Рассказ «Собачка-Соня» А.А. Усачев
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гареева Диана Рустамовна

Образовательные области:  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия: Рассказ «Собачка-Соня» А.А. Усачев

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: приобщение детей к художественной литературе и писателю посредством чтения рассказа А. А. Усачёва «Собачка Соня», способствование к формированию интереса к худ. Произведения из беседы по содержанию

Задачи:

Образовательные:

Учить детей анализировать поведение героев, во время беседы по содержанию.

расширить, активизировать словарный запас по теме «Добрые слова», в ходе беседы по чтению

Развивающие:

Развивать диалогическую речь и активное участие в беседе, при помощи активного участия.

Развивать нравственные представления посредством расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».

Воспитывающие:

Продолжать воспитывать дисциплину и уважение сверстников (не перебивать, отвечать с поднятой рукой)

Материал: сюжетные картинки, разукрашки, карандаши

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobachka_sonya_1.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные области:  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия: Рассказ «Собачка-Соня» А.А. Усачев

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: приобщение детей к художественной литературе и писателю посредством чтения рассказа А. А. Усачёва «Собачка Соня», способствование к формированию интереса к худ. Произведения из беседы по содержанию

Задачи:

Образовательные:

Учить детей анализировать поведение героев, во время беседы по содержанию.

расширить, активизировать словарный запас по теме «Добрые слова», в ходе беседы по чтению

Развивающие:

Развивать диалогическую речь и активное участие в беседе, при помощи активного участия.

Развивать нравственные представления посредством расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».

Воспитывающие:

Продолжать воспитывать дисциплину и уважение сверстников (не перебивать, отвечать с поднятой рукой)

Материал: сюжетные картинки, разукрашки, карандаши

Ход занятия:

Этапы, продолжительность

Задачи

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

1

Организационно мотивационный этап

Формирование интереса к теме занятия

Здравствуйте, друзья! Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Представим, что мы одно большое доброе животное. Послушаем, как оно дышит!

Шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох,

вперед – вдох, назад –выдох.

Так не только дышит наше животное,

так же ровно бьется его большое доброе сердце. Пусть доброта

и хорошие поступки всегда будут вашими верными спутниками. Садитесь на стульчики

Словесные

Здравствуйте

Берутся за руки, встают в круг

Делают шаг вперед, шаг назад

Шаг вперед – шаг назад

Занимают места

2.2

Этап постановки проблемы

Закрепление интереса посредством сюрпризного момента

Сегодня на крыльце нашего садика я нашла вот этот

конверт. Посмотрим, что в нем?

Открывает конверт.

Кто-то прислал нам загадки. Отгадаем их?

Тогда слушайте внимательно

1.Мальчик вежливый и ласковый

Говорит, встречаясь...

2.До чего ж оно красиво

Слово доброе...

3. Друг другу на прощание

Мы скажем...

О каких словах говорилось в загадках?

Словесные: загадки

Здравствуйте

Спасибо

 

Досвиданья

Вежливых словах

2.3

Этап ознакомления с материалом

Пополнить, расширить, активизировать словарный запас по теме «Добрые слова».

Что это за слова такие?

Ребята, а вы все ли вы знаете слова хорошего тона?

А все ли вы их употребляете?

А давайте сегодня на занятии мы с вами почитаем рассказ из книги Андрея Алексеевича Усачева «Умная собачка Соня, или правила хорошего тона». В этой книге писателем собраны веселые и увлекательные рассказы о маленькой, любопытной собачке по имени Соня. Не желая скучать, она часто попадает в интересные истории,

а задумываясь, почему так происходит, учится хорошим манерам. Ну а название рассказа, который мы будем

читать вы уже знаете из загадок. Может кто-нибудь уже догадался?

Верно, рассказ так и называется: «Здравствуйте, спасибо и до свидания!»

Садитесь красио, спинки прямо, а я начинаю

Читает рассказ

Словесные: вопросы, анотация

Слова хорошего тона/вежливые

Здравствуйте спасибо, до свидания/ вежливые слова

2.4

Этап практического решения проблемы

Развивать диалогическую речь на основе общения с педагогом в процессе работы.

Усаживайтесь поудобнее, а я начинаю

Читает рассказ

Вам понравился рассказ?

А кто у нас главные герои?

Кто является главным героем этого рассказа?

Маленькая собачка Соня, да.

Кого встретила собачка Соня?

Как такса общается с окружающими?

А можно сказать что такса пожилая?

А почему вы так считаете?

Все правильно вы сказали. Пожилая воспитанная такса,

она даже успевает научить Соню вежливым словам, пока

та пробегает мимо нее.

Что мы можем сказать о главном герое? Какая собачка

Соня?

Маленькая. Об этом нам говорит автор: «Как-то на

лестнице маленькую собачку Соню остановила пожилая

незнакомая такса»

Какая собачка еще?

Вежливая,  как вы это поняли?

Какие вежливые слова узнала Соня?

Верно. Собачку Соню можно назвать вежливой и

воспитанной, ведь она выслушала и приняла к сведению

все наставления таксы.

Чему учит этот рассказ? Что нужно быть воспитанными.

Прислушиваться к советам старших, с уважением

относиться к окружающим людям.

Когда к вам

обращаются вежливо, что вы чувствуете?

Радость,

удовольствие, вам приятно, да?

А если к вам обратились

грубо – что происходит с вами? Настроение сразу падает,

вы начинаете грустить, вам неприятно, да? Видите, как

важно быть вежливым. От вас зависит не только ваше

настроение, но и настроение окружающих людей.

Ребята, что то мы с вами засиделись пора нам и размяться, вставайте и повторяйте за мной

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Ребята, а сейчас мы с вами проверим кто слушал меня внимательно и мы с вами сделаем небольшое упражнение «закончи предложение».

Все воспитанные собачки должны знать правила хорошего тона и при прощании говорить…..(до свидания)

До свидания! — крикнула Соня и, довольная тем, что знает теперь…..(правила хорошего тона)

С этого дня собачка Соня стала ужасно вежливой и, пробегая мимо незнакомых собак, всегда говорила…(здравствуйте, спасибо, до свиданья)

А теперь игра «Восстанови

последовательность» я распечатала вот такие картинки, но они запутались. Что вам напоминают эти картинки? Да это события из рассказа. Сейчас вы будете выходить по одному брать картинку и выставлять в правильном порядке.

А теперь я хочу с вами поиграть в игру «Хорошо-плохо». На картинках

изображены разные ситуации. Вам

нужно определить, какие поступки хорошие, а какие

плохие. Хорошие поступки мы помещаем под знак плюса, а плохие под знак минуса. Но ребята если мы с вами будем проверять выходящих и если он сделал не правильно, то будем все вместе думать как было бы правильно.

Ребята, вам понравилась игра?

А что для вас в игре было трудно?

А с чем вы справились легко?

Молодцы ребята, вы правильно выполнили все правила в моей игре!

Методы: словесный, наглядный, практический

Приемы: прочтение худ. Литературы, беседа, физминутка, дидактическая игра

Занимают места

Собачка Соня

Таксу

Вежливая, спокойная, доброжелательная

Что собачка очень умная ведь она послушала старших

Собачка Соня добрая, немного глупая

Маленькая, вежливая

Она выслушала старших и стала употреблять эти слова

Здравствуйте, спасибо, до свиданья

Тому что нужно быть вежливым и доброжелательным, ведь те кто советуют нам они хотят помочь нам стать воспитанными

Радость,

Удовольствие

Нам не приятно

Да

Дети делят разные ситуации

Хорошо

3

Заключительный этап

Подведение итогов, продуктивная деятельность.

Ребята, вы большие молодцы! Теперь я предлагаю вам каждому нарисовать свою собачку, а затем мы вместе посмотрим на ваши работы и каждый друг-друга оценит! Те, ко нарисовал собачку, поднимайте руку и я к вам подойду, мы подберем к вашей собачке вежливое слово и закрепим к ней, они будут такими же вежливыми, как вы и собачка Соня!

Рефлексия:

Какие красивые собачки у вас получились! Что вы можете сказать по поводу не только своей собачки, но также и про других, которые нарисовали ребята?

Верно, у всех они получились очень красивыми, а самое главное – они вежливые! Как думаете, собачка Соня подружилась бы с нашими собачками?

Словесные, практические: Беседа, продуктивная деятельность

Хвалят друг-друга, рисуют,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной викторины по сказке А.Усачев «Умная собачка Соня».

Развлечение по сказке Усачев "Умная собачка Соня", литературная викторина....

«Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»

Тематическое литературное развлечение для детей 5-7 лет по книге А.А.Усачева«Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»Цель: создание условий для  закреплени...

Конспект квест – игры «Пропала собачка Соня», по страницам книги А. Усачева «Умная собачка Соня» (старшая группа)

Цель: Обеспечение максимально оригинальной, интересной игровой ситуации для детей, направленной на развитие внимания, быстроты мышления и сообразительности. Задачи:  создавать условия для развития по...

Знакомство с книгой и рассказом А.С.Усачева «Умная собачка Соня, или правила хорошего тона»

Цель занятия: познакомиться  с автором А.С.Усачева и с его книгой Умная собачка Соня, или правила хорошего тона»Задачи:обучающая задача:  Развивать интерес детей к художественной литер...