Технологическая карта образовательного события по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы Тема Пересказ сказки Л. Толстого "Белка и волк" (по О.С. Ушаковой)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Учить пересказывать литературный текст точно, последовательно, в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает). Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать тому, кто попал в беду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_dlya_uchiteley_po_razv_rechi.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 с. Кабанск»

Технологическая карта образовательного события

по развитию речи

с детьми подготовительной к школе группы

Тема: Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»

(по О.С. Ушаковой)

Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории

Мусонова О.В.

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать литературный текст точно, последовательно, в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает);

- словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы; учить употреблять названия детёнышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа;  учить составлять предложения с заданными словами;

развивать речевую активность.

- звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи, учить регулировать громкость голоса.

- Провести лексический разбор словосочетания «Злость сердце жжёт».

- Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать тому, кто попал в беду.

Словарная работа: зол, добры, веселы.

Дифференцированная работа:

- обратить внимание на Свету – чёткое произношение звуков, слов.

- привлекать Илью к полным ответам.

Предварительная работа:

- чтение произведений Л. Толстого «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Косточка», «Два товарища»;

- общение на тему «Добро и зло»;

- ДИ «Игрушку возьми – про неё, расскажи»;

- рассматривание картины «Белки в лесу»;

- разучивание:  физкультминутки «Белки»;  

                         артикуляционной гимнастики «Орешки».

Материал:

- шишка;

- хрестоматия с изданием сказки Л. Толстого «Белка и волк»;

- предметные картинки «Белка» и «Волк»;

- шариковая ручка, фломастер красного цвета;

- листы бумаги для записи пересказа детей;

- мольберт;

- магниты;

- указка;

- мягкие игрушки «Белка», «Волк»;

- маски «Волк», «Лиса»;

- макет дерева.

Ход образовательной деятельности

Этапы

Задачи

Содержание деятельности

Вводная часть.

Организационный момент.

Вызвать положительные эмоции. Создать атмосферу психологической безопасности.

- Ребята, к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к школе. Но сначала, поздороваемся, подарим нашим гостям и друг другу улыбки, хорошее настроение и пообещаем, что:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Основная часть

Актуализация

Восприятие и усвоение нового

Динамическая пауза

Практическая часть

Сюрпризный момент - привлечь внимание.

Формировать интерес к содержанию ОД.

Активизировать процесс мышления.

Закреплять знания о внешнем виде, повадках белки.

Стимулировать детей к высказываниям.

Учить употреблять названия детёнышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа.

Стимулировать детей к запоминанию и пересказу сказки.

Развивать внимание.

Развивать воображение.

Стимулировать детей к высказываниям.

Обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь.

Снять напряжение, эмоциональную и физическую разрядку.

Стимулировать детей к запоминанию и пересказу сказки.

Повышать подвижность органов речи, подготовить детей к правильному произношению звуков.

Продолжать развивать умение работать коллективно.

Учить пересказывать литературный текст точно, последовательно, в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает).

Вводить краткую форму прилагательных в активный словарь.

Воспитывать интонационную выразительность речи, учить регулировать громкость голоса.

Образовывать однокоренные слова.

Учить составлять предложения с заданными словами;

-  Сегодня утром я листала хрестоматию и нашла ещё одно произведение Л. Толстого. Хотите узнать, про кого она? Тогда отгадайте загадку!

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый.

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы жить зимой в тепле.   (В Кожевников)

В: Правильно! (выкладываю картинку «Белка»)

А что ещё можете сказать про белочку? (описание внешнего вида)

Где она живёт?

Наступила весна, и жизнь у животных изменилась. Как? (просыпаются, линяют, появляются детёныши).

Игра «У кого кто?»

Предлагаю поиграть! Я буду называть животное, а вы - детёныша. Будьте внимательны, - я могу

добавить слова: «один», «много», «несколько», «двое-трое». Итак:

Лиса. Много…лисят, двое…лисят.

Медведь. Один…медвежонок, четверо…медвежат.

Волк. Несколько… волчат.

Лось. Пятеро…лосят, один …лосёнок.

Заяц.  Трое…зайчат, много…зайчат.

Ёж. Два…ежонка, пятеро…ежат.

Белка. Несколько…бельчат, один…бельчонок.

Молодцы!

- Ребята, ну, а сейчас предлагаю послушать произведение «Белка и волк», автор - Лев Толстой.

Чтение сказки.

Беседа по содержанию сказки: (зачитываются соответствующие фрагменты сказки)

- Понравилось произведение? Подумайте, вы слушали рассказ или сказку?

- Как она называется?

- Кто автор?

- Про кого сказка?

- Что произошло с героями сказки? (послушайте, я зачитаю)

- Почему волк отпустил белку?

- О чём стала просить Белка?

- Каким голосом? (тонким) Давайте попробуем!

- Что ответил ей Волк? (воспитатель зачитывает)

- Каким голосом говорил Волк? (рычащим, грубым) Давайте попробуем!

