Литературно - экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мир удивительных рассказов и сказок В.В.Бианки»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Наше занятие мы посвящаем жизни и творчеству писателя – натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, которого часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Всё написанное Бианки – это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Книги Бианки помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего нас мира. Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Конспект викторины по произведениям В.Бианки предназначен для проведения с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание направлено на закрепление знаний содержания сказок и рассказов В.Бианки. Данное мероприятие можно провести как итоговое по произведениям детского писателя. Мероприятие сопровождается музыкой и показом слайдов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Литературно - экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мир удивительных рассказов и сказок В.В.Бианки»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ГБОУ Школа № 1373. Подготовили воспитатели: Найденышева Лариса Анатольевна;                                                                                                                                       Прохорова Лиана Анатольевна                                                                                                                                                                                  

Цель: Закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки.

Задачи:                                                                                                                                                        1. Создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя.                                                    2. Прививать интерес к художественной литературе о природе, животных и птицах.                                                                                                                                                                                3. Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, обобщать и делать выводы.                                                                                                                                                              4. Развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение.                                                                                                                                                    5. Воспитывать желание у детей действовать в команде, помогать друг другу, проявлять интерес к выполнению задания.                                                                                                                               6. На основе сказок и рассказов В.Бианки воспитывать любовь и уважение к природе.    

Предварительная работа:                                                                                                             1. Оформление книжной выставки по творчеству В.В. Бианки.                                                   2. Презентация «Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки».                                                                                   3. Чтение книг В.В. Бианки.                                                                                                                  4. Конкурс «На лучшую книжку-малышку» по произведениям В.В.Бианки, сделанные своими руками, совместно с родителями.                                                                                       5. Проведение с детьми дидактических игр: «Зоологическое лото», «Человек и природа», «Птица или животное?» и др.                                                                                                     6. Рисование и лепка с детьми по произведению «Как Муравьишка домой спешил».                                                                                                              7. Разгадывание кроссвордов, ребусов, разучивание небольших стихов о природе, животных и птицах.                                                                                                                           8. Подготовка и разучивание подвижной игры «Зайцы, Лисы, Филины» по произведению «Снежная книга».                                                                                                    9. Создание иллюстраций к рассказам и сказкам В.В Бианки совместно с родителями.

Оборудование: презентация для сопровождения викторины; воздушные шары с прикрепленными к ним конвертами; 8 друдлов для игры «Угадай насекомое»; карандаши; 4 конверта с разрезными картинками (журавль, летуча мышь, крот, Чомга-Нырец - водяная птица); 2 коробочки (в одной - медведь, в другой - паук); мульт - физминутка «Забавные зверята»; 2 флажка разных цветов, фонотека (песня «Радуга»; музыкальная игра «Самолеты летят»; театр-студия детской песни «Ладушки» - музыка «Быстрая и весёлая» для подвижной игры; «Что? Где? Когда?», «В мире животных»).

Оформление зала: портрет Бианки, выставка книг и книжек-малышек по произведениям В.В.Бианки, сделанные своими руками, совместно с родителями. ; персонажи из книг Бианки; выставка детских рисунков по произведениям В.В.Бианки.

Участники: ведущий, музыкальный руководитель, библиотекарь из школы, жюри,                        2 команды игроков, гости.

Звучит песня «Радуга», слова и музыка Е.Обуховой

дети входят в музыкальный зал и встают

справа от ведущего (команда «Солнышко»), слева (команда «Звездочки»).  

Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы рады Вас приветствовать на литературно - экологической викторине, посвященной творчеству гениального человека, удивительного писателя В.В. Бианки. Сегодня ему исполняется 130 лет со дня рождения. Мы с вами прочитали много книг гениального писателя. Нарисовали иллюстрации к рассказам и сказкам. Были на экскурсии в библиотеке, где нам рассказали о биографии и интересные факты из жизни Виталия Валентиновича. В книжном уголке оформили выставку его книг. Провели конкурс «На лучшую книжку-малышку» по произведениям В.В.Бианки, где Вы представили и защитили книги сделанные своими руками, совместно с родителями. Я уверена, что Вы стали настоящими знатоками и ценителями рассказов и сказок Виталия Валентиновича. И я приглашаю Вас в страну, которая называется «Мир удивительных рассказов и сказок В.В.Бианки». Ребята, проходите в наш авиалайнер.

(Звучит музыкальная игра «Самолеты летят»,                                                                           дети выполняют движения под слова песни)

Ведущий: Ребята, посмотрите, мы попали с вами в удивительную и загадочную страну.

(Воспитатель обращает внимание на необычные воздушные шары с конвертами)

Ой ребята, посмотрите, разноцветные шары.

Шар обычный и простой, но с загадкой одной.

Надо шарик нам поймать, и загадку отгадать.

А значит пришло время начинать нашу викторину.

Сегодня играют две команды: «Родничок» и «Звездочки».

Капитаны команд представьте своих игроков.

(Команды представляются и произносят девизы).

1 команда «Родничок»:

Бежит родничок, звенит и смеется.

Команда наша, так и зовется!

Хотим на занятиях больше узнать,

Чтоб в будущем самыми умными стать!

Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать!

2 команда «Звездочки»:

Мы звездочки лучистые,

Сияем и блестим!

Мы яркие, искристые.

И все мы знать хотим!

Наш девиз: Все за одного, один за всех! Тогда в команде будет успех!

(Дети рассаживаются за столы)

Ведущий:  Уважаемые игроки, сегодня вы будете работать в большой и дружной команде, а в командах главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение. А наше уважаемое жюри уже готово судить первое задание!

Итак, мы начинаем!

 

Первый шарик выбирает команда «Родничок»                                                                 (ведущий открывает конверт и читает задание)

                                             Первое задание - «Кто быстрее?»                                                                                     (команда, которая быстрее поднимет флажок и правильно ответит на вопрос, получает 1 балл, за каждый правильный ответ)

1. Сказка «Как Муравьишка домой спешил»                                                                            Вопрос: Кто первым помог Муравьишке добраться до дома?                                                   А - Гусеница - Землемер; Б - Паук - Сенокосец; В - Жужелица.

2. Рассказ «Первая охота»                                                                                                        Вопрос: Кто оставил свой хвост в зубах у щенка?                                                                         А - заяц, Б - ященрица, В — лиса.

3.Рассказ «Кто чем поет?»                                                                                                                              Вопрос: Чем поет Бекас?                                                                                                                        А - хвостом; Б - клювом; В- крыльями.

4. Книга «Лесная газета», рассказ «Лесные происшествия. У кого дом лучше всех?»                                                                                           Вопрос: У кого самое большое гнездо?                                                                                                                                    А - у синички; Б - у орла; В - у вороны.

5. Рассказ «Музыкант»                                                                                                                                             Вопрос: Кто играл на щепке?                                                                                                                                           А - волк; Б - медведь; В - ежик.

6. Рассказ: «Макс»                                                                                                                   Вопрос: Макс это -……?                                                                                                                         А - тигр; Б - слон; В - лев.

7. Рассказ «Первая охота»                                                                                                        Вопрос: Кто щенку прямо в нос попал летучей, едкой струйкой?                                              А - жук-Бомбардир; Б - жужлица; В — паук.

8. Сказка: «Чьи это ноги?» Вопрос: У какого зверька между хвостом и лапками кожа натянута? А - летучая мышь; Б - крот; В — хомяк.

Второй шарик выбирает команда «Звездочки»                                                                   (ведущий открывает конверт и читает задание)

Второе задание - «Угадай насекомое»                                                                                         по сказке «Как Муравьишка домой спешил» с помощью друдлов.

Ведущий: Ребята, вам нужно выбрать и дорисовать из предложенных друдлов изображения, чтобы получились насекомые из сказки «Как Муравьишка домой спешил»:  Гусеница - Землемер, паук - Сенокосец, Жужелица, жучок — Блошачок, кузнечик, водомерка, майский Хрущ, гусеница Листовертка. Всех героев этой сказки дети видят на экране.                                                                                                              (Каждой команде дается по четыре друдла. Команда, которая быстрее справится с заданием — получает 1 балл, за каждое правильно выполненное задание).

Мульт - физминутка «Забавные зверята»

Третий шарик выбирает команда «Родничок»                                                                 (ведущий открывает конверт и читает задание)

Третье задание: «Угадай сказку по героям»

Ведущий: Ребята, из какой сказки эти персонажи? На экране появляются персонажи из первой сказки (слайды 4-12). Команда, которая быстрее поднимет флажок и правильно ответит на вопрос, получает 1 балл и т.д.

1 слайд: Щенок, Жук-Бомбардир, Удод, Ящерка. («Первая охота»)

2 слайд: Мухолов-тонконос, клёст-крестонос, широконос, козодой-сетконос. («Чей нос лучше?)

3 слайд: Муха, Слизняк, Рыба, Рак («Хвосты»)

4 слайд: Дятел, Скворец, Сыч, Белка («Теремок»)

5 слайд: Сова, Мыши, Шмели, Корова («Сова»)

6 слайд: Федора, Аришка, Мишенька, Медведица («Аришка-Трусишка»)

7 слайд: Рак, Котенок, Карасик, Водяная крыса («Где раки зимуют»)

8 слайд: Жаворонок, Медянка, Летучая Мышь, Крот («Чьи это ноги?»)

Четвертый шарик выбирает команда «Звездочки»                                                                 (ведущий открывает конверт и читает задание)

Четвертое задание: Игра «Угадай и собери» по сказке В.Бианки «Чьи это ноги?»

Каждая команда получает по два конверта, в которых лежат разрезные картинки. Ведущий читает описание ног по сказке, а дети должны отгадать, кто хозяин этих ног и собрать картинку (команда, которая правильно ответит на вопросы и соберет картинки, получает 2 балла)

Задание для команды «Родничок»:

Ведущий: 

1. Идут по земле высоченные ноги, через большие кочки, как через малые комочки земли, шагают, пальцами в землю след вдавливают, пальцев на каждой счётом три больших, один маленький, птица идёт большая, высокая, по земле гулять любит. (Журавль)

2. Вдруг упал с дерева чёрный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Повернулся комок боком — сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута. (Летучая мышь)

Задание для команды «Звездочки»:

Ведущий: 

1. Ковыляют по земле голые ноги, неизвестно чьи, пальцы словно лоскутами клеёнки обшиты, широкие, а ноги плоские, по земле идут - спотыкаются. Зато в воде с ними удобно: повернёшь ногу боком - она воду как ножом режет; растопыришь пальцы - и весло готово. (Чомга-Нырец - водяная птица)

2. Из-под земли другие ноги лезут - страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жёсткие ладошки в разные стороны вывернуты. Лапы в шерсти, — значит, звериные. Короткие, как обрубки, и ладошками врозь, а на толстых пальцах когтищи здоровые. На таких ногах по земле шагать трудно. А вот под землёй жить, землю лапами рыть да назад её за собой отбрасывать — очень даже удобно. (Крот)

Пятый шарик выбирает команда «Родничок»                                                                 (ведущий открывает конверт и читает задание)

Конкурс капитанов «Волшебная коробочка»

В зале стоят две коробки: одна для команды «Родничок», другая - для команды «Звездочки».

Ведущий: Я буду читать небольшой отрывок из произведений В.В.Бианки, а вы должны будете отгадать название и главного героя этого произведения.  И тогда Вы узнаете, то что лежит в коробке (капитан, который правильно назовет произведение и главного героя, получает 1 балл)

Задание для капитана команды «Родничок»:

Ведущий: И вот в один прекрасный осенний день наш герой потихоньку убежал от мамы и от всех своих братишек и сестрёнок, залез на высокий стебель и начал ткать паутинку: решил сплести тенёта, ловить мух и комаров - зажить своим домиком. (Сказка «Паучок-пилот», главный герой Паучок)

Задание для капитана команды «Звездочки»:

Ведущий: Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит наш герой, схватил одну щепку лапой, потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна запела. (Рассказ «Музыкант», главный герой Медведь)

Шестой шарик выбирает команда «Звездочки»                                                                 (ведущий открывает конверт и читает задание)

Шестое задание: «Посмотри и исключи!»

Ведущий: На экране картинки с изображением насекомых, птиц, животных (слайды 15-22). Ребята, вы должны исключить того, о ком никогда не упоминал В.Бианки в своих произведениях. (команда, которая правильно ответит на все вопросы, получает 1 балл)

Задание для команды «Родничок»:

1. Лис, мышонок, бегемот, медведь

2. Щенок, муха, паук, обезьяна

3. Ящерица, крокодил, слезняк, крот

4. Муравей, дятел, сова, пингвин

Задание для команды «Звездочки»:

1. Корова, уточка, еж, жираф

2. Дятел, скворец, сыч, попугай

3. Белка, рысь, куница, белка

4. Бурундук, канарейка, тюлень, индюк.

Минута отдыха (слайд 23)

Подвижная игра «Зайцы, Лисы, Филины» по произведению «Снежная книга»

Подготовка к игре: Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Ведущий даёт всем играющим названия: первые в тройках «Зайцы», вторые «Лисы», третьи «Филины».

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: «Зайцы». Все играющие, названные «зайцами», должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «Лисы», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «Филины» - стоящие в тройках первыми.                                   Правила игры:                                                                                                                                       1. Вызванным запрещается оставаться на месте.                                                                             2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

Седьмой шарик выбирает команда «Родничок»                                                                 (ведущий открывает конверт и читает задание)

 Седьмое задание: «Необычные следы» по рассказу «Зоопарк»

На экране изображен след животного, которого нужно угадать (слайды 24-34). Если команда правильно отвечает на вопрос, на экране появляется картинка животного. (команда, которая быстрее поднимет флажок и правильно ответит на вопрос, получает 1 балл, за каждый правильный ответ)

1. Кто родился в жарких лесах Индии и достает носом высокий бамбук? (слон)                         2. Кто родился в тайге под деревом? (тигр)                                            

3. Кто вкусные коренья из земли выкапывает муравейники разоряет, муравьиные пирожки поедает, мышами да сладкими дудками закусывает? (гималайский медведь)  4. Кто осенью друг с другом бьется рогами, а на зиму у них рога отваливаются? (лоси) 5. У кого на спинке солнечные пятнышки? (олешек)                                  

6. Самый драгоценный зверек, который в тайге ловит бурундучков, зайцев, мышей, рябчиков ест? (сибирский соболь)                                                  

7. Они живут в Северном Ледовитом океане, где всегда льды и снега, а берлогу они устраивает себе во льдах. (белые медведи)

8. У них вместо лап - ласты. Передние - как плавники у рыб, а задние сложены вроде хвоста. По земле им не очень-то удобно ковылять с ластами, зато под водой отлично плавать. (тюлени)

9. Кто съел Красную Шапочку? (волк)

10. Кто выгнал зайчика из лубяного домика? (лиса)

11. Они ночью бегают, а где утро их застанет, там спать и залягут. А детеныши у них зрячими рождаются. (зайцы)

Восьмой шарик выбирает команда «Звездочки»                                                                 (ведущий открывает конверт и читает задание)

 Восьмое задание: «Кроссворд»

(На экране — макет кроссворда. Все слова расположены по вертикали, только зашифрованное слово — по горизонтали. Слайд 35)

Ведущий: Пришло время для самого ответственного конкурса. Ребята, вы должны назвать героев произведений В. Бианки по порядку и мы узнаем зашифрованное слово из восьми букв. (Ответ: писатель)                                                                                                       (Команда, которая быстрее поднимет флажок и правильно ответит на вопрос, получает 1 балл, за каждый правильный ответ.

1. Как называется рассказ, в котором рассказчик говорит о том, как он спас яйцо каменки из рук мальчишек? (Подкидыш)                                                                                            2. Кто настиг зайца и вцепился в спину всеми когтями, в рассказе «По следам. Снежная книга». (Филин)                                                                                                                                          3. Кто стала главной героиней истории о цирке, в рассказе  Виталия Бианки «Макс»? (Слониха)                                                                                                                                                    4.  Как называется и кто главный герой рассказа, в котором старик незаслуженно обидел и прогнал птицу, которая ловила мышей у него на лугу? (Сова)                                              5. Как звали в одной из сказок В.В.Бианки тетерева, который напугал лисицу и куницу? 6. Кто играл на расщепленном грозой дереве, в рассказе «Музыкант»? (Медведь)                 7. Кто хотел перед отлетом птиц полакомиться утиным мясом? (Лис)                                        8. Какого сказочного героя унесло ветром далеко от его домика вместе с листком дерева и успел ли он вернуться домой до захода солнца? (Муравьишка)

Девятый шарик (сердечко) выбирает ведущая  

Ведущий: Дорогие ребята, вот и подошла к концу наша викторина. Мы сегодня побывали в удивительной стране рассказов и сказок В.В.Бианки. Но нам пора возвращаться. Ребята, проходите в наш авиалайнер.

Жюри ведет подсчет баллов.

Звучит музыкальная игра «Самолеты летят» и дети выполняют движения под слова песни)

Жюри объявляет результаты викторины.                                                                                 Награждение команд. Итог.                                                                                  

Ведущий: Ребята, вы молодцы! Сегодня были сложные задания, но вы справились с ними, и показали, как хорошо знаете рассказы и сказки В. Бианки. Читайте книги и других писателей о природе, о животных и птицах, и тогда вы научитесь ценить и понимать красоту природы и её законы!

Список литературы:

1. В.В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил» /Издательство: Континент-Пресс, Азбукварик. 2011.
2. В.В.Бианки «Первая охота» /Издательство: Речь, 2016.                                                      3. В.В.Бианки «Кто чем поет?» /Издательство: Пальмира, 2018. 4. В.В.Бианки «Лесная газета» Сказки и рассказы (сборник) /Издательство: АСТ, 2015.                          5. В.В.Бианки «Музыкант» /Издательство: Адонис, 2015. 6. В.В.Бианки «Макс»            7. В.В.Бианки «Чьи это ноги?» /Издательство: Малыш, 1970.                                                 8. В.В.Бианки «Чей дом лучше?» /Издательство: Речь, 2016.                                                 9. В.В.Бианки «Хвосты» /Издательство: Machaon, 2014.                                                                          10. В.В.Бианки «Теремок» /Издательство: Речь, 2014.                                                            11. В.В.Бианки «Сова» /Издательство: Облака, 2015.                                                        12. В.В.Бианки «Аришка — Трусишка» /Издательство: Стрекоза, 2016.                        13. В.В.Бианки «Где раки зимуют?» /Издательство: Азбука-классика,  2005.                 14. В.В.Бианки «Паучок-пилот» /Издательство: Художник РСФСР, 1990.                                                                                                 15. В.В.Бианки «Снежная книга» /Издательство: Амфора, 2014.                                 16. В.В.Бианки «Зоопарк» /Издательство: Детгиз. 1956.                                                                                                 17. В.В.Бианки «Подкидыш» /Издательство: Малыш,  1984.                                                     18. В.В.Бианки «Хитрый Лис и умная уточка» /Издательство: Адонис, 2015.                                              19. В.В.Бианки «Терентий — тетерев /Издательство: Малыш, 1987.                                  20.  В.В.Бианки «По следам» /Издательство: Молодая гвардия, 1930.
21. Лебедева Л.В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная к школе группа.–М., Центр педагогического образования, 2008.                                                                                   22. Крашенниникова Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. Мозаика-Синтез, М., 2017.                       23. Л.В. Куцакова, Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Мозаика-Синтез, М., 2010.                                                                                                     24. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в подготовительной к школе группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП ЛакоценинаН.А., 2012.                                                                       25. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.– М.:ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».

Опыт работы по теме  «Развитие связной речи детей старшего дошкольного      возраста через придумывание рассказов и сказок»....

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Осенний марафон»

Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности....

ИГРА-ВИКТОРИНА для детей старшего дошкольного возраста «Эти удивительные сказки»

Данное мероприятие может быть использовано в работе с детьми дошкольного возраста....

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Викторина направлена на обобщение и систематизацию знаний детей о природе...

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Эти удивительные сказки»

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста ...

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знатоки природы»

Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе....