Использование инновационных форм в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
статья по физкультуре (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Использование инновационных форм в
физкультурно-оздоровительной работе ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании это технологии, направленные на решение приоритетной задачи: сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех участников образовательных отношений: детей, педагогов и родителей. Цель использования здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья;
-технологии обучения ЗОЖ;
-коррекционные технологии.
Необходимо на практике осуществлять работу по здоровьсбережению комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и других педагогических работников: физкультурного работника музыкального руководителя. Являясь участником этого общего процесса, воспитателю надо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы и приемы. Примерами использования различных технологий могут быть:
динамические паузы, которые включают элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, логоритмические упражнения в зависимости от вида занятия; подвижные и спортивные игры, которые проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения; релаксация проводится с использованием специально подобранные упражнений на расслабление определенных частей тела и всего организма, используется спокойная классическая музыка , звуки природы; пальчиковая гимнастика используется для тренировки мелкой моторики, стимуляции речи, формирования пространственного мышления, внимания, улучшения кровообращения, развития воображения и быстроты реакции; гимнастика для глаз проводится ежедневно, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения; дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы; бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Кроме инновационных технологий в детском саду используются и традиционные технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение.
В соответствии программой, по которой работает 3 раза в неделю проводятся физкультурные занятия. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Серия игровых занятий «Азбука здоровья» расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении и укреплении здоровья здоровья.
Практикуется и проведение самомассажа, он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Любим заниматься активным отдыхом - физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», стали обязательной частью детсадовской жизни.
Большое значение имеют коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения
Технология музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Сказкотерапия важна для психотерапевтической и развивающей работы. Для этого можно использовать кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Огромное значение имеет взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей: Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, необходимо использовать разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки совместных детско-родительских работ, дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.
Большое значение имеет информационная работа: наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список использованной литературы
1 Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие Т.Ц Сфера, 2005
2 Зимонина В.Н. Растим детей здоровыми.Т.Ц. Сфера 2013 г
3 Грядкина Т.С Физическая культура Детство-пресс 2012 г
4 ТерпуговаЕ.А. Валеологическое воспитание.2007 г.
5 Безруких М « Разговор о правильном питании» 2012 г
6 Картушина М.Ю « Зелёный огонёк Здоровья» 2004
7 Соколова Л.А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников «Детство-пресс» 2015г
.
11111111Зарегистрироваться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Использование Интерактивных педагогических технологий в области речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Равитие речи одно и главных направлений в работе воспитателя потому данный материал долен помочь тем кто незнаком с данной технологией...

Презентация "Обновление содержания, форм и методов интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Обновление содержания, форм и методов интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Педагогический час в форме «Педагогического ринга» "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об основной образовательной программе в соответствие с ФГОС ДО. Предлагаю разделиться на две группы. Каждой команде нужно выполнить несколько...

Доклад "Формирование математических способностей. Способы и формы работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Доклад для методического обьединения...

Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Формы и примеры работы с родителями в соответствии с ФГОС...
