Из опыта работы.
материал

Васютина Лариса Ивановна

Тема: Развитие физических качеств и координационных способностей детей дошкольного возраста посредствам подвижных игр и игровых упражнений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklat.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования  «Старооскольский институт развития образования»

Тема: Развитие физических качеств и координационных способностей детей дошкольного возраста посредствам подвижных игр и игровых упражнений.

Приготовила:

Васютина Л.И., инструктор по ФК.

Г. Старый Оскол

2024 г.

   

      В настоящее время развитие физических качеств одна из главных задач физического воспитания младшего школьника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость.  Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыком затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные навыки, а двигательные навыки формируются при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов.  Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.

       Нормальное состояние здоровья, высокая работоспособность зависит от физической   подготовленности. Она же – производное от уровня развития двигательных или физических качеств.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного развития личности, ее физического совершенства - основы здоровья, долголетия, формируется много двигательных навыков, развиваются физические качества.

Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания, различные перебрасывания мяча друг другу. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Также у ребенка должно быть хорошо развито равновесие. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества

     Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

Поскольку физические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств, способствует улучшению других физических качеств.

Их развитие требует пристального внимания педагогов, и соблюдение ими следующих правил: помоги, но не навреди; заинтересуй, но не настаивай; каждый ребенок индивидуален.

Самой главной особенностью развития физических качеств в младшем школьном возраст является то, что ребенок младшего школьного возраста более гибкий, восприимчив, может подстраиваться под любые условия и может сохранить приобретенные данные в течение всей жизни.

     В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития двигательных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Уровень координационной способности определяется следующими способами:

– быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;

– точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;

– дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;

– приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;

– прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;

– ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.

Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Поэтому совершенствование координационных способностей, и других физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.

Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения, зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и, собственно, развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений я провожу в образовательной деятельности в зале и на улице, а также на физкультурных праздниках и развлечениях.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т.д.). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.

        Из опыта могу отметить, что одни и те же игры чередуются между собой в течении года, поэтому дети быстро теряют к ним интерес, играют без особого желания, а значит развитие координационных способностей не происходит. Поэтому я придумываю варианты к известным играм где-то их усложняю или меняю условия игры.

Подвижные игры могут быть сюжетными и бессюжетными. А также игры- забавы (в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях – бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами и т.д.)

Я подобрала и условно разделила игры на группы, которые влияют в большей степени на ту или иную координационную способность:

1. способность к реагированию («Хитрая лиса», «Птица в гнезде», «Найди свой цвет», и т.д.).

2. дифференцированные способности («Картошка», «Выбить кегли», «Попади в корзину», «Съедобное- несъедобное», «Мячом в цель», «Мяч через сетку» и т.д)

3. способности к равновесию («Не оставайся на полу)

4. ритмическую способность (хороводные игры, прыжки через неподвижную скакалку, «Часики»)

5. способность к ориентировке («Жмурки с колокольчиком», «Снегири и Синички «Маленький- большой т.д.)

      Почти в каждой подвижной игре я использую сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигнал «Я Здесь!» в игре «Хитрая лиса» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направления и характера движений: из построения в круг, дети стремительным разбегаются в разные стороны от «лисы». (способность к реагированию) или такая игра как «День и ночь»

При проведении подвижных игр напоминаю и о красоте движений. Например, что зайчики прыгают легко, а кошка ходит мягко, птички летают легко, красиво машут крылышками, а Мишка идет тяжело в вразвалочку, чтобы дети легче входили в образ.

      Опыт работы показал эффективность использования подвижных игр и игровых упражнений для развития координационных способностей. Критерием эффективности проведенной работы явился прирост показателей уровня координационных способностей при повторной оценке уровня координационных способностей на конец года, по сравнению с исходными результатами начала года.

Мои наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной двигательной деятельности позволили сделать вывод, что у многих воспитанников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласовано выполнять движения различными частями тела, точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия. Подвижная игра –это одно из средств развития физических качеств.

      Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Опыт работы показал эффективность использования подвижных игр и игровых упражнений для развития координационных способностей. Критерием эффективности проведенной работы явился прирост показателей уровня координационных способностей при повторной оценке уровня координационных способностей на конец года, по сравнению с исходными результатами начала года.

    Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения, зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и, собственно, развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений я провожу в образовательной деятельности в зале и на улице, а также на физкультурных праздниках и развлечениях. А также подобранные мною подвижные игры предлагаю воспитателям для проведения на прогулке и в группе и детьми в самостоятельной деятельности.

     Таким образом, координационные способности представляют собой совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях. Существует достаточно большое количество классификаций координационных способностей, выделяемых с учетом различных оснований. Особенности проявления координационных способностей определяются влиянием ряда факторов, одним из которых является возраст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....