Картотека игр по туризму
картотека по физкультуре (подготовительная группа)

Кривошеина Анастасия Юрьевна

Цель картотеки: Предложить педагогам детского сада разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на развитие физических, познавательных и социальных навыков детей старшего дошкольного возраста через элементы туризма.

Возраст обучающихся: 5–7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_turizmu_5-7_let.docx1021.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «ТОПТЫЖКА»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66,

detsad-53-2011@mail.ru

Картотека игр на тему

«Современные организационно-методические подходы к использованию средств туризма для развития детей старшего дошкольного возраста»

по образовательной области

«Физическое развитие»

для обучающихся 5-7 лет

подготовила:

Кривошеина Анастасия Юрьевна, инструктор по физической культуре

первой квалификационной категории

город Рубцовск, 2025 год

Картотека игр на тему «Современные организационно-методические подходы к использованию средств туризма для развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель картотеки: Предложить педагогам детского сада разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на развитие физических, познавательных и социальных навыков детей старшего дошкольного возраста через элементы туризма.

Возраст обучающихся: 5–7 лет.

1. Игра «Собираем рюкзак»

Цель: Развитие логического мышления, внимания, навыков классификации предметов.

Описание: Детям предлагается набор предметов (игрушки, одежда, еда, инструменты). Задача — выбрать только те вещи, которые пригодятся в походе (палатка, спальный мешок, фонарик, еда, вода, аптечка и т.д.). Можно усложнить задачу, предложив детям объяснить, почему они выбрали именно эти предметы.

Возраст: 5–7 лет.

2. Игра «Маршрут-дорожка»

Цель: Развитие координации движений, внимания, умения следовать инструкции.

Описание:  На полу раскладываются карточки с изображением различных препятствий (камни, бревна, лужи). Дети должны пройти по маршруту, обходя или перепрыгивая через препятствия. Можно добавить элементы соревнования, например, кто быстрее пройдет маршрут.

Возраст: 5–7 лет.

3. Игра «Кладоискатели»

Цель: Развитие навыков ориентирования, внимания, логического мышления.

Описание: Педагог прячет «клад» (игрушку или сюрприз) и рисует карту с подсказками. Дети должны следовать карте, чтобы найти клад. Можно усложнить задачу, добавив загадки или ребусы на карте.

Возраст:5–7 лет.

4. Игра «Штурм вершины»

Цель: Развитие физической выносливости, координации, командного духа.

Описание: Дети делятся на команды. Каждая команда должна «взобраться» на вершину (например, на горку или гимнастическую лестницу), преодолевая препятствия (например, пролезая через туннель или перепрыгивая через барьеры). Побеждает команда, которая быстрее всех справится с заданием.

Возраст: 5–7 лет.

5. Игра «Юные туристы»

Цель: Развитие навыков командной работы, внимания, ловкости.

Описание: Дети делятся на команды и выполняют различные задания, связанные с туристической тематикой: установка палатки, завязывание узлов, разжигание костра (имитация), ориентирование на местности. Побеждает команда, которая быстрее и точнее выполнит все задания.

Возраст: 5–7 лет.

6. Игра «Что возьмем в поход?»

Цель: Развитие речи, воображения, навыков классификации.

Описание: Педагог показывает детям карточки с изображением различных предметов и спрашивает: «Что возьмем в поход?» Дети должны объяснить, почему этот предмет нужен в походе. Например, «Мы возьмем палатку, чтобы спать в ней ночью».

Возраст: 5–7 лет.

7. Игра «Собираем рюкзак правильно»

Цель: Развитие логического мышления, навыков классификации, мелкой моторики.

Описание: Детям раздаются маленькие рюкзачки и набор предметов. Задача — правильно разложить предметы в рюкзаке, учитывая их вес и важность. Например, тяжелые предметы кладутся на дно, а легкие — сверху.

Возраст: 5–7 лет.

8. Игра «Поход выходного дня»

Цель: Развитие физической активности, командного духа, навыков ориентирования.

Описание: Дети отправляются на прогулку в парк или лес, где выполняют различные задания: находят спрятанные предметы, преодолевают препятствия, выполняют физические упражнения. Можно добавить элементы соревнования между командами.

Возраст: 5–7 лет.

9. Игра «Самый ловкий турист»

Цель: Развитие ловкости, координации, внимания.

Описание: Дети выполняют различные задания, связанные с ловкостью: перепрыгивание через препятствия, пролезание через туннель, бросание мяча в цель. Побеждает тот, кто выполнит все задания быстрее и точнее.

Возраст: 5–7 лет.

10. Игра «Лучший проводник»

Цель: Развитие навыков ориентирования, внимания, логического мышления.

Описание: Дети делятся на команды. Каждая команда получает карту с маршрутом. Задача — пройти маршрут, следуя карте и выполняя задания на пути (например, найти определенный предмет или выполнить физическое упражнение). Побеждает команда, которая быстрее всех пройдет маршрут.

Возраст: 5–7 лет.

11. Игра «Путешествие по карте»

Цель: Развитие навыков ориентирования, внимания, воображения.

Описание: Педагог показывает детям карту и рассказывает о различных местах, которые можно посетить. Дети должны выбрать маршрут и объяснить, почему они выбрали именно его. Можно добавить элементы игры, например, «пройти» по маршруту, выполняя задания.

Возраст: 5–7 лет.

12. Игра «Подружимся с природой»

Цель: Развитие экологической культуры, внимания, наблюдательности.

Описание: Дети отправляются на прогулку в парк или лес, где наблюдают за природой: находят разные виды растений, животных, насекомых. Можно предложить детям собрать природный материал для создания поделок или рисунков.

Возраст: 5–7 лет.

13. Игра «Мы юные туристы»

Цель: Развитие воображения, творческих способностей, речи.

Описание: Дети придумывают историю о путешествии, используя игрушки и предметы. Можно предложить детям нарисовать карту маршрута или создать макет местности.

Возраст: 5–7 лет.

14. Игра «Соревнования туристов»

Цель: Развитие физической активности, командного духа, ловкости.

Описание: Дети делятся на команды и выполняют различные задания, связанные с туристической тематикой: установка палатки, завязывание узлов, бег с препятствиями. Побеждает команда, которая быстрее и точнее выполнит все задания.

Возраст: 5–7 лет.

15. Игра «Экскурсия в лес»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, экологической культуры.

Описание: Дети отправляются на экскурсию в лес, где наблюдают за природой, слушают звуки леса, находят разные виды растений и животных. Можно предложить детям собрать природный материал для создания поделок или рисунков.

Возраст: 5–7 лет.

16. Игра «Костры и палатки»

Цель: Развитие мелкой моторики, навыков классификации, воображения.

Описание: Дети строят «палатки» из подручных материалов (например, из стульев и одеял) и «разжигают костер» (например, из бумажных полосок). Можно добавить элементы игры, например, «приготовить еду» на костре.

Возраст: 5–7 лет.

17. Игра «Туристическая эстафета»

Цель: Развитие физической активности, командного духа, ловкости.

Описание: Дети делятся на команды и выполняют различные задания в эстафете: бег с препятствиями, прыжки через «ручьи», пролезание через «туннели». Побеждает команда, которая быстрее всех выполнит все задания.

Возраст: 5–7 лет.

18. Игра «Туристический квест»

Цель: Развитие логического мышления, внимания, навыков ориентирования.

Описание: Дети выполняют задания, связанные с туристической тематикой: находят спрятанные предметы, разгадывают загадки, выполняют физические упражнения. Побеждает тот, кто быстрее всех справится с заданиями.

Возраст: 5–7 лет.

19. Игра «Туристический лагерь»

Цель: Развитие навыков командной работы, воображения, мелкой моторики.

Описание: Дети строят «туристический лагерь» из подручных материалов: палатки, костры, столы. Можно добавить элементы игры, например, «приготовить еду» или «устроить вечер у костра».

Возраст: 5–7 лет.

20. Игра «Туристический словарь»

Цель: Развитие речи, воображения, знаний о туризме.

