Использование приемов мнемотехники при ознакомлении детей с художественной литературой
материал по художественной литературе

Полтарацкая Кристина Евгеньевна

Использование приемов мнемотехники при ознакомлении детей с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isprav.mnemotehnika_ped.sovet_.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение на тему:

«Использование приемов мнемотехники при ознакомлении детей с художественной литературой»

Выполнила: воспитатель

                                                                        Полтарацкая К. Е.

Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания».

Суть методики заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанном на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

-Развивать связную речь.

-Обогащать словарный запас.

-Формировать умение составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем-описаний.

- Обучать детей правильному звукопроизношению.

- Развивать сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

-Обогащать опыт восприятия жанров фольклора и художественной литературы

- Развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, стихотворений; пересказ небольших рассказов и сказок)

- Развивать психические процессы.

С помощью мнемотехники дети быстрее запоминают стихи, скороговорки, рассказы, составляют описательные рассказы, загадывают и отгадывают загадки, выстраивают логическую цепочку событий и воспроизводят историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

Структура мнемотехники

Мнемотехника строится от простого к сложному:

мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемотаблица

Мнемотаблица– это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Суть ее в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зашифровывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. В качестве символов используются:

-предметные картинки,

-силуэтные изображения,

-геометрические фигуры.

В младшем дошкольном возрасте нужно использовать яркие картинки. Начиная со среднего возраста можно вводить геометрические фигуры и силуэтные изображения, старшие дошкольники могут зарисовывать изображения самостоятельно.

Мнемотаблицы можно использовать для разучивания стихов, пересказывания сказок, скороговорок, пословиц. Ребенок сначала под руководством взрослого переходит от одного квадрата к следующему и при помощи нарисованных схем припоминает текст, в дальнейшем делает это самостоятельно. 

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж.

Работа по мнемотаблицам строится в три этапа:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3. Пересказ по данной теме.

Работа с рассказом, сказкой, стихотворением:

Чтобы составить мнемотаблицу нужно:

1. Разбить произведение на части, определяя важные моменты -например, выделить персонажей, расчертить лист бумаги на квадраты;

2. В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

3. Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

При работе над текстом соблюдается алгоритм:

1. Сначала взрослый читает текст и объясняет незнакомые слова, которые там встречаются. При чтении, если есть возможность, используются иллюстрации.

2. Затем ведется беседа по содержанию. Вопросы к беседе подготавливаются заранее. Они должны быть доступны детям, в то же время заставлять задуматься дошкольника, искать ответ с опорой на свой небольшой опыт.

3. Взрослый вновь читает текст и даёт установку на пересказ.

4. Предлагается для рассматривания мнемотаблица. Происходит преобразование рисунков-схем в образы. После перекодировки детям предлагается пересказывать текст с опорой на схему. 

-Отгадайте, какая сказка закодирована.

Педагогам предлагается разделиться на 2 команды, каждая из которой составляет мнемотаблицу по художественному произведению.

Результаты использования мнемотехники.

Данная методика обладает высокой результативностью. В большинстве случаев дети успешно овладевают мнемотехникой. С помощью нее у ребят существенно расширяется кругозор, что влияет на состояние словарного запаса. Происходит не только его увеличение, но и уточнение. Также дети дошкольного возраста лучше и быстрее овладевают глагольной лексикой, прилагательными, числительными, наречиями. Кроме того, развивается творческое мышление. Дошкольники с удовольствием придумывают различные истории, сказки. Благодаря мнемотехнике, у детей происходит всестороннее развитие речи, формируется связная речь, повышаются коммуникативные навыки. Ребенок не боится публичных выступлений, ему проще общаться со своими сверстниками. Использование мнемотехники повышает эффективность занятий с детьми дошкольного возраста, превращая процесс обучения в увлекательную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературойв разных группах детского сада....

Перспективное планирование по теме "Использование театрализованных игр при ознакомлении детей с художественной литературой".

Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на их место и находить способы помощи. Участвуя в играх дети знакомятся с окружающим миром через образы...

Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой

       Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной форм...

Деловая игра для педагогов «Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»

Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение художественного слова в работе с детьми....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. С.В. Курлыкина МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Мир литературы на вдохновляет, открывает красоту окружающего мира. Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети ...