Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников
методическая разработка по художественной литературе
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека, формированию функционально грамотной личности, имеющей навыки XXI века. И читательская грамотность входит в их число.
Об этом и пойдет речь в данном материале.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок читательской грамотности
у детей дошкольников
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я старший воспитатель детского сада № 3, зовут меня Лацинник Виктория Александровна. Я рада приветствовать вас на нашем семинаре.
В начале давайте уделим внимание такому важному и интересному направлению работы педагогов как «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольников».
Итак.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека, формированию функционально грамотной личности, имеющей навыки XXI века. И читательская грамотность входит в их число.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования уделяется большое внимание ознакомлению с художественной литературой и чтению. У нас теперь есть четкие целевые ориентиры и задачи в этом направлении. Зачитывать я их не буду, я уверена, что все вы хорошо знакомы с ними. (пролистываем слайды с задачами)
А также В ФОП дан перечень худ. лит-ры по возрастам для чтения:
• Русские народные сказки
• Былины
• Сказки народов мира.
• Советская классика: Носов, Сладков, Житков, Зощенко, Маршак, Пришвин, Катаев, Драгунский и др.
• мировая классика: Янссон, Андерсен, Линдгрен, Киплинг и др.
+региональный компонент: сказки народов Кубани, сказки по безопасности, финансовой, эмоциональной грамотности и др.
Но Проблема в том, что книга перестала быть ценностью. Во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга перестала быть спутником детства. А ведь Книга обучает, развивает, воспитывает. Важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному.
Как обучает книга ? (вопрос к залу) После ответов педагогов включаем слайд
• Книга дает теоретические знания обо всем что нас окружает, о любых явлениях, объектах, событиях. • Виды книг + электронная.
Как воспитывает? (вопрос к залу) После ответов педагогов включаем слайд
• Правила поведения(хорошо\плохо) • духовно-нравственные категории (добро\зло, послушание\непослушание, согласие\вражда, трудолюбие\лень, бескорыстие\жадность, простота\ хитрость) • Правильно и бережно обращаться с книгой (над изготовлением книги трудились люди, много ресурсов затрачено) • Приводить книги в порядок, ремонтировать
Как развивает? (вопрос к залу) После ответов педагогов включаем слайд
• Развитие и активизация воображения, образного мышления, внимания, памяти, мышления, кругозор. • Расширяет и обогащает словарный запас. • Эмоциональная отзывчивость. • Успокаивает, веселит • Стимулирует на иные виды деятельности: игру, творчество, экспериментирование и др.
Ок, молодцы, давайте продолжим.
К читательской грамотности относятся способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность – это совокупность умений и навыков, отражающих:
– потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования и саморазвития;
– готовность к смысловому чтению и восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной информации;
– способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;
– умение ориентироваться с помощью текстовой информации в жизненных ситуациях.
Эти умения формируются в ходе начального общего и основного общего образования. Но приобщение к чтению начитается в раннем и дошкольном возрасте, и большую роль в этом процессе призваны играть семья и детский сад. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости системной работы по формированию предпосылок читательской грамотности детей в дошкольных образовательных организациях.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
-активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Этапы формирования основ читательской грамотности
• создание развивающей предметно-пространственной среды (в группе оформление центров по развитию речи, уголка чтения, мини-библиотеки, театрального уголка);
• подбор книг разных жанров: сказки, рассказы, стихи, книги разной тематики: о природе, с волшебным сюжетом, о животных…., «толстые» -«тонкие» книги, «взрослые» книги, журналы.
Что можно делать с детьми (вопрос к залу)
Классификация\сортировка книг, какая лишняя, с\игра библиотека, магазин книг. Здесь же мы активизируем словарь (стихи, энциклопедия, сказка, рассказ) Рассматривание книг, картинок, книжной графики, портретов писателей и др.
- продуктивного чтения-слушания
• Прогнозирование и мотивация детей к чтению.
• вызвать у детей желание прочитать книгу, используем приемы: беседы, загадки, дидактические игры, элементы костюмированных представлений, демонстрации иллюстраций, прослушивание отрывков музыкальных произведений.
• Работа с текстом во время чтения - использование приема комментированного чтения - медленного, выразительного чтения текста с остановками, иногда что-то комментируя, иногда задавая вопросы детям, иногда предлагая им что-то домысливать, угадать.
- Работа с текстом после чтения. Обсуждение прочитанного, вопросы, творческие задания. Цель - включить детей в речевую деятельность.
• Можно дать задание посмотреть мультик и сравнить книжный и анимационный вариант.
- Развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: - самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций - можно дать картинки с изображениями сказочных героев, или карты Проппа, или схему – придумать сказку - иллюстрировать знакомое литературное произведение (событие, героя, место событий, волшебные предметы, элементы одежды героя), сделать поделку по мотивам, слепить, сделать аппликацию - творческие задания: игра «Изобрази мимикой и жестами героя»;
- игровая проблемная ситуация «Как бы ты поступил на месте героя»; «Придумай другой конец сказки (рассказа)»;
- пересказ по мнемотаблицам; пересказ с использованием иллюстраций; инсценировка;
- создание элементов детской книги (обложки, иллюстрации);
- «Создание мультфильма» на основе прочитанного произведения.
• Организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературы;
• Театральная деятельность: изобразить героя, сделать инсценировку. Самое сложное постановка спектакля: изготовление декораций, костюмов, афиши, разучивание ролей.
• с\р игры по мотивам произведений.
• Буктрейлер на этом мы остановимся позже (видеоролик, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги, своего рода реклама художественного произведения)
- Конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам, днр писателей и поэтов
• Детское книгоиздательство
• Проектная деятельность (по автору, по книге)
• Квест по мотивам произведения
• Физкультурное занятие и иное
Деловая игра «Создание развивающей читательской среды в дошкольной группе»
Но Все конечно же начинается с создания развивающей читательской среды в дошкольной группе и в детском саду. Предлагаю Вам небольшой интерактив, чтобы вы были более вовлечены в процесс и для вашей пользфы – предлагаю создать интеллект-карту по развивающей читательской среде Ваших дошкольных групп.
Интеллект-карты – это схематическое изображение ключевых мыслей, основных пунктов плана. Они имеют много названий – ментальная карта, майндмэппинг, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта.
Что, где и как мы будем рисовать? Наша Карта может отдаленно напоминать дерево. Или паука. Или осьминога. В общем, что-то такое, у чего есть центр и ответвления.
В центре – основная идея или проблема. От нее будут отходить ключевые пункты. Каждый пункт тоже при необходимости разбивается на несколько пунктов поменьше. Рисовать мы будем в любимом вашем блокноте или на листе бумаге, который у Вас в файле вместе с материалами к семинару.
В центре мы с Вами поместим нашу «Развивающая читательская среда дошкольной группы». Далее я и коллеги будем предлагать актуальные компоненты читательской среды, а Вы их отражаете в виде набросков, рисунков, надписей в своих интеллект-картах. Договорились?
Принципы, которые лежат в основе создания развивающей читательской среды будут ориентироваться «на зону ближайшего развития», принципы опоры на чувственное восприятие и интуитивное понимание смысла произведения, на своеобразие восприятия ребенком мира образов, коммуникативный подход (Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова и др.), который опирается на идею развития речевых способностей ребенка через постижения мира художественного слова и конечно, это требования к созданию развивающей среды. Важным моментом считаю не только организацию непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, но и факты неформального чтения:
- Чтение во время свободной игры
- во время отдыха
- в дополнение к любому занятию (рисование, конструирование, лепка)
- выставки книг по теме проектов, событий, текущим занятиям.
Перейдем к составлению нашей интеллект карты и первый шаг – «Семейный марафон»
Технологическая карта: «Семейный марафон»
Что может быть интересней совместного дела вместе с мамой и папой? Только участие в семейном творческом марафоне!
Уверена вы не раз сталкивались с приглашениями принять участие в марафоне в социальных сетях. А что мешает нам организовать семейный творческий марафон в детском саду?
Для того чтобы организовать такой марафон нам необходимо:
- Выбрать тему и направление марафона (игровой, творческий, кулинарный, оздоровительный, спортивный и т.д.). В нашем случае это литературный марафон.
- Выбрать формы отчета (фото, рисунки, поделки, самодельная книга и т.д)
- Продумать финал марафона (флэшмоб, чаепитие вместе с родителями и малышами предоставление своих проектов, творческая ярмарка, экологическая акция, творческая мастерская и т.д.)
- Разработать задания и определить длительность марафона.
