Конспект занятия в старшей группе. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Трубникова Лариса Алексеевна

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Цель: Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.

Демонстрационно - раздаточные материалы: схема,

Игра «Вершки и корешки»

(если овощ растет и созревает в земле -приседают, если на земле - поднимают руки вверх).

Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».

Чтение сказки

Словарная работа

- В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.)

А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать?

Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой.

«Положил мужик репу на воз и повез в город».

Что это за «воз» такой?

А как вы понимаете выражение «жать рожь»?

Физминутка: речь с движением «В огороде»

- У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай.

Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем,                                       идут по кругу, взявшись за руки

Урожай соберем.                                показывают круг

Мы морковки натаскаем,                  имитируют             

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,  

Щавеля нарвем немножко                

И вернемся по дорожке.                   идут по кругу, взявшись за руки

                   

Беседа по содержанию сказки

- Как называется сказка?

- Кто ее сочинил?

- Значит это... русская народная сказка.

- Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем?

- Давайте вспомним, что делал в сказке медведь.

- А что можно сказать о мужике?

- Чем он занимался в сказке?

- Как одним словом назвать все, что он делал?

- Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз?

- А во второй?

- Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его?

- Кто в сказке вышел победителем

- Почему сильного медведя победил слабый мужик?

- В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит».

- Что такое «разум»?

- Кто повторит пословицу?

- Что она означает?

- А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? 

Подведение итогов. Оценка работы детей

-Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

                               Сказка «Вершки и корешки»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:           — Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

"Вершки и корешки" - сказка в мнемотаблице

Со сказкой можно работать нетрадиционно.

Предложите детям нестандартный вид иллюстраций. Восприятие таблицы со знаками и схемами усилит эффект обработки знакомой сказки. Зрительное восприятие схем и картинок поможет детям пересказать сказку целиком.

вершки и корешки сказка в мнемотаблице

Мнемотаблица со сказкой  "Вершки корешки"


Расшифровка таблицы:

1. Центр - две буквы "М", цифра "2" - это значит два героя - "медведь" и "мужик".

2. Левый верхний угол - Дом у леса, берлога, пашня - "Поехал мужик в лес  репу сеять..."

3. Верхний ряд, середина - Лопата, кровать - обозначают труд и безделье. Мужик - трудится, медведь ушел в лес.

4. Правый верхний угол - Две буквы "М", вершки, корешки - "Я возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки..."

5. Правый столб середина - Пашня, Тачка, цифра "2", две стрелки - Мужик и медведь вдвоём  делят репу на вершки и корешки.

6. Правый нижний угол - Буква "О", осенний лист, репа, смайлик обиженный, буква "М" - Медведь обиделся на то, что репа сладкая, а его корешки горькие.

7. Левый столб середина - Голова и мысли про вершки и корешки - "На другой год посеял мужик на том месте рожь...."

8. Нижний ряд середина - Пашня, тачка, цифра "2", две стрелки - Мужик и медведь вдвоём делят рожь.

9. Левый нижний угол - Буква "О", осенний лист, рожь, смайлик обиженный, буква "М" - "Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог...."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в младшей группе. Чтение сказки "Волк и семеро козлят"

КОНСПЕКТ НОД ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Чтение сказки.  «Волк и семеро козлят»Цель: познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят»Задачи: - воспитывать у детей ...

Конспект занятия в средней группе "Чтение сказки "Три поросенка"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по сказке "Три поросенка"...

Конспект НОД в старшей группе Чтение сказки «Федорино горе»

Конспект НОД в старшей группе Чтение сказки «Федорино горе»  Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»      ...

речевому развитию в старшей группе « ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказ...

Конспект занятия в старшей группе . Чтение художественной литературы Сказка «Сивка – бурка»

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение сказки "Вершки и корешки"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия в подготовительной группе "Чтение сказки А. Ремизова "Хлебный голос".

Конспект занятия в подготовительной группе  "Чтение сказки А.Ремизова "Хлебный голос"....