Беседа «Мир сказок»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Бакушкина Светлана Александровна
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedaskazki.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Мир сказок»

«Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке - заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди».

-Ребята, посмотрите вокруг нас, сколько сказочных героев, и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка?

ДетиСказка- это волшебство.

Сказка- это чудо.

Сказка- это занимательный рассказ.

-Верно. Сказка это- волшебная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.

-А вы любите сказки?

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случаться

Наша сказка впереди

Сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди.

-Ребята, а скажите, откуда берутся сказки?  

Дети: Сказки придумывают.

-А кто их придумывает?

Дети: Их придумывает народ, сказочники, писатели

-Сказки, написанные писателем, называются авторскими.

Народные сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать.

Народные сказочные  истории дошли и до нас.  Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные.  Ребята, мы с вами на занятии познакомимся с видами русских народных сказок: волшебными, бытовыми и детскими сказками о животных.

Ребята предлагаю вам сегодня отправляемся в сказку! Только вот где же она живёт? Как вы думаете, где может жить сказка(ответы детей). А я думаю, что она живёт там, где сплелись ветвями ивы, где встречаются день и ночь, где шумит большое лесное озеро, куда заглядывают по ночам золотые звёзды. Там живёт сказка!

Тогда отправляемся в путь.

Только вот на чём? Транспорт должен быть волшебным? На чём передвигаются в сказке(дети перечисляют и выбирают транспорт).

Вот мы и приземлились в страну сказок. А что это за избушка стоит? Интересно, кто из сказочных героев может в ней жить? (дети перечисляют).

Первый вид, который мы с вами рассмотрим - это сказки о животных, они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я загадаю вам загадки, а вы отгадывайте, а на слайде будет правильный ответ.  Ну что начнем?

Дидактическая игра: «Угадай сказку»

1.Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый, в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.    («Волк и семеро козлят»)

2.Эта рыжая плутовка

 Обманула меня ловко.

Хвать – и кинула в мешок.

Хорошо, что спас дружок.   («Кот, лиса и петух»)

3. Что за гостья в дом пришла,

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!  («Три медведя»)

4. Что за домик на опушке

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик — ...  («Теремок»)

5. Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста. («Лисичка-сестричка  и серый  волк»)        

6.На болоте оба жили,

Друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться,

Упрямство свойственно и птицам. («Журавль и цапля»)

- Кто герои этих сказок?   (Животные и птицы.) Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных. Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.

Какие вы еще знаете сказки?

-А ещё есть бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных.

Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость.  В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

-Давайте вспомним названия бытовых сказок?

(«Каша из топора», «Солдат и царь», «Гуси лебеди», «Морозко», «Репка», «Вершки и корешки»)

А еще есть волшебные сказки. А кто знает, почему волшебные? (в этих сказках волшебство) Волшебные сказки начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.

В волшебных сказках в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.

-С какими нечистыми силами там сражается герой?

(Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем.)

Давайте вспомним их названия («Золушка», «Кот в сапогах», «По щучьему велению», «Царевна лягушка», «Василиса прекрасная», «Змей Горыныч»)

А давайте вспомним волшебные слова из разных сказок. «По щучьему велению, по моему хотению», «Крекс, фекс, пекс», «Ловись рыбка большая и маленькая», «Избушка, избушка повернись к лесу задом а ко мне передом..», «Лети, лети, лепесток, через Запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, как коснешься ты земли, быть по-моему вели!»

-Вот мы и побывали с вами в стране сказок.

-Ребята, с какими видами сказок мы сегодня познакомились?  

-Чему учат сказки? (Правильно, смелости, доброте, как правильно себя вести.  Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки)

-На каких героев сказок вы хотели бы быть похожими?

-Интересно вам было путешествовать по сказкам?

-А что было самое интересное?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа третья: «Драматизация сказок с детьми дошкольного возраста»

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не види...

Тема: «УЧИМСЯ БЕСЕДОВАТЬ О ГЕРОЯХ СКАЗОК»

Цель: научить понимать чувства героев, их настроение; воспитать доброжелательное отношение друг к другу; научить подбирать слова, определяющие состояния и качества характера....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «По страницам сказок».

Сказочное времечко,Времечко желанноеТихо начинаетсяСказка долгожданная ........

Беседа по развитию речи "По страницам наших сказок"

Основные задачи: - Расширить представления детей о видах сказочного жанра;- Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;- Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключен...

Сборник бесед и сказок о культуре поведения за столом для детей младшего дошкольного возраста

Целью разработки данного сборника является - оказание методической помощи педагогам  ДОУ  в   представлении  материала  познавательного и обучающего характера, связанного...

Беседа «Хозяйка сказок и стихов» в старшей группе

Беседа "Хозяйка сказок и стихов"...