Описание: Педагог показывает детям карточки с изображением различных предметов, связанных с туризмом (палатка, рюкзак, карта, компас). Дети должны назвать предмет и объяснить, для чего он нужен в походе.

Возраст: 5–7 лет.

21. Игра «Туристический маршрут»

Цель: Развитие навыков ориентирования, внимания, логического мышления.

Описание: Педагог рисует на полу маршрут с различными препятствиями. Дети должны пройти маршрут, следуя инструкции (например, «Пройди по красной линии, перепрыгни через синий круг»). Можно добавить элементы соревнования между командами.

Возраст: 5–7 лет.

22. Игра «Туристическая викторина»

Цель: Развитие знаний о туризме, внимания, логического мышления.

Описание: Педагог задает детям вопросы о туризме (например, «Что нужно взять в поход?», «Как правильно разжечь костер?»). Дети отвечают на вопросы, зарабатывая баллы. Побеждает тот, кто наберет больше всего баллов.

Возраст: 5–7 лет.

23. Игра «Туристическая эстафета с рюкзаком»

Цель: Развитие физической активности, ловкости, координации.

Описание: Дети делятся на команды и выполняют задания в эстафете, перенося рюкзак с предметами. Например, нужно пробежать с рюкзаком, перепрыгнуть через барьер, пролезть через туннель. Побеждает команда, которая быстрее всех выполнит все задания.

Возраст: 5–7 лет.

24. Игра «Туристический пикник»

Цель: Развитие навыков командной работы, воображения, мелкой моторики.

Описание: Дети «устраивают пикник» на природе: раскладывают «еду» (игрушечную или нарисованную), «разжигают костер», «готовят еду». Можно добавить элементы игры, например, «пригласить друзей» или «устроить чаепитие».

Возраст: 5–7 лет.

25. Игра «Туристический кроссворд»

Цель: Развитие речи, знаний о туризме, логического мышления.

Описание: Педагог предлагает детям разгадать кроссворд, связанный с туристической тематикой. Вопросы могут быть простыми (например, «Что мы надеваем на ноги в походе?» — ботинки) или более сложными (например, «Как называется прибор для определения сторон света?» — компас).

Возраст: 5–7 лет.

26. Игра «Туристический квест на местности»

Цель: Развитие навыков ориентирования, внимания, логического мышления.

Описание: Дети отправляются на прогулку в парк или лес, где выполняют задания, связанные с туристической тематикой: находят спрятанные предметы, разгадывают загадки, выполняют физические упражнения. Побеждает тот, кто быстрее всех справится с заданиями.

Возраст: 5–7 лет.

27. Игра «Туристический лагерь на природе»

Цель: Развитие навыков командной работы, воображения, мелкой моторики.

Описание: Дети строят «туристический лагерь» на природе: устанавливают палатки, разжигают костер, готовят еду. Можно добавить элементы игры, например, «устроить вечер у костра» или «пригласить друзей».

Возраст: 5–7 лет.

28. Игра «Туристический словарь с картинками»

Цель: Развитие речи, воображения, знаний о туризме.

Описание: Педагог показывает детям карточки с изображением различных предметов, связанных с туризмом (палатка, рюкзак, карта, компас). Дети должны назвать предмет и объяснить, для чего он нужен в походе. Можно добавить элементы игры, например, «Собери рюкзак» или «Найди предмет».

Возраст:5–7 лет.

29. Игра «Туристическая эстафета с препятствиями»

Цель: Развитие физической активности, ловкости, координации.

Описание: Дети делятся на команды и выполняют задания в эстафете, преодолевая препятствия: бег с рюкзаком, прыжки через барьеры, пролезание через туннель. Побеждает команда, которая быстрее всех выполнит все задания.

Возраст:5–7 лет.

30. Игра «Туристический пикник на природе»

Цель: Развитие навыков командной работы, воображения, мелкой моторики.

Описание: Дети «устраивают пикник» на природе: раскладывают «еду» (игрушечную или нарисованную), «разжигают костер», «готовят еду». Можно добавить элементы игры, например, «пригласить друзей» или «устроить чаепитие».

Возраст: 5–7 лет.

Заключение:

Данная картотека игр поможет педагогам детского сада разнообразить образовательный процесс и сделать его более увлекательным для детей. Использование элементов туризма в играх способствует развитию физических, познавательных и социальных навыков детей, а также воспитывает любовь к природе и активный образ жизни.

Список используемой литературы:

1. Бабина Г.В., Пономарева Н.А. Физическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2020. — 192 с.

2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2021. — 208 с.

3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! — СПб.: Детство-Пресс, 2020. — 320 с.

4. Григорьев Д.В., Степанов Н.Н. Основы туризма: Учебник для вузов. — М.: Академия, 2019. — 240 с.

5. Жуковская Р.И. Туризм и краеведение в детском саду. — М.: Владос, 2021. — 176 с.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с окружающим миром. — М.: Академия, 2020. — 256 с.

7. Лебедев В.П., Лебедева Н.В. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — СПб.: Речь, 2021. — 224 с.

8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2021. — 128 с.

9. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка. — М.: Речь, 2020. — 208 с.

10. Степанов В.П. Основы туристской деятельности. — М.: Академия, 2020. — 288 с.

11. Федорова Г.П. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. — М.: Владос, 2021. — 192 с.

12. Парциальная программа туристско-краеведческой деятельности дошкольников «Туристические тропинки». Снурникова С.В., Плотниченко Н.А., Новаковская Н. Е., Москалева Е.А., Беседина И.А. – 2-е изд., испр. и доп. – Армавир.: ИП Молозин А.Д., 2023 г. – 70 стр.

13. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 80 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).

14. Бикренева Л. Идем в поход. // Дошкольное образование.2002, №2 с 21

15. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: АРКТИ,2002.- 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

16. Бочарова Н.И. «Туристские прогулки в детском саду». М., 2004

17. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. – Киев: Здоровья,1983. – 208 с.

18. Зубкова Т. Уроки старого Компаса. // Дошкольное образование 2002, №2 с.22.

19. Картушина М.Ю. «Зелёный огонёк здоровья». М., 2009

20. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск «Асар», 1996

21. Николаева С.Н. «Юный эколог». М., 2002

22. Полиевский С.А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 1984. – 80 с., ил (Науч.- попул. мед. Литература. Физкультура и закаливание). 15 к.

23. Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду». М., 2000.

24. Сапожникова О. Как учить детей ориентироваться на местности // Дошкольное образование .2002, № 2 с .20.

25. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368 с.

26. Торочкова Т.Ю. Игры для похода или прогулки в лесу. // Библиотека журнала «Вестник образования» .2001, № 3 с.49

27. Шишкина В.А.Прогулки в природу: Учеб.-метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ В.А.Шишкина, М.Н.Дидулевич.-Просвещение, 2002.-112с.

28. Завьялова Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду.

29. Завьялова Т. П. Методика обучения и воспитания области дошкольного образования. Туризм в детском саду.

30. Кузнецова С. В. Туризм в детском саду // 2013г.

31. Казакова Н. А. Туристские походы в разное время года // Инструктор по физкультуре №4 2012г.

32. Тимошкина С. В. Слет юных туристов // Инструктор по физкультуре №2 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «C туризмом дружит вся семья» (старший дошкольный возраст)

Цель проекта: Привлечение детей и родителей к активному отдыху, спорту....

Программа "Детские туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ"

Нетрадиционное оздоровление детей в нашем детском саду заключается ещё и в том, что одной из интересных форм работы стал детский туризм. Готовясь к походу, мы продумываем для детей сюрпризы, игры. Ро...

Фестиваль туризма

Цель: Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни и ознакомление с туризмом, как видом спорта.Задачи:1.  Ознакомить с туризмом как видом спорта;2.  Формировать основы здор...

Авторская программа по туризму с детьми дошкольного возраста."Азбука туризма"

Предлагаемая  прграмма разработана на основе эколого-краеведческого  содержания  при  тесной  взаимосвязи  с   программным  матертиалом  по  дошкольно...

Картотека игр по туризму для детей старшего дошкольного возраста

проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, является одной из основных в современном обществе. Исходя из этого, активизируется поиск ра...