- Рассказать малышам и родителям о предстоящем марафоне через объявления на стендах, мессенджеры, официальный сайт, конечно личные беседы.
Итак, представляю вам варианты литературных марафонов. Которые мы проводили в детском саду.
Марафон «Загадки с грядки» проводится в средних группах уже не один год. В рамках тематической недели «Овощи» ребятам с воспитателями знакомятся с разнообразными загадками об овощах, затем для закрепления дается задание родителям и детям вместе продолжить знакомство с многообразием загадок на эту тему и сделать совместно книжки-малышки с загадками. Результаты их труда вы можете видеть на слайде и на выставке увидите их поближе.
Следующий творческий марафон «Сочиняем сказку». Длительность: 1 месяц. Он для старших дошкольников (старшая и подготовительная группа)
Задания выдаются 1 раз в неделю, каждую пятницу и размещаются в раздевальной комнате. Выполнять задания можно в течении недели. Через месяц организуется «уютное» чаепитие с детьми в группе и прочитываются все-все сказки!
Задания марафона представлены для родителей и детей, для удобства их можно сфотографировать на мобильный телефон. Ниже представлены примеры таких заданий. Такие таблицы есть у вас в раздаточном материале.
№ задания | Задние для родителей и детей | Задание для детей |
1 | Для того чтобы нам пуститься в путь, в сказочные приключения, нам надо придумать главного героя! Расспросите своего малыша о нем и запишите ответы.
| Нарисуй:
|
2 | Пришло время для настоящих приключений! Узнайте у своего малыша готов ли он отправиться со своим героем в путешествие? Придумайте вместе:
| Малыш, тебе предстоит нарисовать все приключения твоего героя! А родители могут тебе помочь! |
3 | Наш герой в этот раз решил отправиться в гости к нам в детский сад и в подарок он решил преподнести нам свою любимую и волшебную игру! Вам предстоит придумать вместе эту наиинтереснейшую игру! | Малыш, нарисуй, что нужно для любимой игры твоего героя? Любят ли играть друзья твоего героя в эту игру? Нарисуй как весело они играют! |
4 | У нашего героя день рождение!
| Малыш, нарисуй торт, свечи, подарки для своего героя! |
5 | Ждем вас на наше увлекательное чаепитие! Приходите со своими волшебными сказками! Устроим волшебный вечер! |
Книжки получились замечательные. Большинство из них ребята забрали обратно домой, как семейную реликвию (в которую было вложено много сил, времени и труда). Но кое-что у нас осталось
Вернемся к составлению нашей интеллект-карты и следующий шаг – создание «книжного адвент-календаря».
Об этом вам расскажет воспитатель средней группы Деревянкина Светлана Викторовна.
Доклад Светы
«Книжный адвент-календарь»
Вместе с воспитателями нашего детского сада мы обратили внимание, что часто наш «книжный мир» в группе остаётся без внимания со стороны малышей. Для нас очень важно не давать готовых ответов, а создавать вовлекающие в деятельность и мотивирующие условия для детей.
Один из шагов по перезагрузке развивающей читательской среды в группе и стало создание книжного адвент-календаря.
Что такое адвент-календарь вообще?
- Адвент-календарь - это календарь в ожидании нового года или рождества.
- Это конвертики, кармашки или коробочки с пожеланием или заданиями, сюрпризами на каждый день.
У детской литературы сегодня много «соперников» - мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения они не требуют от детей размышлений. Несмотря на то, что в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных, познавательных и интересных изданий, многим родителям не хватает внимания, времени и сил на чтение вместе с ребенком.
Книжный Адвент-Календарь – это прекрасная идея для реализации познавательных задач, чтения художественных произведений с детьми любой дошкольной группы.
Книжный Адвент-Календарь мы называем календарем приближения событий, праздников (через произведения художественной литературы). Так как дети не совсем четко представляют, что такое время, и сколько надо ждать, чтобы наступило ожидаемое событие, в этом случае отличным помощником может послужить Адвент-Календарь.
Календари, могут быть по содержанию самыми разными:
- ✅ тематические ( какие темы/проекты сейчас в работе?)
- ✅ по одному автору
- ✅ по книгам из программы
Каждый день дети подходят к календарю и по порядку «открывают» конвертики, окошечки и понимают, чем меньше остается не открытых, тем скорее приблизится ожидаемое событие. Интерес ребенка к календарю поддерживается и тем, что в «конвертике» спрятан сюрприз. Это может быть герой из сказки, предмет или картинка из произведения.
