Подвижные игры, направленные на закрепление знаний о форме и цвете у старших дошкольников.
картотека по физкультуре (старшая группа)

Белозерова Яна Ивановна

Эта картотека позволит сделать занятия в спортивном зале не только физически насыщенными, но и познавательными, способствуя разностороннему развитию старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_tsvet_i_forma.docx449.14 КБ

Предварительный просмотр:

Эта картотека позволит сделать занятия в спортивном зале не только физически насыщенными, но и познавательными, способствуя разностороннему развитию старших дошкольников.

v8qrx7cr9h2j4jo8m3cblanhjf3f2atk.jpg

2.png

Инструктор по ФК

Белозерова Я.И.

Краснодар, 2025

  1. «Найди свой домик»
    Цель: закрепление знания цветов, развитие внимания и скорости реакции.

Оборудование: обручи разных цветов, цветные кружочки или флажки для детей.

Правила: на полу разложены обручи – это «домики». У каждого ребенка в руке кружок определенного цвета. Под музыку дети бегают по залу. Когда музыка останавливается, каждый ребенок должен занять «домик» (встать в обруч), цвет которого совпадает с цветом его кружка.

Усложнение: поменять кружки местами, использовать оттенки.

  1. «Геометрическая эстафета»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, развитие скорости и командного духа.

Оборудование: 2 набора крупных карточек с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

Правила: дети делятся на 2 команды. На противоположной стороне зала стоят стулья, на которых лежат наборы фигур. По сигналу первый ребенок бежит к стулу, берет одну фигуру (например, только круг), возвращается и передает эстафету. Следующий бежит за другой фигурой. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно соберет все свои фигуры.

  1. «Волшебный мешочек» (подвижный вариант)
    Цель: развитие тактильного восприятия, закрепление знаний о формах.
    Оборудование: мешочек, объемные геометрические фигуры (куб, шар, пирамида).

Правила: дети становятся в круг. Под музыку они передают мешочек по кругу. Когда музыка замолкает, ребенок, у которого оказался мешок, опускает в него руку, нащупывает одну фигуру, называет ее и показывает всем. После этого игра продолжается.

  1. «Разноцветные автомобили»
    Цель: закрепление цветов, развитие умения реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: цветные круги-«рули» или маленькие обручи.
Правила: у каждого ребенка «руль» определенного цвета. В разных углах зала стоят «гаражи» (стул с флажком того же цвета). Дети («автомобили») ездят по «городу» (залу). По сигналу инструктора: «Автомобили, в гараж!» — каждый должен быстро найти свой гараж по цвету и занять место.

  1. «Собери фигуру»
    Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие умения работать в команде.
    Оборудование: длинные веревки или скакалки.
    Правила: дети делятся на 2-3 команды. Инструктор называет геометрическую фигуру (например, «квадрат»). Команды должны, взявшись за веревку, быстро выложить названную фигуру на полу. Выигрывает команда, сделавшая это быстрее и правильнее.

  1. «Цветные паутинки»

Цель: закрепление цветов, развитие ловкости и ползания.
Оборудование: дуги разного цвета, на которые прикреплены ленты или цветные нити, создающие «паутинку»; корзина с цветными мячиками.
Правила: дети по очереди подползают к «паутинке» определенного цвета (инструктор называет цвет) и проталкивают через нее мячик такого же цвета. Задание: «Прокати красный мячик через красную паутинку».

  1. «Найди пару»

Цель: закрепление знания фигур и цветов, развитие внимания.
Оборудование: парные наборы цветных геометрических фигур (по 2 красных круга, 2 синих квадрата и т.д.).
Правила: каждому ребенку на одежду прикрепляется одна фигура. Под веселую музыку дети бегают по залу. Когда музыка замолкает, каждый должен как можно быстрее найти себе «пару» - ребенка с такой же фигурой (одинаковой формы и цвета) и взяться с ним за руки.

  1. «Геометрические классики»

Цель: закрепление названий фигур, развитие прыжков и равновесия.
Оборудование: на полу разложены или нарисованы обручи и большие фигуры (квадрат, треугольник, круг) в виде классиков.
Правила: инструктор дает задание: «Прыгай на одной ноге до квадрата, а потом на двух ногах дойди до круга». Дети по очереди выполняют задания, точно следуя указаниям.

  1. «Цветной ветер»

Цель: развитие скорости, закрепление цветов.
Оборудование: разноцветные ленточки или султанчики по количеству детей.
Правила: у каждого ребенка в руке ленточка. Инструктор произносит: «Дует синий ветер!» Все дети, у кого синяя ленточка, начинают бегать по залу, изображая ветер. Когда звучит команда: «Ветер утих!», они останавливаются. Затем называется другой цвет.

  1. «Фигурный конструктор»

Цель: закрепление знаний о формах, развитие воображения и крупной моторики.
Оборудование: большие мягкие модули разной формы (кубы, цилиндры, треугольные призмы).
Правила: дети делятся на команды. Дается задание построить из модулей определенный объект, используя фигуры по названию: «Постройте дом с треугольной крышей и квадратными окнами» или «Соберите ракету из цилиндра и конуса».

  1. «Прокати и назови»

Цель: закрепление названий фигур, развитие точности броска.
Оборудование: обручи, внутри которых лежат большие карточки с фигурами; мячи.
Правила: дети выстраиваются в шеренгу. Напротив них на расстоянии лежат обручи с карточками. Ребенок катит мяч так, чтобы он попал в обруч, и называет фигуру, которая в нем лежит. Если назвал правильно и попал – получает очко.

  1. «Разноцветная переправа»
    Цель: закрепление цветов, развитие равновесия и координации.
    Оборудование: небольшие цветные коврики или картонки.
    Правила: дети делятся на команды. Нужно переправиться через «реку» по «камушкам» (коврикам). Инструктор дает команду: «Шагайте только по красным и синим камушкам!» 

Дети должны выбрать правильный путь.

  1. «Тень фигуры»
    Цель: развитие пространственного мышления и знания фигур.
    Оборудование: проектор (или просто словесное задание).
    Правила: инструктор показывает на стене с помощью рук тень в форме какой-либо фигуры (заяц – овал, птица – треугольник и т.д.) или называет ее. Дети должны быстро изобразить эту фигуру на полу: лечь, встать в круг, взяться за руки в форме квадрата.

  1. «Сортируй-ка!»

Цель: классификация по цвету и форме, развитие бега.
Оборудование: 2-4 обруча, множество мелких предметов (кубики, мячики, детали конструктора) разного цвета и формы.
Правила: предметы рассыпаны в центре зала. Дети делятся на команды. Одна команда сортирует предметы по цвету (разносит в обручи определенного цвета), другая – по форме (в обруче лежат образцы фигур). Дается задание: «Собери все круглые предметы!» или «Принеси все красное!».

  1. «Цветные салки»
    Цель: закрепление цветов, развитие ловкости и бега.
    Оборудование: повязки или жилетки двух цветов.
    Правила: выбирается водящий – «салка». Ему надевают жилетку, например, красного цвета. Он догоняет детей. Спастись от него можно, встав на одну ногу и назвав любой синий предмет (или цвет, противоположный цвету водящего).

Можно усложнить: «Красный салка» ловит всех, а «синий салка» ловит только тех, у кого в одежде есть синий цвет.

  1. «Геометрический кегельбан»
    Цель: закрепление названий фигур, развитие меткости.
    Оборудование: кегли с наклеенными на них геометрическими фигурами; мяч.
    Правила: дети по очереди бросают мяч, чтобы сбить кегли. После броска ребенок должен назвать фигуру, которая была на сбитой кегле.

Можно давать задание: «Сбей все кегли с треугольниками!»

18.         «Цветное лото»

Цель: закрепление цветов, развитие внимания и реакции.

Оборудование: большие игровые поля (листы картона) с разноцветными секторами; разноцветные кубики.

Правила: Игровые поля разложены по полу. У каждого ребенка или команды своё поле. Инструктор бросает большой цветной кубик. Дети должны быстро найти на своем поле сектор выпавшего цвета и встать на него.

17.     «Форма и движение»

Цель: соотнесение формы предмета с характером движения.

Оборудование: карточки с фигурами.

Правила: инструктор показывает карточку с фигурой. Дети должны двигаться в соответствии с ней: как шарик (круг) – кружиться, как квадратный робот – двигаться угловато, как треугольная пирамидка – выстроиться в треугольник.

20.        «Собери радугу»

Цель: закрепление знаний о последовательности цветов радуги, развитие командного взаимодействия.

Оборудование: большие разноцветные лоскуты ткани и карточки всех цветов радуги.

Правила: дети делятся на две команды. Каждая команда должна на скорость выложить на полу радугу из предложенных цветных карточек в правильной последовательности. Каждый ребенок берет один цвет и вместе они должны построить и сесть/встать в правильном порядке.

19.          «Лабиринт форм»

Цель: закрепление знаний о фигурах, совершенствование навыков ползания и подлезания.

Оборудование: дуги, тоннели, обручи, между которыми развешаны картинки с фигурами.

Правила: дети проходят полосу препятствий. На каждом этапе их ждет задание: «проползи в обруч, на котором нарисован квадрат», «Подпрыгни и дотронься до треугольника»

                                                                                                       

                                       

v010-2.jpg

v010-2.jpg

    Подвижные игры: цвет и форма               Подвижные игры: цвет и форма

v010-2.jpg

v010-2.jpg

        

     Подвижные игры: цвет и форма               Подвижные игры: цвет и форма

  1. «Найди свой домик»
    Цель: закрепление знания цветов, развитие внимания и скорости реакции.

Оборудование: обручи разных цветов, цветные кружочки или флажки для детей.

Правила: на полу разложены обручи – это «домики». У каждого ребенка в руке кружок определенного цвета. Под музыку дети бегают по залу. Когда музыка останавливается, каждый ребенок должен занять «домик» (встать в обруч), цвет которого совпадает с цветом его кружка.

Усложнение: поменять кружки местами, использовать оттенки.

  1. «Геометрическая эстафета»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, развитие скорости и командного духа.

Оборудование: 2 набора крупных карточек с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

Правила: дети делятся на 2 команды. На противоположной стороне зала стоят стулья, на которых лежат наборы фигур. По сигналу первый ребенок бежит к стулу, берет одну фигуру (например, только круг), возвращается и передает эстафету. Следующий бежит за другой фигурой. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно соберет все свои фигуры.

  1. «Волшебный мешочек» (подвижный вариант)
    Цель: развитие тактильного восприятия, закрепление знаний о формах.
    Оборудование: мешочек, объемные геометрические фигуры (куб, шар, пирамида).

Правила: дети становятся в круг. Под музыку они передают мешочек по кругу. Когда музыка замолкает, ребенок, у которого оказался мешок, опускает в него руку, нащупывает одну фигуру, называет ее и показывает всем. После этого игра продолжается.

  1. «Разноцветные автомобили»
    Цель: закрепление цветов, развитие умения реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: цветные круги-«рули» или маленькие обручи.
Правила: у каждого ребенка «руль» определенного цвета. В разных углах зала стоят «гаражи» (стул с флажком того же цвета). Дети («автомобили») ездят по «городу» (залу). По сигналу инструктора: «Автомобили, в гараж!» — каждый должен быстро найти свой гараж по цвету и занять место.

  1. «Собери фигуру»
    Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие умения работать в команде.
    Оборудование: длинные веревки или скакалки.
    Правила: дети делятся на 2-3 команды. Инструктор называет геометрическую фигуру (например, «квадрат»). Команды должны, взявшись за веревку, быстро выложить названную фигуру на полу. Выигрывает команда, сделавшая это быстрее и правильнее.

  1. «Цветные паутинки»

Цель: закрепление цветов, развитие ловкости и ползания.
Оборудование: дуги разного цвета, на которые прикреплены ленты или цветные нити, создающие «паутинку»; корзина с цветными мячиками.
Правила: дети по очереди подползают к «паутинке» определенного цвета (инструктор называет цвет) и проталкивают через нее мячик такого же цвета. Задание: «Прокати красный мячик через красную паутинку».

  1. «Найди пару»

Цель: закрепление знания фигур и цветов, развитие внимания.
Оборудование: парные наборы цветных геометрических фигур (по 2 красных круга, 2 синих квадрата и т.д.).
Правила: каждому ребенку на одежду прикрепляется одна фигура. Под веселую музыку дети бегают по залу. Когда музыка замолкает, каждый должен как можно быстрее найти себе «пару» - ребенка с такой же фигурой (одинаковой формы и цвета) и взяться с ним за руки.

  1. «Геометрические классики»

Цель: закрепление названий фигур, развитие прыжков и равновесия.
Оборудование: на полу разложены или нарисованы обручи и большие фигуры (квадрат, треугольник, круг) в виде классиков.
Правила: инструктор дает задание: «Прыгай на одной ноге до квадрата, а потом на двух ногах дойди до круга». Дети по очереди выполняют задания, точно следуя указаниям.

  1. «Цветной ветер»

Цель: развитие скорости, закрепление цветов.
Оборудование: разноцветные ленточки или султанчики по количеству детей.
Правила: у каждого ребенка в руке ленточка. Инструктор произносит: «Дует синий ветер!» Все дети, у кого синяя ленточка, начинают бегать по залу, изображая ветер. Когда звучит команда: «Ветер утих!», они останавливаются. Затем называется другой цвет.

  1. «Фигурный конструктор»

Цель: закрепление знаний о формах, развитие воображения и крупной моторики.
Оборудование: большие мягкие модули разной формы (кубы, цилиндры, треугольные призмы).
Правила: дети делятся на команды. Дается задание построить из модулей определенный объект, используя фигуры по названию: «Постройте дом с треугольной крышей и квадратными окнами» или «Соберите ракету из цилиндра и конуса».

  1. «Прокати и назови»

Цель: закрепление названий фигур, развитие точности броска.
Оборудование: обручи, внутри которых лежат большие карточки с фигурами; мячи.
Правила: дети выстраиваются в шеренгу. Напротив них на расстоянии лежат обручи с карточками. Ребенок катит мяч так, чтобы он попал в обруч, и называет фигуру, которая в нем лежит. Если назвал правильно и попал – получает очко.

  1. «Разноцветная переправа»
    Цель: закрепление цветов, развитие равновесия и координации.
    Оборудование: небольшие цветные коврики или картонки.
    Правила: дети делятся на команды. Нужно переправиться через «реку» по «камушкам» (коврикам). Инструктор дает команду: «Шагайте только по красным и синим камушкам!» 

Дети должны выбрать правильный путь.

  1. «Сортируй-ка!»

Цель: классификация по цвету и форме, развитие бега.
Оборудование: 2-4 обруча, множество мелких предметов (кубики, мячики, детали конструктора) разного цвета и формы.
Правила: предметы рассыпаны в центре зала. Дети делятся на команды. Одна команда сортирует предметы по цвету (разносит в обручи определенного цвета), другая – по форме (в обруче лежат образцы фигур). Дается задание: «Собери все круглые предметы!» или «Принеси все красное!».

  1. «Тень фигуры»
    Цель: развитие пространственного мышления и знания фигур.
    Оборудование: проектор (или просто словесное задание).
    Правила: инструктор показывает на стене с помощью рук тень в форме какой-либо фигуры (заяц – овал, птица – треугольник и т.д.) или называет ее. Дети должны быстро изобразить эту фигуру на полу: лечь, встать в круг, взяться за руки в форме квадрата.

  1. «Цветные салки»
    Цель: закрепление цветов, развитие ловкости и бега.
    Оборудование: повязки или жилетки двух цветов.
    Правила: выбирается водящий – «салка». Ему надевают жилетку, например, красного цвета. Он догоняет детей. Спастись от него можно, встав на одну ногу и назвав любой синий предмет (или цвет, противоположный цвету водящего).

Можно усложнить: «Красный салка» ловит всех, а «синий салка» ловит только тех, у кого в одежде есть синий цвет.

  1. «Геометрический кегельбан»
    Цель: закрепление названий фигур, развитие меткости.
    Оборудование: кегли с наклеенными на них геометрическими фигурами; мяч.
    Правила: дети по очереди бросают мяч, чтобы сбить кегли. После броска ребенок должен назвать фигуру, которая была на сбитой кегле.

Можно давать задание: «Сбей все кегли с треугольниками!»

  1. «Форма и движение»

Цель: соотнесение формы предмета с характером движения.
Оборудование: карточки с фигурами.
Правила: инструктор показывает карточку с фигурой. Дети должны двигаться в соответствии с ней: как шарик (круг) – кружиться, как квадратный робот – двигаться угловато, как треугольная пирамидка – выстроиться в треугольник.

  1. «Цветное лото» (подвижное)

Цель: закрепление цветов, развитие внимания и реакции.
Оборудование: большие игровые поля (листы картона) с разноцветными секторами; разноцветные кубики.
Правила: игровые поля разложены на полу. У каждого ребенка или команды свое поле. Инструктор бросает большой цветной кубик. Дети должны быстро найти на своем поле сектор выпавшего цвета и встать на него.

  1. «Лабиринт форм»

Цель: закрепление знаний о фигурах, развитие ползания и подлезания.
Оборудование: дуги, тоннели, обручи, между которыми развешаны картинки с фигурами.
Правила: дети проходят полосу препятствий. На каждом этапе их ждет задание:
«Проползи в обруч, на котором нарисован квадрат», «Подпрыгни и дотронься до треугольника».

  1. «Собери радугу»

Цель: закрепление последовательности цветов радуги, развитие командного взаимодействия.
Оборудование: большие разноцветные лоскуты ткани или карточки всех цветов радуги.
Правила: дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна на скорость выложить на полу радугу из предложенных цветных карточек в правильной последовательности. Каждый ребенок берет один цвет и вместе они должны быстро построиться и сесть/встать в нужном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения».

Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения»....

Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения

Особая значимость использования педагогом подвижных игр для закрепления дошкольниками  знаний  основ безопасности жизнедеятельности. Так как подвижные игры дают возможность педагогу влиять о...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ - КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Данная презентация - консультация как для коллег - воспитателей по проблеме воспитания законопослушных участников дорожного движения....

Доклад на педсовете "Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения"

Закрепить с детьми правила дорожного движения, через подвижные игры....

Дидактические игры, направленные на закрепление знаний цифр и умение соотносить цифру и количество предметов

Дидактические игры, направленные на закрепление знаний цифр и умение соотносить цифру и количество предметов...

Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения.

В настоящее время обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.Особое з...

Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения.

В настоящее время обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.Особое з...