«Формированию навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх и при пользовании спортивным инвентарем»
статья по физкультуре

Три Екатерина Олеговна

Предварительный просмотр:




Статья

«Формированию навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх и при пользовании спортивным инвентарем»

(из опыта работы)

2024

В детском саду, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребёнка знаний и умений безопасного поведения. В детском саду дети занимаются разнообразными видами деятельности, и каждый из них диктует свои особенности поведения и меры предосторожности. Но во время проведения двигательных мероприятий дети наиболее подвержены частым ушибам, вывихам и другим травмам. Излишнее любопытство, отсутствие жизненного опыта, не достаточно развитая координация движений, незавершенное формирование костной ткани - всё это составляющие риска получения травмы.

 Как известно, травмы легче предупредить, чем лечить их последствия. Поэтому важно и необходимо обучать детей безопасному поведению. Обучить безопасному поведению - значит приучить к определённому образу жизни. У ребёнка должен быть выработан защитный механизм, который сработает в нужный момент.

Формирование у ребёнка навыков безопасного поведения должно строиться на воспитании определенных привычек.

При обучении детей безопасному поведению во время проведения подвижных и спортивных игр, я учитываю возрастные особенности наших детей, в своей работе я выделила следующие направления:

1. Воспитание у детей осознания ими ценности своего здоровья

2. Формирование необходимых двигательных умений и навыков, обучение безопасным приёмам двигательных действий.

3. Формирование умения объективно оценивать свои физические возможности.

 4. Ознакомление детей с возможными травмирующими ситуациями.

Начала я работу с формирования навыков безопасного поведения, с изучения детьми своего организма, умения прислушиваться к нему. Для этого я начала знакомить детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме рассказывала об органах человека (руки, ноги, сердце, органы чувств, как мы дышим). Обратила внимание детей на то, какие органы нуждаются в особой защите. Был проведен блок занятий: «Наше тело и что в нём происходит». Я стараюсь формировать умение чётко прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы: «Устал, нужно отдохнуть», «Хочу пить», и др.

Начиная с младшего дошкольного возраста, я учу детей соблюдать элементарные правила безопасности (не толкать товарищей, не тянуть за предметы одежды) во время проведения подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте, когда дети уже достаточно овладели навыками основных движений, ребята знакомятся и с более сложными подвижными играми. А также с элементами спортивных игр, таких как баскетбол, волейбол, хоккей, футбол и т.д.  В спортивных играх четко определены правила игр и ребята, постепенно знакомясь с ними учатся соблюдать их. С точки зрения обеспечения безопасности очень важно научить ребёнка правильно выполнять движения. Например, научившись хорошо ловить мяч двумя руками, можно избежать удара в лицо. Научившись соблюдать дистанцию во время бега, можно избежать столкновения с другими детьми и т. д.

Очень важно, чтобы дети понимали, что соблюдать правила игры нужно не только ради самой игры, как таковой (исполняя, например, содержание или сюжет игры), но и ради безопасности своей и своих товарищей. Перед началом освоения детьми новых движений я обязательно провожу инструктаж по технике безопасности. Объясняю детям в доступной для них форме для чего необходимо соблюдать определенные правила и возможные последствия их нарушения.

 Для того, чтобы ребята лучше запомнили некоторые правила, я в своей практике, использую не большие истории и примеры из окружающей жизни, а также схемы и таблички, на которых изображены правила безопасности при выполнении определенных движений.  Я так же использую разметку на полу зала и метки-маркеры при лазании по гимнастической стенке (ограничение, на отметке 1,5 метра для младшего возраста) Ребята обычно хорошо запоминают правила безопасности и стараются их выполнять. При соблюдении их во время игры я всегда хвалю и поощряю детей.  Если правила не соблюдаются, то стараюсь обговорить с детьми, какие конкретно правила были нарушены, почему, и к каким последствием могло бы привести их неисполнение.        

Таким образом, при возникновении опасной ситуации, детям всегда стараюсь разъяснить допущенную ими ошибку и её возможные последствия. Чтобы дети стали лучше осознавать выполняемые действия, я задаю им такие вопросы: «Что ты делал?», «Какие движения выполнял?»

Ещё я использую такой приём как обсуждение с детьми придуманных ситуаций. Например, предлагаю детям послушать следующую историю. «Во дворе мальчики играли в суперменов. Они залезли на высокую крышу гаража. Один мальчик предложил: «Давай прыгнем вниз». Другой мальчик сказал: «Но ведь очень высоко». «Ничего», - ответил первый мальчик – «ведь мы супермены!» Детям задала вопросы: «Кто из мальчиков прав? Кому опасно прыгать с высоты: мальчикам или суперменам»? Дети правильно отвечали, что обычным людям прыгать с высоты опасно, можно разбиться, пораниться, сломать руки и ноги. «Покажите, какая высота, по-вашему, является опасной? С какой высоты вы могли бы прыгать»? Дети показывали на перекладину шведской стенки опасную и безопасную, по их мнению, высоту. Так я пытаюсь сформировать у детей осознание своих физических возможностей.

Важно, чтобы дети понимали необходимость быть здоровыми и стремились выполнять всё, что этому способствует. Дети должны иметь представление о том, что неправильное поведение во время игры может привести к опасной ситуации. Даже такие «безобидные» действия как толкание, подножка, хватание за одежду во время игры могут привести к травме. Ребёнку нужно разъяснять, что может произойти. С этой целью я провожу дидактические игры: «Можно-нельзя», «Опасно-неопасно»

Я стараюсь не оставлять без внимания любые ситуации, которые происходят во время подвижных и спортивных игр. Если ребёнок поступил правильно, например, дождался своей очереди и выполнил действия, не мешал другим, то я обязательно похвалю и обращу на это внимание других детей. Если ребёнок поступает неверно, объясняю допущенную ошибку и рассказываю о возможных последствиях.

Но наибольшему риску получения травмы дети подвержены во время самостоятельной двигательной активности. Другие виды двигательной деятельности детей (занятия, досуги, подвижные игры, динамические паузы) готовятся взрослыми, они продумываются ими, подбираются атрибуты. И риск получения травмы гораздо меньший. А в свободной игре дети двигаются самостоятельно, «не по плану», и очень часто они не могут сами переключиться с одного вида движений на другой.  Этому тоже надо детей научить. Можно обратиться к ребёнку: «Ты тяжело дышишь, покраснел, послушай, как бьётся твоё сердце, на лбу капельки пота. Как ты думаешь, почему у тебя такое состояние? Это полезно или вредно для тебя? Что нужно сделать, чтобы почувствовать себя лучше»?

Во время двигательной деятельности, ребята часто используют различное спортивное оборудование (гимнастические стенки, скамейки, туннели, тренажеры) и спортивный инвентарь (мячи, скакалки, кегли, ракетки, клюшки и т.д.)    Прежде, чем допустить детей к работе на спортивном оборудовании, оно должно быть проверено на его исправность, неподвижное оборудование должно быть хорошо закреплено и испытано под нагрузкой. В результате испытаний должен быть составлен «Акт о проведении испытаний гимнастических снарядов и оборудования в спортивном зале», а также должен быть «Акт - разрешения на проведение занятий по физической культуре и спорту в спортивном зале ГБДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации в помощь воспитателям для формирования навыков безопасного поведения у детей безопасного поведения вблизи дороги".

Данная стать познакомит с причинами дорожно-транспортных проишествий и как сформировать у детей дошкольного возраста навык безопасного поведения....

Дидактические игры по формированию навыков безопасного поведения.

В статье представлены дидактические настольно-печатные игры по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста, созданные автором (описание игр и наглядные материалы к ним)...

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах» (для детей 5–8 лет)

Картотека«Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах» (для детей 5–8 лет)...

Алгоритмические игры при формировании навыков безопасного поведения дошкольников

Представлены алгоримические игры, которые можно использовать в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов МДОУ «Дидактические игры направленные на формирование навыков безопасного поведения дошкольника в быту и социуме»

laquo;Игра - это огромное светлое окно,через которое, в духовный мир ребёнкавливается, живительны поток представлений,понятий об окружающем мире.»В. А. Сухомлинский...

Статья "Формированию навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх и при пользовании спортивным инвентарем" (из опыта работы)

В детском саду, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребёнка знаний и умений безопасного поведения. В детском саду дети занимаются разноо...