Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка, испытывающего трудности в освоении программы, посещающего группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка, испытывающего трудности в освоении программы, посещающего группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Срок реализации: сентябрь 2023 г - май 2024 г. Дата заполнения ИОМ: 00.00.0000г. Составители: Воспитатель Учитель-логопед Музыкальный руководитель |
Модуль № 1
1. Общие сведения о ребенке
Фамилия, имя, отчество ребенка:
Дата рождения
Домашний адрес: .
Заключение ПМПК.:
Выписка из протокола ПСИХОЛОГА-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА МБДОУ-д/с №
Фамилия имя: Возраст
Заключение ППк:
Председатель ПМПк: зам.зав по ВМР.
Члены ПМПк: учитель-логопед;
воспитатель;
муз.руководитель;
2. Социальная карта семьи
Семья (полная/неполная) полная
Состав семьи детей в семье (в т.ч. опекуна):
Какой ребенок в семье по счету/ в т.ч. опекуна :-
С кем ребенок проживает родители
Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни
Условия жизни ребенка имеется уголок для игр и занятий в общей комнате
Кто из взрослых:
- помогает заниматься дома по рекомендациям специалистов
- находится с ребенком в случае болезни
- провожает и забирает из детского сада
Гуляет с ребенком
Помогает разрешать конфликты
Модуль № 2. Диагностический
Педагогическая диагностика (актуальное развитие ребенка, интересы ребенка, социальное окружение, отношение родителей к процессу образования ребенка, коррекционно-развивающей работе).
Педагогическая диагностика (воспитатель, логопед, музыкальный руководитель)
Основные линии развития | Направление и содержание деятельности | Достижения ребенка (сильные стороны развития) | Трудности в развитии, требующие особого внимания |
Физическое развитие
| Сохранение и укрепление здоровья |
|
|
Выполнение ОРУ, развитие психофизических качеств |
|
| |
Координация движений |
|
| |
Двигательная активность с предметам |
|
| |
Осязание и мелкая моторика |
| ||
Познавательное развитие | Высшие психические функции (внимание, память) | ||
Представления о ближайшем окружении |
|
| |
Представления о природе | . | ||
Предметные представления |
|
| |
Сенсорное развитие |
|
| |
Зрительное восприятие |
|
| |
Математические представления |
|
| |
Пространственные представления |
| ||
Социально- коммуникативное развитие | Взаимодействие со взрослыми |
| деятельность часто реагирует негативно. |
Навыки самообслуживания |
|
| |
Взаимодействие со сверстниками в игре |
| ||
Саморегуляция, нравственные качества |
|
| |
Речевое развитие | Коммуникативные функции | . |
|
Речевые возможности ребенка | . |
| |
Художественно- эстетическое развитие | Продуктивные виды деятельности |
| |
Слушание музыки, песен |
| . | |
Танцевальные движения |
|
| |
Знакомство с художественной литературой |
| ||
Включение семьи в процесс | Представления членов семьи об особенностях ребенка |
|
|
Включение в воспитательный процесс |
|
|
Модуль № 3. Коррекционно-развивающая работа
В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
развития положительного отношения ребенка с ТНР к себе и другим людям;
развития коммуникативной и социальной компетентности ребенка с ТНР в доступных его восприятию пределах, в том числе информационно-социальной компетентности;
развития игровой деятельности.
В образовательной области «Познавательное развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:
развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.
В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
приобщения детей к культуре чтения художественной литературы
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:
развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
становления у детей ценностей здорового образа жизни;
развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.
Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО.
создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
Коррекционно-развивающая работа включает:
системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
совершенствование коммуникативной деятельности;
формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР;
развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);
формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;
достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах занятий и вне их, различных коммуникативных ситуациях.
Рекомендации консилиума по индивидуальному подходу к ребенку:
Виды помощи:
Индивидуальный темп работы:
Индивидуальный объем выполняемой работы:.
Индивидуализация наглядных средств: Использование специальных технических средств коррекции:
Другое:
Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя
Основные направления развития | Содержание деятельности | Организационно-педагогические условия | Ожидаемый результат | Итоговый результат |
Физическое развитие | ||||
Становление ценностей здорового образа жизни | Представления о рациональном питании, значении двигательной активности, об активном отдыхе, о пользе закаливания. | |||
Физическая культура | Физкультурные занятия и упражнения. Спортивные и подвижные игры Применение здоровьесберегающих технологий: дыхательная, пальчиковая гимнастики, физминутки. Выполнение упражнений на координацию движений с речью. |
| ||
Социально-коммуникативное развитие | ||||
Развитие игровой деятельности | Игры сюжетные, со сверстниками | |||
Воспитание навыков самообслуживания | Правила пользования предметами гигиены. Правила поведения за столом и использования столовых приборов. Следить за чистотой одежды, внешним видом. |
|
| |
Приобщение к труду | Развитие творческой инициативы в разных видах творчества. Выполнение трудовых поручений. Учить поддерживать порядок в группе, на участке. Расширять представления о руде взрослых. | |||
Формирование основ безопасности | Знакомство с правилами безопасного поведения на природе, на дорогах. Закрепление правил безопасного поведения. Формирование навыков поведения в различных ситуациях. | |||
Познавательное развитие | ||||
Формирование элементарных математических представлений | Совершенствовать навыки в разделах: количество и счет величина, форма, ориентировка в пространстве, во времени |
| ||
Конструктивно-модельная деятельность | Конструирование из строительного материала, из деталей конструктора | |||
Ознакомление к окружающим миром | Предметное окружение Уточнение и расширение словаря по лексическим темам, значений слов, действий, признаков предметов. |
| ||
Ознакомление с миром живой и неживой природы. Обобщение и систематизация представлений о временах года, погодных явлениях, о природных зонах Земли. Расширение представлений о растениях, животных. | ||||
Социальное окружение. Расширение представлений о сферах человеческой деятельности, разных профессиях, знакомство с разными элементами культуры и обычаев людей разных стран | ||||
Речевое развитие | ||||
Развитие речи | Совершенствование речи, как средства общения. Формирование словаря и грамматического строя речи
| |||
Преодоление нарушений звукопроизношения | Закрепление правильного звукопроизношения Выработка интонационной выразительности речи | |||
Формирование фонематических процессов. Подготовка к обучению грамоте | Совершенствование фонематического слуха и восприятия | |||
Художественно-эстетическое развитие | ||||
Изобразительная деятельность | Рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация, конструирование. |
| ||
Музыкальная деятельность | Развитие музыкального слуха. Развитие музыкальной памяти. Формирование песенного, музыкального слуха. |
| ||
Знакомство с художественной литературой | Развитие интереса к художественной литературе. Совершенствование художественно-речевых способностей | . | ||
Работа с семьей | ||||
Включение семьи в воспитательный, коррекционно-образовательный процесс | Повышение компетенции родителей в образовании, развитии и воспитании ребенка с ОВЗ |
|
| |
Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда
Основные направления развития | Содержание деятельности | Организационно-педагогические условия (формы, способы, методы, приемы, средства) | Ожидаемый результат | Итоговый результат |
Развитие общей моторики | Совершенствование статической и динамической организации движений, развитие оптико-пространственной ориентации. |
| ||
Развитие мелкой моторики | Развитие координированных движений с предметом. Развитие графо – моторных навыков. | |||
Развитие артикуляционной моторики | - развитие статической организации движений губ, языка; - развитие динамической организации движений губ, языка, мышц нижней челюсти; - развитие переключаемости движений губ, языка, нижней челюсти; - логопедический массаж с использованием пальцев; Развитие глубокого, ритмичного дыхания с углубленным, спокойным выдохом. | |||
Звукопроизношение | Постановка дифференциация звуков. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков с помощью Развитие интонационной стороны речи. Формирование слоговой структуры. | |||
Фонематические процессы | - Различение слов, близких по звуковому составу; - дифференциация слогов; - дифференциация согласных звуков (по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по способу образования | |||
Лексико-грамматическая сторона | Формирование умения понимать предложения, логико-грамматических конструкций. Расширение объема предложения путем введения определений. Учить вслушиваться в речь и различать окончания прилагательных разного рода. Совершенствовать навык составления простых предложений с союзами. Уточнение, расширение словаря по лексическим темам (по перспективному плану логопеда) Активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов. (по программе). | |||
Связная речь | Развивать умение строить диалог, использовать вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения в зависимости от контекста общения. Учить овладевать умением устанавливать последовательность событий, правильно выражать ее словами через вопросно-ответные формы речи с демонстрацией действий, картинок Правильно использовать интонацию. Использовать средства связи языковых единиц в предложении, тексте. |
| ||
Социально-коммуникативное развитие | Развитие навыков самоорганизации в образовательной деятельности и в режимных моментах; Формирование навыков целенаправленного поведения; формирование игровых действий и развитие социально-бытовых навыков. | |||
Работа с родителями | ||||
Включение семьи в коррекционно-образовательный процесс | Коррекционно-обучающая работа. Формирование адекватной оценки родителями состояние речи ребенка. Формирование положительной мотивации к взаимодействию. Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития. Ознакомление с методами коррекционно – развивающего воздействия. | |||
Коррекционно-развивающая деятельность музыкального руководителя
Основные направления развития | Содержание деятельности | Организационно-педагогические условия (формы, способы, методы, приемы, средства) | Ожидаемый результат | Итоговый результат |
Слушание
| Формировать у ребенка интерес к музыке, творческую активность, потребность в восприятии музыки. Формировать культуру слушания музыки, различать жанры, определять характер произведения. |
| ||
Пение
| Формировать певческие умения: петь легким звуком, брать дыхание перед началом песни и музыкальными фразами, пропевать отчетливо слова, поупражнять в интонировании кварты и квинты. | |||
Музыкально-ритмические движения | Вызвать интерес к музыкально-ритмическим движениям. Формировать музыкально-ритмические навыки и умения. Свободно легко двигаться поскоками, ритмично выполнять приставной шаг с продвижением вперед. | |||
Игра на детских музыкальных инструментах | Побуждать исполнять несложные песни на металлофоне, овладеть правильным способом звукоизвлечения на металлофоне. |
Мотивационные (личностные) образовательные результаты
Основные направления развития | Содержание деятельности | Организационно-педагогические условия (формы, способы, методы, приемы, средства) | Ожидаемый результат | Итоговый результат |
Саморегуляция, нравственные качества | Формирование образа Я, Положительной самооценки, уверенности, инициативы Стремление к справедливости. Уважительного отношения к окружающим Чувства принадлежности к своей семье Любовь и интерес к малой родине. Воспитание патриотические чувства |
Универсальные образовательные результаты
Основные направления развития | Содержание деятельности | Организационно-педагогические условия (формы, способы, методы, приемы, средства) | Ожидаемый результат | Итоговый результат |
Когнитивное развитие | Развивать познавательный интерес Выделение качеств предметов Прививать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Формировать умение добывать информацию, действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формирование предпосылок учебной деятельности | |||
Коммуникативное развитие | Формировать умение управлять своими эмоциями. Воспитывать умение применять конструктивные способы взаимодействия, уважительно относиться к сообществу детей. Воспитывать доброжелательность, сотрудничество и взаимопомощь. | |||
Регуляторное поведение | Воспитание организованности, дисциплинированности. Формирование навыков культуры поведения. Самостоятельности, организаторских способностей, доброжелательности. |
Сравнительный анализ ожидаемого и итогового результата
На конец образовательного периода мы имеем следующие результаты:
Выводы по результатам индивидуально – образовательного маршрута
Родитель (законный представитель)
С ИОМ ознакомлен:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....

Создание индивидуального образовательного маршрута на основе КИМП (конструктора индивидуального образовательного маршрута и программы для дошкольников с ОВЗ)
Для специалистов коррекционного профиля...
