Использование приемов мнемотехники при ознакомлении детей с художественной литературой
материал по художественной литературе
Использование приемов мнемотехники при ознакомлении детей с художественной литературой
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сообщение на тему:
«Использование приемов мнемотехники при ознакомлении детей с художественной литературой»
Выполнила: воспитатель
Полтарацкая К. Е.
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания».
Суть методики заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанном на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
-Развивать связную речь.
-Обогащать словарный запас.
-Формировать умение составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем-описаний.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Развивать сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
-Обогащать опыт восприятия жанров фольклора и художественной литературы
- Развивать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, стихотворений; пересказ небольших рассказов и сказок)
- Развивать психические процессы.
С помощью мнемотехники дети быстрее запоминают стихи, скороговорки, рассказы, составляют описательные рассказы, загадывают и отгадывают загадки, выстраивают логическую цепочку событий и воспроизводят историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
Структура мнемотехники
Мнемотехника строится от простого к сложному:
мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемотаблица
Мнемотаблица– это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Суть ее в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зашифровывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. В качестве символов используются:
-предметные картинки,
-силуэтные изображения,
-геометрические фигуры.
В младшем дошкольном возрасте нужно использовать яркие картинки. Начиная со среднего возраста можно вводить геометрические фигуры и силуэтные изображения, старшие дошкольники могут зарисовывать изображения самостоятельно.
Мнемотаблицы можно использовать для разучивания стихов, пересказывания сказок, скороговорок, пословиц. Ребенок сначала под руководством взрослого переходит от одного квадрата к следующему и при помощи нарисованных схем припоминает текст, в дальнейшем делает это самостоятельно.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж.
Работа по мнемотаблицам строится в три этапа:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3. Пересказ по данной теме.
Работа с рассказом, сказкой, стихотворением:
Чтобы составить мнемотаблицу нужно:
1. Разбить произведение на части, определяя важные моменты -например, выделить персонажей, расчертить лист бумаги на квадраты;
2. В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
3. Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
При работе над текстом соблюдается алгоритм:
1. Сначала взрослый читает текст и объясняет незнакомые слова, которые там встречаются. При чтении, если есть возможность, используются иллюстрации.
2. Затем ведется беседа по содержанию. Вопросы к беседе подготавливаются заранее. Они должны быть доступны детям, в то же время заставлять задуматься дошкольника, искать ответ с опорой на свой небольшой опыт.
3. Взрослый вновь читает текст и даёт установку на пересказ.
4. Предлагается для рассматривания мнемотаблица. Происходит преобразование рисунков-схем в образы. После перекодировки детям предлагается пересказывать текст с опорой на схему.
-Отгадайте, какая сказка закодирована.
Педагогам предлагается разделиться на 2 команды, каждая из которой составляет мнемотаблицу по художественному произведению.
Результаты использования мнемотехники.
Данная методика обладает высокой результативностью. В большинстве случаев дети успешно овладевают мнемотехникой. С помощью нее у ребят существенно расширяется кругозор, что влияет на состояние словарного запаса. Происходит не только его увеличение, но и уточнение. Также дети дошкольного возраста лучше и быстрее овладевают глагольной лексикой, прилагательными, числительными, наречиями. Кроме того, развивается творческое мышление. Дошкольники с удовольствием придумывают различные истории, сказки. Благодаря мнемотехнике, у детей происходит всестороннее развитие речи, формируется связная речь, повышаются коммуникативные навыки. Ребенок не боится публичных выступлений, ему проще общаться со своими сверстниками. Использование мнемотехники повышает эффективность занятий с детьми дошкольного возраста, превращая процесс обучения в увлекательную игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада.
Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературойв разных группах детского сада....
Перспективное планирование по теме "Использование театрализованных игр при ознакомлении детей с художественной литературой".
Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на их место и находить способы помощи. Участвуя в играх дети знакомятся с окружающим миром через образы...

Из опыта работы. "Методы и приемы по ознакомление детей с художественной литературой для развития речи"
Методы и приемы...

Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной форм...
Деловая игра для педагогов «Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой»
Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение художественного слова в работе с детьми....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. С.В. Курлыкина МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Мир литературы на вдохновляет, открывает красоту окружающего мира. Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети ...

