Богатыри Руси
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Тюрина Наталья Евлампиевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«БОГАТЫРИ РУСИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_rusi.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«БОГАТЫРИ РУСИ»

Цель: знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой

Задачи:

-Систематизировать и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси.

-Расширять словарный запас детей.

- Формировать и поддерживать патриотическую память у дошкольников.

- Побуждать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.

- Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, булава, снаряжение, шлем, лук, колчан.

Дидактический материал: иллюстрация-репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Аудиозапись: «Сражение Ильи Муромца с Соловьем-разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем»

Предварительная работа:

чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», «Садко»;

рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.

Ход занятия:

Организационный момент: Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.

1. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — какое? Кто назовет? Правильно — Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец.

А какая наша Родина? (большая, огромная, необъятная, красивая). Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина раньше? (Русь).

Но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.

Ребята! А кто защищал землю русскую в древние времена? (Богатыри). Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали песни-сказания.

А что такое былина? От какого слова оно происходит? (быль, было). Быль, правда, то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

А кто является героями былин? (Героями былин являются богатыри, невиданной силой, безграничной храбростью. Их не страшат несметные силы врага, не страшит смерть).

А каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича, Садко.)

А какие пословицы и поговорки вы знаете? (Богатырь умрёт, имя его останется. Богатыря узнаешь на поле брани. Славна богатырями земля русская).

Ребята, посмотрите на картину русского художника В. Васнецова. Кто стоит в центре? А кто справа (Алеша Попович, слева Добрыня Никитич.) Посмотрите, во что одеты богатыри, как называется часть одежды? (Кольчуга). Правильно! Чтобы защищать богатырей от вражеских ударов.

Давайте внимательно рассмотрим картину. В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Рассматривание картины.

Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он, душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь — Добрыня Никитич — в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

Ребята! А то, что одето на лошади, как называется? Это называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

А как называется снаряжение богатыря? (Снаряжение — это оружие: булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

2. Физкультминутка (выполняются движения в соответствии со словами)

Дружно встанем — раз, два, три
— Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо —
Получается на славу.

3. В старину воина называли «ратник» (от слова «рать» — войско.) А как вы думаете, зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь? Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-ратников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» — значит сильная, непобедимая.

Ребята, а как бы Вы назвали эту картину? («Три брата», «Три защитника», «Три богатыря»). Стихотворение Т. Курбатовой (читает ребенок)

«Русь на воинов богата» —
Говорят не зря!
С поля боя нет возврата,
За спиною Русь,
Мать-земля, родные хаты…
— Эй! Смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырской русской славы
Боевой огонь!

4. Ребята, а теперь давайте проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с вами читали.

Викторина по русским былинам.

— Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы: иллюстрации с изображением колодца и печки? (Былина Илья Муромец)

— Почему Илью назвали Муромцем? (родом из города Мурома)

— Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили)

— Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

— Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом — схватка с Соловьем Разбойником)

— Каких богатырей помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича Вы знаете? (Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев.)

— Назовите отрицательных персонажей-былин (Соловей Разбойник, Змей-Горыныч, Тугарин-змей)

— Чем былина отличается от других литературных произведений? (Былина — это русские народные песня-сказание. Создателями былин является народ. Былины не имеют авторов, а художественные произведения имеют автора)

Молодцы, хорошо знаете былины и их главных героев. Ну а теперь давайте вернемся в наше время:

— Как Вы считаете, есть богатыри в наше время и кого мы можем назвать богатырями? (Да, космонавты, военные, спортсмены, пожарные, пограничники, врачи…)

— А как Вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Должен быть сильным, смелым, ловким, добрым, отзывчивым…)

Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как и в старину, Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

 Итоги занятия: Ну а сейчас, подведем итог нашей с вами работы. Мне, кажется, что мы с вами много узнали нового и интересного.

— Какие новые слова вы узнали? (Былина, богатырь, рать, кольчуга, булава, стремена)

— Имена богатырей, которые спасали нашу землю от захватчиков (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Садко…)

Ребенок:
Ой, Вы гой еси, богатыри да русские!
Ай седлали вы коней добрых
Да стояли Вы за веру и отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.

Дети делают низкий поклон до земли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Богатыри Руси"

Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слове, раз...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Богатыри Руси"

Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой....

КОНСПЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «БОГАТЫРИ РУСИ»

знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой....

Богатыри Руси

Цель: сформировать патриотическое и гражданское чувство дошкольников.Задачи: сформировать представление детей о героическом прошлом русскогонарода Древней Руси, великих русских богатырях – защит...

«Богатыри Руси»

Методическая разработка для педагогических работников дошкольного, общего и дополнительного образования...

Викторина для детей подготовительной группы «Богатыри Руси Великой»

Формирование представлений о прошлом народа Древней Руси, о русских богатырях через игру-викторину «Богатыри Руси Великой». ...