Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Светлана Анатольевна Меньшенина

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка, испытывающего трудности в освоении программы, посещающего группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx52.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида №

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка, испытывающего трудности в освоении программы, посещающего группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Срок реализации: сентябрь 2023 г    -  май  2024 г.

Дата заполнения ИОМ:  00.00.0000г.

                                                                                                                                                                                                           Составители:

 Воспитатель  

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель  

Модуль № 1

1. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, отчество  ребенка:  

Дата рождения

Домашний адрес:  .

Заключение ПМПК.: 

Выписка из  протокола  ПСИХОЛОГА-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА МБДОУ-д/с №

 Фамилия имя:   Возраст  

Заключение ППк:

Председатель  ПМПк:                                    зам.зав по ВМР.

Члены ПМПк:                                                 учитель-логопед;  

                                                                         воспитатель;  

                                                                         муз.руководитель;                                                                          

                                       

2. Социальная карта семьи

Семья (полная/неполная) полная

Состав семьи  детей в семье (в т.ч. опекуна):

Какой ребенок в семье по счету/ в т.ч. опекуна :-

С кем ребенок проживает    родители

Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни

Условия жизни ребенка имеется уголок для игр и занятий в общей комнате

Кто из взрослых:
- помогает заниматься дома по рекомендациям специалистов  

- находится с ребенком в случае болезни  

- провожает и забирает из детского сада  

Гуляет с ребенком

Помогает разрешать конфликты

Модуль № 2. Диагностический

Педагогическая диагностика (актуальное развитие ребенка, интересы ребенка, социальное окружение, отношение родителей к процессу образования ребенка, коррекционно-развивающей работе).

Педагогическая диагностика (воспитатель, логопед, музыкальный руководитель)

Основные линии развития

Направление и содержание деятельности

Достижения ребенка

(сильные стороны развития)

Трудности в развитии, требующие особого внимания

Физическое  развитие

 

Сохранение и укрепление здоровья

 

 

Выполнение ОРУ, развитие психофизических качеств

 

 

Координация движений

 

 

Двигательная активность с предметам

 

 

Осязание и мелкая моторика

 

Познавательное развитие

Высшие психические функции  (внимание, память)

Представления о ближайшем окружении

 

 

Представления о природе

 .

Предметные представления

 

 

 

Сенсорное развитие

 

 

Зрительное восприятие

 

 

Математические представления

 

 

Пространственные представления

 

Социально-

коммуникативное развитие

Взаимодействие со взрослыми

 

 деятельность часто реагирует негативно.

Навыки самообслуживания

 

 

Взаимодействие со сверстниками в игре

 

Саморегуляция, нравственные качества

  

 

Речевое развитие

Коммуникативные функции

.

 

Речевые возможности ребенка

 .

 

Художественно-

эстетическое развитие

Продуктивные виды деятельности

 

Слушание музыки, песен

 

 .

Танцевальные движения

 

 

Знакомство с художественной литературой

 

Включение семьи в процесс

Представления членов семьи об особенностях ребенка

 

 

Включение в воспитательный процесс

 

 

Модуль № 3.   Коррекционно-развивающая работа

В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:  

развития положительного отношения ребенка с ТНР к себе и другим людям;

развития коммуникативной и социальной компетентности ребенка с ТНР в доступных его восприятию  пределах, в том числе информационно-социальной компетентности;

развития игровой деятельности.

В образовательной области «Познавательное развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:  

развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.  

В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:  

формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;

приобщения детей к культуре чтения художественной литературы

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:  

развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;  

приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:  

становления у детей ценностей здорового образа жизни;

развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;  

формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:

выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;

вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО.

создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

Коррекционно-развивающая работа включает:

системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);

совершенствование коммуникативной деятельности;

формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР;

развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);

формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;

достижение  уровня  речевого  развития,  оптимального  для обучающегося, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах  занятий и вне их, различных коммуникативных ситуациях.

Рекомендации консилиума по индивидуальному подходу к ребенку:

Виды помощи: 

Индивидуальный темп работы:

Индивидуальный объем выполняемой работы:.

Индивидуализация наглядных средств: Использование специальных технических средств коррекции:

Другое:

Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя

Основные направления развития

Содержание деятельности

Организационно-педагогические условия

Ожидаемый результат

Итоговый результат

Физическое развитие

Становление ценностей здорового образа жизни

 Представления о рациональном питании, значении двигательной активности, об активном отдыхе, о пользе закаливания.

Физическая культура

 Физкультурные занятия и упражнения.

Спортивные и подвижные игры

Применение здоровьесберегающих технологий: дыхательная, пальчиковая гимнастики, физминутки.

Выполнение упражнений на координацию движений с речью. 

 

Социально-коммуникативное развитие

Развитие игровой деятельности

Игры сюжетные, со сверстниками

Воспитание навыков самообслуживания

 Правила пользования предметами гигиены.

Правила поведения за столом и использования столовых приборов.

Следить за чистотой одежды, внешним видом.

 

 

Приобщение к труду

Развитие творческой инициативы в разных видах творчества.

Выполнение трудовых поручений.

Учить поддерживать порядок в группе, на участке.

Расширять представления о руде взрослых.

Формирование основ безопасности

Знакомство с правилами безопасного поведения на природе, на дорогах.

Закрепление правил безопасного поведения.

Формирование навыков поведения в различных ситуациях.

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

 Совершенствовать навыки в разделах: количество и счет

величина, форма, ориентировка в пространстве, во времени

 

 Конструктивно-модельная деятельность

Конструирование из строительного материала, из деталей конструктора

Ознакомление к окружающим миром

 Предметное окружение

Уточнение  и расширение словаря по лексическим темам, значений слов, действий, признаков предметов.

 

Ознакомление с миром живой и неживой природы.

Обобщение и систематизация представлений о временах года, погодных явлениях, о природных зонах Земли.

Расширение представлений о растениях, животных.

Социальное окружение.

Расширение представлений о сферах человеческой деятельности, разных профессиях, знакомство с разными элементами культуры и обычаев людей разных стран

Речевое развитие

Развитие речи

Совершенствование речи, как средства общения.

Формирование словаря и грамматического строя речи

 

Преодоление нарушений звукопроизношения

Закрепление правильного звукопроизношения

Выработка интонационной выразительности речи

Формирование фонематических процессов. Подготовка к обучению грамоте

Совершенствование фонематического слуха и восприятия

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация, конструирование.

 

 

Музыкальная деятельность

 Развитие  музыкального слуха.

Развитие музыкальной памяти.

Формирование песенного, музыкального слуха.

 

Знакомство с художественной литературой

 Развитие интереса к художественной литературе.

Совершенствование художественно-речевых способностей

.

Работа с семьей

Включение семьи в воспитательный, коррекционно-образовательный  процесс

Повышение компетенции родителей в образовании,  развитии и  воспитании ребенка с ОВЗ

 

 

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда

Основные направления развития

Содержание деятельности

Организационно-педагогические условия (формы, способы, методы, приемы, средства)

Ожидаемый результат

Итоговый результат

Развитие общей моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений, развитие оптико-пространственной ориентации.

 

Развитие мелкой моторики

Развитие координированных движений с предметом.

Развитие  графо – моторных навыков.

Развитие артикуляционной моторики

- развитие статической организации движений губ, языка;

- развитие динамической организации движений губ, языка, мышц нижней челюсти;

- развитие переключаемости движений губ, языка, нижней челюсти;

- логопедический массаж с использованием пальцев;

Развитие глубокого, ритмичного дыхания с углубленным, спокойным выдохом.

Звукопроизношение

Постановка дифференциация звуков.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков с помощью

Развитие интонационной стороны речи.

Формирование слоговой структуры.

Фонематические процессы

-  Различение слов, близких по звуковому составу;

- дифференциация слогов;

- дифференциация согласных звуков (по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по способу образования

Лексико-грамматическая сторона

Формирование умения понимать предложения, логико-грамматических конструкций. Расширение объема предложения путем введения определений. Учить вслушиваться в речь и различать окончания прилагательных разного рода. Совершенствовать навык составления простых предложений с союзами.

Уточнение, расширение словаря по лексическим темам (по перспективному плану логопеда)

Активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления  предложений и рассказов. (по программе).

Связная речь

 Развивать умение строить диалог, использовать вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения в зависимости от контекста общения. Учить овладевать умением устанавливать последовательность событий, правильно выражать ее словами через вопросно-ответные формы речи с демонстрацией действий, картинок

Правильно использовать интонацию.

Использовать средства связи языковых единиц в предложении, тексте.

 

Социально-коммуникативное развитие

 Развитие навыков самоорганизации в образовательной деятельности и в режимных моментах;

Формирование навыков целенаправленного поведения; формирование игровых действий и развитие социально-бытовых навыков.

Работа с родителями

Включение семьи в коррекционно-образовательный процесс

 Коррекционно-обучающая  работа.

Формирование адекватной оценки родителями состояние речи ребенка.

Формирование положительной мотивации к взаимодействию.

Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития.

Ознакомление с методами коррекционно – развивающего воздействия.

Коррекционно-развивающая деятельность  музыкального руководителя

Основные направления развития

Содержание деятельности

Организационно-педагогические условия (формы, способы, методы, приемы, средства)

Ожидаемый результат

Итоговый результат

Слушание

 

Формировать у ребенка интерес к музыке, творческую активность, потребность в восприятии музыки. Формировать культуру слушания музыки, различать жанры, определять характер произведения. 

 

Пение

 

Формировать певческие умения: петь легким звуком, брать дыхание перед началом песни и музыкальными фразами, пропевать отчетливо слова, поупражнять в интонировании кварты и квинты. 

Музыкально-ритмические движения

Вызвать интерес к музыкально-ритмическим движениям. Формировать музыкально-ритмические навыки и умения. Свободно легко двигаться поскоками, ритмично выполнять приставной шаг с продвижением вперед. 

Игра на детских музыкальных инструментах

Побуждать исполнять несложные песни на металлофоне, овладеть правильным способом звукоизвлечения на металлофоне. 

        

Мотивационные (личностные) образовательные  результаты

Основные направления развития

Содержание деятельности

Организационно-педагогические условия (формы, способы, методы, приемы, средства)

Ожидаемый результат

Итоговый результат

Саморегуляция, нравственные качества

Формирование  образа Я,

Положительной самооценки, уверенности, инициативы

Стремление к справедливости.

Уважительного отношения  к окружающим

Чувства принадлежности к своей семье

Любовь и интерес к малой родине.

Воспитание патриотические чувства

Универсальные образовательные результаты

Основные направления развития

Содержание деятельности

Организационно-педагогические условия (формы, способы, методы, приемы, средства)

Ожидаемый результат

Итоговый результат

Когнитивное развитие

Развивать познавательный интерес

Выделение качеств предметов

 Прививать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Формировать умение добывать информацию, действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Формирование  предпосылок учебной деятельности

Коммуникативное развитие

Формировать умение управлять своими эмоциями. Воспитывать умение применять конструктивные способы взаимодействия, уважительно относиться к сообществу детей.

Воспитывать доброжелательность, сотрудничество и взаимопомощь.

Регуляторное поведение

Воспитание организованности, дисциплинированности.

Формирование навыков культуры поведения.

Самостоятельности, организаторских способностей, доброжелательности.

Сравнительный анализ ожидаемого и итогового результата

На конец образовательного периода мы имеем следующие  результаты:

Выводы по результатам индивидуально – образовательного маршрута

Родитель (законный представитель)

 С ИОМ ознакомлен:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....