Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр
статья по физкультуре
Часто нам кажется, что за игроймы забываем о том, что ребенку также необходимо дать навыки,которые помогут ему в дальнейшем в детском саду, школе,взрослой жизни. Здесь важно понять, что все необходимое ребенокполучает как раз в игровом формате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр
Капитонова Елизавета Николаевна
Инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №362 Кировского района г. Санкт-Петербурга
Значение игры в жизни ребенка очень велико. Именно через нее ребенок познает мир, учится взаимодействовать с ним, контактирует со своими близкими, а позже и со сверстниками и другими взрослыми, приспосабливается к работе в команде, проявляет фантазию и смекалку, развивает логику, активирует мыслительный процесс. «Учимся играя» – вот главный принцип, который стоит принять родителям. Часто нам кажется, что за игрой мы забываем о том, что ребенку также необходимо дать навыки, которые помогут ему в дальнейшем в детском саду, школе, взрослой жизни. Здесь важно понять, что все необходимое ребенок получает как раз в игровом формате.
Желание играть - главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.
Задача взрослых состоит в том, чтобы правильно организовать игровое пространство, дать ребенку возможность проявить фантазию, а также направить его активность в правильное русло, объяснив через игру основные нормы и правила поведения. Ну и, конечно, участвовать в затеях ребенка, ведь именно так он чувствует себя частью общества и семьи, ощущает себя нужным, получает необходимое общение.
По своей сути игра является первым видом деятельности, которой обучается ребенок. Именно игровой деятельности принадлежит особо значимая роль в развитии личности ребенка, в формировании важнейших черт характера, обогащении внутреннего мира. Все естественные потребности у ребенка: познавательная (желание узнать новое), художественная (рисовать), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы), могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.
Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В игре у ребенка формируется воображение, развивается способность к преобразованию действительности в образе.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка. Таким образом, можно сказать, что подвижные игры являются важным средством в развитии физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Подвижные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков, а значит и физическому развитию старшего дошкольного возраста, при условии их систематического проведения.
При проведении подвижных игр, дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Подвижные игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Подвижная игра в коллективном формате предполагает, что каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих.
В любой подвижной игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, так подвижные игры способствуют самопознанию.
Занятия, на которых используются подвижные игры, вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме;
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.
Подвижная игра по своей значимости не является основой урока, она служит вспомогательным средством призванным эмоционально окрасить монотонность движений легкоатлетических упражнений. В той же мере следует иметь ввиду, что как бы не интересны были игры и эстафеты, интерес к ним при слишком частом применении теряется.
Дети дошкольного возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.
Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.
Для проведения большинства игр хорошо использовать яркие, красочные атрибуты, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Проведение подвижных игр хорошо использовать во время физкультурных занятий. Игры нужно включать в различные режимные моменты в течение дня и во время прогулок на свежем воздухе. Очень важно во время прогулки, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности.
Таким образом, для развития физических качеств детей-дошкольников применяются подвижные игры не только на физкультурных занятиях, но и в режимных моментах, во время прогулки детей на свежем воздухе.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
Литература
- Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2002. – С. 349-350.
- Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 2001. – С. 213.
- Ленерг Г., Лихман И. «Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста». М.:2003г. – С. 174.
- Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005г. – С. 87-89.
- Пензулаева Л.И. «Настольная книга учителя физической культуры». – М.: Физкультура и спорт, 2000г. – С. 23-25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт по самообразованию на тему: Развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста по средствам подвижных игр.
Отчёт о проделанной работе по самообразованию ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-942599-1504124571.jpg)
Статья "Роль подвижных игр в развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"
В статье рассматривается проблема использования подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-653604-1442258413.jpg)
Влияние подвижных и спортивных игр на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Педагогическое исследование...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1056789-1606652812.jpg)
«Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
laquo;Использование национальных подвижных игр юкагиров в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста»(из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-1364621-1637176076.jpg)
Подвижные игры на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Подвижные игры на развитие физических качествдетей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1304896-1610687615.jpg)
Презентация «Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр»
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/29/picture-1446736-1672263432.jpg)
Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведе...