Статья по теме: «Приобщение дошкольников и их родителей к чтению художественной литературы».
статья по художественной литературе (старшая группа)

Горбунова Юлия Раильевна

Сегодня цифровые технологии развиваются быстро и внедрились в жизнь каждой семьи. Книга играет важную роль в развитии детей, становится особенно ценной. Чтобы сформировать в маленьком человеке личность, необходимо общаться с живой книгой.Только живое чтение влияет на психологические составляющие: развивает активно речь, воображение и эмоциональность, интеллект. Поэтому, необходимо знакомить детей с книгой с самого раннего возраста. Не только знакомить с живой книгой, но и вовлекать родителей, используя методы и технологии, которые разработаны педагогами-новаторами. Только в этом случае сегодня можно решить многие задачи по поставленной проблеме

Актуальностью данной темы является: приобщение дошкольников и их родителей к чтению художественной литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Составил: воспитатель Горбунова Ю.Р.

МОУ «Кременкльская СОШ»

,

Тема: «Приобщение дошкольников и их родителей к чтению художественной литературы».

«Книга, которую читает взрослый ребёнку, должна нравиться взрослому.

(Нина Васильевна Пикулева)

Сегодня цифровые технологии развиваются быстро и внедрились в жизнь каждой семьи. Книга играет важную роль в развитии детей, становится особенно ценной. Чтобы сформировать в маленьком человеке личность, необходимо общаться с живой книгой.

Только живое чтение влияет на психологические составляющие: развивает активно речь, воображение и эмоциональность, интеллект. Поэтому, необходимо знакомить детей с книгой с самого раннего возраста. Не только знакомить с живой книгой, но и вовлекать родителей, используя методы и технологии, которые разработаны педагогами-новаторами. Только в этом случае сегодня можно решить многие задачи по поставленной проблеме

Актуальностью данной темы является: приобщение дошкольников и их родителей к чтению художественной литературы.

Когда взрослый читает книгу, то в этот самый момент, незаметно для нас, обогащается словарь. Дети учатся строить предложения по картинкам или опорным словам. Развивается логическое мышление, и формируется навык анализировать полученную информацию через чтение книги. Важно не забывать и про эмоциональную сторону. С героями произведений ребёнок переживает различного характера эмоции. Таким образом, во время чтения эмоции помогают детям учиться понимать и выражать свои чувства, сопереживать другим. Для ребенка открывается сказочный мир и тайны. Тем самым стимулируются творческие способности.

Книга – важный помощник при формировании нравственных ценностей: добро и зло, дружба и справедливость. Все данные понятия формируются у ребёнка постепенно, на каждой стадии взросления, а взрослый помогает понять характер и поступки героя следующими способами: инсценировка, мини-театр домашний, изобразить мимику и жесты, лепить и рисовать вместе.

Таким образом, укрепляются семейные связи, становятся отношения доверительнее и ближе. Совместное чтение создает особую атмосферу близости и доверия между родителями и детьми. Когда ребёнку читает взрослый книжку, то приобретает навык слушания, понимания текста, умение концентрировать внимание. Данные навыки, полученные с раннего детства и до школьного взросления, являются главной основой для успешного обучения.

К сожалению, сегодня в нашем быстро развивающем мире многие родители, занятые повседневными делами, и не достаёт времени уделять достаточно времени, чтобы почитать книжку. Поэтому родители применяют электронные средства, а это может привести к снижению интереса ребенка к книгам и, как следствие, к замедлению его общего развития.

Целью по данной теме является: создать условия для формирования интереса к художественной литературе у дошкольников и их родителей.

Чтобы достигнуть цели необходимо решить следующие  задачи:

- познакомить детей с многообразием детской художественной литературы;

- развить у детей навыки слушания, понимания прочитанного;

- учить отвечать на вопросы по тексту, высказывать свое мнение;

- формировать у родителей понимание важности чтения вслух и его влияния на развитие ребенка;

- оказать содействие родителям в практической работе, предоставить рекомендации;

- способствовать формированию семейной традиции чтения.

Для того, чтобы решить поставленные задачи, мы нашли пути решения.

По приобщению к чтению нужно подходить комплексно, что требует совместных усилий педагогов и родителей. Встаёт вопрос: какие направления выбрать в практической работе?

В детском саду дошкольном чтение является, как часть образовательного процесса. Читаем детям вслух разнообразные произведения (сказки, стихи, рассказы, басни), при этом, мы заметили, что детям нравится, используем мимику и жесты. Тогда беседовать по прочитанному веселее и живее. Обсуждаем сюжет, поступки героев, их чувствах. На практике мы заметили, что появляется необходимость задавать вопросы, так как они стимулируют размышления маленьких читателей.

Так же в нашей группе мы внедрили следующую работу: игра по мотивам произведений, театрализация с куклами и костюмами, рисование героев и сцен на плакатах, создание аппликаций, сочинение собственных историй. Рассказы детей записываем на аудио, затем в свободное время включаем запись и прослушиваем. Придумали игру: «Чей голос?, «Кто рассказал смешнее?»

В группе организуем книжные выставки, которые посвящаем определенной теме, автору или жанру. Так же совместно с родителями создали в группе мини-библиотеку. Во время создания библиотеки ребята обратились к нам с вопросом: «А мы можем сходить в настоящую библиотеку, где тётя книжки даёт?» Данный отклик у детей подтверждает факт, что книга для ребёнка не только важен, но становится другом, что развивается интереса к книгам через различные виды деятельности: экскурсии в библиотеку, где знакомимся с правилами пользования книгой и журналами, онлайн-встреча с писателем. Например, встречались с Пикулевой Ниной Васильевной. Нина Васильевна рассказала интересные факты своего творчества, рассказала, как создавались книжки, и кто иллюстрировал их. Было нам приятно видеть в живую книжки писательницы. Мы были с детьми в восторге, когда нам сообщили, что Нина Васильевна передала в сельскую библиотеку красочные книжки. Родители с детьми после беседы приобрели книжки Нины Васильевны. Теперь и дома и в группе дети любят читать книжку «Отгадай загадку, папа!» - из серии «От 7 до 12». На наш вопрос, какую книгу читать родителям, Нина Васильевна ответила: «Книга, которую читает взрослый ребёнку, должна нравиться взрослому. Если вам не нравится – лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребёнка»…

Увлекательное общение с Ниной Васильевной сильно повлияло на нас, на педагогов, на нашу деятельность по поставленной проблеме на сегодня. Мы нашли пути решения по поставленным задачам:

  • Проводим консультации для родителей индивидуальные беседы с по вопросам приобщения к чтению. Оформляем стенд, и обновляем информацию в чате группы – размещаем рекомендации, списков литературы.
  • По возможности родителей привлекаем принять участие в мастер-классах: на первой встрече мы показали родителям секреты чтения произведений: выразительного чтения, ведения диалога с ребенком о книге, способам превращения чтения в увлекательную игру.
  • Создали в группе совместный проект: «Читаем дома». Как контролируем работу в семье? Разместили в группе красочный стенд, где размещаем несколько произведений (выбирают родители). Какое родители прочтут детям произведение, на то окошечко приклеивают наклейку или смайлик на липучке.
  • Как проводят мастер-класс родители в группе?

Родители делятся любимыми книгами своего детства, рассказывают о них детям. Предоставляют доступ к семейному альбому, где родитель и ребёнок рассказывают о играх семейных, о домашней детской библиотеке.

Играем в «Кукольный театр» вместе. По мотивам прочитанных сказок родители и дети вместе готовят представления. Записывают деятельность на видео и предоставляют материал на носителе, чтобы ребёнок посмотрел в группе и поделился со сверстника впечатлениями, а так же опытом. Также проводим в группе Конкурс рисунков, поделок.

6. Стимулируем творчески активную семью: вручаем Дипломы и памятные сувениры.

Заключение:

Приобщение дошкольников и их родителей к чтению художественной литературы – это кропотливый и целенаправленный процесс, требующий системности. От тесного сотрудничества детского сада и семьи, от активного вовлечения родителей в литературную жизнь ребенка, зависит результат. Когда чтение становится общей радостью, оно превращается в мощный инструмент развития, способствующий формированию гармоничной, творческой и интеллектуально развитой личности. Чтение книг сегодня является самым важным и ценным. Только чтение в будущее  для наших детей, повлияет на важные духовные аспекты во взрослой жизни: способность мыслить, чувствовать и понимать мир во всей его многогранности.

Список литературы:

  1. Гербова В.В., Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий .- 2-ое изд., испр.и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,- 2024.- 146 с.
  2. Куликова, Т. А., 2021 г. – «Семья и детский сад: пути взаимодействия в формировании читательской активности дошкольников».
  3. Петрова, М. А. – 2022 г. – «Развитие интереса к чтению у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Педагогика и психология образования, (4), 78-85.
  4. Сидорова, Л. Н., - 2020 г. – «Книга в жизни дошкольника: рекомендации для родителей. Москва: Издательство «Просвещение».
  5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,- 2023.- 256 с.
  6. О. С. Ушаковой «Речевое развитие детей 3-7 лет» — Издательство "Просвещение", - 2022.- 481 с.
  7. «Превращения. Развитие диалектического мышления в детском саду: Методическое пособие для работы с детьми 3-7 лет»/Под ред.О.А.Шиян.-
  8. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,- 2022.- 328 с.
  9. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 6-ое изд., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,- 2020.- 368 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей: "Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек".

эта консультация позволит родителям малышей близко находить контакт с книгой с помощью изготовления книжек-малышек,а также заниматься совместной трудовой деятельностью....

Презентация : "Новые подходы по приобщению детей и их родителей к чтению художественной литературы.

Проблема чтения стоит в современном мире очень остро. Почему люди не читают, зачем нужно Читать, как приобщить детей и их родителей к чтению. Об этом данная презентация....

Приобщение детей раннего возраста и родителей к чтению художественной литературы через изготовление книжек-малышек

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную...

консультация для родителей " Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы"

консультация для родителей о приобщении детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы...

Приобщение детей раннего возраста и родителей к чтению художественной литературы

ldquo;Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременнос ним и даже раньше, чем впервые р...

Консультация для родителей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

Консультация для родителей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы»...

Мастер – класс для родителей воспитанников первой группы раннего возраста «Приобщение детей раннего возраста и родителей к чтению художественной литературы через изготовление книжек-малышек»

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта...