статья
статья по физкультуре
Фитбол - гимнастика - как одно из средств, профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Фитбол гимнастика – как одно из средств, профилактики
нарушений осанки у детей дошкольного возраста
Паёс Екатерина Андреевна
Инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 22 Невского района
Санкт-Петербурга
Резюме: В данной статье описывается проблема нарушений осанки у детей дошкольного возраста, и предложена фитбол - гимнастика, как средство профилактики и коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: нарушение осанки, профилактика, дошкольный возраст, фитбол – гимнастика, правильная осанка, здоровье.
Дошкольный возраст является периодом, когда в жизни ребенка идет интенсивное формирование опорно – двигательного аппарата.
Термин «Осанка» подразумевает под собой привычную позу стоящего непринужденно человека, способного без напряжения держать корпус и голову прямо. Осанка – привычная непринужденная поза человека, формируется с рождения, определяется симметричным положением туловища и конечностей относительно вертикальной оси позвоночника и углом наклона таза.
Осанка ребенка является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения, как линейные меры, объем и соотношение длины и массы тела.
Однако осанка представляет собой не только антропометрический показатель, но и биомеханическую энергетическую составляющую физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятием гармонии тела, а также педагогическую, обеспечивающую формирование поведения и самоконтроля.
На формирование осанки сказывают эндогенные и экзогенные факторы. Эндогенные факторы это: наследственность, тип конституции, состояние скелета, связок, мышц, уровень развития физических качеств, темп роста. К экзогенным относятся такие факторы, как характер питания, перенесенные заболевания, гигиена труда и учебы, нерациональные занятия спортом, гиподинамия.
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка особенно легко поддается различным воздействиям внешней среды, поэтому особенно важно обращать внимание на формирование правильной осанки именно в этом возрасте.
Правильная осанка обеспечивается крепким мышечным корсетом (мышцы шеи, верхнего плечевого пояса, спины, живота, таза). При правильной осанке голова находится строго по вертикальной линии в фас и профиль, подбородок приподнят, плечи развернуты, надплечья на одной горизонтали, лопатки прижаты, треугольники талии симметричны, ягодичные складки на одной горизонтали. При такой осанки правильно расположены и хорошо функционируют все внутренние органы.
Большое значение имеет образование условных рефлексов, обеспечивающих правильное положение головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния, ходьбы. При этом главную роль играет не столько сила мышц, сколько согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения, сбалансированная работа мышц агонистов, синергистов, антогонистов, стабилизаторов и нейтрализаторов, сильно, но односторонне развитая мускулатура также приводит к различным отклонениям.
Основное значение в вертикализации, сохранении физиологических изгибов и защите позвоночника имеет так называемый мышечный корсет и две мощные гидродинамические опоры: грудная клетка и брюшной пресс.
С биомеханической точки зрения необходимо следующее расположение различных звеньев тела в вертикальном положении:
- голова должна располагаться прямо (лоб и подбородок в одной плоскости), центр равновесия проходит через слуховое отверстие.
- грудная клетка должна быть развернута (плечи назад), чтобы центр равновесия проходил впереди позвоночного столба, при этом важна сбалансироанная работа грудных мышц и разгибателей спины.
- поясничная часть позвоночника должна находиться в умеренном лордозе, живот подтянут, центр равновесия проходит сзади тел поясничных позвонков, при этом важна сбалансированная работа мышц передней брюшной стенки, поясничных и ягодичных мышц.
- тазобедренный сустав должен быть разогнут, центр равновесия проходит через ось тазобедренного сустава, правильное положение тела удерживают сгибатели и разгибатели бедра.
- - коленный сустав также должен быть разогнут, центр равновесия проходит впереди коленного сустава,при этом важна сбалансированная работа сгибателей бедра и трехглавой мышцы голени.
- голеностопный сустав также поддерживается работой трехглавой мышцей голени, а также группой большеберцовых и малоберцовых мышц, центр равновесия проходит через ладьевидную кость предплюсны.
Одной из основных задач коррекции осанки является создание мышечного корсета. У ребенка, мышечная система укрепляется под влиянием регулярных, физических упражнений. Укрепляя мышцы спины, брюшного пресса и грудной клетки, создается мышечный корсет, удерживая позвоночник в правильном положении. Чем раньше начнется коррекция и профилактика различных видов нарушений, тем больше вероятность того, что у ребенка в школе не возникнет проблем с головными болями, повышенной утомляемостью, мышечными болями, связанными с нарушениями осанки.
Осанка человека сказывается не только на всем внешнем облике и красоте его фигуры, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При ухудшении осанки нарушаются функции кровообращения, дыхания, затрудняется деятельность кишечника и печени, снижаются окислительные процессы, что приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Так же дефекты осанки часто вызывают нарушение зрения. Нарушение осанки отрицательно влияет на состояние нервной системы, вызывая негативное отношение к окружающему миру, сложности к общению. Неправильное положение приводит к подавлению эмоционального состояния, чувству тревожности, замкнутости. Кроме того, сдавливание нервов и гипоксия мозга, может привести к невралгиям, судорогам и даже к эпилепсии.
Функциональность всех органов и систем нарушается при неправильной осанке. Каждая система органов нуждается в правильной поддержке костно-мышечным аппаратом. Взаимозависимость всех вызываемых патологий приводит к полному истощению и нарушению работы организма.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
При профилактике нарушений осанки следует учесть следующее необходимые условия:
- достаточная двигательная активность;
- своевременное правильное питание;
- свежий воздух;
- подбор мебели в соответствии с длиной тела;
- оптимальная освещённость;
- привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
- привычка правильно сидеть за столом;
- умение расслаблять мышцы тела;
- умение самостоятельно контролировать свою осанку.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.
Педагогический анализ занятий по физической культуре показал, что упражнения, направленные на формирование навыка и мышечно – двигательных предпосылок правильной осанки применяются в ограниченном объеме и нерегулярно. Кроме того, особенности упражнений, направленные на профилактику и коррекцию дефектов осанки, не позволяют в полной мере обеспечить эмоциональность занятий.
Фитбол – гимнастика является новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
В переводе с английского, фитбол означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.
Фитбол – гимнастика проводится на больших, разноцветных мячах, весом примерно 1 кг. Мяч используется как предмет, тренажер, утяжелитель. В зависимости от возраста и роста занимающихся на занятиях используются мячи разного диаметра. Для детей 3 – 5 лет, диаметр мяча должен быть 45 см., для детей 6 – 10 лет, диаметр мяча 55 см. Если при посадке на мяч, угол между бедром и голенью равен чуть больше 90º - мяч подобран правильно. Острый угол создает в коленных суставах дополнительную нагрузку, и ухудшает отток венозной крови при выполнении упражнений сидя на фитболах. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть накачен не до максимально упругого состояния.
Фитбол – гимнастика способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Мягкие природные спектры вибрации, колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани.При занятиях фитбол - гимнастикой с детьми используется преимущественно легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча).
Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяч, по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой. объединяет верховую езду и фитбол – гимнастику физиологический механизм сохранения равновесия, который заключается в необходимости постоянного совмещении центров тяжести подвижной опоры с центром тяжести человека. Оздоровительный эффект обусловлен биомеханическими факторами. Это и напряжение механизмов обеспечивающих поддержание позы и сохранение равновесия, и низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адаптационных сдвигов. Фитбол – гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, перед традиционными методиками имеет ряд преимуществ, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи:
1. Необходимость постоянно удерживать равновесие при выполнении упражнений на фитболе, способствует включению в работу более глубоких мышечных групп.
2. Щадящая нагрузка на позвоночник, суставы ног, сердечно – сосудистую и дыхательную системы организма, дает возможность проводить занятия с детьми с различными отклонениями в состоянии здоровья.
3. Сидя на фитболе и выполняя упражнения, создается вибрационное воздействие на организм, активно стимулируя работу всех органов и систем человека.
4. Упражнения на фитболе формирует и укрепляет навык правильной осанки.
5. Поддерживает интерес к упражнениям и играм с фитболами, учит детей оценивать свои достижения.
6. Учит выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку.
7. Побуждает детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности, формирует привычку к здоровому образу жизни.
8. При упражнениях на фитболах, одновременно включаются в работу такие анализаторы как двигательный, зрительный, слуховой, тактильный.
Это происходит благодаря следующим факторам:
1. Свойства: мяч имеет круглую форму, цвет, размер, обладает упругостью и т.д.
2. Многофункциональность: мяч как предмет, опора, отягощение, массажер, препятствие, ориентир, тренажер.
3. Целенаправленно подобранные средства: гимнастические упражнения, профилактические, танцевальные, подвижные игры и т.д.
Все это позволяет решать множество задач, направленных на развитие всех систем организма в комплексе.
Исключением не является и опорно-двигательная система. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник. Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию сложно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Выполнение упражнений на мяче в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддерживание равновесия, которое способствует координированной работе многочисленных мышечных групп, решает задачу развития вестибулярного аппарата и формирования мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса. Круглая форма мяча помогает выполнять упражнения с большей амплитудой, благодаря чему происходит растяжение мышц и связок. Это способствует развитию гибкости, которая является абсолютным диапазоном движения в суставе или ряде суставов, достижимом в мгновенном усилии.
Исходя из всего выше написанного, можно сделать выводы.
Правильная красивая осанка – ключ к здоровью ребенка. Осанку нужно и надо формировать, желательно с самого раннего возраста, как в семье, так и в детских дошкольных учреждениях. Невыполнение этой задачи приводить к нарушению осанки детей, что, к сожалению, на сегодняшний момент, является одной из главных проблем развития детей. Предупреждением развития нарушений осанки, а так же устранение имеющихся нарушений должно находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физическому воспитанию и медицинских работников.
Список литературы:
1.Алиев, М.Н. Формирование правильной осанки [Текст]/М.Н. Алиев // Дошкольное воспитание. - 1993. № 2. - С. 17-21.
2. Власенко, Н.Э. Фитбол – гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного воспитания [Текст]/ Н.Э. Власенко. - :Физическая культура. – Изд. Детство – Пресс, 2015. - 112с.
3. Гитт, В.Д. Здоровый позвоночник. Лечение нарушений осанки и телосложения, сколиозов, остеохондрозов [Текст]/ В.Д. Гитт. – М.: ЦПНС «Единение», 2010. – 128с.
4. Зайцева, В. Взгляд физиолога [Текст]/ В. Зайцева // Здоровье детей. – 2005. №21. – С. 8 – 11.
5. Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии [Текст] /И.Д. Ловейко. –М.: Медицина, - 1982. -144 с.
6. Мелехина, Н.А., Колмыкова, Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ [Текст]/ Н.А. Мелехина, Л.А. Колмыкова. – Изд. Детство – Пресс, 2012, - 112с.
7. Милюкова, И.В. Лечебная гимнастика и нарушения осанки у детей [Текст] / Т.А. Едемская – СПб.: Сова, 2003. – 127с.
8. Попов, С.Н. Физическая реабилитация [Текст] : Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ под общей ред. Проф. С.Н. Попова. Изд. 3-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 608с.
9. Рыбкина, О.Н., Морозова, Л.Д. Фитнес в детском саду. Программа и конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет [Текст]/ О.Н. Рыбкина, Л.Д. Морозова. – Изд. АРКТИ, 2016. – 104с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...

