Конспект по ЧХЛ "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа)

Жулгутыпова Лилия Саматовна

План-конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chhl_22021_1.odt15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»

 в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Деятельность детей: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Программное содержание: Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев; закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа; развивать речь; воспитывать у детей интерес к художественным произведениям; к взаимопомощи и дружбе.

Предварительная работа: Беседа «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; вопросы по сказке, физкультминутка; игра «Скажи наоборот».

Материалы и оборудование: иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Планируемые результаты: познакомились с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Беседа

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

4 мин

2

Сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

5 мин

3

Вопросы по сказке

5 мин

4

Физкульминутка

2 мин

5

Игра

«Скажи наоборот»

5 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность: 25 минут

  1. Ход занятия

I. Вводная част

Воспитатель: 

В круг скорее становитесь, 

Крепко за руки беритесь, 

Улыбаться нам не лень, 

Дружно скажем: «Добрый день!» 

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришёл гость, отгадайте кто это:
В чаще он лесной живёт,
Сладкоежкою слывёт.

Летом ест малину, мёд,  

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь,  

А зовут его... (Медведь).
- Всё правильно, сегодня к нам в гости пришёл медведь, но только посмотрите на него, он очень грустный! Как вы думаете, почему?
- Дело в том, что наш мишка очень уж хочет получить знания и попробовать вкусный мёд, но в этом ему поможем только мы. За каждое правильное задание, за хорошее поведение, вы будете получать по баночке мёда. Победит тот, кто соберёт 5-6 баночек, и поможет Мишке.

II. Основная часть
1. Беседа «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Воспитатель:- Ребята, давайте подойдем к книжному уголку. Посмотрите, какие красивые книги стоят на полочках. Скажите, названия каких книг вам знакомы (ответы детей). А как одним словом назвать эти книги? Правильно это сказки и все они русские народные.

- Как вы думаете, кто их придумал и написал? Действительно, эти сказки придумал не писатель, не поэт, а русский народ много - много лет назад. А чтобы эти сказки не забылись - их рассказывали детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали их своим детям. Так дошли до нас русские народные сказки.

- Вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в страну сказок? (Да).

- Тогда мы с вами отправляемся в сказочное путешествие и познакомимся с новой русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

- Прежде чем перейти к сказке, обратите внимание на иллюстрации. Кого вы видите? (козленка и сестру Алёнушку).

- Как вы думаете, а что могло произойти? (Не знаем)
- Тогда сядьте поудобнее, ручки на коленки. Я вам буду зачитывать сказку, а вы внимательно слушать, ведь потом будут вопросы. 
2. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Жили-были старик и старуха, у них были дочь Аленушка и сын Иванушка. Когда старики умерли, дети остались одни. Аленушка взяла Иванушку с собой на работу. По дороге Иванушка захотел пить, но Аленушка попросила его подождать до колодца.
Иванушка не выдержал жажду и трижды предлагал пить из копытца, но Аленушка каждый раз предупреждала его об опасности. Когда он напился из козьего копытца, то превратился в козленка.
Аленушка плакала, и мимо проезжал купец, который предложил ей выйти за него замуж и обещал заботиться о ней и козленке. Они стали жить вместе.
Однажды ведьма, притворившись Аленушкой, утопила настоящую Аленушку в реке. Козленок чувствовал беду и ходил к реке, звал сестру, но ведьма настояла на его убийстве. Козленок попросил разрешения напоследок сходить к реке и жалобно звал Аленушку. Слуга, услышав это, рассказал купцу. Народ вытащил Аленушку из реки, и она ожила. Козленок превратился обратно в Иванушку, а ведьму наказали.
3. Вопросы по сказке
- О чём сказка?
- С кем жили Аленушка и Иванушка?

- Какая беда случилась с Иванушкой?

- Послушался ли он мудрого совета сестры? Какими словами можно охарактеризовать Иванушку? (непослушный, упрямый, глупый).

- Какой можно сделать вывод? (Нужно слушаться старших, быть внимательным и терпеливым, а также проявлять храбрость и целеустремленность в критических ситуациях).

4. Физкультурная минутка
В темном лесу есть избушка (дети шагают)

Стоит задом наперед (поворачиваются).

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка-Яга живет (другой рукой).

Нос крючком (показывают),

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая.
Страшно нашим детям?
 (да).
5. Игра «Скажи наоборот»
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно).

-Аленушка добрая – а ведьма (злая);

-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);

-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);

-Солнце горит высоко – (низко);

-Настроение веселое - (грустное);

-Люди бывают добрыми – (злыми);

-Аленушка красивая – а ведьма (страшная);

-Речка глубокая – (мелкая);

-Колодец далеко – (близко).

III. Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

- С какой сказкой мы познакомились?

- О чём она?

- Чему учит?

- Давайте подсчитаем, у кого сколько баночек меда получилось. Те, кто набрал 1 – 2 баночки мёда, ничего страшного, вы всё равно молодцы, просто постарайтесь на следующих занятиях быть повнимательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

План конспект НОД Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задачи: - связная речи: учить пересказу знакомых детям литературных произведений, составлению, коротких рассказов с помощью взрослого.- словарь и грамматика: развивать умение ориентироваться на призна...

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...

КОНСПЕКТ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"

Формирование живого интереса к русскому фольклору, развитие речевой активности у детей, логического мышления, внимания памяти посредством игровых, наглядных, сллвесных и практических методов....