«Волшебный парашют»
учебно-методический материал по физкультуре

Константинова Алёна Андреевна

Консультация для воспитателей на тему: «Применение нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре «Волшебный парашют»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_ped._volshebnyy_parashyut.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБДОУ №7 «Жемчужинка» г.Симферополя)

295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08

E-male: sadik_jemchuginka@crimeaedu.ru,

ОКПО 00801467, ОГРН 1159102006084, ИНН 9102068188, КПП 010201001

Консультация для воспитателей

на тему: «Применение нестандартного оборудования на занятиях

по физической культуре «Волшебный парашют».

Подготовила:                                                                                           инструктор по ФК                                                                                                  Константинова А.А.

                                                                                     

Симферополь, 2025 г.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития, физическое культура занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. Но как показывает практика, у детей снижается интерес к двигательной активности, они малоподвижны, что приводит к росту физически ослабленных детей.

Но как сделать так, чтобы мир движений стал действительно привлекательным, интересным для детей и родителей? Как правильно организовать двигательную деятельность с учетом психофизиологических особенностей и разного темпа развития каждого ребенка возрастной группы? Исходя из проблемы, стала искать средства, которые помогли бы мне вызвать устойчивый интерес к различным видам двигательной деятельности и объединить детей всей группы, независимо от их индивидуальных особенностей в совместную деятельность. Этим средством стал «Волшебный парашют».

Волшебный парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки. Диаметр парашюта может быть различный: от 1 метра до 7-8 метра, это зависит оттого, где вы будете его использовать: в музыкальном или спортивном зале, в группе или на улице и от количества участников. Парашют приносит много радости, как детям, так и взрослым.

Развернутый парашют сразу же собирает вокруг себя участников и зрителей.

Почему же с парашютом так здорово играть? Потому что в игре с ним отсутствует соперничество, воспитывается дух сотрудничества, вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ребята учатся последовательным действиям и распределению усилий. В то время как большинство забав для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет главным образом мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Также игры и упражнения с этим оборудованием помогают развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, общую и тонкую моторику; совершенствуются коммуникативные навыки общения.

Парашют дает ребенку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребенка, сидящего под парашютом. Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют дает массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребенок может выбрать свою скорость и свою степень активности.

Парашют очень полезен как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность «растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых. Парашют дает массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, умение подражать и показывать пантомимой какие – то характерные движения. Вы можете вообразить, что парашют – это домик, или море, или шляпка гриба…Дети под парашютом то изображают воробушков, то укладываются спать, то стучатся в теремок.

«Волшебный парашют» могут использовать воспитатели, музыкальные руководители, педагоги-психологи, инструктора по физической культуре в различных видах деятельности:

  • Музыкально-ритмические упражнения
  • Хороводные игры
  • Динамическая пауза
  • Физминутка
  • Логоритмические упражнения
  • ОВД (основные виды движений)
  • ОРУ (Общеразвивающие упражнения)
  • Игры с различной степенью подвижностью
  • Релаксационные упражнения

Советы и рекомендации по проведению игр и упражнений с

«Волшебным парашютом»

  • Прежде чем предложить детям игру, проанализируйте, подойдет ли игра группе. Учитывайте возрастные, психологические и функционально-физиологические особенности детей.
  • Необходимо учитывать физические данные детей (рост и вес). Еще до начала игры попросите старших детей быть предельно внимательными к детям младшего возраста.
  • Игры с парашютом подразумевают максимальное количество участников: от 12 до 24 человек.
  • При планировании и выборе игр необходимо обращать внимание на то, что есть игры, с которых хорошо начинать игровой практикум, а другими хорошо заканчивать. Задача первой игры - ознакомить детей с парашютом. Например, игра «Волны». Игры, где игрокам нужно выходить в середину круга, лучше проводить в середине игрового практикума. Задача последней игры – подвести итог, лучше всего провести игры для релаксации.
  • В ходе выполнения движений у детей не должно быть длительной задержки дыхания, при выполнении движений надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений.
  • Избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность.
  • В процессе игровых действий контролировать степень натяжения парашюта и правильность захвата (петли или края парашюта).
  • Не следует чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.
  • Подбирать упражнения, подвижные игры, которые способствовали бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка.
  • В процессе игр и упражнений обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности (ответы на вопросы, практические действия и т.д.).

На что необходимо обращать внимание при проведении игр:

  • Заинтересуйте ребенка игрой еще до ее начала.
  • Участвуйте в игре наравне с детьми.
  • Приглашайте детей к игре, дайте почувствовать ребенку, что Вы рады его участию.
  • Если игры проходят на улице, то необходимо осмотреть игровое пространство, чтобы никто из детей не смог пораниться.
  • Продумайте время проведения игры, учитывая динамику развития детского коллектива.
  • Подробно и доступно объясняйте правила игры, чтобы ребенок мог понять правила и решить, будет ли он играть.
  • Объясняйте правила игры не в форме приказов, а в форме пожеланий, рекомендаций.
  • Объясняйте правила непосредственно перед началом игры. Дети лучше усвоят правила, не стоя у стены, а непосредственно взяв в руки парашют.
  • Чтобы дети лучше поняли правила новой игры и не боялись проиграть в начале, необходимо перед началом игры сделать одну репетицию.
  • Перед проведением игрового практикума составьте список игр. Распределите их по степени активности, по количеству игроков и т.д. Это поможет Вам подобрать игру для любой ситуации и любой группы.

Никогда не забывайте: Игра должна приносить ребенку радость!

Используя в своей работе нетрадиционное оборудование «Волшебный парашют» педагоги могут максимально помочь каждому ребенку стать активным в коллективе, независимо от группы здоровья, возраста, от степени застенчивости или наоборот активности ребѐнка, а также в период адаптации. Парашют – это универсальное игровое средство, которое может использовать в деятельности любой воспитатель, специалист, родители и дети, уникально сочетая различные физические упражнения и движения с музыкой, речью, сказкотерапией, цветотерапией, а также вызывая эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Воспитательное значение пособия:

Цель: Главное предназначение парашюта - создание условий для всестороннего физического развития и удовлетворения естественной биологической потребности детей в движении.

Задачи:

  • Учить дошкольников применять двигательный опыт в игровой деятельности.
  • Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, скорость, внимание, воображение.
  • Воспитывать умение действовать в коллективе согласованно; воспитывать творчество, самостоятельность и инициативу в двигательно-игровых действиях, эмоциональную отзывчивость.
  • Способствовать совершенствованию двигательных навыков, формированию правильной осанки, укреплению мышц спины.

Игры с «Парашютом» способствуют:

  • развитию внимания, памяти;
  • выработки согласованности движений с музыкой;
  • укреплению мышц спины и рук;
  • активизируют двигательные навыки;
  • развивают координацию движений;
  • позволяют тихим и застенчивым детям быстрее адаптироваться в коллективе сверстников;
  • гиперактивным детям научиться соблюдать правила игры дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом;
  • развивают       звуковысотный,      тембровый      слух,       чувство      ритма,

темподинамическое представление; 

  • развивают творческие способности и вызывают положительные эмоции. 

Требования к пособию:

Пособие «Волшебный парашют» соответствует методическим, дидактическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Хочу отметить, что проводя игры с дидактическим пособием, происходит интеграция таких областей как «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Познание». Что касается с точки зрения санитарно-гигиенических требований, то пособие очень просто обрабатывается: ежедневно протирается влажной ветошью в мыльном растворе, еженедельно проводится щадящая стирка. Из этого делаю вывод, что пособие является безопасным.

Использование пособия:

Парашют даёт массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. Ведь если ты стоишь под парашютом, то все остальные для тебя пусть ненадолго, но отделены этой тканью, и есть дети, которых такое пугает. Важно не торопить, и ни в коем случае не заставлять таких детей обязательно входить под парашют вместе с другими. Со временем эти дети тоже расхрабрятся, и сами забегут в яркий домик!

Как и в других подвижных играх, дети учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.

Дети обожают игры с цветным парашютом, иногда они заводятся так, что перестают слушать. Поэтом перед каждой игровой сессией стоит поговорить о правилах безопасности. Я просто напоминают малышам, что за парашют надо держаться, что забегать просто так под крыло нельзя. Если игра становится неуправляемой, остановитесь и уберите парашют. Всегда начинайте с веселых и шумных игр, а заканчивайте спокойными.

Во время участия детей в коллективных играх и игровых упражнениях с использованием пособия «Волшебный парашют», создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания, придумывать новые игры, варианты игр и правила к ним.

В результате использования дидактического пособия «Волшебный парашют» у дошкольников хорошо развивается координация движений, повышается двигательная активность, эмоциональный настрой. Дошкольники проявляют дружеские отношения в игре, повышается интерес к физкультурным занятиям; дошкольники показывают высокие результаты по основным видам движения (бег, прыжки, бросание, ползание, ловля), развивается фантазия; дети применяют полученный двигательный опыт в самостоятельной игровой деятельности.

В будущем планирую использовать парашют в игровой совместной деятельности детей и взрослых, на различных досугах, совместных развлечениях детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физической культуре с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют" на тему: "Страна счастья"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием дидактического пособия «Волшебный парашют» на тему: «Страна счастья». Старшая группа...

"Страна Счастья"- интегрированное,инновационное,игровое физкультурное занятие в старшей группе с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют"

. Парашют – это множество разноцветных тканевых секторов с петлями-держателями. По глади парашюта можно пустить бурные волны или тихую гладь, все зависит от навыков моторного восприятия и чувства ритм...

"Волшебный парашют" - подвижные игры

Картотека игр с использованием нетрадиционного спортивного оборудования "Волшебный парашют"...

"Волшебный парашют" - утренняя гимнастика

Нетрадиционное спортивное оборудование "Волшебный парашют"...

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ОВЗ «ВОЛШЕБНЫЙ ПАРАШЮТ»

Нетрадиционное игровое оборудование " ВЕСЕЛЫЙ ПАРАШЮТ" решает следующие задачи;• Способствовать совершенствованию двигательных навыков, формированию правильной осанки, укреплению...