Мастер-класс Технология "Сундучок историй"
методическая разработка по художественной литературе

Кузнецова Татьяна Александровна

Мастер-класс для педагогов по использованию технологии "Сундучок историй" (Сторисек) для развития речи детей и формирования интереса к художественной литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер-класса

участника муниципального этапа XV Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в городском округе Красноуфимск в 2024 году, Кузнецовой Татьяны Александровны, воспитателя

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад»

Тема.Инновационная технология «Сундучок историй» (перевод с английского «Сторисек») для развития речи детей и формирования интереса к художественной литературе.

Дата проведения: 27февраля 2024 года.

Целевая аудитория: педагогические работники образовательных организаций. Цель: Повышение профессионального  мастерства педагогов -  участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по использованию инновационной технологии «Сундучок историй» с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- воспитательные:

- формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности;

- обучающие:

- передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- обучать участников мастер-класса конкретным умениям создания условий для развития речи детей, формирования интереса к художественной литературе с помощью использования технологии «Сундучок историй»;

- развивающие:

- воссоздать пред участниками мастер-класса форму работы с детьми дошкольного возраста с применением технологии «Сундучок историй»;

- формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности  инновационной технологии «Сундучок историй»для развития речи детей, формирования интереса к художественной литературе через игровую и театрализованную деятельность в сотрудничестве с родителями.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование;

- мультимедийная презентация;

- «Сундучок историй» по русской народной сказке «Теремок»;

- материал для проведения мастер-класса: лист формата А3 с изображением теремка и леса с лентой скотча, сказочные герои, буклеты в  коробке «Сундучок историй» для рефлексии; портфель «Сундучок историй», в котором книги со сказкой «Теремок», энциклопедия животных леса, флэшка, чистые листы, фломастеры, ручки; конструктор «Теремок», игрушки и театр по сказке, лейка, семена;дидактические игры, раскраски, пластилин, чистая бумага, цветные карандаши, геометрические фигуры, фломастеры.

Планируемый результат:

Сформированы представленияоб инновационной технологии «Сундучок историй» и использовании её в образовательной деятельности для развития речи детей, формирования интереса к художественной литературе через игровую и театрализованную деятельность в сотрудничестве с родителями, как один из способов создания условий для приобщения к искусству, социализации детей  на основе духовно-нравственных ценностей.

Продолжительность: 15 минут. Мастер-класс включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, педагогическую и заключительную – рефлексивную.

Ссылки на сайт:

https://nsportal.ru/kuznetsova-tatyana-aleksandrovna-1512

http://nastavnikdo.ru/wp-content/uploads/2023/03/Выступление-1.pdf

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/10/22/innovatsionnaya-tehnologiya-storisek-v-dou

Ход мастер-класса.

Здравствуйте. Меня зовут Кузнецова Татьяна Александровна.

Слайд 1.

В современном мире гаджеты всё больше вытесняют книги. Наблюдая за детьми, мы видим, что уже в дошкольном возрасте многие дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеороликов, компьютерные игры.

Поэтому становится  актуальным вопрос: «Как помочь ребёнку стать читателем?».

И перед нами встаёт задача: напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребёнка, формирует его речь, языковую культуру, прививает первые росточки нравственности. Для этого можно использовать различные методы и приёмы, например:

- организация книжных центров;

- создание мини-музеев детской книги;

- организация экскурсий в библиотеку;

- проведение литературных викторин, праздников, конкурсов чтецов.

Кроме этого мне помогает  использование инновационной технологии «Сундучок историй».

Слайд 2.

Что же такое «Сундучок историй»?

Это  может быть обычный мешок, который мы сами шьём и украшаем, или красивая коробочка; можно использовать рюкзак.  Приносит его обязательно сказочный герой, у нас это «Учёный кот».

Особенность реализации по использованию технологии, это активное взаимодействие всех субъектов образовательных отношений (дети, родители, педагоги) с учетом их возможностей, инициативы и интересов. Работа над созданием «Сундучка историй» прививает любовь к книге у детей, привлекает внимание семьи к чтению книг дома, приобщает детей к традициям семьи, общества и государства.

Слайд 3.

Использование «Сундучка историй» помогает не только запомнить художественное произведение, но и более глубоко понять его содержание, поступки и характер героев. А чтобы книга открыла нам свои тайны и стала ещё интереснее, мы с детьми «окунаемся» в волшебный мир театра. В образе героя ребёнок раскрывает не только качества героя сказки, но и свои, показывает своё отношение, может раскрыться эмоционально. Даже замкнутый и неговорящий ребёнок, принимая участие в театрализованной деятельности, постепенно обретает уверенность в своих силах и раскрывает свои таланты и творческие способности.

Слайд 4.

