Программа коррекционной работы по художественной литературе
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа)

Бессчастнова Алёна Николаевна

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrek.rab_._chtetsy.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   

ИНН 6432003994   КПП 645101001  ОГРН 1036403201592

Программа коррекционной работы по художественной литературе для детей подготовительной группы.

Разработчики:

Рахматалиева Х.А

Бссчастнова А.Н.

2023г. – 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Наименование раздела

Стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

Актуальность

1.3

Цели программы

2

1.4

Задачи программы

2

1.5

Предполагаемые результаты

4

II

Содержательный раздел

2.1

Календарно - тематическое планирование

5

III

Организационный раздел

3.1

Учебный план

6

3.2

Список литературы

7

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

Формирование и развитие речевой культуры — одно из стержневых направлений воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Обогащение словарного запаса детей, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи, которые решаются в практической работе воспитателей и теоретических исканиях методистов.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно читать стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В.Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей к себе привлекает мир звуков.

 «Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя».

Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Программа «Радуга слов» в работе с детьми, показывает необходимость опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес — именно поэтому так велика роль стихов, произведений в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.

Литературные произведения - это всестороннее развитие речи, поэтических задатков, мышления, памяти, ума, также носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, развивают и воспитывают коммуникативные качества личности, делают увлекательными различные игры и задания.

   Старший дошкольный возраст – это период, познавательной и творческой активности, замыслов, полёта воображений и фантазий. Потому, важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие речевые способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

1.2 Актуальность данной темы обусловлена тем, что в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования – речевое развитие по-прежнему остается наиболее важной темой в дошкольном возрасте. По требованиям Стандарта речевое развитие включает в себя помимо основных задач и такие задачи как развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух 6 текстов различных жанров детской литературы. Поэтому необходимо знакомить детей с произведениями, заучивать с ними стихи и учить выразительно читать их.

1.3 Цель программы:

Создание условий для формирования выразительной речи у детей старших дошкольников, посредством выразительного чтения литературных произведений.

1.4 Задачи программы:

Обучающие:

учить детей понимать суть произведений, видеть первоначальный замысел поэта;

обучать речевым умениям: правильно пользоваться темпом, громкостью произношения, отчетливо произносить звуки, слова, фразы в соответствии с текстом;

формировать умение передавать игровые образы в действиях.

Развивающие:

способствовать развитию речевого дыхания и правильной артикуляции, выразительной интонации в речи;

развивать связную речь, обогащать словарь; творческие способности, на основе выразительного чтения стихов;

развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.

Воспитательные:

воспитывать эстетический, художественный вкус;

воспитывать нравственные, качества личности (доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие), коммуникативные качества;

воспитывать любовь к поэзии и творческой деятельности, желание участвовать в конкурсных выступлениях.

1.5 Предполагаемые результаты:

правильно пользоваться темпом, громкостью произношения; отчетливо произносить звуки, слова, фразы в соответствии с текстом стихотворения;

произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание, выразительность интонации в речи;

 пересказывать простые сказки;

отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, сказки с помощью простых предложений, заучивать выразительно стихотворения.

К концу учебного года дети должны:

понимать значимость и направленность поэтических произведений;

представлять стихотворение с указанием названия и автора произведения;

регулировать темп и силу голоса, выразительную интонацию;

использовать различные средства выразительности: жесты, мимику, движения;

передавать настроение и характер произведения.

Результатом работы кружка является участие детей в таких мероприятиях, как конкурс чтецов в возрастных группах, в развлечениях, викторинах, в утренниках, а также в конкурсах чтецов различного уровня.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Календарно – тематическое планирование

Период

Тема

Цель

Октябрь 2023г.

 Игра: «Погружение в сказку»

Учить создавать воображаемую ситуацию.

Проговаривание скороговорок, чистоговорок. цель: развивать артикуляционный аппарат, дикцию и четкость речи

Развивать артикуляционный аппарат, дикцию и четкость речи.

 Игра «Измени предмет» (новые способы его использования)

Развивать творческое воображение.

Ноябрь 2023г.

Беседа: «Твой любимый литературный герой?

Поддерживать устойчивый интерес к художественной литературе; развивать умение характеризовать героя.

Участие в VIII городском открытом литературном конкурсе «Читаем классику»

Развивать творческие способности.

Театрализованная игра «Теремок»

Развивать артистические способности путем использования выразительных средств речи, мимики и жестов.

Декабрь 2023г.

Игра «Дорисуй рисунок»

развитие творческого воображения.

Игра: «Изобрази знакомых героев»

развивать артистические способности.

Рисование сюжета любимой сказки

развивать творческие способности, поддерживать устойчивый интерес к сказкам.

Игра: «Превращения»

 развивать умение ребенка перевоплощаться из одного персонажа в другого, изменяя звуковую окраску голоса и манеру поведения.

Январь 2024г.

Показ сказки (пальчиковый, настольный) по желанию ребенка

поощрять проявление словотворчества, развивать выразительность речи, эмоциональность.

Зимние посиделки: рассказывание наизусть любимых произведений

поддерживать интерес к стихотворным произведениям.

Малоподвижная игра «Что мы делаем не скажем, а что мы Консультация делаем покажем»

развивать воображение, артистические способности

Февраль 2024 г.

Сюжетно – ролевая игра «Театр»

поддерживать интерес к театру; расширять кругозор; развивать коммуникативность.

Разыгрывание этюдов

развивать умение ребенка перевоплощаться из одного персонажа в другого, изменяя звуковую окраску голоса и манеру поведения.

Просмотр отрывков театральных произведение различных жанров (опера, оперетта, балет, драма)

закреплять знание театральных жанров; поддерживать устойчивый интерес к театру.

Участие в конкурсе чтецов, посвященный юбилею А. Барто

Развивать творческие способности.

Март 2024 г.

Театрализованная игра: «Путешествие в мир сказок»

Развивать умение ребенка перевоплощаться из одного персонажа в другого, изменяя звуковую окраску голоса и манеру поведения.

Игра «Салат из сказок»

Поощрять проявление словотворчества; развивать творческое воображение.

Развивающая игра «Картинная галерея»

Развивать творческое воображение, умение использовать предметы.

Рисование «Новый конец сказки «Колобок»

Продолжать развивать творческое воображение.

Апрель 2024 г.

Музыкально – пластическая импровизация «Изобрази музыку»

Продолжать развивать творческое воображение, развивать восприятие музыки.

Игра «Что за чем»

Вспомнить знакомые сказки, закрепить сюжет известных сказок.

Театрализованная игра

Совершенствовать Подготовка костюма к фестивалю. Внимание, творческое воображение.

Игра: «Пантомима»

Закрепление умения представления пантомимических этюдов

Май 2024 г.

Игра-драматизация «Колобок»

развивать артистические способности.

Беседа «Театральные профессии»

расширять кругозор, поддерживать устойчивый интерес к театру

Игровая программа: «Сам себе режиссер»

дать возможность самостоятельно сочинить и показать сценку.

III. Организационный раздел

  1. Учебно-тематический план

Вид организованной образовательной деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательных ситуаций

Форма организации образовательного процесса

Интегрированное:

развитие речи,

развитие мелкой моторики,

познавательное развитие

34

1

20

индивидуальная

подгрупповая

3.2. Список литературы:

1. Алексеева М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] /М.М.Алексеева, В.И.Яшина : Учеб. пособие. – М., 1998. -400с

2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа [Текст] /В. Андросова // Дошкольное воспитание. – 1991. – №4. -56с

3.Волкова В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/ (дата обращения: 02.01.2020).

4.Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 52-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4743/ (дата обращения: 05.01.2020).

5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» [Текст]/Т.Б. Полянская. - СПб, «Детство-Пресс», 2010г.-64с.

6.Сорокина, Л. В. Учим стихи, рисуя // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. [Текст]/Л.В. Сорокина -2009. –№ 5. - С.57-58.
7. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений[Текст] / О. С. Ушакова, Е. Струнина– М., 2004. -288с.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения[Текст] /М.Ф. Фомичева. -М., Просвещение, 1989. -239с.

Данная программа рассчитана на один год и реализуется на базе МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие для детей средней группы по разделу программы "Развитие" "Ознакомление с художественой литературой и развитие речи"

Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (размер). Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместителей....

Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы» в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. ...

Программа по приобщению к художественной литературе в средней группе

Программа по приобщению к художественной литературе и тематическое планирование по средней группе...

Контрольная работа по ТиМРР у детей Методика работы с художественной литературой в детском саду

Воспитательная функция литературы осуществляется  особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Произведения литературы способствуют развит...