Развитие связной речи в старшей группе
статья по художественной литературе (старшая группа)

Лемницкая Светлана Анатольевна

Как обучить ребенка пересказу.Работа с картинками.Творческое высказывание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvtie_svyaznoy_rechi.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи в старшей группе

Задачи.

  1. Развивать умение поддерживать беседу.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  3. Развивать монологическую форму речи.
  4. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
  5. Формировать умение (по образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картинки, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
  6. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  7. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

МЕТОДИКА РАБОТЫ

Обучение пересказу

Очень важно правильно подобрать текст для этого вида работы. Текст должен так эмоционально захватить ребенка, чтобы он слушал его много раз, как в исполнении взрослого, так и в пересказе сверстников         (Например В. Бианки «Купание медвежат»). В начале года многие дети при пересказывании нуждаются в помощи взрослого. Он должен начать рассказ, а ребенок его продолжить. В процессе пересказа уместно подсказать ребенку нужную фразу. Ребенок должен сам решить, когда ему остановиться, чтобы второй рассказчик мог принять эстафету. Умение детей делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков будет необходимо в школе.

Работа с картинками

При работе детей с картинками совершенствуется умение детей озаглавливать отдельные картинки, несколько картинок одновременно; рассказывать содержательно последовательно, руководясь планом. План составляется при первом знакомстве детей с картинкой.

Рассматривание картинок с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием) побуждает детей к составлению творческих рассказов, активизирует их воображение. В ходе работы следует учитывать следующие особенности: предлагая детям выстроить картинки в правильной последовательности необходимо предоставить им возможность обсудить свои действия. Это полезно для обработки речевых формул: «считаю, что ряд выстроен правильно», «мне кажется, Саша допустил ошибку» и т.д.

Последовательность работы о составлению рассказа по картинкам:

  1. Утвердив последовательность картинок, воспитатель приглашает ребенка составить последовательный рассказ по первой картинке.
  2. Педагог выслушивает ответ и выясняет у детей, что еще можно было бы включить, чтобы рассказ стал интереснее и содержательнее (Я считаю, что…Я не уверен, но мне кажется, что…)
  3. Воспитатель приглашает другого ребенка составить рассказ по другой картинке и т.д.
  4. В заключении кто-нибудь из детей составляет рассказ по всем картинкам. Воспитатель выясняет, есть ли еще желающие составить рассказ. Если необходимо, педагог предлагает ребятам послушать свой рассказ и просит обратить внимание на необычные и редко встречающиеся слова

Творческое высказывание

Лучший материал – картинки с последовательно развивающимся действием.

Выстраивая картинки в определенной последовательности, дети обнаруживают, что отсутствует какой-то важный кульминационный сюжет (чаще это третья картинка). Это активизирует воображение, заставляет поразмышлять над тем, что произошло с героями.

Составление концовки к хорошо известным им народным сказкам.

Например, воспитатель рассказывает детям народную сказку «Заяц-хвастун» до слов: «Увидел заяц, как собаки ворон треплют, и думает…». о чем именно подумал заяц, рискнул помочь вороне или струсил, если помог, то каким образом, если нет, то как потом оправдывался – все это сочиняют дети. А сказки Дж. Родари, у которых три конца – хороший дидактический материал, ориентирующий на творческое рассказывание («Большая морковка», «Кто-то плачет», «Волшебный барабан»).

Рассказы на темы из личного опыта

Здесь важны: выбор темы и наличие плана рассказа. Можно предложить следующие темы:

«Как мы поздравили сотрудников д/с с праздником»

«Как мы следы осени искали» (коллективный опыт)

«Наша проказница кошка»

«Моя любимая игрушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Составление описательного рассказа «Моя Родина – Россия» с использованием мнемотаблицы.Программное содержание: Формировать умение детей составлять рассказ с опорой на мнемокарт...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...