Технологическая карта занятия тема занятия: «Крылатый, мохнатый да масляный».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Технологическая карта занятия
Образовательная(ые) область(и): речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема занятия: «Крылатый, мохнатый да масляный».
Возрастная группа: старшая группа.
Цель занятия: помочь усвоить содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Задачи занятия:
Образовательные: помочь усвоить содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» через беседу по тексту; расширять словарь детей посредством объяснения незнакомых или непонятных слов.
Развивающие: развивать слуховое внимание через чтение текста русской народной сказки; кратковременную память и диалогическую речь через беседу по тексту; зрительное внимание, память посредством дидактической игры.
Воспитательные: воспитывать желание помогать друг другу, дружелюбие посредством чтения сказки.
Дополнительные задачи: продолжать учить детей пользоваться ИКТ оборудованием во время дидактической игры «Задания от персонажей сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»».
Словарная работа: воротится,\ горазд (горяча)\ пуще (заплакали) \ кивает.
Планируемые результаты занятия: ознакомление детей старшей группы с фрагментом из русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Образовательная(ые) область(и): речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема занятия: «Крылатый, мохнатый да масляный».
Возрастная группа: старшая группа.
Цель занятия: помочь усвоить содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Задачи занятия:
Образовательные: помочь усвоить содержание и главную мысль русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» через беседу по тексту; расширять словарь детей посредством объяснения незнакомых или непонятных слов.
Развивающие: развивать слуховое внимание через чтение текста русской народной сказки; кратковременную память и диалогическую речь через беседу по тексту; зрительное внимание, память посредством дидактической игры.
Воспитательные: воспитывать желание помогать друг другу, дружелюбие посредством чтения сказки.
Дополнительные задачи: продолжать учить детей пользоваться ИКТ оборудованием во время дидактической игры «Задания от персонажей сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»».
Словарная работа: воротится,\ горазд (горяча)\ пуще (заплакали) \ кивает.
Планируемые результаты занятия: ознакомление детей старшей группы с фрагментом из русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Подготовительная работа: чтение и рассказывание русских народных сказок, игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и другие, рисование на темы русских народных сказок.
Материалы и оборудование: текст русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», интерактивная доска, презентация.
Этапы, продолжительность | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап | Приветствует детей. Включает музыкальную заставку «В гостях у сказки». - Ребятки, сегодня у нас необычный день, нам ребята из другого сада принесли очень интересное письмо, хотите узнать, что в нем? - Они приготовили для нас новую сказку и задания: хотят проверить, справимся ли мы с ними. Покажем им, что мы – ребята хоть куда? | Дети входят в группу, здороваются. - Да. - Да. | Продемонстрировали интерес к теме занятия. |
Основной этап | |||
Этап постановки проблемы | - Итак, первое задание: отгадайте, о какой сказке идет речь. По ходу отгадывания загадок на слайде отображает иллюстрации к сказкам. - В этом доме без забот Жили звери, только вот, Медведь к ним пришел потом, Поломал звериный дом. - Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? - Не лежалось на окошке, Покатился по дорожке. - Ребята, о каких сказках были загадки? Как их назвать одним словом? - А что значит – русские народные? - Вспомните, как начинаются русские народные сказки? Что еще вы помните о русских народных сказках? - Ребята из другого детского сада нам приготовили тоже русскую народную сказку, но они не хотят просто так её узнали, а требуют, что вы ответили на вопросы: (по ходу ответов детей на проекторе появляются изображения птиц, зверей, масляных продуктов) 1) Что бывает крылатое? 2) Что бывает мохнатое? 3) Что бывает масляное? - Молодцы! А ведь неслучайно мы вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное. Эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Эту сказку нам приготовили ребята из другого детского сада. Они говорят, что это очень хорошая сказка о трех друзьях, о том, как они вместе жили и трудились. Но это еще не все, ребята хотят проверить, как хорошо вы умеете слушать и поймете ли вы какая главная мысль этой сказки – чему учит эта сказка. | Отвечают на вопросы воспитателя. - Теремок. - Три медведя. - Колобок. - Русские народные сказки. - Русские-народные сказки – это сказки, придуманные русским народом давным-давно, передавались из уст в уста и дошли до наших дней. Ответы детей. | Испытали затруднение при поиске ответа на проблемный вопрос. Определили цель и необходимые действия. |
Этап ознакомления с материалом | Проводит словарную работу. Читает текст русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». | Слушают педагога. Слушают произведение. | Уточнили значение слов. Ознакомились с содержанием сказки. |
Этап практического решения проблемы | Задает детям вопросы по прочитанному:
- Ребята, какой момент в сказке вам больше всего понравился? Давайте его еще раз послушаем. Проводит физкультминутку. Предлагает поиграть. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с интерактивной доской. - Ребята, мы справились почти со всеми заданиями. Но дети другого детского сада специально подготовили для вас последним самое хитрое задание. Они очень хотят нас подловить. Читает начало предложения: «Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на ...». «Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё…» «Как увидели, что у блина полбока съедено, ещё…» «Вот блин и говорит: - Так всегда бывает…» | Отвечают на вопросы | Усвоили содержание сказки. Решили проблему: определили главную мысль сказки. Выполнили предложенные задания, определили победителя в игре. |
Заключительный этап | - Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? Актуализирует мораль сказки: - Вы поняли главную мысль сказки? Чему она вас научила? Вы поняли, что бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет? - Да, правильно, бедой для всех это «кивание на других» оборачивается. - Ребята, вам понравились задания ребят из другого детского сада? Скажем им «большое спасибо»? Хорошо, я передам им. И скажу, что вы большие молодцы, справились со всеми заданиями. - А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. | Дети отвечают на вопросы, высказывают своё отношение к отрывку сказки. | Определили, достигли ли цели. |
Приложение
Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»
На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, до чего хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша, — рассыпчата, горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту!
— А какую ты, блинок, песенку поёшь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поёшь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя со сметаной, с маслом да с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах лисьих оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи всё не хороши, не жирны, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила!
Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать.
Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается.
Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.
Вот блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут — пряники жуют, медком запивают, нас вспоминают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.
Художественное эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Обучение рассказыванию: Наша неваляшка. Возрастная группа: средняя
Технологическая карта занятия.Тема занятия: Обучение рассказыванию: Наша неваляшка. Возрастная группа: средняяЦель занятия: рассказывание об игрушке по плану при минимальной помощи воспитат...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: «Счёт в пределах трёх» Возрастная группа: средняя
Технологическая карта занятия.Тема занятия: «Счёт в пределах трёх»Возрастная группа: средняяЦель: Формирование навыков счёта до трёх.Задачи:Образовательные : учить считать в пределах 3, ис...

Технологическая карта занятия Тема занятия: Чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна»
Технологическая карта занятия Тема занятия: Чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна»...

Технологическая карта занятия Тема занятия: «Уход за комнатными растениями».
Технологическая карта занятияТема занятия: «Уход за комнатными растениями»....

Технологическая карта занятия Тема занятия: «Лес – это большой дом»
Технологическая карта занятия Тема занятия: «Лес – это большой дом»...
Технологическая карта занятия. Тема занятия: «Хорошие поступки»
Технологическая карта занятия. Тема занятия: «Хорошие поступки»...