Методическая обоснованность использования данной технологии дает возможность построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, поддержать инициативу детей  в различных видах деятельности, организовать сотрудничество с семьёй, то есть учесть основные принципы ФГОС и ФОП дошкольного образования.

Слайд 5.

Используя данную технологию, мы реализуем все образовательные области, согласно ФГОС ДО.

«Речевое развитие» со всеми его компонентами;

«Познавательное развитие» через дидактические игры и экспериментирование;

«Художественно-эстетическое развитие» в творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной);

«Физическое развитие»в приобретении двигательного опыта  в различных видах деятельности.

Слайд 6.

Рассмотрим Этапы реализации технологии

1 этап Подготовительный

2 этап Продвижение

3 этап Основной

  • Работа с  «Сундучком историй»

4 этап Завершающий

На всех этапах реализации  можно разрабатывать литературные игры (дидактические, настольные, речевые).

Совместная деятельность с «Сундучком» может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять постепенно.

Приглашение на практическую часть  

Предлагаю более подробно изучить Основной этап практического применения данной технологии рассмотреть  и обсудить «Что входит в комплект материалов и как ими можно воспользоваться?».

Приглашаются три команды: выберите, что вам ближе – книга, игра или театр.

Для удобства работы комплект  материалов «Учёный кот» разделил на три части:

- книги;

- игрыи творчество;

- театр.

И спрятал в разные варианты, которыми может быть представлен «Сундучок историй» - это мешок, рюкзак, красочная коробка.

Задание подгруппам

Работая с командами и зрителями (вместе):напечатанное задание.

- Рассмотреть и рассказать, что вы нашли в «Сундучке историй». Вместе ответим на вопрос: «Для чего можно использовать комплект материалов «сундучка»?».

1 команда: В «Рюкзачке историй»  - книги с русской народной сказкой «Теремок» в разной авторской обработке и с иллюстрациями разных художников-иллюстраторов.Научно-популярная литература – энциклопедия. Флэшка. Чистые листочки, ручки, фломастеры.

Задание:Выберите одну книгу и составьте «Шпаргалку для родителей» - примерные вопросы для беседы по книге или правила обращения с книгой.

2 команда: В «Мешке историй»   – картинки к дидактическим и словесным играм, раскраски, пластилин, листы бумаги, карандаши, геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат – большие и маленькие).

Задание:Посмотрите, какие игры предлагает «Учёный кот» и попробуйте сами создать образы сказочных героев или дидактическую игру для сказки.

3 команда: В «Коробке историй»  - игрушки, маски, костюм. Дополнительные реквизиты: конструктор, семена, лейка, дерево, фигурки животных.

Задание:Подготовьте декорации для драматизации сказки.Найдите лишнее.

Слайд 7.Общение с аудиторией зала

Хочу представить вашему вниманию применение технологии на конкретном примере из практики в старшей группе.

1 этап

Распечатала текст сказки «Уголёк и теремок».

Подобрала разную музыку для драматизации сказки.

2 этап Продвижение и 3 этап Основной мы объединили и реализовывали вместе с детьми от их инициативы.

Сначала познакомились с новой сказкой «Теремок и уголёк», в основе которой лежит русская народная сказка «Теремок».Прочитали и обсудили содержание «Чему учит сказка?», «Кто главные герои?».

1)Научно-познавательная литература: «Загадки по пожарной безопасности» - узнали, какой вред можно нанести своему здоровью при неосторожном и неправильном обращении с предметами в быту.  «Профессия пожарного» - как работают пожарные, что есть в  пожарной части.

2)Подготовили анонс мероприятий и перешли к реализации проекта

- Подобрали музыкальное сопровождение для разных фрагментов сказки.

- Придумали и нарисовали Афишу, пригласительные билеты для родителей.

Слайд 8.

- Распределили роли. Здесь столкнулись с проблемой – все дети хотели принимать участие в драматизации – тогда решили сочинить продолжение сказки и немного изменить содержание. Так в сказке появились 2 зайца, 2 волка, кроме основных героев и рассказчика, угольки, пожарные, строители.

Слайд 9.

Вместе придумывали – какие нам нужно сделать декорации, для этого мы нашли в библиотеке детского сада и группы книги со сказкой «Теремок», рассмотрели иллюстрации.

Для подготовки декораций и продумывания костюмов для театрализации пригласили на помощь родителей. Вместе с родителями оказались в роли модельеров – придумывали костюмы героев, родители помогали шить; были инженерами-конструкторами – конструировали пожарную машину для пожарных.

Слайд 10.

Маляры раскрашивали теремок; художники украшали спинки стульчиков и русскую печь народными росписями. При совместном создании декораций совершили путешествие в прошлое и познакомились с убранством русской избы.

В ходе индивидуальной работы разучивали роли, танцевальные движения.

Слайд 11.

4 этап Завершающий - Итогом стал оформленный центр активности, видеоролик со сказкой, театрализованное представление «Теремок и уголёк» для родителей и детей старшего дошкольного возраста,  русской народной сказки «Теремок» для детей младшего возраста.

Так же итогом может быть тематическая выставка, макет или игровая деятельность.

Сказку можно обыграть не только в помещении, но и на улице, где уже природа создала для нас готовые декорации.

Готовый «Сундучок» можно передать в семью на время или в другую группу для знакомства с произведением. «Шпаргалки» и красочно оформленная опись помогут возможности применения сундучка другими педагогическими работниками и родителями.

Коллеги готовы?  (Озвучивание и показ результата работы в подгруппах)

1 команда

- Какие книги положил «Учёный кот» в «Сундучок историй»?

  (варианты художественной книги разных издательств, со сказкой в обработке разных авторов, с разными типами иллюстраций)

- В чём заключается работа с книгой?

    (чтение, обсуждение содержания; беседы до, вовремя и после прочтения книги «Как правильно пользоваться книгой?» – правила; ответы на вопросы по книге)

- Для чего нужна научно-популярная литература?

  (дополняет научно-познавательными фактами)

- Для чего мы можем использовать флэшку?

  (Посмотреть мультфильм, послушать аудио-сказку (с 4-х лет), послушать голоса животных в природе, познакомить детей с русской народной плясовой музыкой, послушать звучание музыкальных инструментов)

Получилось у Вас составить «Шпаргалку для родителей»?

Задание:Выберите одну книгу и составьте «Шпаргалку для родителей» - примерные вопросы для беседы по книге.

(Как держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Где нужно читать книгу? Кто из героев вам больше всего нравится? Почем? Какие события повторялись?...)

2 команда:

- Какие дидактические или словесные игры вы нашли в «Сундучке историй»?

  (игра-игровизор «Проведи дорожки», «Пройди лабиринт» - рисование фломастером, «Найди отличия», д/и «Засели героев сказки в теремок по порядку», д/и «Рассели героев сказки в домики по размеры», речевая игра «Расскажи сказку»)

Как Вы справились с задание, что выбрали?

Задание: Создать образы сказочных героев или дидактическую игру по сказке.

3 команда:

- Что вы нашли в «Сундучке историй?»

(игрушки – от «киндер-сюрприза», деревянные, мягкие, резиновые;перчаточные и пальчиковые куклы; маски – главные герои художественной книги)

- Для чего мы можем использовать игрушки?

  (Помогают изучить образ героев (вместе с иллюстрациями), развивают понимание прочитанного, помогают разыграть содержание сказки)

- Какие дополнительные реквизиты спрятал «Учёный кот» в «Сундучок историй»? Для чего они нам нужны?

  (бытовые предметы из книги, предметы обихода или окружающей среды – дерево, лейка, семена; конструктор – помогает создать декорации для театрализации)

Помогают «Оживить» книгу, лучше понять прочитанное.

Задание: Подготовьте декорации для драматизации сказки. Найдите лишнее.

(Лишнее – лейка, семена – для сказки «Репка»)

У вас получились готовые декорации для настольного театра.

Заключительная часть. Рефлексия.

Чтобы обобщить материал мастер-класса, предлагаю вам разместить сказочных героев из «Сундучка историй»:

в теремок – если вам понравилось, вы узнали новую и полезную информацию, которую сможете применить в своей практике;

в лес – если вам было не интересно и вы не узнали ничего нового.

Работа с залом (пока коллеги «расселяют» сказочных героев)

В младшем дошкольном возрасте мы используем более простой вариант наполнения сундучка, а в старшем дошкольном возрасте можно снова вспомнить уже знакомую сказку и дополнить содержимое. Также с помощью данной технологии можно знакомить детей с художниками-иллюстраторами. Темой может стать тематическая книга. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению.

Итог по рефлексии…

Мне приятно было сегодня с вами общаться. Я буду рада, если вы используете материалы сегодняшней темы в вашей практике. Кого заинтересовала технология «Сундучок историй» может взять буклет с рекомендациями по её использованию у «Учёного кота».

Ваши вопросы?



Предварительный просмотр:

Что такое «Сундучок историй»?

В переводе с английского «Сторисек» это «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году англичанином Нейлом Гриффитс.

Суть технологии: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач.

Задачи технологии: чтение хороших книг;

расширение кругозора; пополнение и расширение словарного запаса; развитие навыков осмысленного чтения; развитие навыков обсуждения художественного произведения; развитие социальных навыков (формы и способы поведения в отношениях, умение сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций; стимулирование интереса к книге.

ИДЕЯ заключается в получении удовольствия от совместного чтения вслух ребёнка и родителей или воспитателей. Сначала взрослые, а затем сами дети «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала.

Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению.

А самое главное работа над созданием «Сундучка историй» является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений (дети, родители, педагоги) с учетом их возможностей, инициативы и интересов.

Что из себя представляет мешок историй?

Это настоящий полотняный мешок, который можно украсить  пуговицами, вышивкой и т.д. Мешок можно заменить чемоданом, рюкзаком или красочной коробкой. С «Мешком историй» обязательно приходит сказочный герой.

Этапы реализации технологии «Сундучок историй».

I этап – подготовительный включает в себя:

Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сундучок историй». Подготовка комплекта материалов:

- детские книги, соответствующие возрасту и с качественными иллюстрациями;

- игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), это главные герои художественной книги. Помогают изучить образ героев, развивают понимание прочитанного;

- дополнительные реквизиты (бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды). Помогают «оживить» книгу, помогают лучше понять прочитанное;

- научно-популярная литература, близкая к художественному произведению, дополняет его научно-познавательными фактами;

- DVD-диск с аудио-сказкой (используется с 4 лет), мультфильмом, сказкой по произведению. Многократное прослушивание и проигрывание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания;

- дидактические, словесные, языковые игры с содержанием художественной книги, расширяют словарный запас.

II этап - продвижение.

Подготавливаются анонсы мероприятий по (объявления мероприятий, раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка, приглашаются родители для беседы»).

III этап – Основной 

Работа с художественным произведением

- Работа с книгой предполагает чтение вслух в группе детей.

- Организация беседы до, вовремя и после прочтения книги. Обсуждение с детьми: Как будут держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.

- При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.

- Проведите игру  с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.

- Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты во время чтения.

- Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например,  о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы). Рассмотрите обложку, содержание, иллюстрации; покажите, как нужно ориентироваться в книге. Красиво оформите иллюстрации, рисунки и раздайте их родителям, чтобы развесить на приметных местах в доме.

- Просмотр мультфильма. Слушание аудиозаписи. Организовать коллективное прослушивание с одновременным, предваряющим, завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.

Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексики, формирование навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание;

«Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге;

«Айболит» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения;

«Найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения;

Организация сюжетно-ролевых игр по мотивам книги.

В итоге в каждом «Сундучке историй» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр, соотнесённых с книгой.

Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя - автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге, например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.

Красочно оформляется опись готового «Сундучка историй».

IV Завершающий этап.

- Передать «Сундучок историй» на дом родители или в другую группу. Можно пригласить родителей детей других возрастных групп на театральное представление.

- Собрать письменные отзывы родителей.

- Обогащать содержания игровой, продуктивной (рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности по инициативе детей и родителей.

Формы работы с «Сундучком историй»:

- ООД по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;

- кружковая работа;

- культурные практики;

- культурно-досуговая деятельность совместно с родителями, экскурсия в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, игровая деятельность;

- проектная деятельность и др.

Ссылка на личный сайт: https://nsportal.ru/kuznetsova-tatyana-aleksandrovna-1512

Составила: Кузнецова Т.А., воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ ЦРР – детский сад.

27.02.2024 г.

Инновационная технология

«СУНДУЧОК  ИСТОРИЙ»

D:\2024 РАБОТА\РПГ\Сторисек технология\1 б.jpg

D:\2024 РАБОТА\РПГ\Сторисек технология\2.jpg

Многофункциональная технология, выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, что обеспечивает развивающий характер и поддержку индивидуальности каждого ребенка в ходе реализации проекта. Помогает реализовать задачи и содержание пяти образовательных областей и работу с родителями. Технологию можно использовать с ясельной группы (с 1 года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»

Мастер–класс– это особый  жанр обобщения и распространения педагогического опыта.   Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Мастер-класс на тему: "История создания куклы Тильды "

Придумала Тильду норвежская художница Тони Финнангер. Все началось с ее работы в магазинчике hand-made товаров. Она продавала сувениры и другие товары ручной работы и мечтала стать детской писательниц...

План-конспект проведения мастер-класса "Путешествие в историю промыслов Тамбовского края"

Данный метариал ориентирован на взрослую аудиторию, участников мастер-класса....

Мастер - класс по теме: «История и традиции праздника Пасха. Изготовление сувенира «Пасхальное яйцо»

Предлагаю Вашему вниманию мастер - класс по теме: "История и традиции праздника Пасха. Изготовление сувенира "Пасхальное яйцо"....

Мастер-класс для педагогов «История и культура Российского казачества»

laquo;Казачество – это часть нашей культуры, причем не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею ввиду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею ввиду, в том...