НОД "Путешествие по сказкам "
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Проблема активности форм обучения дошкольников в настоящее время становится одним из основных направлений педагогической теории и практики. Развитие интереса к учебе, желания познавать новое, расширение кругозора воспитанника, реализация творческого потенциала ребенка – важнейшие задачи, стоящие перед воспитателем. Облегчить эту задачу поможет сказка. Являясь отличной базой для развития фантазии и воображения, вызывая живой интерес у ребенка, сказка нацелен на то, чтобы в игровой форме донести до детей необходимые знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_po_skazkam.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Путешествие по сказкам»

Подготовительная группа к школе.

Место проведения: музыкальный зал.

Цель: Воспитывать интерес к художественной литературе. Совершенствовать речевую деятельность детей. Обобщить знание сказок, выявить знания детей на конец учебного года.

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания детей о сказках, умение узнавать и называть их по фрагментам, иллюстрациям, загадкам, отдельным предметам.

Развивающая: Развивать навыки речевого общения, логическое мышление, воображение, память, фантазию.

Воспитательная: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

 Предварительная работа:  Чтение русских народных сказок.

Метод: игровой, словесный, наглядный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, беседа, просмотр ИКТ, художественное слово (загадки, стихи), пояснения, поощрение.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Оборудование:

Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, стулья.

   Материалы и оборудование:

- Мольберт

 -Стулья по количеству детей

- Ноутбук

- Сундук, 2 письма, буквы, мяч, клубок ниток, волшебный мешочек с предметами (мыло, полотенце,  шляпа, корзинка с пирожками, горошина на блюдце, перо, хрустальная туфелька,  самовар, цветик - семицветик, зеркало, фонендоскоп, волшебная палочка, хвост).

    Музыка: «В гостях у сказки«Прекрасное далёко» слова  Ю. Энтина, музыка. Е. Крылатова, «Маленький принц» Слова Н. Добронравова, Музыка М. Таривердиева. 

Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают полукругом  около воспитателя.

Воспитатель:  Доброе утро ребята! Посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

- «- А сейчас.

«Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись,

Влево – вправо повернулись,

     И друг другу улыбнулись».

Давайте и нашим гостям улыбнемся, подарим свою улыбку. Молодцы!

- Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники?

Дети: Путешественник человек, совершающий путешествие.  

Путешествие — это когда идёшь, едешь или летишь в какое - то незнакомое место, чтобы посмотреть природу, животных, новые места.

Воспитатель: А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать слово, я буду загадывать загадки вы должны отгадать и определить 1 звук в вашей отгадке, затем найти и поставить букву
1) Красна девица грустна, ей не нравится весна. 
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка. 
2) Он умеет мяу говорить.

Лучшим другом он умеет быть.

Хозяину своему он помогает

И людоеда смело съедает!  - Кот  в сапогах

4)  И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.– Айболит. 
5)   Девочка красивая,

Мачехой нелюбимая.

На бал случайно попала

И туфельку там потеряла. -  Золушка

5.Он моторчиком жужжит
И над улицей кружит.
Он летит всё выше, выше,
У него есть дом на крыше.– Карлсон. 
6. В сказках он всегда простак, все зовут его дурак. 
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка. 

Воспитатель:  - В какое путешествие мы отправимся?

ДетиВ сказки.

Воспитатель: - Ребята, а что такое сказка?–

Дети:- Это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

Воспитатель: Чему они учат? 

Дети:- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Воспитатель: Сказки бывают веселые и грустные, а еще какие?

Дети:Смешная, волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Воспитатель:  Но чтобы попасть в страну сказок,  давайте вспомним, какие волшебные предметы помогают сказочным героям перемещаться.

ДетиКовер самолет, летучий корабль, сапоги скороходы и др.

ВоспитательА нам попасть в страну сказок помогут волшебные башмачки. Давайте их оденем (надевают на обувь - бахилы).

 Нужно произнести заклинание «башмачки одели в сказочную страну полетели» ( сказочная музыка).

Воспитатель: Ребята, мы прилетели с вами в сказочный лес, снимайте свои башмачки и присаживайтесь на стулья  (под платком находится сундук).

Воспитатель: - Давайте посмотрим, что же там спрятано под ним.

 (на нем  два письма). Воспитатель вынимает письмо и читает его.

1 ПИСЬМО

Пишет вам Баба Яга

Во всём Волшебном лесу нет никого, вреднее меня. На днях от меня ушёл мой помощник - черный кот. Так вот я решила, выберу из вас, мальчишку или девчонку и утащу к себе в избушку,  а  для этого вы должны пройти мои испытания. Справитесь с  ними, так и быть никого к себе не заберу, да ещё сюрприз приготовлю. А не справитесь. Быть одному из вас моим пленником! А чтобы вы меня не обманули, я за вами следить буду в свой волшебный шар.  Ну что, решитесь пройти мои испытания или испугались?

ВоспитательНу что ни кто не испугается  пройти испытания Бабы Яги (ответы детей). Тогда в путь, на встречу, сказке.

1 испытание (использование ИКТ: презентация)

ВоспитательРаз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть! Сказки я вам подбирала, и надеюсь, не прогадал. Вы не бойтесь, не теряйтесь, мои сказки угадайте по загадке!

1. Попала в болото
Лихая стрела.
А в этом болоте
Сидела она.
Но в конце знакомой сказки
Сделалась она прекрасной. ( «Царевна-лягушка»)

2. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросёнка»)

3. Три сестрицы всё на  солнышке грелись,

И на травушке спали,

А вот падчерица влезет в ушко коровушке,

И всё наткана, побелено

И в трубы покатано. («Крошечка- Хаврошечка»)

4. На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым он стал. («Снежная королева»)

6. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? («Дюймовочка»)

7. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили? («Гуси –лебеди»)

8. У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это? ( «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

Воспитатель: Какие вы молодцы, все загадки Бабы Яги отгадали. С первым испытанием мы справились. Отлично. Продолжаем дальше? 

2 испытание.  От Бабы – Яги.

Воспитатель:  (Встать в круг). А сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови», но   при этом, из этого волшебного клубка плести паутинку. Я буду задавать вопрос, вы отвечаете и отдаёте клубок, тому,  кому хотите.

1. От кого прятались 3 поросенка?- (волка)

2.Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? -(хвост)

3.Сколько козлят съел  волк в сказке «Волк и семеро козлят»? - (6)

4.Кто прогнал лису из избушки в сказке «Заюшкина избушка»? - (петух)

5.Как попала Дюймовочка в страну эльфов? – (Прилетела на ласточке)

6.Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»? – (болото)

7.Кто во всем помогал Крошечке - Хаврошечке?- (корова) 

 8.Отчего растаяла Снегурочка? - (от огня из костра)

9.Из чего была карета у Золушки? – (тыква)

10.За какими фруктами прилетала Жар-птица в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? – (яблоко).

11.Что получила в награду Ленивица в сказке «Мороз Иванович»? - (кусок льда)

12. Кто украл Иванушку у Алёнушке? – (гуси-лебеди)

13. Что дала черепаха Тортила  Буратино? – (золотой ключ)

  ВоспитательЧто у нас получилось?  

 Дети отвечают: Паутинка.

        ВоспитательМолодцы. Со вторым испытанием мы справились. Быстро справиться сумели, и на стулья сели.

Продолжаем дальше? 

3.испытание. Игра: «Угадай-ка».

ВоспитательРебята, сейчас я буду говорить словами героев сказок, а вы должны отгадать, кто это сказал и в какой сказке.

Вопросы:
1. «- Ну что же ты простофиля, попросил у рыбки корыто! Возвращайся обратно к синему морю» 
(Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)
2. «-На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс,пекс» положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать»

(Лиса из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

3. « Ты катись, катись, колечко,

       На весеннее крылечко

       В летние сени,

      В теремок осенний

      Да по зимнему ковру

      К новогоднему костру!

( Месяц Апрель из сказки «12 месяцев»)                            
4. «Нет, не бойся ничего, мой господин добрый и ласковый, не испугаюсь я больше твоего вида страшного, не разлучусь я с тобой, не забуду твоих милостей; покажись мне теперь же в своём виде давешнем: я только впервые испугалася.

(младшая дочь из сказки «Аленький цветочек»)

5. «- Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно»

 (Лягушка из сказки «Лягушка - Путешественница»)
6. «- Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
( Иванушка из сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
7.  «-Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного»
(Лягушка из сказки «Царевна - лягушка»)
8. «- Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда все расскажу»

 (Девочка Даренка из сказки «Серебряное копытце»)
9. «-Сивка-бурка,

Вещий каурка,

Стань передо мной,

Как лист перед травой!»

(Иванушка из сказки «Сивка - бурка»)

10. «- Свет мой, зеркальце! скажи да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

 (Царица из сказки «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

11. « -Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе милая?»

 (Морозко из сказки «Морозко»)

12.«-Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему? —

Говорит она ему. 

(Царевна лебедь из сказки «Сказка о царе Салтане»

13.« - Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели.

( девочка Женя из сказки «Цветик – семицветик»)

ВоспитательМолодцы. С третьим испытанием мы справились. Отлично. Продолжаем дальше? 

4.испытание (Встаем в круг) – игра с мячом.

 «Назови сказку правильно»

ВоспитательЯ буду называть сказку неправильно, а вы должны вспомнить ее правильное название, но при этом передавать мяч следующему ребёнку.  Слушаем внимательно. Ну, что готовы?

1. Царевна-индюшка (Царевна-лягушка)

 2. По собачьему велению (По щучьему велению)

3.Иван-царевич и зеленый волк (Иван-царевич и серый волк)

4.Сестрица Алёнушка и братец Никитушка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

5.Плавучий корабль (летучий корабль)

6.Мальчик с кулачок (Мальчик с пальчик)

7.Ледяная королева  (Снежная королева)

8.Волк и 7 тигрят (Волк и 7 козлят)
9.Пашенька и медведь (Машенька и медведь)
10.Гуси-вороны (Гуси-лебеди)

11. Сказка о мёртвой царевне и 3 богатырей (Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырей)

12.Принцесса на бобах ( Принцесса на горошине)

13.Кот в туфлях (Кот в сапогах)

ВоспитательМолодцы ребята! Знаете название всех сказок. Ещё с одним заданием вы справились.

Быстро справиться сумели, и на стулья сели.

5. испытание.   Последнее задание «Кто здесь был и что забыл?»

Воспитатель: - Ребята в моем волшебном  мешочке лежат забытые вещи героев сказки. Я буду доставать эти предметы, а вы по очереди будете отгадывать, какому герою принадлежит та или иная вещь.

1. мыло, полотенце («Мойдодыр» Чуковского)

2. шляпа («Кот в сапогах» Ш.Перро).

3. корзинка с пирожками («Красная Шапочка» Ш.Перро)

4. горошина на блюдце («Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсен)

5. перо  («Конек-горбунок»)

6. хрустальная туфелька («Золушка»)

8. самовар (Муха – цокотуха»)

9. цветик - семицветик ( Женя, В.Катаеев)

10. зеркало («Сказка о семи богатырях и мертвой царевне»)

11. фонендоскоп («Айболит»)

12. волшебная палочка («Золушка»)

13. хвост («Винни-Пух и все-все-все).

Воспитатель: Молодцы. Все испытания мы  Бабы-Яги выполнили (достаёт из сундука второе письмо и читает).

2 ПИСЬМО:

Ну что детишечки, вам повезло. На все задания вы ответили, меня, Бабулечку - Ягулечку без помощника оставили. Следила я за вами, честно играли, не обманывали меня. Обещала я вам, если справитесь с заданиями, никого к себе не заберу, да ещё сюрприз приготовила, так что загляните в мой сундук. Там вас сказки ваши любимые ждут.

Баба Яга.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, что за сюрприз Бабулечка - Ягулечка приготовила (вынимает раскраски сказочных героев) давайте заберём их с собой. Теперь я точно знаю, что вы хорошо знаете сказки.

Сказки дарят чудеса

Без сказки нам прожить нельзя.

Пора со сказкой на прощаться,

До встречи скажем им друзья.

   - Ребята нас наверно заждались в детском саду. В сказке хорошо, а дома еще лучше. Чтоб наши волшебные башмаки взлетели, нужно сказать заклинание «башмаки одели, в детский сад полетели» (Под музыку летят)                              

  -Ребята вот мы прилетели обратно в детский сад, и  закончилось наше сказочное путешествие по вашим любимым  сказкам.

     Верить в сказку – это счастье.  

     И тому, кто верит

    Сказка обязательно

    Отворит все двери.

  - Ребята мне очень понравилось как вы все отвечали на вопросы, самое главное вы были очень дружные и поэтому у вас получилось, выполнить все задания Бабы Яги. Молодцы!

 -Давайте вспомним какие задания выполняли?

 -Что именно вам понравилось?

-Понравилось вам путешествовать по стране сказок?

 - Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, спасибо вам за него.  Давайте скажем спасибо и нашим гостям, за то, что они путешествовали вместе с нами. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...