Использование народных подвижных игр в развитии дошкольников
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Данный сценарно- методический материал будет полезен инструкторам по физической культуре ,а также воспитателям ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 450.58 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10
муниципальное образование Кущевский район
Использование народных подвижных игр
в развитии дошкольников
из опыта работы инструктора
по физической культуре
первой категории
Барановой Елены Григорьевны
ст. Кисляковская, 2019г.
Содержание:
- Вводная часть
- С чего начинается кубанская подвижная игра
- Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Дети земли Кубанской!»
- Спортивное развлечение«Забавы кубанских казаков»
- Конспект физкультурного развлечения «Казачьи забавы», посвященного Дню защитника Отечества.
- Картотека кубанских считалок
- Картотека кубанских подвижных игр
- Литература
В пособии предлагается обобщённый опыт работы инструктора по физической культуре МБДОУ д/с № 10 Барановой Е.Г.по теме: «Приобщение детей к истокам культуры Кубани .Кубанские народные игры.»
Введение
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, малой родины, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
На доступном детям уровне знакомим их с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствуем развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитываем любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
С чего начинаются игры?
Многие игры начинаются с выбора вожака: в одной игре хозяйка, в другой- волк, в третьей – медведь. В одной игре каждому хочется водить, в иной- никому. Поэтому вожака надо выбрать по считалочке.
Все, кто принимает участие в игре, становится в кружок. Тот, кто произносит считалку при первом слове указывает пальцем на себя, при втором слове на соседа и так далее. На кого выпадет последнее слово тому и водить. Споров быть не может. Считают ещё так: произносят считалку, при каждом слове поскорей указывают на стоящих в кругу игроков. На кого выпадет слово- выходит из круга. Считалка начинается снова. Наконец останутся двое. Кому из них водить? Опять счёт и тот на кого последнее слово выпадет выходит. Оставшийся водит.
Кубанские народные игры в воспитании дошкольников
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с историей станицы и родного края, с обычаями, традициями, песнями казаков. А в игровой деятельности учим детей играть в кубанские народные игры. В этих играх дети узнают кубанский фольклор, своеобразный станичный говор, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре Кубани.
В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Например: (Игра «Тополёк» «На Кубань пришла весна, Распушила тополя! Тополиный пух кружится, Но на землю не ложится.Дуйте, ветры, с кручи Сильные, могучие!»; Игра «Заплетайся плетень» «Заяц, заяц не войдет, в наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся!») Казачьи игры сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Так, например, в игре: «Мельница» - дети получают знания о том, что такое «мельница», принцип работы, как получают муку и что из нее пекут; в игре «Тополек», дети знакомятся с деревом – тополь и особенностями его произрастания. Уточняют понятие - «тополиный пух». Также в играх дети знакомятся с предметами кубанского быта и окружением: веретено, плетень, курень, бахча; элементами одежды: шаль, кубанка, «брыль» и многое другое. Народные игрыобогащают словарный запас и активизируют речь детей; развивают память, внимание («Подсолнухи», «Сон казака» и др.)
В играх с соревнованием двух команд, чтобы разделить детей на две части, равные по численности, по силам, применяем, способ проговаривания: «солнце» или «луна», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д. В играх с предметами - используем жгуты, палки, мячи, подковы, платки, шесты, шары и другие атрибуты. Ведущего в играх выбираем с помощью считалок.
Среди кубанских игр много игр на развитие физических качеств, в особенности ловкости («Кубанка», «Разбить кувшин», быстроты («Пугало», «Конники») и силы («Тяни холсты», «Перетяжки») и т. д.
Народные казачьи игры не требуют специального оборудованного места. Местом для игр может служить лужайка, спортзал, беседка, группа.Для проведения игр не требуется специальный спортивный инвентарь (помимо мячей, скакалок, гимнастических палок можно использовать подручный материал: веревки, палки, тряпичные мячи). Во время проведения игр следим за точностью движений, которые должны соответствовать правилам игры.
В прошлом в каждой казачьей семье было много детей. Дети сами организовывали свой досуг. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые приживались среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись, менялись их названия. Но уж коли игра завладевала душами детей, то нередко оставалась в станицах на долгие годы. Мы также играем с детьми в казачьи игрынашей станицы Кисляковской.
Когда знакомились с играми «Краду, краду кауны…», «Баба Кыця», «Лымкач»рассказала детям, что в эти игры играли не только их родители, но и дедушки и бабушки. Предлагала детям спросить у старшего поколения про игры. Впоследствии дети с восторгом рассказывали, что и правда бабушка, дедушка, мама, папа знают эти игры и играли в них. Лет пять, шесть назад старшие дети ещё играли в народные игры, вовлекали и младших детей, таким образом, кубанские игры передавались из поколения в поколение. К сожалению, современные дети почти не играют в народные игры, поэтому главная наша задача заключается в том, чтобы воспитать интерес, любовь к кубанским играм, желание играть в них активно и самостоятельно не только в детском саду, но и дома в компании друзей.
Самая любимая игра у наших детей «Баба Кыця». В начале игры происходит весёлый и смешной диалог. И само обращение Баба Кыця вызывает у ребят смех и у них уже в начале игры радостное, задорное настроение. Ребята часто просят провести эту игру, а также играют самостоятельно.
В ходе игры привлекаем внимание детей к её содержанию, словам, произносимым в ней. Например, когда знакомились с игрой «Краду. Краду кауны» поинтересовалась: «Что такое кауны?», Илья ответил: «Арбузы. Моя бабушка говорит на арбузы «кауны»».Обращаю внимание, на станичный говор. Объясняю, что поле, на котором растут арбузы называется – бахча.
Таким образом, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, образуют фундамент для развития нравственно – патриотических чувств.
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Дети земли Кубанской!»
Цель: учить играть в народные подвижные игры, воспитывать любовь к малой Родине, знакомить детей с бытом, костюмами и культурой казаков, развивать интерес к Кубанским профессиям, подвижным играм и занятиям, развивать физические качества детей (скорость бега, быстроту реакции, выносливость, ловкость, память, речь, воображение.
Оборудование: костюм казачки, каравай с солью, разнос, казачьи костюмы по количеству детей, 7 саблей, 2 деревянных коня, сундук, 4 клубка с нитками, музыкальный центр, диски с народной музыкой.
Место проведения: спортивный зал или спортивная площадка.
Участники: дети старшей, подготовительной к школе группы инструктор по физической культуре, воспитатель группы.
Предварительная работа: накануне дети изучают иллюстрации о быте казаков, посещают памятные места станицы Кисляковской. Совершают экскурсию в музей, знакомятся с символикой флагов Кубани и Кущевского района. Читают произведения Кубанских поэтов и писателей.
Ход развлечения:
Спортивный зал украшен в казачьем стиле: подсолнухи, хата казака, плетеный забор и т. д. Дети одеты казаками и казачками. Родители вместе с детьми проходят в спортивный зал и становятся вдоль гимнастических скамеек.
Звучит гимн Кубани
1 ребенок:
Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы-
Всё это родная Кубань!
2 ребенок:
Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывёт за комбайном комбайн.
Огни городские, гудки заводские –
Всё это родная Кубань.
3 ребенок:
Дары свои щедро открыли нам недра,
Морями разлились хлеба.
Весёлые песни летят в поднебесье,
Открытая ввысь глубина.
И нет красивее края в России,
Чем наша родная Кубань!
Казачка: Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые зрители, родители и наши юные казаки и казачки. Сегодня мы неслучайно начали наш праздник с гимна Кубани. Сегодня, мы проведем спортивное развлечение «Дети земли Кубанской». Окунемся в быт и простую жизнь наших предков – казаков. Среди просторов нашей необъятной России, есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля, твоя родная, казачья станица. Ребята, а как же она называется?
Дети-казачата: Кисляковская
Казачка:
На Кубани вольной и обильной
Есть одна среди других станиц
Что намного краше и ценнее
И дороже градов и столиц.
Милая душа, родная Кисляковская
И отчизна, и наш в окошке свет
Цветущими садами взор лаская
Она стоит уже более 200 лет.
1 ребенок
Край родной Кубанский - Родина моя,
В этом крае выросла вся моя родня.
2 ребенок
Дедушка в колхозе хлеборобом был
Хлебушек кубанский на полях растил.
3 ребенок
Горы и долины на Кубани есть
И моря и нивы все не перечесть...
Выходит ведущая в костюме казачки:
— Ребята, мы живем с вами на родной кубанской земле среди просторов нашей огромной Родины.
4 ребенок
Здесь трава всегда густа, лошади пасутся.
Эти тихие места Родиной зовутся.
Казачка: Ребята, расскажите, а что вы знаете про нашу любимую станицу, кто её населял?
Ребенок: Ее основали Запорожские казаки. Казаки жили в больших красивых хатах, построенных из глины и камыша, занимались скотоводством и земледелием. Казаки очень любили лошадей, поэтому лучшим другом казака был его верный конь. Казаки – дружелюбный народ, любят петь, танцевать и всегда чтут свои праздники и традиции.
Казачка:
Жива традиция,
Жива - от поколения старшего.
Важны обряды и слова,
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
Под народную музыку обходит гостей, угощает караваем.
Казачка: А сейчас давайте окунемся в быт казаков. Казачки всегда отличались своей красотой, умом, ловкостью и хитростью. У девочек были длинные косы, красивые наряды. Девушки на посиделках - вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу. А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.
(Открывает сундук с набором для игр).
Казачка: Подходите ближе, пряхи,
Пряжу тките на рубахи.
Тот, кто нить длинней спрядёт,
Вот того подарок ждёт.
Ведь с детства не научишься,
Всю жизнь намучишься.
Эстафета« Кто быстрее смотает нитки в клубок»
Девочки на скорость сматывают клубки для вязания. Побеждает самая быстрая девочка-казачка.
Казачка: Ребята отгадаете ли вы загадку?-Маленький, горбатенький. А все поле проскакал (серп).
Ребята, а вы знаете, для чего серп нужен? (ответы детей). Правильно, серпом в старину срезали колосья пшеницы, собирали таким образов урожай. Из пшеницы муку получали, а там и до горячего хлебушка недалеко!
Эстафета «Собери колоски».
Казачка: Колоски собрали.муку намололи, а теперь и хлеб испечем. Проводится куб. игра « Хлебчик»
Казачка: Если казачки занимались бытом, то мальчишки-казаки отдавали предпочтение лошадям. Давайте и мы научимся скакать на лошадях.
Эстафета «Конь мой вороной»
В конкурсе участвует две команды –мальчики. Участники команд должны сесть на коня и проскакать до ориентира и обратно. Побеждает самая быстрая команда.
Казачка:А казачки на Кубани славятся умением варить вкусный борщ.
Эстафета « Кубанский борщ»(девочки берут корзины и выбирают из овощей нужные овощи.)
Казачка:Удалой казак_ на все руки мастак!
И коня он обуздает и подковой подкует.
Эстафета « Передай подкову».
Ребенок:
Нужен отдых казаку,
Чтобы книгу почитать.
Ну, а будущим казачатам
Предлагаю поиграть.
Кубанская подвижная игра «Горелки»
Цель: Учить бегать в определенном направлении, не наталкиваясь друг на друга, развивать физические качества детей, умение действовать по сигналу.
Ход игры
Играющие встают в две колонны, взявшись за руки, впереди – водящий. Дети хором произносят:
Гори, гори ясно, Птички летят,
Чтобы не погасло. Колокольчики звенят!
Глянь на небо: Раз, два, три – беги!
С последним словом стоящие в последней паре опускают руки и бегут в начало колонны – один справа, другой слева от неё. Водящий пытается поймать одного из детей, прежде чем он успеет опять взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, то он берется за руки с пойманным и они становятся впереди колонны. Оставшиеся без пары, становится водящим. Для увеличения двигательной активности детей можно построить в три колонны.
Казачка: Что-то девицы наши засиделись. Девицы красавицы вставайте в хоровод. Молодец красавиц невесту выбирать идет.
Цель: Учить ходить в определенном направлении, согласовывать действия со словами, развивать наблюдательность, кругозор, ловкость, быстроту реакции, воспитывать интерес к Кубанским играм.
Ход игры
Играющие встают в круг. Внутри круга стоят два стула спинками друг к другу. Выбирают водящего – барина.
Дети: Ходит барин по хороводику,
Ищет барин себе девицу.
Барин выбирает девицу и выводит в круг.
Дети: Нашел!
Барин: Хороша ли моя девица?
Дети:Хороша, красива, мила и т. д.
Затем барин и девица садятся на стулья спиной друг к другу и насчет три! Поворачивают голову в сторону. Если повернулись в одну сторону, значит судьба быть вместе.
Казачка: Наше развлечение подошло к концу, мы убедились, какие смелые, ловкие и быстрые наши казаки и какие нежные и красивые казачки. Могут они, и веселиться, и ремеслом заниматься, танцевать и песни петь. Помните традициям Кубани – вечно жить.
Ребенок:
Ты цвети моя Кубань, становись все краше!
Не уронит честь казачью поколение наше!
Мы растем стране на славу под Кубанским небом.
Будем славить край родной богатырским хлебом!
Лучше нет станицы краше, нет богаче края .
Ты всегда любимой будешь, сторона родная!
Спортивное развлечение
«Забавы кубанских казаков»
для детей старшей-подготовительной группы
Программные задачи:
- Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к традициям и обычаям родного края, гордость за своих предков, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности.
- Совершенствовать физические способности детей, развивать ловкость, силу, выносливость, быстроту.
Оборудование: 2 макета коня, 2 конуса, 2 корзины, 1 корзина с овощами и фруктами, 2 подковы, деревянная лопата, дуга, колпачки, 2 обруча.
Ход мероприятия:
Инструктор:
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
Казачьи забавы,
И песни, и пляски!
- Богата наша Кубань традициями и обычаями! Кубань славится народными мастерами, а также и народными играми. Издавна повелось на Кубани, чтобы померяться силой, ловкостью и удалью молодецкой, молодые парни-казаки устраивали состязания! Ведь они ― будущие защитники родной земли. А врагов у нас на Кубани всегда хватало! Вот и мы с вами сегодня тоже устроим свои состязания, и проверим, насколько мы сильные и ловкие.
Инструктор: - и первое состязание называется: «Быстрые конники»
Команды стоят в двух колоннах. Первые участники берут макеты коней и быстро бегут до конусов, оббегают его и бегом возвращаются назад до линии финиша, передают коня следующему участнику. Выигрывает команда, которая первая выполнила задание.
Инструктор: - Овощей берем побольше,
Сварим мы кубанский борщ.
- второе состязание называется «Кубанский борщ»
Участвуют только девочки. Команды стоят в двух колоннах в руках у первого участника – корзинка. По команде участники бегут до столика, на котором стоит корзина с овощами. Необходимо выбрать нужный овощ, положить в корзинку и прибежав обратно, передать эту корзинку следующему участнику, который выполняет то же самое.
Инструктор: - а сейчас мы с вами поиграем в кубанскую игру «Не замай», в которую играли все дети.
Выбираются двое водящих, остальные участники разбегаются по залу. Водящие держат друг друга за руки, и стараются поймать кого-либо из играющих. Участники убегают, кричат «Не замай». Пойманным считается тот, вокруг которого водящие сомкнули руки. Этот игрок присоединяется к водящим, теперь уже ловят трое и т.д. Игра заканчивается, когда все играющие окажутся в одной цепи.
Инструктор:
Удалой казак –
На все руки мастак!
И коня он обуздает,
И подковой подкует!
- следующее состязание называется «Передай подкову»
Команды стоят в двух колоннах. Первые участники берут по одной подкове, ставят ноги врозь, и по команде передают подкову назад между ногами. Последний участник, получивший подкову, бежит в начало колонны, становится и передает подкову также снизу. Выигрывает та команда, в которой быстрее всех поменяются местами все участники.
Инструктор: - а пока наши мальчики отдыхают, девочки выполнят следующее задание, которое называется«Посади хлеб в печь».
- Как вы помните, наши бабушки и прабабушки, раньше пекли хлеб в русской печке. Теперь это сделаете вы. Это задание нам позволит проверить, насколько вы ловкие и аккуратные.
Участники строятся в одну колонну, у первого участника в руках деревянная лопата с «хлебом». По сигналу участник бежит до печи, держа в руках лопату с «хлебом», аккуратно оставляет «хлеб» в печи, ставит рядом лопату и бежит обратно. Следующий участник бежит к печи, берет лопату и вынимает готовый «хлеб» из печи, и возвращается с ним обратно, передает лопату следующему участнику. Важно, аккуратно ставить «хлеб» в печь и нести на лопате, не уронив его.
Инструктор: - и последнее наше состязание называется «Прокати в телеге».
Участники становятся в две команды парами, у первой пары в руках обруч. Мальчики надевают обруч на себя и держат его около пояса, а девочки берутся за обруч позади мальчика. По сигналу пары бегут до ориентира, огибают его и возвращаются обратно, передав обруч следующей паре. Следующая пара проделывает то же самое.
Инструктор:А сейчас поиграем в кубанскую игру «Подсолнухи».
Игроки стоят в несколько рядов — это «подсолнухи». Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения «подсолнухов».
По команде ведущего: «Солнышко!», «земледелец» уходит. Два «подсолнуха» меняются местами.
К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение.
Во время считалки «солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно поворачиваются лицом к нему.
Считалка: Солнце: Солнце светит!
Все: Дождь идет!
Солнце: Семечко!
Все: Растет! Растет!
Солнце: К солнцу тянется росток!
Все: Тонкий, тонкий стебелек!
Солнце: Небосвод весь обегая,
Все: Солнце светит не мигая.
Солнце: Земледелец, не зевай,
Все: Перемены отгадай!
Инструктор: Вот на такой веселой ноте наши состязания и закончились.
Ты цвети моя Кубань, становись все краше.
Не уронит честь казачью поколенье наше!
Мы растем стране на славу под кубанским небом.
Будем славить край родной богатырским хлебом!
Лучше нет станицы нашей, нет богаче края.
Ты всегда любимой будешь, сторона родная.
Все участники награждаются медалями «За ловкость и быстроту!».
Конспект
физкультурного развлечения «Казачьи забавы»,
посвященного Дню защитника Отечества
для детей подготовительной группы
Инструктора по физической культуре
детского сада № 10
Барановой Е.Г.
Программные задачи:
- Способствовать формированию гармоничного молодого поколения.
- Совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость.
- Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к традициям и обычаям родного края, гордость за своих предков, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности.
Оборудование: 2 палки-коня, 2 стойки с горизонтальными планками (высота 25 см), мешочки с песком по количеству участников, 2 корзины, 8 обручей и 8 картофелин, 2 ведра, 2 удочки, 10 - 15 рыбок (из картона, поролона или пластмассы), 2 гимнастические палки, 2 котелка, 12-14 поленьев.
Предварительная работа: НОД познавательное развитие, изучение традиций и обычаев Кубанских казаков, изучение казачьих подвижных игр, разучивание казачьих пословиц и поговорок, Кубанских песен.
Ход мероприятия:
Зал празднично украшен флажками, шарами, звучит казачий марш.
Ведущий:
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
Казачьи забавы,
И песни, и пляски!
Здравствуйте, дорогие гости и участники соревнований! Богата наша Кубань обычаями и традициями! Издавна повелось на Кубани, что молодые парни-казаки устраивали состязания, чтобы померяться силой и удалью молодецкой! Ведь они ― будущие защитники родной земли. А врагов у нас на Кубани всегда хватало! И сегодняшние состязания мы посвящаем Дню защитника Отечества!
Не зевай, честной народ,
Тебя сегодня праздник ждет!
Казаки, поприветствуйте наших гостей и друг друга, как это делали наши прадеды!
Команды хором приветствуют друг друга «Любо, любо, любо!»
Ведущий: Как в степи Кубанской
Всполохи играют.
Удалые казаченьки
Праздник начинают!
Казак без коня,
Как солдат без ружья!
Пришла пора показать военную сноровку -
Начинаем джигитовку.
По коням!
Проводится эстафета «Всадники»:
Команды стоят в колоннах по одному. Участники на палках-конях бегут змейкой между стойками, перепрыгивают через рейку на стойке (прыжок через препятствие) и бегом возвращаются назад до линии финиша. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.
Ведущий: Казачьи забавы совсем не легки,
Покажем, какие вы меткие стрелки.
Проводится эстафета «Меткие стрелки»:
Команды стоят в колоннах по одному. На расстоянии от команд стоят корзины. Каждому участнику необходимо попасть мешочком с песком в корзину. Выигрывает команда, попавшая большее количество раз.
Ведущий: Удалой боец - везде молодец!
Так и у нас казаки - на все руки мастаки:
И дров нарубить, и воды наносить,
Ну а коль весна настанет, огород посадить.
Проводится эстафета «Посадка картофеля»:
В лежащие обручи на полу, первый участник команды раскладывает картошку, а второй участник - собирает ее в ведро. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.
Ведущий: Хороша в походе уха - и навариста и сладка.
А чтоб ухи наварить, надо рыбы наловить.
Проводится эстафета «Рыбная ловля»:
Команды стоят за линией старта. Капитаны команд находятся от них на расстоянии за другой чертой. У капитана в руках удочка. Он забрасывает ее первому игроку команды, который ловит удочку и цепляет к ней рыбку, капитан снимает рыбку и кладет ее в ведро, и т. д. В данной эстафете выигрывает команда, наловившая большее количество рыбы за 1 минуту.
Ведущий: Чтоб ухи наварить,
Надо еще и дров притащить,
Да костер распалить.
Проводится эстафета «Костер»:
Участники команды, по сигналу ведущего, несут в руках по одному полену, складывают в костер между стойками, последние два участника несут на гимнастической палке котелок, и вешают его на стойки. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.
Ведущий: Делу ― время, потехе ― час! Пришла пора повеселиться и поиграть в старинные казачьи игры.
Проводятся кубанские народные игры « Кубанка», «Кауны».
Ведущий: Ну, вот и пришло время определить победителя в наших состязаниях. А пока жюри подводит итоги давайте покатаемся на карусели.
Проводится народная игра «Карусели».
Подводятся итоги, определяется победитель состязаний. Победители награждаются медалями «За ловкость и быстроту!».
Ведущий: Цвети, Кубань, красою взор лаская,
Мы сбережем покой твоих границ!
А ты моя любимая станица
Была милей и краше всех других станиц!
Желаю вам крепости духа, бодрости тела и мирного неба! А когда вы станете взрослыми, надеюсь, не забудете самые главные слова наших предков «Коли дружба велика — будет Родина крепка!»
Картотека кубанских считалок
Из истории считалок
Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку. Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.
«Считалки» занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка.
1.Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты – води.
2.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
Выплывает белый месяц,
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!
3.- Заяц белый, куда бегал?
- В лес зелёный.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон.
4.На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король,
Королевич, сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых людей.
5.Шёл баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.
6.Катится горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
7.Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дет
Сломал колесо на пороге,
Сколько гвоздей, говори поскорей,
Не задумывайся!
12.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,-
Выплывает белый месяц,
Кто до места не дойдёт,
Тот и жмуриться пойдёт!
13.Край дольный,
Край широкий.
Мак мачистый,
Головистый,
Головушки, как розушки.
Встань так, будешь – мак.
14.Катилось яблоко по огороду
И упало прямо в воду-бульк.
Картотека
«Кубанские подвижные игры»
для детей старшего дошкольного возраста
«Кауны»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
На одном конце площадки проводится черта - это «бахча». За чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож. Когда «сторож» засыпает, дети направляются к бахче со словами:
«Крадем, крадем кауны, деда не боимся
Дед нас палкой - мы его каталкой».
Сторож просыпается, дети бегут «домой»,
а он их догоняет. Пойманного сторож
отводит в сторону шалаша.
«Горящий пень»
Цель: развивать ловкость, умение менять направление, убегая от водящего.
Ход игры.
На определенном месте стоит ребенок, изображая собою «пень». Сзади него становятся дети парами, взявшись за руки. «Горящий пень» громко произносит: «Горю - горю пень».При последних словах, пара разрывает руки и бежит с двух сторон пня к определенному месту, где она снова соединяется.
«Пень» тоже срывается с места
и старается поймать кого-либо
из бегущих.
«Тополек»
Цель: действовать в соответствии с правилами.
Ход игры.
В игре участвуют: ведущий - «тополь», 3 игрока - «ветры», остальные - «пушинки», В центре площадки в кругу диаметром 2 м. стоит ведущий - «тополь», «пушинки», за кругом. Ведущий (тополь):«На Кубань пришла весна, распушила тополя. Тополиный пух кружится, но на землю не ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»
После этих слов налетают «ветры» и ловят «пушинки», те устремляются в круг к «тополю». Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.
«Рыбаки и рыбки»
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры.
Дети становятся в круг и считалкой выбирают двух водящих - «рыбаков», которые встают в круг, взявшись за руки. Остальные дети - «рыбки», они ведут хоровод и поют:«В воде рыбки живут, нет клюва, а клюют.
Есть крылья - не летают, ног нет, а гуляют.Гнезда не заводят, а детей выводят».
Закончив песню, «рыбки» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» ловят «рыб», пойманные «рыбы» составляют с «рыбаками» «невод» и ловят оставшихся «рыб».
«Заюшка»
Цель: совершенствовать силовые качества, ловкость.
Ход игры.
Дети образуют круг, внутри круга находится водящий - «заюшка». Играющие, взявшись за руки двигаются по кругу, произнося слова:«Ишовзаюшка по воду, тай вдаривсячолом об воду.
Котрыбулы в батюшки, котрыбулы в матушки.
По базариходилы и ножки томилы.
То в ти, то в ти ворота, а ворота позамыкани,
Жовтим писком позасыпани».
«Заюшка» медленно передвигаясь по кругу, старается неожиданно вырваться из круга. Если это удается, играющие его ловят. Игрок, поймавший водящего, сам становится «заюшкой».
«Кубанка»
Цель: развивать быстроту реакции.
Ход игры.
1 вариант: участники стоят по кругу в головных уборах - кубанках. По сигналу: «Раз, два, три - бросай! » все подбрасывают кубанки вверх - «чьявыше подлетит». Побеждает тот, чья кубанка упадет позже всех. Не учитывается тот, кто бросил позже других.
2 вариант: все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку дети быстро снимают с себя кубанку и надевают соседу (по часовой стрелке). Музыка останавливается - игра прекращается. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.
«Мышка»
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры.
Число играющих – пять, из которых четверо становятся по углам и постоянно меняются местами, а пятая - мышка, стоит посередине площадки и выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его.
Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.
«Утка»
Цель: развивать ловкость.
Ход игры.
Играющие становятся в круг.Считалкой выбирается «селезень» и «утка».
Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом, взявшись за руки поют:«Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо мало дитипищать,Истихотять!»При этом утку свободно пропускают из круга в круг, а селезня стараются задержать.
«Малечена - Калечена»
Цель: развивать равновесие, мелкую моторику рук.
Ход игры.
Выбирается ведущий. Все игроки берут в руки небольшую палочку длиной 20-30 см и встают как можно дальше друг от друга, произнося слова:
«Малечена - Калечена, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?»
После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три ... десять!».
Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.
«Подсолнухи»
Цель: развивать наблюдательность.
Ход игры.
Игроки - «подсолнухи» стоят врассыпную. Один - земледелец, он запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. По возвращению земледельца ведущий произносит считалку, тот в свою очередь, по окончании слов должен отгадать, кто где стоял:
«Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Земледелец не зевай, перемены отгадай!»
«Петушок»
Цель: развивать внимание.
Ход игры.
Все дети сидят,ведущий считалкой удаляет одного игрока, тон становится ко всем спиной. Среди оставшихся участников игры ведущий жестом назначает «Петушка».
Ведущий говорит:«Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спевает, Спать мешает казаку и кричит… .»Петушок (назначенный ребенок) кричит:
«Ку-ка-ре-ку!»Водящий отгадывает, кто кричал.
«Стадо»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
Играющие выбирают пастуха и волка,все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец - два дома на противоположных концах площадки.Овцы громко зовут пастуха:
«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!
Трава мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!»
Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу: Волк!» все овцы бегут в домна противоположную сторону площадки.
Кого волк поймал, тот выходит из игры.
«Завивайся плетень»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
Играющие делятся на 2 равные по силам команды: «зайцы» и «плетень». «Плетень», взявшись за руки находится в коридоре шириной 10-15 м. Зайцы находятся на одном из концов площадки.
Дети - «плетень» читают:
«Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся, зайцы лезут, спасайся!»
При последнем слове зайцы стараются перебежать на другую сторону площадки, разрывая «плетень» или подлезая под руками играющих.
Пойманные «зайцы» выходят из игры.
«Заря-заряница»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
Дети встают в круг. Считалкой выбирается Заря: «Тара-бара, домой пора, коров доить - тебе водить». Заря ходит за кругом с лентой в руках, а дети, взявшись за руки, идут по кругу в противоположную сторону и поют: «Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые - за водой пошла!». С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих. Тот быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
«Хлибчик»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
Дети делятся на пары. Ведущий - «хлибчик» (без пары) становится на некотором расстоянии от детей. Он громко произносит: «Пеку, пеку хлибчик»!
Дети: «А выпечешь?» Ведущий: «Выпеку!»
Дети: «А убежишь?» Ведущий: «Посмотрю!»
С этими словами дети и «хлибчик» бегают врассыпную по площадке. На команду педагога: «Пара!» - быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется.
«Плетень»
Цель: развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры.
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой, затем второй, третьей и четвертой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются, отходя спиной на свое место. По сигналу (свисток) играющие разбегаются по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна.При остановке музыки все бегут на свои места, строятся шеренгами, взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает шеренга, построившаяся первой.
«Кривой петух»
Дети стоят по кругу. Один в центре с завязанными глазами - «петух».
Дети спрашивают, «петух» отвечает:
«Кривой петух, на чем стоишь?» (На иголочках).
«А как тебе, не колко?» (На подковочках).
Дети идут по кругу и поют:
«Ступай в кут, там блины пекут,
Там блины пекут, тебе блин дадут».
Ребенок - «петух» стучит ногой об пол (3 раза).
Дети: «Кто там?» (Это я, Тарас).
Дети: «Лови нас, не открывая глаз».
Пойманного «петух» должен угадать.
Угаданный становится «петухом».
«Золотые ворота»
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры.
Играющие, образуя круг, берутся за рукии поднимают их вверх - делая «золотые ворота».Один из участников игры - водящий, проходит через «золотые ворота» по кругу «змейкой», при этом все говорят слова:«В золотые ворота проходите господа:В первый раз - прощается, второй - запрещается,А на третий раз не пропустим вас!»
Играющие, под чьими руками оказался ведущий, бегут в разные стороны по кругу.Прибежавший первым - встает в пару с водящим, а проигравший идет по кругу «змейкой».
«Селезень и утка»
Цель: развивать быстроту, ориентировку в пространстве.
Ход игры.
Играющие становятся парами, рука в руке. Двое: «утка» и «селезень», подныривают спереди и сзади под руками стоящих на площадке детей, причем «селезень» догоняет «утку».Стоящие в парах приговаривают:
«Догони, селезень, утку, догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой, у тебя семеро детей,
Восьмой - селезень, девятая - утка, десятая – гуска».
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
«Заплетайся плетень»
Цель: развивать ловкость, мышление.
Ход игры.
Выбирается водящий, который должен отойти в сторону и отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий.Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг. Кто - либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так - до полного «заплетения», запутывания. Затемигроки зовут водящего, который должен распутать хоровод, причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.
«Птицелов»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры.
В центре круга стоит птицелов с завязанными глазами. Играющие - «птицы», ходят (летают) по кругу и произносят нараспев слова:«В лесу, во лесочке, на зеленом дубочке
Птицы песни поют. Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас зовет, птицы, улетайте!»
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте. Тот, кого нашел птицелов, начинает подражать крику той птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Угаданная птица становится птицеловом.
«Казачья»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры.
В центре круга стульчик - «боевой конь», на котором сидит «командир», в руках у него дудка и красный флажок. Дети по кругу скачут на воображаемых лошадях, левая рука вытянута вперед, правая поднята вверх. По свистку «командир» соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все дети маршируют по кругу за «командиром». «Командир» дудит в дудку. Около кого он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны по кругу. Тот, кто первым возьмет флажок и вскочит на«боевого коня», становится «командиром».
«Калачи»
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры.
Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:
«Бай-качи-качи-качи! Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи».
По окончании слов игроки бегают врассыпнуюпо площадке. На слова ведущего: «Найди свой калач!» дети строятся в свой круг.При повторении игры дети могут меняться местами в кругах.
«Капуста»
Цель: развивать ловкость, быстроту, реакцию.
Ход игры.
В центре круга «огорода» лежат: кубанки, платки и другие вещи, обозначающие «капусту». Рядом сидит «хозяин» и поет: «Я на камушке сижу, лозу тешу, лозу тешу - плетень горожу. Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали: коза с козлятами, свинья с поросятами, утка с утятами, курица с цыплятами». Остальные участники игры стоят за кругом, и пытаются быстро забежать в «огород», схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто больше всех унесет из «огорода» капусты.
«Курень»
Цель: развивать быстроту, ориентировку в пространстве.
Ход игры.
В разных концах зала ставятся стулья,на которых лежат шали (платки).
Дети образуют вокруг стульчиков кругипо пять-десять человек.
Под веселую музыку (бубен) дети перемещаются врассыпную по всему залу.
С окончанием музыки бегут к своим стульям,берут шаль (платок) и вытянутыми над головой руками натягивают ее (его),делая крышу над головой.
«Во садике царевна»
Цель: формировать дружеские отношения.
Ход игры.
Дети идут по кругу в одну сторону, девочка - «царевна» в другую, вместе поют и выполняют движения: «Во садике царевна, царевна, царевна. Царевну звать Наталья, Наталья, Наталья. По садику ходила, ходила, ходила. Златым кольцом звенела, звенела, звенела. Царевича манила, манила, манила: - Иди сюда поближе, поближе, поближе, и кланяйся пониже, пониже, пониже. Еще того пониже, пониже, пониже. Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче. Еще того покрепче, покрепче, покрепче». В конце хоровода девочка с мальчиком обнимаются.
«Игровая»
Цель: развивать красоту движений.
Ход игры.
Играющие встают в круг,берутся за руки и идут по кругу.В центре - ведущий, проговаривает нараспев:«У казака Трифона было семеро детей,
Семеро сыновей - они не пили, не ели,Друг на друга смотрели, разом делали, как я!»
Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех,становится новым ведущим.
Игра повторяется.
«Чапля»
Цель: развивать быстроту и красоту движений.
Ход игры.
По считалке выбирается водящий - «Чапля». Остальные дети - «лягушки».
Пока Чапля «спит» - стоит, наклонившись вперед и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. По сигналу Чапля просыпается, издает крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась одной рукой за голени ног. Лягушки должны спасаться от Чапли, прыгая на корточках. Пойманная лягушка становится Чаплейи игра повторяется.
«Чур у дерева!»
Цель: развивать внимание, сообразительность, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры.
Число играющих зависит от количества деревьев (ориентиров). Все, кроме водящего, становятся возле своего дерева (ориентира), водящий стоит - в середине между деревьями (ориентирами).Стоящие у деревьев начинают перебегать от одного дерева к другому. В это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»Осаленный (пойманный) игрокменяется местом с водящим.
«Колесо»
Цель: формировать чувство коллективизма.
Ход игры.
Играющие, делятся на равные группы, становятся рядами лицом в центр круга, как спицы в колесе.
Водящий помещается вне колеса, бежит за кругом и, ударив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него. Запятнанный передает удар впереди стоящему, тот - следующему и так до последнего в спице. Первый к центру, получив удар, громко кричит: «Ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут за кругом, обгоняя друг друга. Обежав круг, встают на прежнее место.Игрок, оказавшийся в спице позади всех, идет водить.
«Побег»
Цель: развивать находчивость, волю
и стремление к победе.
Ход игры.
Играющие образуют круг, крепко взявшись за руки.Один игрок перемещается внутри круга,а другой вне круга.
Тот кто стоит внутри, пытается убежать, а сделать это можно по -разному: или пробежать под руками, или же просто разорвать цепь.Находящийся вне круга держит его сторону и всячески помогает ему.Если игроку удается убежать, то водить идет пара, виновная в его побеге.
«Утка и селезень»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры.
Один из игроков - «селезень», другой (ая) - «утка». Остальные участники встают вокруг селезня, берутся за руки, ведут хоровод и поют:«На горе - горе петухи поют. Под горой-горой озеро с водой. А у озера в лесу бел ручей течет. По тому ручью селезень плывет. Да, селезень плывет, ко мне весть несет. Он мне весть несет, в хоровод зовет!» По окончании слов «селезень» пытается выбежать из круга, если удается выскочить из круга, он старается поймать утку, которая «плавает» за кругом. После чего выбирается новая пара.
«Иголка нитка узелок»
Цель: развивать ловкость, быстроту, выносливость.
Ход игры.
Считалкой выбирают: «Иголку», «Нитку», «Узелок».
Дети становятся в круг и берутся за руки.Герои игры друг за другомабегают и выбегают из круга. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались от «Иголки» (отстали или неправильно выбежали), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры: «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая.
«Пчелы»
Цель: действовать в соответствии с правилами.
Ход игры.
Выбирается «Цветок». Дети делятся на две группы: «Сторожей» и «Пчел». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг «Цветка» и поют: «Пчелки яровые, крылья золотые, что вы сидите, в поле не летите? Аль вас дождичком сечет, аль вас солнышком печет? Летите за горы высокие, за леса зеленые. На кругленький лужок, на лазоревый цветок». «Пчелы» стараются забежать в круг, а «Сторожа», подымая и опуская руки, мешают им. Как только одна «Пчела» проникает в круг и касается «Цветка», «Сторожа» разбегаются. «Пчелы» бегут за ними, «жалят» их и «жужжат» в уши.
«Казаки-разбойники»
Цель: развивать ловкость, выносливость, выдержку.
Ход игры.
Играющие делятся на две группы. Одна по жребию изображает казаков, другая - разбойников. Казаки имеют свой дом (стан). Они уходят на ловлю разбойников, один казак остается сторожить стан. Разбойники разбегаются, казаки их ловят. Пойманных разбойников казаки приводят в стан. Игра заканчивается, когда все разбойники будут пойманы. Далее группы меняются ролями.
«Конники-спортсмены»
Цель: развивать ловкость, умение менять направление во время движения.
Ход игры.
Дети произвольно располагаютсяна площадке - «манеже». На полу лежат обручи «стойла», на один меньше от числа играющих. Изображается выезд спортивных лошадей. По команде: «Шаг коня», «Повторы», «Рысь», «Галоп» - дети выполняют соответствующие движения.
По сигналу: «По местам!» - нужно успеть занять «стойло». Оставшиеся без «стойл» выходят из игры. Количество «стойл» с каждым разом уменьшается.
«Море волнуется»
Цель: развивать стремление к победе.
Ход игры.
Участники игры находят свое место в обозначенном кружке. Водящий ходит между играющими, выполняя разные движения. Он подходит к играющим и со словами: «Море волнуется» кладет руку на плечо игрока. Все, до кого дотрагивается водящий идут за ним, выполняя те же движения. Так играющие все уходят со своих мест. Затем неожиданно останавливается и быстро говорит: «Море спокойно!». Водящий и играющие бегут занимать свободные кружки. Тот, кто не успел занять кружок, становится ведущим.
«Корзинки»
Цель: развивать быстроту, сообразительность.
Ход игры.
Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки - «корзинки». Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них «пятнашка», по сигналу он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между «корзинками» и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чье имя назвали, убегает. На его место встает игрок водящей пары. Если «пятнашка» осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.
«Перебежки с выручалкой»
Цель: развивать быстроту движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
Ход игры.
Игра проходит как простые перебежки,только на площадке недалеко от линий домов очерчивают два круга.Игроки, осаленные водящими, не выходят из игры,а встают в один из кругов. Их могут выручитьигроки той же команды. Пробегая мимо,игрок берет за руку осаленного, который
стоит в круге и вместе с ним бежитв дом своей команды.
«Ловишка в кругу»
Цель: развивать стремление к реализации цели.
Ход игры.
На площадке чертят большой круг - от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.В середине круга кладут палку, ее длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них - «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».
Правила игры:
Никто не встает на палку ногами: «Ловишка» ее оббегает, игроки могут перепрыгивать.Не выбегать за пределы круга.
«Перебежки»
Цель: развивать ловкость, быстроту, честность.
Ход игры.
На противоположных сторонах площадкиотмечают линиями два дома, расстояние между ними 10-20м. Участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перейти (перебежать) в другой. Водящий их не пропускает, он старается их осалить.Ослабленный выходит из игры.
Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.
«Берегись!»
Цель: развивать смелость, внимание, находчивость.
Ход игры.
С одной стороны площадки протягивают шнур, за ним становится «пятнашка». Все участники игры находятся на противоположной стороне площадки, там располагается их дом. Пятнашка громко говорит слова: «Берегись раз, берегись два, берегись три!» Играющие в это время идут через поле и подходят близко к «пятнашке». С последним словом водящий перепрыгивает через шнур и старается догнать и запятнать кого-либо из детей. Вместе с запятнанным он быстро убегает за шнур. Игра повторяется, но пятнашек становится двое.
Методические пособия и литература:
1. В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине»
2. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина «Детские народные подвижные игры».
3.ТПО Л.Князева; М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
4. Хлопова И.Т. «Ты Кубань ты наша Родина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей 1ёт "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Данную консультацию можно использовать как для родителей, так и для воспитателей в детском саду....

Консультация для родителей и воспитателей "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Данную консультацию можно использовать как для родителей, так и для воспитателей в детском саду....
Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников в условиях полиэтнического пространства.
Статья о народной игре, которая является средством познания сущности человеческих отношений, построенных на гуманном отношении к человеку, уважительному отношению к людям старшего, почтенн...

Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"
В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...

«Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»
Познакомить родителей с народными подвижными играми...

Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
НароНародные подвижные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. По содержанию все народные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную ...


