналу воспитателя «к полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – «заводят мотор». «Летите!» – говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную в разных направлениях по площадке.

По сигналу воспитателя «на посадку!», «самолеты» находят свои места и «приземляются»: строятся в колонны и опускаются на одно колено.

Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».
  2. По сигналу воспитателя «на посадку!» играющие должны возвратиться в свои колонны на те места, где «выложен знак» (положен флажок).

Указания к проведению игры

  1. Ведущими колонн надо назначать первое время более активных детей.
  2. Следует обращать внимание на легкость бега детей.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

ориентировку в пространстве, закрепляет навык построения в колонну.

Дети упражняются в беге.

Мы веселые ребята

Описание игры. Дети стоят на одной стороне или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра продолжается 6-7 минут.

Правила игры

  1. Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови».
  2. Тот, до кого дотронулся ловишка, отходит в сторону.
  3. Того, кто перебежал на другую сторону площадки за черту, ловить нельзя.

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.
  2. Если после двух-трех перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка.
  3. Расстояние между двумя чертами не должно превышать 10-12 метров.

При помощи этой игры воспитатель развивает умение выполнять движения по словесному сигналу. Дети упражняются в беге по определенному направлению с увертыванием. Игра способствует развитию речи.

У медведя во бору.

Описание игры. На одном конце площадки проводится черта. Это «опушка леса». За чертой, на расстоянии 2-3 шагов от нее, очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки обозначается линией «дом детей».

Воспитатель назначает одного из играющих «медведем».

Остальные играющие – дети; они находятся у себя дома.

Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, и т.д. имитируя соответствующие движения: наклон и выпрямление корпуса, и одновременно произносят хором стихи:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Медведь в это время должен сидеть на своем месте. Когда играющие произносят последнее слово «рычит», медведь с рычанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться рукой. Пойманного медведь отводит к себе. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.

После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается или выбирается новый медведь, и игра повторяется.

Продолжительность игры 7-8 минут.

Правила игры

  1. Медведь имеет право вставать со своего места и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит».
  2. Медведь не может ловить детей за линией дома.

Указания к проведению игры

  1. Дети произносят стихи хором, все в одном темпе. Воспитатель следит, чтобы слово «рычит» было сказано всеми одновременно.
  2. Рекомендуется до начала игры поупражняться в коллективном (хором) чтении текста.
  3. В конце игры воспитатель отмечает медведя, который ловил быстрее других, а также тех детей, которые ни разу не были пойманы.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку, умение выполнять движения по сигналу,

навык коллективного движения в определенном темпе.

 Дети упражняются в беге по определенному направлению с увертыванием. Игра способствует развитию речи.

Гуси – лебеди

Описание игры. На одном конце площадки проводится черта «дом», где находятся «гуси», на противоположном конце стоит «пастух». Сбоку от дома – «логово волка». Остальное место занято «лугом».

Одного из играющих воспитатель назначает пастухом, а другого – волком. Остальные изображают гусей.

Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Через некоторое время пастух зовет их: «Гуси, гуси!».

Услышав голос пастуха, гуси останавливаются и отвечают хором:

Га, га, га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да, да, да!

Пастух: Так летите!

Гуси:         Нам нельзя,

        Серый волк под горой

        Не пускает нас домой.

Пастух: Так летите, как хотите,

          Только крылья берегите.        

Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе.

После трех-четырех перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных.

Затем воспитатель назначает нового волка и пастуха.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Гуси могут лететь домой, а волк – ловить их только после слов: «Так летите, как хотите, только крылья берегите».
  2. Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.

Указания к проведению игры

  1. В начале игры роль пастуха выполняет воспитатель, а потом кто-нибудь из детей по его назначению.
  2. Следует отметить волка, который поймал большее число гусей, а также тех гусей, которые ни разу не были пойманы волком.
  3. Расстояние между лугом и домом 10-12 метров.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей выдержку,

умение выполнять движения по сигналу.

Дети упражняются в беге с увертыванием.

 Игра содействует развитию речи.

Лошадки

Описание игры. Дети делятся на две равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне площадки очерчивается «конюшня», на другой – «помещение для конюхов»; между ними – «луг». Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей».

«Конюхи» с вожжами в руках бегут к конюшне и запрягают «лошадей». Каждый выбирает себе лошадь по собственному желанию или по указанию воспитателя.

Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя едут шагом или бегут.

По слову воспитателя «приехали» конюхи останавливают лошадей. Затем воспитатель говорит: «Идите отдыхать». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг, сами же возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву.

По  сигналу воспитателя «конюхи, запрягайте лошадей» каждый конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него.

Когда лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом, и игра возобновляется.

После 2-3 повторений игры воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Играющие меняют движения: бег, ходьбу только по сигналу воспитателя.
  2. По сигналу «идите отдыхать» конюхи возвращаются на места; по сигналу «конюхи, запрягайте лошадей», конюхи ловят своих лошадей.

Указания к проведению игры

  1. Следует чередовать бег с ходьбой.
  2. В игру можно включить ходьбу по «мостику» – доске, положенной горизонтально или наклонно на высоте 20-25 см. Ходьбу по мостику (равновесие) надо давать после ходьбы, а не после бега.
  3. При ходьбе шагом, дети высоко поднимают ноги, как лошадка.
  4. Игру можно разнообразить, предлагая разные цели поездки, например, поехать в лес за дровами, в колхоз за сеном.
  5. Следует приготовить стойку для хранения вожжей и вешать их, когда игра кончается. Можно также развесить вожжи на спинках стульев.
  6. После некоторых повторений игры дети меняются ролями.
  7. Если какой-нибудь конюх долго не может поймать свою лошадь, воспитатель и другие конюхи помогают ему.
  8. Нужно приготовить стулья или скамейки для отдыха играющих – для конюхов и лошадок.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение действовать по сигналу

и согласовывать движения друг с другом.

 Дети упражняются в ходьбе и беге.

Стадо и волк

Описание игры. На одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты. Это постройки на скотном дворе в «совхозе» или «колхозе»: телятник, конюшня и т.д. Остальная часть площадки занята «лугом». В одном из углов на противоположной стороне площадки находится «логово волка» – в кружке.

Воспитатель назначает одного из играющих «пастухом», другого – «волком», который находится в логове.

Остальные дети изображают лошадей, телят и т.п., которые находятся на скотном дворе в соответствующих помещениях.

По знаку воспитателя пастух подходи по очереди к «дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади.

Играющие, подражая домашним животным, щиплют траву, прыгают, бегают, переходят с одного места на другое, и все ближе приближаются к логову волка.

«Волк!», - говорит воспитатель. Все бегут к пастуху и становятся сзади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит к себе в логово. Пастух уводит на скотный двор, где все опять размещаются по своим местам. Затем игра возобновляется.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Волк выбегает из логова лишь после слова «волк».
  2. Одновременно с выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху и становиться сзади него.
  3. Не успевших после сигнала стать сзади пастуха волк ловит и уводит к себе.

Указания к проведению игры

  1. Эту игру лучше проводить летом.
  2. Первое время в игру можно включать не всех детей одновременно, а выпускать поочередно: сначала козочек, потом телят, потом лошадей и т.д.
  3. Пастухом и волком можно назначить детей из старшей группы.
  4. В игру можно включить «водопой» – дети подходят к начерченной «канавке», нагибаются и как бы пьют воду.
  5. Если группа смешанная, то детей одинакового возраста можно объединить; например, дети 3-4 лет изображают козочек, дети 6-7 лет – лошадей и т.д.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

 умение выполнять движения по сигналу.

Дети упражняются в ходьбе и быстром беге.

Угадай, кого поймали

Описание игры. Дети сидят на стульчиках или на скамейках, поставленных вдоль площадки или комнаты. Воспитатель предлагает детям пойти погулять в дальний лес или на полянку.

Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, стрекоз, кузнечиков, зайчика, ежика или еще какого-нибудь зверька. Их можно поймать и принести в живой уголок.

Играющие вначале идут за воспитателем или за кем-нибудь, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят то в воздухе, слегка подпрыгивая и протягивая руки вверх, то присев на землю.

«Пора домой!», - говорит воспитатель, и все дети, держа в ладошках пойманную живность, бегут домой, и занимают каждый свой стульчик.

Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу.

Ребенок имитирует движения пойманного зверька или насекомого. Например, прыгает, опираясь руками о землю, приговаривая: «ква, ква», или бежит, держа руки в стороны, присаживается, нагибает и поднимает голову – как бы пьет сок  (воспитатель добавляет словами: «присела на цветок и пьет сок»); бежит, жужжит, затем ложится на спину, двигает руками и ногами (воспитатель добавляет «лег на спинку, не может подняться и улететь»); наконец «жук» поднимается и с жужжанием улетает.

Дети отгадывают, кого поймали. После того, как дети несколько раз отгадают, кого поймали, они снова идут гулять в лес.

Можно начать игру поездкой на поезде. Все дети сидят на стульчиках и имитируют руками и ногами движения и стук колес поезда. На остановке все дети отправляются в лес. А когда надо возвращаться домой – раздается гудок паровоза, и все дети бегут к стульчикам. Каждый занимает свое место – как бы садится в свой вагон.

Дальше игра проводится, как было описано выше.

Продолжительность игры 5-6 минут.

Правило игры

Возвращаться на места можно по сигналу воспитателя «Пора домой» или по гудку паровоза.

Указание к проведению игры

Эту игру следует проводить летом, кода дети накапливают много новых впечатлений о природе, видят птиц, насекомых, движения которых они имитируют в игре.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей наблюдательность, активность, инициативу.

Дети упражняются в беге, в прыжках.

Игры с прыжками

Зайцы и волк

Описание игры. Одного из играющих воспитатель назначает «волком». Остальные дети изображают «зайцев».

На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камешками, из которых выкладывают кружочки, квадраты и др.

В начале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки («в овраге»).

Воспитатель говорит:

Зайки скачут скок, скок, скок,

На зеленый, на лужок, на лужок,

Травку щиплют, слушают

Не идет ли волк.

Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке.

Зайцы то прыгают на двух ногах, то согласно тексту, присаживаются, щиплют траву и оглядываются, не идет ли волк.

Когда воспитатель произносит последнее слово «волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать – коснуться рукой. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит к себе в овраг.

Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения, и игра возобновляется.

После того как волк поймает 2-3 зайцев (согласно условию), назначается воспитателем или выбирается играющими другой волк.

Игра продолжается 5-6 минут.

Правила игры

  1. Зайцы могут выбегать на лужок лишь при словах воспитателя «зайки скачут» и т.д.
  2. Возвращаться на места можно лишь после слов воспитателя «волк».

Указания к проведению игры

  1. Перед проведением игры воспитатель вместе с детьми приносит 2-3 корзины с шишками и ставит их на таком расстоянии одну от другой, чтобы дети не толкали друг друга, когда будут брать из корзины шишки.
  2. Надо следить за тем, чтобы дети не становились близко один от другого.
  3. По окончании игры дети должны сами собрать шишки и положить их в корзины.
  4. Первое время волка может изображать воспитатель.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя).

Дети упражняются в беге, прыжках на обеих ногах, в приседании, в ловле.

Лиса в курятнике

Описание игры. На одной стороне площадки очерчивается «курятник» – размер его зависит от числа играющих. В курятнике «на насесте» – на скамейках, располагаются куры – (дети стоят на скамейках). На противоположной стороне площадки находится «нора лисы». Все остальное место – двор.

Один из играющих назначается воспитателем «лисой», остальные – «куры». Они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями.

По сигналу воспитателя «лиса» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест.

Лиса отводит пойманную курицу в свою нору. Куры спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.

Игра кончается, когда лиса поймает двух-трех кур (по условию).

Общая продолжительность игры 6-7 минут.

Правило игры

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «лисы».

Указания к проведению игры

  1. Нужно проверить устойчивость скамеек или других предметов, на которые должны взбираться «куры».
  2. Если играющих немного, скамейка может быт заменена гимнастической стенкой.
  3. Надо следить, чтобы дети спрыгивали легко, на носки, сгибая колени.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

 ловкость и умение выполнять движения по сигналу.

Дети упражняются в беге с ловлей, в лазании и прыжках в глубину.

Игры с лазанием

Медведи и пчелы

Описание игры. Дети делятся на две неравные группы. Одна – приблизительно = треть группы, это «медведи»; остальные – «пчелы».

На одной стороне площадки находится гимнастическая стенка – «улей». На противоположной стороне на расстоянии 8-10 метров очерчивается луг. Сбоку от гимнастической стенки в 3-5 метрах находится берлога медведей.

Пчелы помещаются на гимнастической стенке – «улей». По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на гимнастическую стенку – в улей и лакомятся медом.

По сигналу воспитателя «медведи», пчелы летят в улей, а медведи слезают с гимнастической стенки и убегают в берлогу.

Не успевших убежать в берлогу, пчелы жалят, т.е. дотрагиваются до них рукой. Затем пчелы возвращаются на гимнастическую стенку – в улей, и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге.

После того, как игра проведена 2-3 раза, дети меняются ролями.

Общая продолжительность игры 6-8 минут.

Правила игры

  1. Нельзя слезать с лестницы, пропуская перекладины. Прыгать на землю надо с последней ступеньки.
  2. Пчелы не ловят медведей, а только дотрагиваются до них.
  3. Пчелы могут жалить медведей, а медведи убегать в лес только после сигнала «медведи».

Указания к проведению игры

  1. Общее количество играющих не должно превышать 12-15 детей, так как иначе дети не смогут разместиться на гимнастической стенке.
  2. Воспитатель должен находиться у гимнастической стенки, чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.
  3. Воспитатель следит, чтобы медведи не оставались в берлоге после того, как пчелы улетели на луг.

При помощи этой игры у детей воспитывается

смелость, умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя).

Дети упражняются в беге и в лазании.

Игры с метанием

Охотник и зайцы

Описание игры. На одной стороне площадки очерчивается место для охотника, назначаемого воспитателем. На другой стороне обозначаются кружками места нахождения «зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца.

Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.

Воспитатель говорит: «выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед.

По слову воспитателя «охотник» зайцы бегут в кружки, а охотник, не сходя с мета, бросает в них мячом.

Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.

После двух-трех повторений игры производится подсчет пойманных зайцев и выбирается другой охотник.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Выбегать из кружков можно только после слов воспитателя «выбежали на полянку зайцы», а возвращаться обратно только по сигналу «охотник».
  2. Охотник должен бросать мяч в ноги убегающих зайцев (не сходя с места).

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы дети бросали мяч и правой и левой рукой.
  2. Для усложнения игры можно ввести двух охотников.
  3. Кроме зайцев, в игру могут быть включены другие звери: лисицы, медведи и пр. В таком случае дети делятся на несколько групп и размещаются в нескольких местах комнаты: в одном месте лисицы, в другом зайцы и т.д. Выбегают те зайцы, которых называет воспитатель, и делают соответствующие движения.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение

 выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя).

 Дети упражняются в метании, в беге с увертыванием,

в прыжках на обеих ногах.

Игры средней подвижности

Береги предмет

Описание игры. Дети образуют круг. Один из играющих находится в середине круга – это водящий, остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной – И.П.

У ног каждого ребенка лежит кубик или другой предмет. Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий приседает, закрывает кубик руками и тем самым не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, играющий встает.

Когда водящему удается взять кубик у двух-трех детей, назначается новый водящий.

Общая продолжительность игры 4-5 минут.

Правила игры

  1. Стоящий в кругу не должен брать предмет, если он закрыт руками.
  2. Не защитивший свой кубик делает шаг назад из круга. Он временно не участвует в игре.
  3. При перемене водящего стоявшие за кругом становятся в круг.

Указания к проведению игры

  1. Первое время воспитатель должен быть водящим.
  2. Воспитатель следит за тем, чтобы:
  • стоящий ребенок в кругу не брал предмет, если он закрыт руками;
  • играющие тотчас же вставали и быстро занимали исходное положение, как только водящий отошел от них;
  • водящий не подходил к одному и тому же играющему.

При помощи этой игры воспитатель развивает

наблюдательность, внимание, ловкость.

Дети упражняются в приседании.

Кошка и мыши

Описание игры. Все играющие, кроме двух, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается (двое играющих опускают руки). Этот свободный проход называется воротами.

Двое играющих, находящихся за кругом, изображают «мышку» и «кошку».

Мышка бегает (ходит) вне круга и в кругу; кошка – за ней, стремясь ее поймать, т.е. коснуться рукой. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих  детей в кругу. Кошка может вбегать только в ворота.

Дети идут по кругу и говорят:

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький,

Ходит Васька – кот.

Сядет умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поет.

Дом не слышно обойдет

Притаится Васька – кот,

Серых мышек ждет.

        После слова «ждет» кошка начинает ловить мышку.

        Когда кошка поймает мышку, воспитатель назначает на эти роли других детей.

Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.
  2. Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.
  3. Кошка может ловить, а мышка убегать только после слова «ждет».

Указания к проведению игры

  1. Если кошка долго не может поймать мышку, воспитатель устраивает дополнительные ворота или назначает новых кошку и мышку.
  2. В то время, когда дети идут по кругу, кошка может находиться в центре круга. При произнесении второго куплета кошка исполняет движения согласно тексту.
  3. При повторении игры можно ограничиться первыми или последними тремя строчками.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга.

Дети упражняются в беге с ловлей.

Караси и щука

Описание игры. Половина детей образуют круг – это «пруд», расстояние между играющими два шага. Воспитатель назначает одного из играющих «щукой», он находится вне круга. Остальные играющие – «караси», которые плавают (бегают) внутри круга – «пруда».

По сигналу воспитателя - «щука», щука быстро вбегает в круг – «пруд», стараясь поймать карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу, и присесть, т.е. караси прячутся от щуки за камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом.

Игра проводится 3-4 раза (согласно условию), после чего подсчитывается число пойманных карасей.

Затем воспитатель назначает новую щуку, и игра возобновляется.

Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Правила игры

  1. Щука вбегает в круг, а караси прячутся позади стоящих по кругу (по одному за каждый камешек) после сигнала воспитателя «щука».
  2. Караси не имеют права плавать (бегать) по площадке вне круга.

Указание к проведению игры

При повторении игры дети, стоящие по кругу и внутри круга, меняются ролями.

При помощи этой игры воспитатель развивает умение

выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя).

Дети упражняются в беге и приседании,

 в построении в круг, в ловле.

Кто скорей снимет ленту?

Описание игры. На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек в каждой.

На расстоянии 10-15 шагов напротив колонн протягивается веревка, высота которой на 10-15 см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента.

По сигналу воспитателя «беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым считается выигравшим.

Воспитатель снова вешает ленты на веревку. Те, кто были в колонне первыми, становятся в конец колонны, а остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети.

Игра кончается, когда все дети снимут ленты. После этого подсчитываются выигрыши в каждой колонне.

Общая продолжительность игры 5-6 минут.

Правила игры

  1. Бежать можно только после слова «беги».
  2. Сдергивать ленту можно только против своей колонны.

Указания к проведению игры

  1. ленты могут быть заменены полосками из материи или из бумаги, которые хорошо сделать разного цвета.
  2. При проведении этой игры с детьми более старшего возраста ее можно усложнить, поставив на пути бега препятствия: например, протянуть веревку на высоте 40-45 см., под которую нужно подлезать, не задев ее, или провести две линии на расстоянии 30-35 см., через которые надо перепрыгнуть.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку, умение действовать по сигналу.

Дети упражняются в быстром беге, в прыжках.

Кто скорей добежит до флажка?

Описание игры. Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5-6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4-5 детей.

На противоположной стороне площадки на расстоянии 18-20 шагов – 10-12 метров, от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу воспитателя – удар в бубен, или хлопок, или после слов «раз, два, три – беги!», дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно.

Воспитатель отмечает того, кто первый поднял флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4-5 человек, которые сидели на стульях.

Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.

Игра повторяется 2-3 раза.

Правило игры. Бежать за флажками можно только по сигналу воспитателя «беги».

Указания к проведению игры

  1. Можно разделить играющих на 4-6 колонн, причем таким образом, чтобы силы играющих были распределены приблизительно равномерно.
  2. В игру можно включить преодоление препятствий – подлезать под веревку, под стул и т.д.

При помощи этой игры педагог воспитывает умение

выполнять движения по сигналу.

Дети упражняются в быстром беге, в подлезании.

Через ручеек

Описание игры. Все играющие сидят на стульях. В 5-6 шагах от играющих кладутся два шнура, расстояние между которыми 1,5-2 метра – это ручеек. Дети должны перебраться по камешкам (дощечкам) на другой берег «не замочив ног».

Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камешка на другой.

По слову воспитателя «пошли», 4-5 детей перебираются через ручеек, остальные наблюдают за ними.

Тот, кто оступился, отходит в сторону «сушить обувь».

После того как все дети перейдут через ручей, игра возобновляется.

Можно повторить игру 2-3 раза.

Правила игры

  1. Проигравшим считается тот, кто ступил ногой в ручеек.
  2.  Перебираться через ручей можно только по слову воспитателя «пошли».

Указания к проведению игры

  1. Вместо дощечек на площадке можно начертить кружочки.
  2. Следует положить дощечки через ручеек так, чтобы одновременно могли переходить ручеек 4-5 детей.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей ловкость.

Дети упражняются в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Затейники

Описание игры. Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом,                        Стой на месте,

Друг за другом.                        Дружно вместе

Мы идем за шагом шаг.                Сделаем … вот так.

По окончании текста круг расширяется, дети становятся на расстоянии вытянутых рук. После слова «так», все останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейников или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается. Продолжительность игры 5-6 минут.

Правила игры

  1. Играющие должны делать те движения, которые показывает стоящий в середине круга.
  2. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

Указания к проведению игры

  1. Перед началом игры воспитатель знакомит детей с текстом. Они повторяют его в процессе игры.
  2. Вначале роль затейника исполняет воспитатель, а затем сами дети.
  3. Надо стремиться разнообразить движения. Можно использовать упражнения из утренней гимнастики, имитационные, плясовые, комические движения.
  4. Заканчивая игру, воспитатель отмечает тех затейников, которые придумывали интересные движения и хорошо показывали их.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей инициативу.

Дети упражняются в различных видах движений.

Игра способствует развитию речи.

Игры малой подвижности

Зайка серый умывается

Описание игры. Один из играющих назначается «зайкой». Все остальные становятся в круг. Зайка занимает место в середине круга. Дети, стоящие в кругу, говорят вместе с воспитателем:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается,

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту, - моет носик, ротик, ухо и вытирает. Затем он скачет на двух ногах, т.е. идет в гости к кому-нибудь из стоящих в круг. Тот становится на место зайки, и игра повторяется.

Игра оканчивается, когда сменится 5-6 зайчиков.

Правило игры. Зайка должен выполнять движения согласно тексту и передвигаться только прыжками на двух ногах.

Указание к проведению игры. Дети могут сидеть в кругу на стульях, на скамейках, на полу или стоять.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

умение выполнять движения согласно тексту.

 Дети упражняются в прыжках на обеих ногах.

Найди, где спрятано

Описание игры. Дети сидят вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый его найдет, тот получает право прятать его при повторении игры.

Повторить игру можно 3-4 раза.

Правила игры

  1. Нельзя оглядываться и смотреть, куда воспитатель прячет флажок.
  2. Искать можно только после слова воспитателя «пора».

Указания к проведению игры

  1. Флажок надо спрятать так, чтобы дети его не сразу нашли.
  2. Если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает детям поискать там.
  3. Когда флажок прячет ребенок, ему нужно помочь подыскать соответствующее место.
  4. Флажок можно заменить другим предметом.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

выдержку (не оглядываться и не смотреть, куда воспитатель прячет флажок.), наблюдательность, честность.

Свободное место

Описание игры. Дети сидят по кругу на стульях, на полу. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они становятся спиной друг к другу и по сигналу «раз, два, три – беги!», бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Воспитатель и все играющие отмечают, кто первый занял свободное место. Затем воспитатель вызывает двух других детей, и игра повторяется.

Продолжительность игры 5-7 минут.

Правило игры. Бежать можно только после слов воспитателя «раз, два, три – беги!».

Указание к проведению игры. Если дети усвоили игру, ее можно усложнить. Например, при встрече бегущие могут подать друг другу руку.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

 умение выполнять движение по сигналу.

Дети упражняются в быстром беге.

Кто ушел?

Описание игры. Дети сидят по кругу или полукругом. Воспитатель выделяет одного из играющих и предлагает ему запомнить 5-6 рядов сидящих детей, после чего уйти из комнаты или повернуться спиной к сидящим.

Один из сидящих детей в кругу, по указанию воспитателя, прячется. Воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?», после чего отгадывающий поворачивается к играющим и должен назвать имя того, кто ушел.

Если он угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра возобновляется. Если не отгадает, то снова уходит, а тот, который спрятался, садится на свое место. Отгадывающий, возвратившись, должен назвать имя того, кто вернулся на свое место.

Продолжительность игры 4-5 минут.

Правила игры

  1. Играющие не должны подсказывать отгадывающему ребенку.
  2. Открывать глаза или повертываться можно только после слова воспитателя «отгадай».

Указание к проведению игры. Количество детей для запоминания следует увеличивать или уменьшать в соответствии с подготовленностью каждого ребенка.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

внимание, зрительную память.

Угадай по голосу

Описание игры. Дети сидят или стоят по кругу. Один из них становится (по назначению воспитателя) в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего ребенка в центре. Последний должен угадать, кто из играющих назвал его.

Если стоящий ребенок в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени.

Если же он ошибся, воспитатель предлагает ему снова закрыть глаза. Имя стоящего в центре называет тот же ребенок или другой по указанию воспитателя.

После того как сменяется 2-3 детей, воспитатель предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу воспитателя «бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу, говоря:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется 5-6 раз.

Правила игры

  1. Стоящий ребенок в центре должен хорошо закрывать глаза и не открывать до тех пор, пока не скажет, кто его позвал.
  2. Играющие должны сохранять полную тишину.

Указание к проведению игры. Игру можно проводить лишь с детьми, хорошо знающими друг друга.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей

слух и выдержку –

не открывать глаза до тех пор, пока не угадает, кто его позвал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...