Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой старшая группа
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Тема .Беседа по содержанию сказки Чиппалино
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
Шаяхметова М.А.
Старшая группа.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Беседа по содержанию сказки «Приключения Чипполино».
Форма проведения: традиционная.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомство детей с творчеством детского итальянского писателя Дж.Родари.Продолжать развивать интерес к слушанию литературных произведений и умение отвечать на поставленные вопросы.Помочь детям проникнуть в замысел произведения:дружба помогает даже в самых трудных и безысходных ситуациях,добро побеждает зло.Учить детей в процессе беседы выявлять черты характера тех или иных героев,давать им свою оценку.
Развивающие:
-развивать воображение, речетворческие способности у детей;
- расширить и активировать словарный запас детей.
-развивать умение отвечать на вопросы полными развернутыми предложениями.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к литературе, любовь к книге и чтению.
Методы: наглядный, словесный, демонстрационная форма организации детей.
Мотивация: беседа.
Оборудование: портрет Д.Родари, презентация, цветные карандаши, альбомные листы, мультфильм .
Ход занятия
1.Вводная часть (мотивация).
-Ребята, послушайте загадку:
Мальчуган бесстрашный.
Уважает его каждый.
Он без драки и угроз
Доведет врагов до слез.
Овощам и фруктам друг.
Самый добрый в мире лук. (Чиполлино)
-Все ребята, конечно же, узнали, этого сказочного героя. А придумал Чиполлино и подарил эту сказку читателям всего мира итальянский сказочник - Джанни Родари (Слайд1)
2.Основная часть.
1)Беседа о писателе.
Ровно 100 лет тому назад 23 октября 1920 года, в итальянском городке Оменья, в семье владельца маленькой пекарни Джузеппе Родари, родился мальчик Джанни.
Джанни Родари рос в бедной итальянской семье. Он родился слабым и часто болел. О нуждах бедняков мальчик знал не понаслышке.
Детство Джанни Родари протекало в любящей семье. Родители много времени уделяли общению с детьми, учили их рисовать и играть на скрипке. Тяга к рисованию у Джанни была столь велика, что одно время он даже мечтал стать художником. Еще ему хотелось поскорее вырасти и стать мастером игрушек, чтобы дети смогли играть необычными и никогда не надоедающими механическими игрушками. Всю жизнь Джанни Родари считал, что игрушки для детей столь же важны, как и книги.
Джанни исполнилось всего девять лет, когда на семью обрушилась страшная трагедия. Произошла она из-за большой любви его отца Джузеппе Родари к животным. Однажды в сильный дождь он подобрал на улице котенка, жалкого и мокрого, а по дороге домой сам промок до костей и сильно простудился. Всего неделя понадобилась болезни, чтобы свести в могилу жизнерадостного и любимого всеми отца семейства.
Для вдовы и детей настали трудные времена. Чтобы хоть как-то прокормить семью, мать устроилась в богатый дом на работу служанки. Лишь это позволило Джанни и его двум братьям Марио и Чезаре выжить.
Обычная школа семье Родари была не по карману, а потому Джанни начал заниматься в духовной семинарии, где бесплатно и учили, и кормили, и даже одевали семинаристов из бедных семей. Мальчик очень скучал в семинарии. Все, что заинтересовало Джанни в этом учебном заведении – библиотека. Здесь он смог прочесть множество удивительных книг, которые будили фантазию мальчика и дарили ему светлые мечты.
В 1937 году Джанни Родари закончил семинарию и сразу же устроился на работу, чтобы приносить в семью деньги. Он стал преподавать в начальной школе. На своих уроках в школе Родари старался упростить обучение для детей и для этого придумывал поучительные и забавные истории. Под его руководством ученики возводили домики из кубиков с буквами и совместно со своим учителем придумывали сказки. Родари, очень любил детей.
В 1951 году появилась знаменитая сказка «Приключения Чиполлино» (Слайд2)
В 1952 году Родари был впервые приглашен к нам в страну, в то время она называлась Советский союз. Он познакомился и стал общаться с детскими писателями и поэтами. В советской печати появились в переводе на русский язык стихи итальянского сказочника и его знаменитая сказка. В переводе с итальянского языка имя Чиполлино означает луковка. Переводы выполнил Самуил Маршак, с которым Джанни Родари стал не только общаться, но и дружить. (Слайд4).
-Джанни Родари с большим удовольствием встречается и общается с советскими детьми. От них он узнал, что Чиполлино стал их любимым сказочным героем.
Сказка повесть "Приключения Чиполлино" (1951, русский перевод Маршака увидел свет в 1953 году) о мальчике-луковке и его друзьях. Герои этой сказки живут в фантастической стране. Сюжет сказки бытовой – в ней живут человечки-овощи и человечки-фрукты, но их жизнь напоминает реальную жизнь бедных итальянцев. В сказке постоянно сочетаются реальность и вымысел. Автор взял за правило: развлекая, говорить и о серьезном.
Имя Чиполлино знакомо каждому из нас с самого детства. Чиполлино — мальчишка-луковка — веселый и изобретательный. Бодрый, никогда не унывающий Чиполлино защищает бедных, борется за справедливость, выступает против жестокости и зла. Джанни Родари наделил свой вымышленный персонаж Чиполлино характером бунтовщика имеющего смелое и доброе сердце
Эта сказка учит не сдаваться, в самых казалось бы сложных и безвыходных ситуациях, показывает достоинства труда, красоту смелости и сплоченности. Сказка рассказывает читателю о настоящей дружбе, о справедливости и об умении сочувствовать обиженным и попавшим в беду людям.(Слайд 5)
Детей разных возрастов увлекает сюжет сказки. Маленькие слушатели переживают за судьбы главных героев.
Пришло время проверить Вашу память. А для этого нужно постараться ответить на наши вопросы. Готовы?
2)Викторина от герцога мандарина:
1. Из чего строил дом кум Тыква? (из кирпичей)
2. Сколько братьев было у Чиполлино? (7)
3. Как звали Правителя страны - принц (Лимон)
4. С помощью какого предмета Чиполлино заставил плакать синьора Помидора в первый раз? (с помощью зеркала)
5. Подружка Чиполлино (Редиска)
6. Кто помог Чиполлино попасть в темницу к арестованным друзьям? (крот)
7. Чем угощал деревенских ребятишек кум Тыква? (конфетами)
8. Где спрятали друзья домик кума Тыквы (в лесу у кума Черники)
9. Назовите имя домашнего учителя и воспитателя Вишенки? (синьор Петрушка)
10. Что носили на шапочках принц Лимон, его придворные Лимоны и солдаты Лимончики? (Колокольчики)
11. Где прятал ключ от подземелья синьор Помидор? (в чулке)
12. С помощью какого устройства синьор Помидор подслушивал разговоры арестованных людей? (секретный телефон в стене)
13. Какое было единственное достояние и украшение Лука Порея? (длинные предлинные усы)
14. Что дарил синьор Помидор своей служанке Земляничке в знак особой благодарности? (фантик от конфет)
15. Кто освободил арестованных из темницы? (Вишенка)
16. Кто спас синьора Горошка от смерти? (Чиполлино и крот)
17. Где скрывались освободившиеся из тюрьмы друзья Чиполлино?
(В пещере)
18. Как звали собаку-ищейку? (Держи-Хватай)
19. Что стало с замком после революции овощей? (Он стал Дворцом детей, в котором разместилась самая лучшая школа)
20. Кто стал староста деревни? (мастер Виноградинка)
(Слайд6)
Физминутка «Овощи»
Раз, два, три, четыре, (ходьба на месте)
Дети овощи учили. (прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночек. (хлопки в ладоши)
-Молодцы ребята, Вы ответили на все вопросы герцога Мандарина. Действительно, сказочной страной, в которой живут Овощи и Фрукты правит несправедливый и жадный Принц Лимон. В этой стране существуют свои законы и порядки. Овощи не имеют свободы. Даже мечтать они не имеют права. Кум Тыква всю жизнь с утра и до ночи он работал. Тыква мечтал о своем домике.
Сеньор-Помидор, это важный господин! Он может при желании отобрать этот крошечный домик и поселить в нем своего пса! Сам он живет во дворце и спит на мягкой воздушной перине. Впрочем, как и графини Вишни. Просто так уж случилось, что они родились господами.
Но разве озорной и справедливый мальчишка из луковой семьи Чиполлино мог пройти мимо горя обиженного дядюшки Тыквы? Конечно же нет! Непоседливый веселый мальчик вступился за Тыкву. Он никого не боится! А уж когда его родного отца забрали в тюрьму, лишь потому, что он Лук, тогда уж Чиполлино и подавно решил окончательно покончить с принцем Лимоном, который решил ввести новые налоги: на землю, на воду и на воздух!
В этой борьбе победа, как в любой сказке, оказалась на стороне справедливости и добра. Разумеется, Чиполлино справился ни в одиночку, ему помогали верные друзья!
Пословицы о дружбе:
- Дерево держится корнями – А человек друзьями!
- Дружба и братство – Дороже богатства!
- Нет друга – ищи. А нашел – береги!
(Слайд 7)
3)Просмотр отрывка из сказки.
4)Художественная
Нарисовать одного из героев произведения.
3.Итог (Рефлексия).
-Наверное не только автор, но и мы не остались равнодушными к героям этой сказки. И в каждом из нас таятся неведомые чувства, способные проявить себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в старшей группе. Познание(ФЦКМ). Тема:"Широка страна моя родная"
Закрепление знаний о родном крае, о стране....
Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».
Конспект НОД(старшая группа)Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп
Образовательные области:речевая, социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные задачи: воспитывать патриотические чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г...

Конспект НОД "Мы - добрые ребята" конспект занятия старшая группа
Конспект НОД Тема: «Мы - добрые ребята» (старшая группа)Тема: «Мы – добрые ребята».Цель: дать понятие о том, что такое доброта.Задачи:1....