Познавательно-творческий проект «Сундучок чудес и приключений».
проект по художественной литературе (средняя группа)
Познавательно-творческий проект
«Сундучок чудес и приключений».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
Рассмотрена на заседании Педагогического совета протокол № ___ от «___» ________ г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ ДСКВ «Солнышко» ____________ Морозова Г.В. Приказ № _____ от «___» ______ г. |
Познавательно-творческий проект
«Сундучок чудес и приключений».
группы общеразвивающей направленности 4-5 лет
«Улыбка»
Срок реализации: октябрь 2025 – май 2026 учебный год
Целевая аудитория:
дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Воспитатели
Дворцова О.А.
Покачи
2025 г
Паспорт проекта.
Наименование проекта | Долгосрочный познавательно - творческий проект «Сундучок чудес и приключений» |
Вид проекта | Познавательно-творческий, долгосрочный (октябрь 2025г. – май 2026г.). |
Участники проекта | Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители. |
Цель проекта | Развитие связной последовательной речи детей, любознательность, творческое воображение, память посредством чтения художественной литературы. |
Задачи проекта | Образовательные: -расширить представление детей о сказках; -учить детей рассуждать; - закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) для передачи характера персонажа сказки; - совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли. -обогащать и расширять словарный запас детей. Развивающие: -развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; -развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; -развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях; Воспитательные: -воспитывать чувства дружбы и коллективизма. -воспитывать культуру речи. |
Срок и этапы реализации проекта | Октябрь 2025 –май 2026 года I этап – подготовительный: октябрь 2025. - консультация для родителей; - оформление книжного уголка в группе; - подбор наглядно-дидактического материала. II этап – основной: ноябрь2025г –апрель 2026г. -реализация плана проекта; - составление с детьми правил чтения книг; - изготовление масок сказочных героев и кукольного театра родителями совместно с детьми; -рассматривание иллюстраций русских народных сказок; -чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке; -проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр; -отгадывание загадок по сказкам; -драматизация и театрализация сказок с помощью кукольного спектакля и масок; -раскрашивание иллюстраций к сказкам; III этап – заключительный: май 2026г. - помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками, помощь в изготовление масок и атрибутов для драматизации сказок. - чтение сказок с детьми дома; - подведение итогов проектной деятельности. |
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому я решила уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Актуальность.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать и является слушателем читаемого ему. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
Для развития интереса к русским народным сказкам и повышения читательской грамотности у детей 4-5 лет был проведен проект «Сундучок чудес и приключений». Он осуществлялся, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок, для драматизации литературных произведений родители совместно с детьми изготавливали маски сказочных героев.
Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. И поэтому с целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект.
Предполагаемые результаты:
- В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов
дети приобщатся к художественной литературе и театральной деятельности, расширят кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформируют запас литературных впечатлений, научатся сочинять сказки, иллюстрировать, инсценировать.
- Родители воспитанников проявят интерес к чтению художественной литературы, осознают роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также постараются ежедневно читать детям по вечерам.
- Проектный метод разовьет познавательный интерес к различным областям знаний, сформирует навыки сотрудничества.
- Проект способствует развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети научатся продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.
Этапы реализации проекта.
Период | Мероприятия | Работа с родителями |
Подготовительный этап | ||
Октябрь |
| Анкетирование родителей: «Может ли Ваш ребенок слушать сказки». |
Основной этап | ||
Ноябрь |
| Консультации для родителей: «Сказки в воспитании и развитии ребенка» Памятка «Что и сколько читать детям пяти лет?» |
Декабрь |
| Консультации для родителей «Правила чтения книг ребенку». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. |
Январь |
«Маша и медведь».
| Экскурсия в городскую библиотека. (дети, родители) |
Февраль |
| Изготовление с детьми рисунков по теме «По дороге сказок». Помощь в изготовление пособия для показа театра «Петушок и бобовое зёрнышко». |
Март |
«Заюшкина избушка».
| Помощь в изготовление пособия для показа пальчикового театра «Заюшкина избушка». |
Апрель |
| Провести с родителями вместе с детьми акцию «Подари книгу детскому саду с автографом». |
Заключительный этап. | ||
Май |
| |
Итоги реализации проекта.
Проведенный проект «Сундук со сказками» способствует речевому развитию дошкольников среднего возраста посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой.
Сказка помогает ребенку:
- Самосовершенствоваться;
- Саморазвиваться;
- Активизировать различные стороны мыслительных процессов;
- У детей повысился уровень знаний о сказках;
- Умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними;
- Понимание детьми сказки;
- Способность понимать связь между событиями и строить умозаключения;
- Повысилась речевая активность.
- Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
- Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- Творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости;
- Расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
Список литературы:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод.
Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.- М.: Просвещение,2005г.
- Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. О.М. Ельцова.
- Книги по социокультурным истокам. (Книги для занятий, альбом для рисования.)
- Русские народные сказки.
Памятка «Что и сколько читать детям пяти лет?»
Читайте детям. Выбирайте книги с крупным шрифтом, яркими картинками и понятным языком, обсуждайте прочитанное вместе с ребенком, чтобы развивать его кругозор .
Что читать
- Классика:
- Сказки А.С. Пушкина
- «Конёк-Горбунок» П. Ершова
- Произведения Г.Х. Андерсена («Снежная королева», «Русалочка»)
- Сказки П. Бажова («Серебряное копытце»)
- Произведения С. Маршака, А. Барто
- Современная детская литература:
- Рассказы Н. Носова, В. Драгунского
- Сказки В. Катаева («Цветик-семицветик»)
- Поэзия:
- Ритмичные и понятные стихотворения, например, «Дядя Степа» С. Михалкова
- Познавательные книги:
- Иллюстрированные энциклопедии в картинках
- Научно-популярные книги о животных, машинах
- Интерактивные книги:
- Книжки-игрушки с объемными элементами и музыкальным сопровождением
Сколько читать
- Продолжительность: 5–10 минут в день
- Частота: Ежедневно
- Важно:
- Не переутомляйте ребенка. Чтение дольше 10 минут может вызвать утомление.
- Создайте комфортные условия: хорошее освещение, удобное положение тела, правильное расстояние до книги (не менее 30-35 см).
- Обсуждайте прочитанное, чтобы стимулировать интерес и улучшить понимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Чудеса в Дедморозовке"
Новогодние праздники, с приходом Деда Мороза, Снегурочки, новогодней ёлки, несут в себе дух укрепления семейных традиций, создают ауру чистоты, возобновления и надежды и являются для нас наиболе...

Познавательно-творческий проект "Осенние приключения"
ПРОЕКТ «Осенние приключения»Автор проекта: Воспитатель Андреева Надежда ГеннадьевнаТип проекта: Познавательно-творческийУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации пр...

Познавательно – творческий проект: «Волшебный лес – полон чудес»
МДОАУ «Детский сад № 92 г. Орска»Познавательно – творческий проект: «Волшебный лес – полон чудес»Программное содержание:«Я сорвала цветок, и он завял.Я поймал...

Познавательно-творческий проект "Новогодние чудеса" в первой младшей группе
Познавательно-творческий проект по работе с детьми 1 младшей группы "Новогодние чудеса"....

Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельностьобразовательная область: познавательное развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...

Познавательно-творческий проект «Игрушка народная – чудо из чудес»
Формировать познавательный интерес к культуре и истории русского народа и уважение к национальным традициям....

ПРОЕКТ познавательно-творческий для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса народных промыслов России»
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоя...