Адвент-Календарь – для детей это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности, в нашем случае на развитие познавательного интереса к книге.
А для педагога – это своеобразный план деятельности. С его помощью мы видим путь к достижению поставленной цели.
Цель использования Книжного Адвент-Календаря – создание условий для проявления познавательной активности ребенка дошкольного возраста в ознакомлении с художественной литературой.
Планируемый результат:
- развитие детской активности в ознакомлении с художественной литературой;
- развитие коммуникативных и речевых навыков;
- формирование аналитических предпосылок.
Какие свойства нашего Адвент-Календаря:
- наглядность;
- привлекательность;
- запоминаемость;
- творчество.
Создание и наполнение Адвент-Календаря - это творческий процесс. Макетом Адвент-Календаря может быть все, что угодно. В нашем случае – это были вагончики с локомотивом, конвертики, снежинки, изображения игрушек и многое другое. На форму Адвент-Календаря отлично ложится комплексно-тематическое планирование.
Принципы, которые легли в основу изготовления Календаря:
- стиль оформления календаря соответствует возрасту детей, оформлению группы;
- выделено определенное место Календарю.
- Календарь доступен и многофункционален;
- присутствует тайна. Дети очень любопытны, а наличие коробочек или конвертиков создает интерес и предвкушение сюрприза;
- Адвент-Календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание. Любопытный ребенок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно.
- определяем наполнение каждого «окошка». Внутри может быть портрет-миниатюра автора, фото-миниатюра произведения или героя из произведения.
- задания стараемся делать детям приятными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности;
- используем в Календаре разные цвета (оттенки). Счет – первостепенный фактор. Считаем дни. Сколько ушло дней, и какие интересные истории узнали, сколько осталось.
- Изготовить книжный адвент-календарь можно на один месяц или по желанию, сразу на год.
- Выписать по программе список авторов/литературу для Вашей группы на один месяц (или сразу год).
- Добавить к списку произведения, которые планируете читать малышам перед сном.
- Выбрать также для книжного адвент-календаря произведения в соответствии с планом календаря знаменательных дат на учебный год или в соответствии с тематическим планированием, педагогическим задумкам.
- А ещё можно оставить и пустой кармашек с записью «Здесь может быть твоя книга», это если в группе есть книгообмен среди детей или ребята приносят свои домашние любимые книги.
И наконец, вносим Ваш книжный адвент-Календарь в группу сами или его дарит литературный герой/ Ваш символ (житель) группы. Рассказываем «как Вы будете играть с ним»: определите вместе время открытия окошка, как Вы будете знакомиться с этими произведениями, где Вы будете размещать произведения, которые Вам рекомендует календарь.
Дети делятся впечатлениями, общаясь о прочитанных произведениях. Пусть это пока примитивно, совсем «просто о простом», но взрослея, они научатся обмениваться прочитанной информацией, анализировать, синтезировать, сравнивать, улучшится результативность их познавательной деятельности в области художественной литературы.
В своей практике мы начали использовать этот метод совсем недавно с сентября 2023 года, но можно с уверенностью сказать, что это высокоэффективное средство стимулирует детей к образовательной деятельности и изучение тем у нас проходит интересно, познавательно, насыщенно.
Такой Адвент-Календарь всегда порадует и самых маленьких, и читателей и ценителей взрослого пера.
А теперь, Посмотрим видеофрагмент работы с литературным адвент-календарем в средней группе (показ видео с Адвентом)
Наш опыт работы показал, что дети с удовольствием принимали участи в работе с календарем и с нетерпением и любопытством ждали появления нового персонажа, новую сказку и задания. Таким образом можно сделать вывод, что метод Адвент –календаря эффективен для приобщения детей к художественной литературе.
В.А.
Вернемся к нашей интеллект-карте и следующий шаг к созданию развивающей читательской среды дошкольной группы может стать «Поле для книжных вопросов». Об этом нам расскажет воспитатель средней группы Левый Жанна Шакировна.
Доклад Жанны
«Поле для книжных вопросов»
Семейное, домашнее чтение - это поддержка ребенку-слушателю, ребенку-читателю! Через создание «поля для книжных вопросов», которое будет адресовано прежде всего родителям мы сможем не только поддержать интерес к кругу детского чтения, но предложить стать «книжным гостем» любимое произведение Ваших малышей.
