10.04.2025 Конспект занятия "Откуда пришла книга"
план-конспект занятия по художественной литературе

Степанова Юлия Александровна

Конспект занятия "Откуда пришла книга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkuda_prishla_kniga_.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

  с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

 «Откуда пришла книга?»

Всемирному дню книги и авторского права)

Образовательная область: познавательное развитие 

Цель: формирование у детей представлений об истории происхождения и изготовления книги.

Задачи

  1. Расширить представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества.
  2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения; учить  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
  3. Воспитывать уважение к людям – создателям книг, а также бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.

Материалы и оборудование: изображения старинных книг,  разные по оформлению книги, копировальная бумага, электронная книга, проектор, экран, ноутбук, магнитофон, поддоны с песком, береста, папирус, пергамент, типографские литеры, листы бумаги, глиняные дощечки, стиль, деревянные палочки, перья, тушь,  магнитный баннер «лента времени», столы, стулья, коробка для игры «Коробочка знаний».

Предшествующая  работа: экскурсии в библиотеку; рассматривание и чтение различных книг; изготовление книжек-малышек; просмотр познавательных фильмов.

  1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к познавательной деятельности.

 Предлагаю  поиграть в игру «Коробочка знаний». Все, кто желает принять в ней участие,  подходите к нам.

 В этой коробке лежит одно важное изобретение человечества. При помощи вопросов вы сможете узнать, что это за  предмет.

 Предполагаемые вопросы детей:

Какого размера этот предмет?

 Какой он формы?

– Он  съедобный или несъедобный?

 Какого он цвета?

 Для какой профессии необходим этот предмет? 

Педагог выслушивает предположения детей, если дети затрудняются назвать предмет, педагог загадывает загадку.

Загадка:  

Есть листок, есть корешок

А не куст и не цветок.

Нет лап, нет рук.

А приходит в дом как друг.

Она расскажет нам о странах,

О морях и океанах, 

Про зверей, про рыб, про птиц.

На колени к маме ляжет.

Обо всём тебе расскажет.

Ответ: в «коробочке знаний» лежит   электронная книга.

Демонстрация электронной книги.

  1. Затруднение в игровой ситуации

Педагог:

  Вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь?

 Что мы знаем о книге?

 Как вы думаете, все ли книги одинаковы?

 Что есть у каждой книги?

Предполагаемые ответы детей: у книги есть обложка, переплёт, странички.

 Зачем нужна книга?

 Чтобы ответить на этот вопрос правильно, давайте пройдем к Центру книги.

– Какие бывают книги?

 – При помощи чего  скреплены  листы в книге?

Что пишут на обложке?

Предполагаемые ответы детей: на лицевой стороне книги пишут, как называется книга и указывается фамилия автора.

Вывод: Книги бывают разные: толстые, тонкие, с картинками и без, энциклопедии, научные, раскладушки, музыкальные, малышки.

Дети совместно с педагогом располагают метки на «ленте времени». 

– Что мы хотим ещё узнать о книге?

– Как мы это можем узнать?

–  А вы знаете,  где и как  делают эти книги?

3. «Открытие» новых знаний и умений

Дети  совместно с педагогом размещаются возле телевизора.

– Давайте посмотрим  познавательный  фильм, который называется «Экскурсия в типографию».

Комментарии педагога  по ходу фильма: «Печатник изготавливает несколько негативов большого размера. На каждом негативе несколько страниц книги. Затем эти негативы (они называются монтажными листами) укладывают на тонкую металлическую пластину. После воздействия света изображения появляются на этой пластине, и пластина готова для того, чтобы на неё наносилась краска, и с неё печатались страницы книги. Металлическую пластину погружают в большие цилиндры, покрывают краской, которая прилипает только в тех местах, где на пластине находятся буквы и иллюстрации. После этого через цилиндры пропускают большие листы бумаги, и краска с пластин отпечатывается на бумаге. Когда краска высохнет, машины многократно складывают и обрезают листы. Затем их складывают в так называемые тетради страница к странице. Затем все тетради собирают вместе для переплёта. Сшивают на специальной машине – брошюраторе, а затем все собранные страницы приклеивают к обложке книги. Так получаются замечательные книги для детей».

Педагог берет  в руки книгу.

– Как вы думаете, всегда ли книги были такими как сейчас?

– А знаете ли вы, как  появилась первая книга на земле? Как она выглядела? Из чего была сделана? Как выглядели книги в разные времена?

 А хотели бы узнать?

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации

  Хотите  отправиться в путешествие, где мы узнаем всё о книге?

 Предлагаю вам «перенестись» в далекое прошлое (флажок-обозначение на ячейке  древнего мира).

 Давным-давно, когда вас не было, не было ни мам, ни пап, ни бабушки ни дедушки, когда люди ещё  жили в пещерах и охотились на мамонтов, книг тоже не было. Но древние люди тоже хотели узнавать что-то новое. Как они это делали?  Как вы думаете, на чём могли писать люди в древности? 

Предполагаемые ответы детей:  на скалах, на камне, на песке, на бересте, на листьях пальмы, с помощью узелкового письма (по ходу ответов педагог выставляет на мольберте  картинки).

Педагог с детьми рассаживаются вокруг круглого стола и пробуют выполнить рисунки на песке.

Как вы думаете, долго ли сохранится запись на песке? Почему?

 Вы сказали, что древние люди писали и на камне (демонстрация иллюстраций), и на пергаменте (тонкой дубленой кожи), и на папирусе (демонстрация папируса).  Папирус это такое растение, тростник, который обрабатывали, склеивали  свитки и писали на нём.

Как вы думаете, удобны ли были эти способы для передачи информации?

Шло время. Люди научились строить себе жилища, приручили домашних

животных, научились из глины делать посуду.

 Как вы думаете, а в то время книги уже появились?

Предполагаемые ответы детей 

Люди писали на глиняных дощечках. На мокрой глине процарапывались буквы, которые были похожи на клинья. Писали специально заточенной палочкой-стилем.  Отсюда и название письменности  клинопись. Хотите попробовать  написать на глиняных дощечках? Дети совместно с воспитателем пробуют писать на глиняных дощечках при помощи деревянных палочек (дети предполагают, что они в школе древнего мира).  

 Педагог комментирует действия детей по ходу работы:  удобно было писать? А если допускали  люди ошибки, как вы думаете,  можно было стереть?

 Что получилось? Эти глиняные дощечки  сушили в специальных печах, а затем скрепляли между собой веревкой.

Вывод:  В древние  времена, когда ещё не изобрели бумагу, люди для записей использовали камень, дерево, песок,  т. е. прочные материалы. А вот в древней Руси писали на бересте. Кто сможет  объяснить, что за материал – береста?

 Предполагаемые ответы детей: это кора березы.

Дети совместно с педагогом располагают   метки на «ленте времени»

Песок

Листья пальмы

Камень

Дощечки (глина воск)

Пергамент

Свитки

Папирус

Кодексы

Педагог переставляет  флажок-обозначение на средневековье на «ленте-времени».

 Прошло ещё много времени, прежде чем в Китае придумали способ изготовления бумаги. Люди изучили грамоту и стали писать на бумаге пером, отсюда и название «рукописные книги». Книги оформляли  картинками самоцветами, золотом, серебром. Показ картинок. Как по- вашему, это   хорошо или плохо? Предполагаемые ответы детей.

Педагог демонстрирует старинную книгу, написанную пером.

 Вы правы, это очень красиво. Но ведь не все могли иметь такие дорогие книги. Как вы думаете легко писать пером? Хотите попробовать?

Дети пробуют писать перьями (как в средневековой школе).  

 Как вы думаете, чем писали люди? Предполагаемые ответы детей: чернилами, молоком.

 Книг было мало, потому что уходило много времени, чтобы написать одну страницу. Бывало так, что страницу нужно было переписывать из-за чего, как вы думаете?

 Как, по вашему мнению, что могли  придумать люди, чтобы книг стало больше?

Предполагаемые ответы детей. 

Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было выписывать каждую букву. Книги печатали на печатном станке.

Демонстрация книги, изготовленной н апечатном станке.

– Эту книгу печатали на печатном станке при помощи литер. Вот они. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы напечатать букву?

Дети при помощи литер делают оттиски на листах бумаги.

Вывод: В средние века были рукописные книги и  появились печатные книги.

 Дети совместно с педагогом располагают метки на «ленте времени».

Сейчас мы  с вами вернулись в наше время.

– Книга делали и из пальмовых листьев, и из глины, и из бересты, пергамента,  папируса, а теперь у нас есть различные печатные книги и даже электронные.

– У вас есть ко мне вопросы?

– Что бы вы хотели ещё узнать?

5. Воспроизведение нового в типовой ситуации

 Как вы думаете, в будущем,  как будет выглядеть книга?

– В будущем наши книги могут быть музейными экспонатами.

– Как вы  и хотели, посетим нашу творческую мастерскую, во второй половине дня и изготовим свою книгу. У нас есть плотные белые листы бумаги, картинки, калька, копировальная бумага, цветная бумага, штампы с буквами, мешочек бисера. Осталось добавить немного фантазии, и мы изготовим все вместе  книгу.

6. Подведение итогов

Что нового вы узнали из нашего путешествия?

 Что вам запомнилось?

Какие новые слова узнали?

Иллюстрации на мольберте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи "Откуда пришла книга"

Дать детям понятие как делается книга....

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда пришла книга"

Создание условий для  формирования интереса к книге, как к источнику знаний и произведению искусства...

Конспект - занятия откуда пришла книга

Конспект - занятия откуда пришла книга...

Конспект открытого "Откудо пришла книга?"

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи в подготовителной группе. Занятие является заключительным по проектной деятельности....

Конспект открытого занятия по проектной деятельности в подготовительной к школе группе тема: "Откуда пришла книга?"

Задачи:Образовательные:Познакомить детей с историей возникновения книги.Напомнить об оформителях книг – художниками - иллюстраторами.Показать из каких частей состоит книга, и где хранятся книги....