- Почему Волк решил, что белки всегда веселы? (прыгают, заняты делом…, а волк ничем не занят, поэтому ему скучно)

- Что ответила белка, когда ушла на дерево (послушайте)

- Как вы понимаете слова «Злость сердце жжёт?» - Чем можно обжечься?

- Кто из вас обжигался? Это больно? А когда больно, хочется веселиться или плакать?

- Оказывается, можно поранить даже злым словом (когда плохо делают другим, сердце болит, как будто его обожгли).

- Ну, а мы на минутку представим себя белками и поиграем, как они.

Физкультминутка «Белки».

Белки прыгали, скакали     (дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняли:  (наклоны – как будто что собирают)
Здесь - орешки (поворот вправо)
Тут - грибочек   (поворот влево)
Для сыночков и для дочек  (шагают на месте)

Физзарядкой им не лень   (руки в стороны, вверх)
Заниматься каждый день  (руки в стороны, вниз)
Снова прыгнули потом    (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружились над дуплом  (покружиться на месте).

Д/И «Путаница»  Напрыгались, давайте присядем на полянке и отдохнём. Вы все так прыгали, что слова в сказке перепутались, помогите исправить ошибки:

Волк прыгал с ветки на ветку.

Волк упал на белку.

Белка хотела съесть Волка.

Волк весёлый, а Белки грустные.

Злость сердце греет.

Как вы думаете, ваши родители знают эту сказку? Ну, вот и я сомневаюсь.

Поэтому предлагаю сделать им сюрприз – вы будете рассказывать её, а я – записывать. А затем, мы её поместим в Уголке для родителей, чтобы ваши мамы и папы смогли прочитать её! Согласны?

Присаживайтесь! Послушайте сказку ещё раз!

Когда я буду читать, обратите внимание, какими словами говорит автор: «Белки веселы, добры», «Волк зол». Давайте повторим!

При пересказе сказки нужно говорить словами автора.

Повторное чтение сказки.

-  Перед тем, как начнёте рассказывать, сделаем гимнастику для язычка. Сначала, в медленном темпе, затем - в быстром. Не забывайте чётко проговаривать слова!

Артикуляционная гимнастика «Орешки»:

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

(Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёки, на щеках образуются твёрдые шарики – «орешки»).

-  Записывать будем так. Тот, на кого я укажу, начнёт рассказывать. Остальные - внимательно следите, чтобы что-то не пропустить и не повторяться. Нужно постараться, чтобы сказка получилась понятной и складной, как у писателя. Начинаем!

Пересказ.

После окончания записи, зачитывается текст.

- Ребята, послушайте, что у нас получилось. Мы ничего не пропустили?

-  В сказке говорилось, что белки веселы – прыгают, играют. Как они ещё могут веселиться? (скакать, резвиться, перелетать с ветки на ветку, качаться на ветках)

Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье: весёлые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело. (подчёркнуто произносить однокоренные слова) Все эти слова родственные, потому что они связаны между собой по смыслу. И звучат похоже.

Белки весёлые, а волк - совсем не весёлый, а какой? (грустный)

Придумайте родственные слова к слову «грустный» (грустит, грустно).

-  Белки любят шишки, и мы с вами поиграем с шишкой. Для этого нужно встать в круг.

Игра «Придумай предложение»

- Я назову слово, а вы быстро придумайте с этим словом предложение и передайте шишку соседу. (Слова: веселиться, грустить)

Молодцы!

Заключительная часть

Рефлексия

Способствовать усвоению нравственных норм, принятых в обществе.

Выражают собственные мысли. Делятся впечатлениями.

 -  Ребята, с какой сказкой познакомились? Кто её написал? Кто помнит конец сказки?

- Каждая сказка поучительна.

- Какими нас учит быть эта сказка?

- Не забывайте, добро - это волшебство, а добрые поступки, всегда побеждают зло и помогают жить на свете. Я горжусь вами, вы ведь ещё и волонтёры!

- Положите руку на сердце, почувствуйте его тепло и подарите это тепло и доброту всем людям!

Ребята, у меня есть игрушки: «Волк» и «Белочка», у кого есть желание можете обыграть сказку, но только нужно выбрать автора. А можете стать соавтором и придумать свой конец сказки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе. Пересказ сказки «Хвосты»

Цель: Создание условий для формирования навыков пересказа сказки.Задачи:1. Учить детей связно и последовательно пересказывать текст с опорой на схему, точно воспроизводить реплики главных героев,...

ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе Пересказ сказки Д.Ушинского «Лиса и Козёл»

Материал в помощь воспитателям в проведении ООД по развититию речи в подготовительной к школе группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Физическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы «Весёлые старты»

Программное содержание: Учить детей быстроте и легкости ориентировки в двигательных ситуациях; обогащать опыт детей совместными двигательными действиями, способствовать развитию двигательной самостоят...

Технологическая карта образовательной деятельности (по развитию речи в подготовительной группе) "Поможем Буратино пойти в школу"

Технологическая карта образовательной деятельности (по развитию речи в подготовительной группе) "Поможем Буратино пойти в школу"...