Познавательно-творческий проект «Сундучок чудес и приключений».
проект по художественной литературе (средняя группа)

Дворцова Ольга Александровна

 

Познавательно-творческий проект

«Сундучок чудес и приключений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Рассмотрена

на заседании Педагогического  совета

протокол № ___

от «___»  ________ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

____________ Морозова Г.В.

Приказ № _____ от «___» ______ г.

Познавательно-творческий проект

«Сундучок чудес и приключений».

группы общеразвивающей   направленности 4-5 лет

«Улыбка»

Срок реализации: октябрь 2025 – май 2026 учебный год

Целевая аудитория:

дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Воспитатели

Дворцова О.А.

Покачи

2025 г

Паспорт проекта.

Наименование проекта

 Долгосрочный познавательно - творческий проект «Сундучок чудес и приключений»

Вид проекта

Познавательно-творческий, долгосрочный (октябрь 2025г. – май 2026г.).

Участники проекта

Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Цель проекта

 Развитие связной последовательной речи детей, любознательность, творческое воображение, память посредством чтения художественной литературы.

Задачи проекта

Образовательные:

-расширить представление детей о сказках;

-учить детей рассуждать;

- закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) для передачи характера персонажа сказки;

- совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли.

-обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

-развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

-развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

-развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

Воспитательные:

-воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

-воспитывать культуру речи.

Срок и этапы

реализации проекта

Октябрь 2025 –май 2026 года

I этап – подготовительный: октябрь 2025.

- консультация для родителей;

- оформление книжного уголка в группе;

- подбор наглядно-дидактического материала.

II этап – основной: ноябрь2025г –апрель 2026г.

-реализация плана проекта;

- составление с детьми правил чтения книг;

- изготовление масок сказочных героев и кукольного театра родителями совместно с детьми;

-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;

-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;

-проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;

-отгадывание загадок по сказкам;

-драматизация и театрализация сказок с помощью кукольного спектакля и масок;

-раскрашивание иллюстраций к сказкам;

III этап – заключительный: май 2026г.

- помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками, помощь в изготовление масок и атрибутов для драматизации сказок.

- чтение сказок с детьми дома;

- подведение итогов проектной деятельности.

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!

А. Лесных

Проблема:

        К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому я решила уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Актуальность.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать и является слушателем читаемого ему. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.

Для развития интереса к русским народным сказкам и повышения читательской грамотности у детей 4-5 лет был проведен проект «Сундучок чудес и приключений». Он осуществлялся, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок, для драматизации литературных произведений родители совместно с детьми изготавливали маски сказочных героев.

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. И поэтому с целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект.

Предполагаемые результаты:

  • В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов

дети приобщатся к художественной литературе и театральной деятельности, расширят кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформируют запас литературных впечатлений, научатся сочинять сказки, иллюстрировать, инсценировать.

  • Родители воспитанников проявят интерес к чтению художественной литературы, осознают роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также постараются ежедневно читать детям по вечерам.
  • Проектный метод разовьет познавательный интерес к различным областям знаний, сформирует навыки сотрудничества.
  • Проект способствует развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети научатся продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.

Этапы реализации проекта.

Период

Мероприятия

Работа с родителями

Подготовительный этап

Октябрь

  1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  2.  Подбор методической литературы для реализации проекта.
  3. Изучение научно-методической литературы по теме проекта.

Анкетирование родителей:

«Может ли Ваш ребенок слушать сказки».

Основной этап

Ноябрь

  1. Загадка о книге
  2. Беседа: «В гости к сказке»
  3. Д.и. «Салат из сказок», «Из какой мы сказки?»,
  4. Выставка разнообразных книг сказок, иллюстраций к сказкам
  5. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»
  6. Рисование по иллюстрациям из сказки.

Консультации для родителей:

«Сказки в воспитании и развитии ребенка»

Памятка «Что и сколько читать детям пяти лет?»

Декабрь

  1. Чтение русской народной сказки «Теремок».
  2. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
  3.  Рисование по сюжету сказки «Мой любимый герой»
  4. Д.и. «Волшебные слова», «Что сначала, что потом», «Найди отличия»
  5. Кукольный театр «Теремок» ( показ сказки для группы «Колобок»

Консультации для родителей

«Правила чтения книг ребенку».  

Папка – передвижка

«Народные сказки в системе воспитания дошкольников.

Январь

  1. Чтение русской народной сказки

«Маша и медведь».

  1. Игра-пазлы.
  2. Вспомним сказку по коллажу.
  3. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь» с помощью иллюстрации.

Экскурсия в городскую библиотека. (дети, родители)

Февраль

  1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
  2. Показ  теневого театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».
  3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.
  4. Вспомним сказку по коллажу.
  5. Пересказ детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью иллюстрации и пособия.

Изготовление с детьми рисунков

по теме «По дороге сказок».

Помощь в изготовление пособия для показа театра

«Петушок и бобовое зёрнышко».

Март

  1. Чтение русской народной сказки

«Заюшкина избушка».

  1. Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».
  2. Настоль-печатная игра «Собери фигурку».
  3. Вспомним сказку по коллажу.
  4. Пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью иллюстраций.
  5. Сюжетно- ролевая игра по сказке

Помощь в изготовление пособия для показа

пальчикового театра

«Заюшкина избушка».

Апрель

  1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».
  2. Настольно-печатная игра «Собери картинку».
  3. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
  4.  Пересказ сказки «Волк и козлята» при помощи наводящих вопросов.
  5.  Двигательная деятельность: соревнование козлят с волком.

Провести с  родителями  вместе с детьми  акцию «Подари книгу детскому саду с автографом».

Заключительный этап.

Май

  1. Выставка рисунков «Сундук со сказками».
  2. Развлечение «По тропинкам сказок»
  3. Составление сказки по сюжетно-ролевым картинкам «Расскажи сказку по серии картинок».

Итоги реализации проекта.

Проведенный проект «Сундук со сказками» способствует речевому развитию дошкольников среднего возраста посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

        В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой.

        Сказка помогает ребенку:

  • Самосовершенствоваться;
  • Саморазвиваться;
  • Активизировать различные стороны мыслительных процессов;
  • У детей повысился уровень знаний о сказках;
  • Умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними;
  • Понимание детьми сказки;
  • Способность понимать связь между событиями и строить умозаключения;
  • Повысилась речевая активность.
  • Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
  • Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • Творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости;
  • Расширению словарного запаса.

        Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

        Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

        Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод.

Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.- М.: Просвещение,2005г.

  1. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. О.М. Ельцова.
  2.  Книги по социокультурным истокам. (Книги для занятий, альбом для рисования.)
  3. Русские народные сказки.  

Памятка «Что и сколько читать детям пяти лет?»

        Читайте детям. Выбирайте книги с крупным шрифтом, яркими картинками и понятным языком, обсуждайте прочитанное вместе с ребенком, чтобы развивать его кругозор . 

Что читать

  • Классика:
  • Сказки А.С. Пушкина
  • «Конёк-Горбунок» П. Ершова
  • Произведения Г.Х. Андерсена («Снежная королева», «Русалочка»)
  • Сказки П. Бажова («Серебряное копытце»)
  • Произведения С. Маршака, А. Барто
  • Современная детская литература:
  • Рассказы Н. Носова, В. Драгунского
  • Сказки В. Катаева («Цветик-семицветик»)
  • Поэзия:
  • Ритмичные и понятные стихотворения, например, «Дядя Степа» С. Михалкова
  • Познавательные книги:
  • Иллюстрированные энциклопедии в картинках
  • Научно-популярные книги о животных, машинах
  • Интерактивные книги:
  • Книжки-игрушки с объемными элементами и музыкальным сопровождением 

Сколько читать

  • Продолжительность: 5–10 минут в день
  • Частота: Ежедневно
  • Важно:
  • Не переутомляйте ребенка. Чтение дольше 10 минут может вызвать утомление.
  • Создайте комфортные условия: хорошее освещение, удобное положение тела, правильное расстояние до книги (не менее 30-35 см).
  • Обсуждайте прочитанное, чтобы стимулировать интерес и улучшить понимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Чудеса в Дедморозовке"

Новогодние праздники, с приходом Деда Мороза, Снегурочки, новогодней ёлки, несут в себе дух укрепления семейных традиций, создают ауру чистоты, возобновления и надежды и являются для нас наиболе...

Познавательно-творческий проект "Осенние приключения"

ПРОЕКТ «Осенние приключения»Автор проекта: Воспитатель Андреева Надежда ГеннадьевнаТип проекта: Познавательно-творческийУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации пр...

Познавательно – творческий проект: «Волшебный лес – полон чудес»

МДОАУ «Детский сад № 92 г. Орска»Познавательно – творческий проект: «Волшебный лес – полон чудес»Программное содержание:«Я сорвала цветок, и он завял.Я поймал...

Познавательно-творческий проект "Новогодние чудеса" в первой младшей группе

Познавательно-творческий проект по работе с детьми 1 младшей группы "Новогодние чудеса"....

Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»

Совместная познавательно-творческая, игровая  деятельностьобразовательная область: познавательное  развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...

Познавательно-творческий проект «Игрушка народная – чудо из чудес»

Формировать познавательный интерес к культуре и истории русского народа и уважение к национальным традициям....

ПРОЕКТ познавательно-творческий для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса народных промыслов России»

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоя...