Конспект по ЧХЛ "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Деятельность детей: восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, двигательная
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Программное содержание: Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев; закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа; развивать речь; воспитывать у детей интерес к художественным произведениям; к взаимопомощи и дружбе.
Предварительная работа: Беседа «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; вопросы по сказке, физкультминутка; игра «Скажи наоборот».
Материалы и оборудование: иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Планируемые результаты: познакомились с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Беседа | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 4 мин |
2 | Сказка | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 5 мин |
3 | Вопросы по сказке | 5 мин | |
4 | Физкульминутка | 2 мин | |
5 | Игра | «Скажи наоборот» | 5 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность: 25 минут
- Ход занятия
I. Вводная част
Воспитатель:
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки беритесь,
Улыбаться нам не лень,
Дружно скажем: «Добрый день!»
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришёл гость, отгадайте кто это:
В чаще он лесной живёт,
Сладкоежкою слывёт.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его... (Медведь).
- Всё правильно, сегодня к нам в гости пришёл медведь, но только посмотрите на него, он очень грустный! Как вы думаете, почему?
- Дело в том, что наш мишка очень уж хочет получить знания и попробовать вкусный мёд, но в этом ему поможем только мы. За каждое правильное задание, за хорошее поведение, вы будете получать по баночке мёда. Победит тот, кто соберёт 5-6 баночек, и поможет Мишке.
II. Основная часть
1. Беседа «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Воспитатель:- Ребята, давайте подойдем к книжному уголку. Посмотрите, какие красивые книги стоят на полочках. Скажите, названия каких книг вам знакомы (ответы детей). А как одним словом назвать эти книги? Правильно это сказки и все они русские народные.
- Как вы думаете, кто их придумал и написал? Действительно, эти сказки придумал не писатель, не поэт, а русский народ много - много лет назад. А чтобы эти сказки не забылись - их рассказывали детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали их своим детям. Так дошли до нас русские народные сказки.
- Вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в страну сказок? (Да).
- Тогда мы с вами отправляемся в сказочное путешествие и познакомимся с новой русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Прежде чем перейти к сказке, обратите внимание на иллюстрации. Кого вы видите? (козленка и сестру Алёнушку).
- Как вы думаете, а что могло произойти? (Не знаем)
- Тогда сядьте поудобнее, ручки на коленки. Я вам буду зачитывать сказку, а вы внимательно слушать, ведь потом будут вопросы.
2. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Жили-были старик и старуха, у них были дочь Аленушка и сын Иванушка. Когда старики умерли, дети остались одни. Аленушка взяла Иванушку с собой на работу. По дороге Иванушка захотел пить, но Аленушка попросила его подождать до колодца.
Иванушка не выдержал жажду и трижды предлагал пить из копытца, но Аленушка каждый раз предупреждала его об опасности. Когда он напился из козьего копытца, то превратился в козленка.
Аленушка плакала, и мимо проезжал купец, который предложил ей выйти за него замуж и обещал заботиться о ней и козленке. Они стали жить вместе.
Однажды ведьма, притворившись Аленушкой, утопила настоящую Аленушку в реке. Козленок чувствовал беду и ходил к реке, звал сестру, но ведьма настояла на его убийстве. Козленок попросил разрешения напоследок сходить к реке и жалобно звал Аленушку. Слуга, услышав это, рассказал купцу. Народ вытащил Аленушку из реки, и она ожила. Козленок превратился обратно в Иванушку, а ведьму наказали.
3. Вопросы по сказке
- О чём сказка?
- С кем жили Аленушка и Иванушка?
- Какая беда случилась с Иванушкой?
- Послушался ли он мудрого совета сестры? Какими словами можно охарактеризовать Иванушку? (непослушный, упрямый, глупый).
- Какой можно сделать вывод? (Нужно слушаться старших, быть внимательным и терпеливым, а также проявлять храбрость и целеустремленность в критических ситуациях).
4. Физкультурная минутка
В темном лесу есть избушка (дети шагают)
Стоит задом наперед (поворачиваются).
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка-Яга живет (другой рукой).
Нос крючком (показывают),
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая.
Страшно нашим детям? (да).
5. Игра «Скажи наоборот»
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно).
-Аленушка добрая – а ведьма (злая);
-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);
-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);
-Солнце горит высоко – (низко);
-Настроение веселое - (грустное);
-Люди бывают добрыми – (злыми);
-Аленушка красивая – а ведьма (страшная);
-Речка глубокая – (мелкая);
-Колодец далеко – (близко).
III. Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
- С какой сказкой мы познакомились?
- О чём она?
- Чему учит?
- Давайте подсчитаем, у кого сколько баночек меда получилось. Те, кто набрал 1 – 2 баночки мёда, ничего страшного, вы всё равно молодцы, просто постарайтесь на следующих занятиях быть повнимательнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

План конспект НОД Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Задачи: - связная речи: учить пересказу знакомых детям литературных произведений, составлению, коротких рассказов с помощью взрослого.- словарь и грамматика: развивать умение ориентироваться на призна...

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом....

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...

КОНСПЕКТ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"
Формирование живого интереса к русскому фольклору, развитие речевой активности у детей, логического мышления, внимания памяти посредством игровых, наглядных, сллвесных и практических методов....

Конспект " Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Формировать живой интерес к русскому фольклору....