А еще это поле:
- еще одна возможность познакомиться поближе с семьями ваших малышей;
- познакомить, через вопросы на поле с Вашими целями/направлениями/жизнью группы;
- использовать знания/идеи родителей в целях создания тесных, взаимо поддерживающих, дружеских, партнёрских взаимоотношений между детьми- педагогами-родителями;
- это ещё одна возможность для обратной связи: от родителей - к Вам и от Вас – родителям.
Наше поле:
- может быть на красивой основе, которую Вы украсите сами или вместе с детьми.
- Должно быть место для общей темы/вопроса/предложения.
- Конечно, нужно продумать, как и где родители будут оставлять свои вопросы/ответы. Это будет как формат тетради или альбома, где можно перелистнуть страницы? Или это лист: бумажный/картонный на который можно прикрепить стикеры? Кармашки для карточек - ответов?
Одним из вопросов - предложений, для нашего поля может стать такой текст: «Дорогие мамы и папы, а также их родители! Поделитесь, какие книжные предпочтения у вашего малыша? Что вы с огромным интересом зачитываете до дыр в последнее время?».
Практика показывает, что это довольно эффективной метод привлечения родителей и детей к семейному чтению
Продолжим заполнять нашу интеллект-карту и следующий шаг «Буккроссинг»
«Буккроссинг»
Буккроссинг — общественное движение «книголюбов», постепенно набирающее обороты в России. История «буккроссинга» очень интересна и возвращает нас в 2001 год. Однажды американцу Рону Хорнбакеру пришла в голову отличная идея: что, если все люди начнут оставлять ненужные им книги, помеченные особым образом, в общественных местах и сообщать об этом друг другу через Интернет? В 2001 году автор идеи оставил в одном из отелей 20 книг, в этих книгах были заметки и ссылки на его сайт. В течении полугода на площадке обосновалось около 300 активных участников, и с этого момента буккроссинг постепенно стал распространяться по миру. Достаточно просто оставить книгу в общественном месте и положить внутрь пояснительную записку (чтобы не подумали, что просто забыли книгу) и, возможно, свои впечатления от произведения. Следующий читатель получает подарок, подаренный ему, где вы все еще дышите своими мыслями. Так книга может путешествовать из рук в руки по всему миру.
Дети — существа социальные. Они любят обмениваться игрушками, одеждой, украшениями. Участники акции «Буккроссинг» приносят в детский сад любимые книги, размещают их в специально подготовленной коробке в фойе детского сада, пишут (с помощью взрослых) сопроводительные письма-заметки и выбирают себе книги. Даря ценную вещь другому человеку, они учатся уважительно относиться к чужим книгам. А так интересно получить подарок от знакомого или незнакомого мальчика, девочки, сотрудника ДОУ и прочитать таинственное послание, вложенное между страниц.
В наше время, в век современных технологий, интерес к чтению снижается. Зачастую сами родители из-за нехватки времени не используют книгу как средство общения с ребенком, развития его речи или, наоборот, интереса к чтению увлекательных детских рассказов. Для решения этой проблемы необходимо повысить интерес к чтению и к самой книге. Данная акция призвана познакомить дошкольников с книгой, ее произведениями, иллюстрациями во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. У ребят есть возможность обмениваться книгами из домашней библиотеки, утратившими свою актуальность. Книги играют важную роль в развитии и воспитании ребенка, ведь они открывают перед ним яркий, неизведанный, увлекательный мир. Но современные дети, к сожалению, большую часть времени проводят за компьютером или перед телевизором, а о книгах совершенно забывают. Решение этой проблемы — отсутствия чтения, остается актуальным и по сей день, ведь через книгу ребенок знакомится с окружающим миром, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Книга и чтение помогают сформировать личность ребенка, его характер.
Если семья любит и много читает, то малыш будет подражать образу жизни своей семьи. С помощью чтения книг можно развить у ребенка способность мыслить, развить речь, проявить творческое мышление, смекалку, внимательность, память.
«Буккроссинг» — эффективная практика, потому что:
— способствует формированию информационной среды, благоприятной для популяризации чтения и условий для доступности необходимой литературы детям;
— продвигает лучшие образцы литературы (тексты, книги, жанры, виды изданий) среди широкого круга читателей;
— формирует в общественном мнении представления о ценности и значении чтения и книжной культуры;
— способствует созданию положительных и привлекательных образов читающего человека, книг, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных учреждений, связанных с чтением .
Сейчас я познакомлю вас с Планом работы по внедрению практики буккроссинга в образовательное пространство детского сада
Предварительная работа
Для начала мы, воспитатели, изучили материалы по буккроссингу. На педагогическом совете с движением буккроссинга познакомили остальных преподавателей детского сада.
Провели беседы с детьми. «Зачем мне читать?», «Как появилась книга?»; просмотр обучающего видео: «Правила обращения с книгой», «Ваша любимая книга» и т. д.
Для родителей была подготовлена брошюра «Путешествие книг или буккроссинг», проведен опрос родителей «Роль книги в воспитании детей».
Разработана памятка для родителей, детей и всех желающих принять участие в акции.
Для реализации движения «Буккроссинг» в фойе поставили коробки для книг, так как здесь наибольшая доступность для родителей и детей. Были напечатаны рекламные листовки, яркий плакат. Мы пригласили всех любителей чтения принять участие в увлекательном мероприятии по обмену книгами с родителями и детьми группы. Дети и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простого действия по принципу «Прочитай — отдай другому». Книги надо читать, а не хранить на полках.
Изначально мы составили список литературы, чтобы в дальнейшем отслеживать, пополняется ли наш центр новыми книгами, пользующимися большим спросом. На книги, которые принесли родители, наклеивали этикетку «Буккроссинг», чтобы сама книга давала информацию о том, откуда она взялась, кто отдал ее на книжный обмен. Книга была поставлена в коробку в свободный доступ. Изначально в книжном обороте участвовали только книги, принесенные педагогами групп, но вскоре мы заметили, что полка с книгами стала пустеть. Книги брали только для чтения. Через некоторое время родители тоже стали активно приносить свои книги. Книги стали возвращаться обратно на полку с отзывами о прочитанном. К акции присоединились воспитанники и их родители из всех групп, сотрудники детского сада.
Таким образом, можно сказать, что «Буккроссинг» является эффективным средством формирования основ читательской грамотности дошкольников, а также одним из основных факторов, стимулирующих возрождение семейного чтения.
Мы должны читать вслух нашим детям. Читайте им то, что им нравится. Говорите разными голосами героев книг, чтобы заинтересовывать их и не бросайте читать только потому, что дети сами научились это делать. Чтение вслух — это момент единения, когда никто не смотрит в телефоны, когда забываются все дела. В этот момент ребенок находится рядом, он впитывает прочитанное и ощущает волшебства рядом с родными в совместной деятельности. Мы уверены, что этот опыт общения останется с ребенком навсегда и передастся его семье. Каждая книга и все, что мы читаем, наполняет нас новой информацией, которую можно применить при решении тех или иных жизненных задач; регулярное чтение запускает и тренирует такие мыслительные процессы, как моделирование, планирование, память, творческое мышление. Читающий человек самостоятельно направляет «полученный» из книги текст, который в его голове «превращается» в красочное живое кино. И самое главное, на мой взгляд, то, что чтение литературы доставляет огромное удовольствие.
В.А.
И еще одной идеей для развивающей читательской среды дошкольной группы могут стать радио-спектакли и аудио-сказки, которые не только Вы можете использовать в своей работе, но поделиться ими через QR коды с родителями. А также в соцсетях мы создали страничку «Клуб любителей чтения «Читарики», где делимся своими идеями и результатами работы по привлечению детей к чтению.
Следующий элемент читательской среды – это буктрейлеры. О них вам поведает воспитатель старшей группы Левый Елена Владимировна.
Доклад Е.В.
Наши интеллект-карты по созданию развивающей читательской среде дошкольных групп можно продолжать заполнять еще долго, и я уверена вскоре у Вас появятся свои уникальные идеи. Давайте вместе поможем вырастить талантливого читателя, ибо все начинается с детства, в том числе и чтение хороших книг!
Сейчас мы приглашаем воспитателя из детского сада № 26 _______ФИО+ тема ________, она поделится с нами своим опытом работы. А после проведем небольшой мастер-класс.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...
Игра на формирование предпосылок читательской грамотности
Игра со сказками для детей 4-5 лет по формированию предпосылок читательской грамотности...
«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»
Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий
Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая кн...
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...
Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ
Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...
Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Брусничка» Выступление на тему:«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через иг...